Научная статья на тему 'Рынок туристических услуг: проблемы ценообразования'

Рынок туристических услуг: проблемы ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
971
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ / РЕГРЕССИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / TOURISM / PRICING FACTORS / METHODS OF PRICING MANAGEMENT / REGRESSION / CORRELATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Грызунова Наталья Владимировна, Ань Буй Нгок

Статья посвящена актуальной теме сов-ременности развитию туристической сферы услуг. Развитие технологий туриз-ма является ведущей тенденцией дина-мики мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией совре-менного общества. Макроэкономическая финансовая статистика подтверждает минимальную амплитуду циклического колебания сферы обслуживания, что превращает ее в антициклический инс-трумент. В РФ определена экономичес-кая задача государственной политики в сфере туристических услуг превратить туризм в конкурентоспособный, иннова-ционный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье определяются ценообразующие фак-торы и определяются ключевые из них, ответственные за стоимость туристичес-кого продукта. Данная работа отвечает на такие вопросы туристической фирмы как: определение оптимальной группы, формирование транспортного тарифа, структура туристического продукта по основным и сопутствующим услугам и их ассортимент, способы продажи. Даны практические советы по расчёту издержек. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы выступали корреляционно-регрессионный и кластерный анализы. В статье сделан вывод, что основными методами марке-тингового управления ценообразованием на рынке туристических услуг являются: переход к унифицированной технологии предоставления обслуживания на базе ИСО; интенсификация и интеграции сфе-ры производства и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual topic of our time the development of tourism services. The development of tourism is the leading technology trend dynamics maroon economic caused social restructuring of modern society. Macroeconomic Financial Statistics conrms the minimum amplitude of cyclical uctuations in the service sector, which turns it into countercyclical tool. In the Russian Federation the economic problem of a state policy in the sphere of tourist services is defined to having turned tourism in competitive, innovative, countercyclical, and highly protable sector of national business. In article pricing factors are dened and are dened key of them, responsible for the cost of a tourist product. This work answers such questions of travel company as: denition of optimum group, formation of a transport tariff, structure of a tourist product on the main and accompanying services and their range, ways of sale. A practical advice by calculation of expenses is given. Correlation and regression and cluster analyses acted as research tools when performing work. In article the conclusion is drawn that the main methods of marketing management of pricing in the market of tourist services are: transition to the unified technology of granting a service on the basis of ISO; intensication and integration of the sphere of production and services

Текст научной работы на тему «Рынок туристических услуг: проблемы ценообразования»

рынок туристических услуг: проблемы ценообразования

УДК 338.5

Ирина Анатольевна Киселева,

д.э.н., профессор, профессор кафедры математических методов в экономике Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова) Тел.: +7 (495) 614 16 20 Эл. почта: Kia1962@list.ru.

Наталья Владимировна Грызунова,

д.э.н., профессор, профессор кафедры математических методов в экономике Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) Тел.: +7 (968) 954 31 06 Эл. почта: nat-nnn@yandex.ru

Буй Нгок Ань,

аспирант кафедры математических методов в экономике Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) Тел.: +7 (965) 261 92 92 Эл. почта: banhchik@gmail.com

социальной~реструктуризацией современного общества. Макроэкономическая финансовая статистика подтверждает

колебЯИЧЯВ^ы I ^иваР

1. введение

Развитие технологий туризма является ведущей тенденцией мировой экономики, обусловленной социальной реструктуризацией современного социума. Макроэкономические исследования последних лет подтверждают факт минимальной амплитуды циклических колебаний сферы обслуживания, и то, что сфера услуг обмеляет экономический цикл, что превращает ее в инструмент стабилизации экономики. В РФ определена экономическая цель государственной политики в сфере туризма - превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, высокодоходный сектор национальной экономики. Государственное регулирование рынка туристических услуг предполагает согласования регламентации услуг не только туристского профиля, но и сопутствующих ему форм. Государство стремится создавать равные условия конкуренции между основными участниками туристического рынка: туроператору, турагенту, информационной системе бронирования (ТИЦ), интернет-магазину, и, собственно туристам, для последних предусматривают дополнительные факторы защиты. Эти усилия нашли отражение в новом законе1. Статус турфирмы и потребителя её услуг кардинально меняется с 01.01.2016 г. Изменение структуры затрат туристической фирмы необходимо для того, чтобы она (фирма) могла оставаться конкурентоспособной на

