Научная статья на тему 'Рынок труда временных работников как механизм эффективной занятости населения'

Рынок труда временных работников как механизм эффективной занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА ВРЕМЕННЫХ РАБОТНИКОВ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / PROVISION OF TEMPORARY WORKER'S LABOR / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ламехова Алиса Александровна

Статья раскрывает содержание основных понятий и характеристики субъектов рынка труда временных работников. В ходе исследования сформулированы и проанализированы основные проблемы, существующие сегодня на рынке труда временных работников в России. Дана оценка степени их влияния на снижение эффективности занятости населения. Обосновывается необходимость комплексного совершенствования рынка труда временных работников как механизма эффективной занятости населения, по следующим направлениям: создание информационно-аналитической системы учета временных работников, укрепление связей между агентствами занятости и государственной службой занятости, стимулирование создания новых рабочих мест под временных работников, формирование лояльного отношения к временному труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporary Workers Labor Issues as Effective Employment Mechanism

The article discusses the market for the provision of temporary workers as a mechanism for effective employment. Main problems existing today in the market for the provision of temporary workers in Russia were formulated and studied. Evaluated the impact of these problems on employment. Article contains the characteristic of the nature of the market for the provision of temporary and all workers.

Текст научной работы на тему «Рынок труда временных работников как механизм эффективной занятости населения»

Вестник Челябинского государственного университета.

2016. № 11 (393). Экономические науки. Вып. 54. С. 120—125.

УДК 331.57

ББК У240.51-21

РЫНОК ТРУДА ВРЕМЕННЫХ РАБОТНИКОВ КАК МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

А. А. Ламехова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья раскрывает содержание основных понятий и характеристики субъектов рынка труда временных работников. В ходе исследования сформулированы и проанализированы основные проблемы, существующие сегодня на рынке труда временных работников в России. Дана оценка степени их влияния на снижение эффективности занятости населения. Обосновывается необходимость комплексного совершенствования рынка труда временных работников как механизма эффективной занятости населения, по следующим направлениям: создание информационно-аналитической системы учета временных работников, укрепление связей между агентствами занятости и государственной службой занятости, стимулирование создания новых рабочих мест под временных работников, формирование лояльного отношения к временному труду.

Ключевые слова: рынок труда временных работников, занятость населения.

Актуальность выбранной темы исследования определяется ростом тенденций к глобализации и международному сотрудничеству не только в различных отраслях производства, но и в сфере эффективности занятости населения. Последние несколько лет мы наблюдаем процесс сближения норм предоставления и использования труда вре -менных работников в России с нормами развитых зарубежных стран. Это сближение создает новые проблемы, связанные с особенностями рынка труда временных работников в России. На современном этапе развития деятельности по предоставлению труда временных работников важно грамотно использовать положительный опыт других стран в изучении и решении этих проблем в целях повышения эффективности занятости населения.

Изучению проблем рынка труда временных работников в последние годы уделяется много внимания со стороны российских и зарубежных ученых. Е. В. Ванкевич [2] и Н. В. Закалюжная [3], С. В. Пшеничников [6] исследуют сущность, формы, масштабы и методы регулирования заемного труда и нестандартных форм занятости в целом. А. А. Чукреев [7] в своих трудах изучает методы и способы регулирования рынка предоставления труда временных работников и дальнейшие направления развития этого вида деятельности в России. А. Ю. Юфкин [8] и А. А. Байгулова [1] в своих работах изучают проблемы занятости и безработицы на Российском рынке труда и их особенности. Основу работы также составила статья профессора Бамбергского университета Майкла

Гебеля [15]. Его научные интересы включают переход к взрослой жизни, безработицу среди молодежи и временную занятость, международные сравнительные исследования. Информационной базой исследования также послужило действующее в России федеральное законодательство [12; 13; 14]. Статистические данные для исследования взяты из ежегодных отчетов крупнейших кадровых агентств [11], а также из Реестра аккредитованных частных агентств занятости по данным Федеральной службы по труду и занятости [10].

Цель исследования — проанализировать влияние проблем рынка труда временных работников на занятость населения. Для достижения заданной цели необходимо сформулировать и изучить основные проблемы, существующие сегодня на рынке труда временных работников в России. Также необходимо дать характеристику современному рынку труда временного персонала в России и изучить связанные с ним понятия.