колебаниям курса |рмации тшбова-сопровождения. торый должны ализ влияния

превр труме кая за сфере туриз

иклический ономи нной полити евра инн

ча

ристи 1 конкур

ционный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В статье определяются ценообразующие факторы и определяются ключевые из них, ответственные за стоимость туристического продукта. Данная работа отвечает на такие вопросы туристической фирмы как: определение оптимальной группы, формирование транспортного тарифа, структура туристического продукта по основным и сопутствующим услугам и их ассортимент, способы продажи. Даны практические советы по расчёту издержек. В качестве исследовательского инструментария при выполнении работы выступали корреляционно-регрессионный и кластерный анализы. В статье сделан вывод, что основными методами маркетингового управления ценообразованием на рынке туристических услуг являются: переход к унифицированной технологии предоставления обслуживания на базе ИСО; интенсификация и интеграции сферы производства и услуг.

Ключевые слова: туризм, факторы ценообразования, методы управления ценообразованием, регрессия, корреляция.

вн ни тв ен

нтированы оптимизаци ценообразующих факторов. Воистину, в предстоящие годы основным путем оптимизации затрат фирмы будут инновационная и научно-технологичес-

ляющая: единая^Врма^оНННШтЛдартНя сЦНВтраховки;

внутри страны; н|роговы1шь£&£Ь1 дЦ оргащзаций-телейКшЯГы ИНДФЛ. (ХотИ отноИНИЧюмИнащшИработ->тЦйода1К ост|1ИСЬ теЯ|^%)^с1нШ^1Ренения

одели ценообрИВванияЧаЧурЯстичЯИипродукт. Компетентное ценообразование - залог конкурентоспособности.

Существует множество методов оценки причинно-следственных связей между двумя и более исследуемыми явлениями для адекватного отражения в ценообразовании. Ориентация на сервис качественно меняет алгоритм функционирования организаций, траектория которых всегда направлена к максимизации и накопления своего материально-технического и социального потенциалов в сфере обслуживания. Экономическая цель этого «качественного скачка» состоит в росте конкурентоспособности «модели доминирования услуг», которая стала «обживаться» в российской экономике [1, 2]. Для учета многообразных факторов, в том числе, и негативных, в туризме лучше всего подходит регрессионный и кластерный анализы. [3].

2. регрессионный и корреляционный анализ факторов ценообразования

Регрессионный метод позволяет описать характер взаимосвязей социальных, экономических и общественных явлений, даёт количественную оценку зависимости изучаемых факторов, что позволяет прогнозировать дальнейшие возможные изменения в них. Имея данные о взаимных связях, можно делать прогнозы, планировать и реализовывать соответствующие мероприятия воздействия для оптимизации влияние факторов ценообразо-

1 Федеральный закон от 12.02.2015 № 9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма».

Irina A. Kiseleva,

Doctor of Economics, Professor, Department of Mathematical Methods in Economics Plekhanov Russian University of Economics Tel.: +7 (495) 614 16 20 E-mail: Kia1962@list.ru

Natalya V. Gryzunova,

Doctor of Economics, Professor, Department of Taxes and Taxation chair Plekhanov Russian University of Economics Tel.: +7 (968) 954 31 06 E-mail: nat-nnn@yandex.ru.

Bui Ngoc Anh,

graduate student, Department of Mathematical Methods in Economics Plekhanov Russian University of Economics Tel.: +7 (965) 261 92 92 E-mail: banhchik@gmail.com

TOURISM MARKET: PRICING ISSUES

The article is devoted to the actual topic of our time - the development of tourism services. The development of tourism is the leading technology trend dynamics maroon economic caused social restructuring of modern society. Macroeconomic Financial Statistics confirms the minimum amplitude of cyclical fluctuations in the service sector, which turns it into countercyclical tool. In the Russian Federation the economic problem of a state pQjMy|^l|e spl||||Hj|l|||jBt se is def¡в|l^tO®kw¡ngt|l||lato|l|m in compeflfe, innolllve, coHercyclip, and highly Hfitable »lor of ^^onal bHness. In arti^^^ricingi^^^rs arHefinedp!d are def¡ned1|||||jf||m, respoHble fori of a tourist^foffict. This w^ answers ! questions of travel company as: definition of optimum group, formation of a transport tariff, structure of a tourist produr

main methods of marketing management of pricing in the market of tourist services are: transition to the unified technology of granting a service on the basis of ISO; intensification and integration of the sphere of production and services.

Keywords: tourism, pricing factors, methods of pricing management, regression, correlation.

вания на рыночные тарифы услуг, что в свою очередь обеспечит маркетинговые преимущества фирмы. [4, с. 245]. Практика свидетельствует о достаточно высокой точности подобных прогнозов: на протяжении ряда сезонов действительные продажи туров отличались от предсказанных на +6%. Корреляция предполагает последовательность изучения, при которой первоначально необходимо оценить степень коррелированности тарифа и ценообразующих факторов, а также степень связей между самими определяющими факторами. В комплексе факторов, необходимо определить взаимовлияние компонентов разных уровней, туристический бизнес должен базироваться на латеральных предприятиях, следует рассмотреть матрицу парных и частных коэффициентов корреляции, что позволит изучить специфику связей факторов в комплексе рассм ельн ьно торинга с

нке тури

были выделены основные факторы влияющие на уровень рыночных внутренние факгаиыпЕне

|горы!Мкторыв0су

Юли^Шив, с.Щ9]. енние факторы це

можно разделить на три группы: производственные (71), маркетинговые (72) и управленческие (73). Каждый из этих факторов имеет специфические черты, включает множество процессов и явлений, которые непосредственно влияют на структуру и динамику рыночных тарифов туристических услуг [6]. Но, среди этого разнообразия, необходимо остановится на постоянных издержках: налоги (х1), транспортные расходы (х2), стандартные условия

Таблица 1 Матрица ковариаций

1ОМО1 ТинговОГ

деН

страхования (х3), проформа договора (х4), условия налогового вычета (х5). Совокупность отобранных факторов позволяет сформировать матрицу ковариаций, представленную в табл. 1, статистика была сформирована на базе данных турфирм Москвы и московской области.

Ковариация может изменяться от плюс бесконечности до минус бесконечности и дает более точную статистическую характеристику взаимодействия факторов, чем коэффициенты корреляции. Элемент, находящийся в ячейке (/, ]), обозначает ковариацию между отобранными параметрами / и ]. Например, элемент в ячейке (1, 3) обозначает ковариацию между первым и третьим отобранными факторами: налоги и стандартные условия страхования, она ровна в данном случае 145. Элемент в ячейке (/, /) обозначает .испеосию /'-го фактора. ННапри-ер, дисперсия второго критерия, ртныгаходы» сос|Квляет онение любой уппы факторов ценообразования: производственных, маркетинговых и управленческих может быть вы-о с помощью ковариационной

\фк j Фак?\ X, X2 X3 X4 X5

X, 146 187 145 235 156

X2 187 854 104 211 243

Хз 145 104 289 116 209

X4 235 211 116 109 222

Х5 156 243 209 222 111

На основе анализа множественной корреляции получим значения: 71 = 23,25%; 72 = 40,7%; 73 = 36,05%. Результат: стандартное отклонение -17%; по ковариационной матрице в нашем случае 1167,76. Ковариация и корреляция измеряют степень согласованности изменений значений двух случайных переменных цено-образующей группы и критерия. Туроператор может сформировать несколько портфельных продуктов.

3. Интермодальные и мультимодальные перевозки

С 2010 г., в РФ вводится международный стандарт перевозки туристов, «смешанная перевозка», которая предполагает единый билет на все виды транспорта, которыми воспользуется турист. Первые годы билет будет действовать только на маршрутах, контролируемых и