Объектами данного исследования выступает рынок труда временных работников.

Сущность данного рынка можно представить в виде механизма трехсторонних взаимосвязанных организационно-трудовых отношений между кадровыми агентствами, заказчиками труда и временными работниками.

Основная деятельность частных агентств занятости заключается в предоставлении труда временных работников заказчикам труда как на временной, так и на постоянной основе для выполнения заранее оговоренных видов работ.

Под осуществлением деятельности по предоставлению труда работников понимается временное направление работодателем своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу (заказчик труда), не являющимся работодателями данных работников для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика труда [14].

Временные работники — это работники, которые были наняты частным агентством занятости для осуществления своих трудовых функций на стороне заказчика труда на строго определенный период [5].

Существенной особенностью всех этих отношений является их комплексность: отношения между частным агентством занятости или иным юридическим лицом, которое вправе осуществлять деятельность по предоставлению персонала, и организацией-пользователем (заказчиком) носят гражданско-правовой характер, а отношения с участием предоставленных работников — трудоправовой [6].

С начала 2016 г. вступил в силу ФЗ № 116-ФЗ, который провозгласил запрет заемного труда и одновременно ввел нормы, регулирующие деятельность по предоставлению труда временных работников в РФ. Данный закон направлен на укрепление прав временных работников (заработная плата, условия труда, социальные отчисления, гарантии и т. д.), решение юридических проблем связанных с формулировками и видами договоров, использующихся при предоставлении труда временных работников, регламентацию деятельности по предоставлению труда временных работников, а также устранение схем ухода кадровых агентств от налогов и т. д.

Однако это не только полностью не решило существующих проблем в данной сфере, но и создало предпосылки к появлению и развитию новых. Рассмотрим комплекс проблем, существующих сегодня на рынке труда временных работников в России:

1. Отсутствие грамотной информационно-аналитической системы учета нестандартных форм занятости. Нестандартные формы занятости на се -годняшний день не имеют единого квалификационного подхода. Исследователи относят к ним работу по срочным трудовым договорам, режим неполного рабочего времени, дистанционную работу, заемный труд, лизинг персонала, аутсорсинг,

аутстаффинг, фриланс и т. д. [2]. Это не только соз -дает трудности в определении масштабов и направлений распространения деятельности по предоставлению труда временных работников, но и обосновывает необходимость скорейшего создания грамотной методики сбора статистической информации об этой деятельности.

В российской статистике временные работники входят в состав занятых на непостоянной основе, общая численность которых в 2011 г. была около 5,5 млн человек, или 8,3 % занятого населения. При этом число занятых в неформальном секторе экономики, где изначально нет трудовых гарантий, намного выше: в июне 2012 г. в неформальном секторе работало около 14 млн человек, или 19,5 % занятого населения. Их число только увеличивается (по сравнению с 2008 г. в 1,5 раза) [3].

2. Слабый контроль исполнения норм, правил и свобод в сфере предоставления труда временных работников. На сегодняшний день на рынке до сих пор присутствуют компании, которые не прошли процедуру лицензирования, но по-прежнему предоставляют труд временных работников заказчикам. Это говорит о том, что в действующей системе нормативно-правового регулирования рынка труда временных работников еще не сформировался адекватный механизм контроля фактического исполнения этих норм со стороны кадровых агентств. Также не стоит забывать о механизме саморегулирования, который в сочетании эффективным государственным контролем признается одним из приоритетных направлений развития рынка труда временных работников.

3. Рост безработицы среди вчерашних временных работников за счет ухода с рынка большого количества кадровых агентств. Снижение количества игроков на рынке труда временных работников, безусловно, отразилось на уровне безработицы как среди временных работников, так и среди сотрудников кадровых агентств, не прошедших процедуру аккредитации. По прогнозам одного из кадровых агентств, до 90 % агентств занятости в 2016 г. должны были уйти с рынка. По оценкам экспертов, не менее 35 % временного персонала (около 71,5 тыс. человек) попадает в группу риска в связи с уходом их провайдеров с рынка в 2016 г. При этом ожидается, что всего лишь 15 % временных работников будут оформлены по ТК на фактические места. Официальная безработица в России с января по март увеличилась на 7 % (число безработных выросло почти

на 70 тыс. человек) [9]. Прямым следствием роста безработицы является расточение в огромных масштабах рабочей силы, уменьшение ВВП и ВНП страны [8].