Ои +

сформированных Министерством транспорта, пока самые популярные маршруты, которые гарантированно обслужат перевозчики, и они же их формируют. Законодательство предполагает, что единый билет будет возвратным и добровольным. (Пассажир получит право отказаться от всей перевозки или ее части). Размер платы за единый билет должна быть ниже благодаря экономии на постоянных издержках, благодаря эффектам стандартизации и унификации. Возможно, туристической фирме сэкономить не удастся, но, главное, это удобство клиентов, которые будут платить только одному перевозчику, а тот уже будет рассчитываться по сети со своими партнерами. [7]. Смешанная перевозка предполагает виды: интермодальную и мультимодальную. Первая из них - это система доставки туристов несколькими видами транспорт единому перевоз

с его перегрузкой в пунктах «перевалки» с одного вида транспорта на другойАшйчаРГия турНерато иных третьих лиц. При интермодальной перевозке турфирма заключает догов

тов по всему мар с одн^ экспе выс

и осуществляет все транспортные услуги на пути следования туристической группы, такие как: питание, размещение, экскурсии и пр. [8].

Мультимодальная перевозка предполагает иностранный туризм и позволяет своим существованием очень существенно снизить расходы туристической фирмы, благодаря экономии на фрахте, аренде, рисках и пр. Договор перевозки заключается между туристической фирмой и первым перевозчиком (оператором). [9] Договор считается заключенным в момент посадки группы туристов (по списку, обязательно с гидом, хотя бы первое время, пока регистрация не перешла на уровень онлайн). Срок перевозки туристов рассчитывается по сетевой модели или модели маршрутизации, в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта и туристической путевкой, учитывающей такие пунк-

ты как питание, туалет и пр. Каждый перевозчик несет свои персонифицированные риски перед первым перевозчиком за туристов с момента принятия группы у туроператора или у предыдущего перевозчика до момента передачи его следующему перевозчику, причем эти риски между перевозчиками могут не совпадать. Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются: - наличие в цепочке услуг оператора, осуществляющего перевозку от начального до конечного пункта пути следования; - единый сквозной тариф за перевозку, который имеет регрессионную зависимость; - стандартный транспортный документ; - единая ответственность.

Интермодальная перевозка предполагает согласованный коммер-ческо-правовой режим, который обуславливает появление на рынке

картелейКар-изационная ованК ЖО о

ро

обеспечит:

- унификацию правил перевозок

В настоящее время существует несколько направлений такой деятельности:

- изучение опыта национальной транспортной политики в области смешанных перевозок;

- разработка многосторонних международных правовых документов;

- исследование тенденций спроса туристических фирм на смешанные перевозки;

- создание единой европейской схемы важнейших международных смешанных перевозок с соответствующей инфраструктурой. [10] На сегодняшний момент стабильно эксплуатируются два мультимодальных коридора: западная магистраль, от Франции до Португалии, и восточная, от Германии до Швейцарии, на которую приходится 86% перевозок туристов в Европе. С вступлением в силу Лиссабонского договора (2009)1

уризмВЬшёлЯЦферу панъеввэпей-литики. В РФ также созданы ультимодальные и интермодальные оридоры по следующим транспортным ветвям:

От Хельсинки через Москву, Баку

ёрному

тивности и смежных тарифов;

- упрощение таможенных процедур, сокращение времени досмотра;

- разработку и внедрение единообразных документов для внутригосударственного транспорта.

Интеграция всех элементов транспортной системы в организационно-технологическом аспекте, обеспечит единую форму функционирования и координации этих элементов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разнообразных видов бизнеса, для их качественной работы необходимы технологии кооперации, прежде всего, юридической. Для того чтобы организовать бесперебойную и быструю работу системы, осуществляющей мультимодальные перевозки, нужна хорошо развитая транспортная инфраструктура, система транспортных терминалов и ангаров.

От Ростова-на-Дону до Тбилиси тамб От

морю в Стамбул и др.[11].

Внешние факторы ценообразования непосредственно связаны с внешней средой компании, зависят от нормативных и рыночных и переменных и имеют следующие составляющие: международные соглашения, мировая конъюнктура, стандарты ИСО, спрос, конкуренция, государственное регулирование и каналы распределения. [12].

Кластерный анализ ценообразу-ющих факторов в туризме позволяет объединять переменные в группы (кластеры) таким образом, чтобы различия между изучаемым массивом, составляющими один кластер, были бы меньше их отличий от

1 Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, подписанный на саммите ЕС 13.12. 2007 г в Жерониму-ше в Лиссабоне.

других кластеров. Наиболее удобен кластерный подход при модулировании тарифов по мультимодаль-ным перевозкам. Достаточно часто кластеры являются очевидными основанием для изменения потребительских предпочтений, например, покупка недвижимости по маршрутам мультимодальной перевозки. (Можно использовать группировку выборки в зависимости от статуса резидентства). В маркетинговых исследованиях в туризме кластерный анализ используется: для определения типологии исследуемых переменных или объектов; разработки прогнозов, основанных на формировании кластеров; генерирования и тестирования гипотез в отношении образованных кластеров. Каждое из перечисленных направлений применяется при клиентоориентированной сегментации рынка, исходя из уже существующих туристических

шрутоврЮЦЬе тельнЦ^и. Есликлас стабильными, то пр объектов к отдельны двух выборках будет идентичной.

Основная институциональная

объё||||^

мультимедиа, в купе с исследовательскими маркетинговыми, бизнес услугами и услугами здравоохранения, неразрывно связан с внедрением инноваций в сферу обслуживания. Более того, эта сфера во всем мире демонстрирует более высокий уровень экономической эффективности применения инноваций, чем производственный сектор, поскольку быстро растет доходность. В РФ стали по-другому относиться к туризму, быстро развивается внутренний туризм и формируется национальный обычай выбирать туристические маршруты на любые праздники или каникулы. Эти изменения затронули и сферу гостеприимства. Постоянно в мире происходит смена классификаций гостиниц. РФ классификации также быстро меняются. С введения первого варианта (2003 г.), подготовленного Немоляевой М. Э., системы классификации гостиниц

прошло менее десяти лет и в 2011 г. и уже появилась новая, четвертая редакция, которая коррелирует с системой Hotelstars Union, которая утверждена была в марте 2011 г. на очередном заседании Еврокомиссии в Брюсселе. Российская классификация включает в себя 270 критериев, и российский вариант по некоторым позициям даже более требовательная, чем Hotelstars Union, она больше учитывает разнообразие рынка гостиничных услуг.

Для поддержания роста эффективности в туристической сфере необходимо целенаправленное руководство и поддержка предпринимательской активности со стороны органов власти муниципального и регионального уровня: создание благоприятных условий для малого и среднего бизнеса; диверсификации бизнес-моделей с учетом охвата аграрного сектора, медицины, геолого-добычи и пр., собенности территории. рекрасные примеры можно на

1людатьЧшп11ирга1изаци|||ф11ы

слуг имеет в современных услов решающее значение и для устойчивого экономического роста, поскольку торговле услугами через ынки и приня

нноЮр^жима содействует ю

ходов, переход к качественно-новому уровню жизни.

Внутренние ценообразующие факторы определяют структуру и динамику тарифов, что непосредственно отражаются в издержках и цене. [16].

В рамках исследования цено-образующих факторов в сфере туристических услуг изначально предполагалось выявление основных факторов, влияющих на тарифы. Предприниматель может установить любую цену, но не может изменить модель цены. Следовательно, стоимость турпакета находится в следующей функциональной зависимости от них (1):

P = (C х Kr х Ка х КНДС х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X Кссн х Крн) / Ч, (1)

где C - издержки;

Kr - закладываемая рентабельность;

Ка - акциз, если есть; КНДС - НДС;

Кссн - надбавка посредникам при интермодальной или мультимо-дальной перевозке туристов;

Крн - плата информационному центру бронирования;

Ч - численность группы туристов.

Издержки формируются под воздействием многих факторов (2)

С = С/1; /2; /3; /¡; /; /6; /), (2)

где / - фактический спрос на туры данного направления;

/2 - уровень конкуренции на данном сегменте;

/3 - характеристика каналов распределения, транспортная составляющая;

/4 - государственная политика;

/5 - производственные характеристики турпакета;

Л - управленческие характеристики обслуживания;

/7 - уровень маркетингового сопро-

функциональ-

й завтимостицжно предполо-

ть, что имеет место множественная регрессионная связь, для которой применимо следующее регрессион-

авшяец):

+

/7 (3)

Для оценки параметров уравнения множественной регрессии применяют метод наименьших квадратов, можно и матричный метод. Строится система нормальных уравнений, решение которых позволяет получить оценку параметров [17]. Например, на основе корреляционного анализа и эмпирическим путем было определено, что в МО самый оптимальный тур на три города с одним гидом и трехразовым питанием. Оптимальная группа до 30 человек, т.е., автобус.

С 1 января 2016 г., в соответствии с новым законом, работникам организаций будут компенсировать затраты (до 50 тысяч рублей, но с уплатой за компенсацию НДФЛ) на отпуск, проведенный в России. При этом работодатели, идущие на это, получат налоговые льготы. И если семья укладывается по расходам в сумму до 50 тысяч рублей на челове-

ка, то после поездки надо принести работодателю подтверждающие документы. Работодатель имеет право отнести эти расходы на себестоимость продукции и уменьшить налогооблагаемую базу, снизить налог на прибыль.

Исследование корреляции между факторами ценообразования позволяет иметь общее представление о хозяйственной деятельности компании, специфики ценообразования, существующих взаимосвязей между ценообразующими факторами. В процессе прогнозирования, планирования и управления факторами, влияющими на процесс формирования тарифов туристического пакета, следует прибегнуть к регрессионному моделированию. Цель регрессионного исследования экономических процессов - состоит в построении математической модели и определении ее статистической надежно Препятствием для приме множественной регрессии может быть сильная корреляционная связь между объясняющими факт Если параметры регрессионного уравнения объясняют уровень друг друга или же и

есть мультиколлениарность между признаками отсутствует, следует перейти к рассмотрению значимости построенной регрессионной связи. Если оказывается, что регрессоры взаимозависимы, то следует пересмотреть модель и использовать только один из них, учитывая то, что, управляя более значимым фактором, фирма косвенно управляет факторами, которые имеют сильную корреляционную зависимость от главного, в данном случае, фактора

Рыночные тарифы турпакета в настоящее время формируются под воздействием информационных технологий, постоянно возникают варианты просчитать поездку онлайн. В связи с этим необходимо тщательно исследовать все ценообразующие факторы, их специфические особенности и взаимосвязи с целью разработки конкурентоспособных методов маркетингового управ-

ления ценообразованием, а также факторами, влияющими на процесс формирования рыночных тарифов турпакета.

Внедрение маркетинговых методов управления ценообразованием в туристической компании необходимо для достижения конкурентоспособных, эластичных тарифов. Маркетинговые технологии в туризме, например, кластерный анализ, позволяет достичь гарантированного уровня окупаемости, «буквально в любую погоду» сферы услуг; а также получить длительно действующие конкурентные преимущества, если правильно использовать традиции; обеспечить запланированный объемов продаж; обеспечить дифференциацию уровня обслуживания; стабильной динамики тарифов в течение года; поэтапное повышение привлекательности бренда.

ени

Эффективн ообразовани компании зависит от ресурсны возможностей и правильной оценки потребительского спроса. Спрос и акторы воздейс-

мана, Лернера, Лайспереса, Лоу и др. (Классические приемы всегда хороши). Существующий уровень влияния различных компонентов на тарифы и степень взаимосвязи между ними можно оценить с помощью коэффициентов частной корреляции, поскольку коэффициенты парной корреляции оценивают взаимовлияние факторов в комплексе всех составляющих. Для системного изучения процесса формирования тарифов целесообразно оценить связь между факторами ценообразования с исключением возможности влияния всех остальных, то есть «чистую» связь только между этими признаками.

Между фактором спроса и тарифом существует определенная зависимость, которая в различных рыночных условиях может стать существенной. В настоящее время, регрессия логарифмическая, но она

плавно превращается в убывающую параболу.

Корреляционное изучение выявило наличие существенных связей между факторами, но для установления конкретного вида зависимостей следует рассмотреть регрессионную модель.

Исследование корреляции между факторами ценообразования позволяет иметь общее представление о хозяйственной деятельности компании, специфики ценообразования, существующих взаимосвязей между ценообразующими факторами. В процессе прогнозирования, планирования и управления факторами, влияющими на процесс формирования тарифов туристического пакета, следует прибегнуть к регрессионному моделированию.

Суть регрессионного исследования экономических процессов со-тоит в построении математической одели и определении ее статисти-адеж

ятствием для построения грессионной модели может быть сильная корреляция между исследуемыми признаками, для определения

стесвнлуиеюяд.тосвтааннидяакротрнрыех-

факторов, так и в отдельности, можно выявить существующую специфику связей для оптимального воздействия на них. Регрессионная модель позволяет дать математическую оценку степени зависимости тарифа от представленных фактов, на основе чего можно планировать, прогнозировать и контролировать структуру рыночных тарифов туристических услуг и расширять их, за счет сопутствующих услуг.

литература

1. Глубокова Н.Ю. Налоговый контроль как элемент внутрифирменной контрольной среды /Экономика и предпринимательство, 2014, № 12 (ч. 3).

2. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизне-са). - М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2015. - 158 с.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ, 2010. № 5. С. 241-246.

4. Грызунова Н.В., Швейкерт М. И. Корнейчук О.В. Регулирование занятости населения при возрастании мобильности трудовых ресурсов. \\ Бизнес в законе № 3, 2010, с. 197-200.

5. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М., 2000. - С. 105-118.

6. Морозова М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский дом «Академия», 2004. - С. 85-106.

7. Баумгартен Л.В. Анализ туристической ренци Росси С.106

8.

Мотивация персонала, стратегия мотивации, материальное стимули-рова рован персо Дона.

9.

ценообразование: политика, методы, практика. - М.: Эксмо, 2006. - 464 с.

10. Сергеев И.В., Веретенни-кова И.И. Экономика организаций (предприятий): М.: Юрайт, 2013. 671 с.

11. Симонович Н.Е. Влияние статуса личности на ее социальное самочувствие. - М.: РГГУ, 2011.

12. Хрусталев Е.Ю., Славянов А.С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инноваци-

онно-ориентированного экономического роста/ Проблемы прогнозирования. 2011. № 3. С. 19-30.

13. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 200 с.: ил.

14. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.

15. Маренков Н.Л. Экономическая теория цены и ценообразования в рыночных отношениях в России. -М.: Едиториал УРСС, 2002. - 216 с.

16. Здоров А.Б. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.

17. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. - 416 с.

Refe

of tourist firms (the example of the

6. Morozova M.A. Economy and Entrepreneurship in the socio-cultural service and tourism. - M.: Publishing House «Academy», 2004. - p. 85-106.

7. Baumgarten L.V. Analysis of the tourism industry on the model of competition of M. Porter // Management in Russia and abroad. - 2007. -№ 5. - p.106-111.

8. Gorgorova V.V., Kobin L.A. Employee Motivation, strategy of motivation, financial incentives, non-financial incentives, the effectiveness of motivation // Engineers Don Vestnik. 2013. 27. № 4. p. 236.

9. Danchenok L.A. Marketing pricing policy, methods, and practice. -M.: Exmo, 2006. - 464 p.

10. Sergeev I.V., Veretennikova I.I. Business organizations (enterprises). -M.: Yurayt, 2013. 671 p.

11. Simonovic N.E. The impact on the individual status of its social well-

;eing. M. RGGU^2011.

"" .Y., Slavyarijv A.S.

of formation of investment if inn|||l|lk-based eÄnomic

I F^lcasunlBroblemi. 2011.

9-30.

13. Zhukov M.A. The tourism organiza-Statistics,

tourism sec regional economy (on the example of the Kabardino-Balkarian Republic) / Audit and Financial Analysis, 2010. № 5. P. 241-246.

4. Gryzunova N.V., Shveykert M.I. Korniychuk O.V. Regulation of employment with increasing labor mobility \\ Business-in-law № 3, 2010. -P. 197-200.

5. Papiryan G.A. Management in the Hospitality Industry: Hotels and restaurants. M., 2000. - p. 105-118.

Y.A.

annua service and tourism. - SPb .: Peter, 2010. - 512 p.

15. Marenkov N.L. Economic theory of prices and pricing in the market relations in Russia. - M .: Editorial URSS, 2002. - 216 p.

16. Healthy A.B. Tourism economics. - M .: Finance and Statistics, 2004. - 272 p.

17. Ushakov D.S. Applied turop-ereyting. - Moscow: "MarT", Rostov-on-Don: Publishing Center «MarT», 2014. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.