4. Изменения в законодательстве привели к существенному подорожанию услуг по предоставлению труда временных работников. По данным кадрового агентства Workstaff, стоимость услуг по предоставлению труда временного работника на сегодняшний день достигает 45—65 % оклада штатного работника [11]. В условиях нынешнего кризиса и массовых увольнений штатных работников перспективы использования временных работников, которые будут обходиться заказчику в 1,5 раза дороже, сводятся к нулю.

5. Специфическое отношение к труду временных работников как со стороны заказчиков, так и со стороны самих временных работников. За рубежом подобная занятость давно стоит наравне со стандартными формами занятости населения и подразумевает конкретные гарантии для всех трех сторон трудовых отношений. В России чаще всего компании-заказчики уверены, что они в любой момент могут отказаться от услуг временных работников, а временные работники считают, что подобный вид занятости не накладывает на них никаких обязательств. В связи с этим значительная часть таких работников не заинтересована в длительной и качественной работе. Кадровые агентства приобретают статус «второсортных» работодателей.

6. Уровень лояльности и мотивации временных работников как в отношении кадрового агентства, так и в отношении заказчика. Это является следствием предыдущей проблемы, так как подобное отношение к труду снижает уровень мотивации временных работников и лояльность по отношению к компаниям. В этом случае, на наш взгляд, необходимо ориентироваться на зарубежную практику — чем больше трудовой стаж временного работника, тем стабильнее трудовое отношение, выше уровень социальных гарантий и, соответственно, выше уровень мотивации для временных работников.

7. Слабая связь между агентствами занятости и государственной службой занятости. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что агентства становятся непосредственными участниками рынка труда и позволяют максимально эффективно решать задачи населения наряду с государственными службами занятости [3]. Частные агентства занятости выигрывают в кон-

курентной борьбе с государственными структурами и нередко эффективно сотрудничают с ними в сфере консультирования безработных граждан, сбора и предоставления информации об ищущих работу и вакансиях. В России это взаимодействие носит формальный характер и присутствует в нескольких регионах.

8. Снижение гибкости как основной характерной черты временной занятости. На сегодняшний день это одна из главных проблем организации и регулирования сферы предоставления труда временных работников в России. В зарубежной практике временную занятость выделяют в отдельную категорию, характерными чертами которой являются мобильность, оперативность и свобода договора. А все мероприятия, как правило, нацелены на развитие данной деятельности, а не на ограничение ее применения. В России же «труд временного персонала» пытаются уравнять с постоянной занятостью и наряду с этим вводят большое число ограничений как на осуществление данной деятельности, так и на ее использование. Кроме того, создание все новых, избыточных административных барьеров вынуждает кадровые агентства постоянно смещать акцент от развития и совершенствования своей деятельности к поиску путей избегания и снижения негативных последствий этих барьеров [7].

9. Наем временных работников на постоянные рабочие места снижает эффективность занятости населения. Защитником данной теории является М. Гебель [15]. По его мнению, эффективной временной занятости населения можно добиться только путем создания новых рабочих мест. То есть если ограничения на временную занятость со стороны государства снижаются, то увеличиваются возможности для работодателей создавать новые временные рабочие места и нанимать на них временных работников. Кроме того, временные рабочие места могут помочь с процессом интеграции молодых неопытных работников в решении проблемы соответствия на рынке труда молодежи. В противоположность этому эффективность занятости населения снижается в том случае, если работодатели заменяют постоянные рабочие места временными работниками (в России и в мире это, как правило, должности с высоким коэффициентом текучести). В этом случае, по мнению Гебеля, работодатели имеют меньше стимулов для преобразования временных контрактов в постоянные, а временные работники сталкиваются с повышенным риском стать безработными.

Результат исследования показывает, что проблемы, существующие в сфере предоставления труда временного персонала в России, оказывают непосредственное влияние на занятость населения по следующим направлениям:

• Отсутствие грамотной информационно-аналитической системы учета временных работников создает трудности в точном определении структуры занятости населения, ее масштабов и динамики.

• За счет ухода с рынка большого количества кадровых агентств наблюдается рост безработицы среди вчерашних временных работников и бывших временных сотрудников.

• Слабая связь между агентствами занятости и государственной службой занятости препятствует появлению новых источников и направлений повышения эффективности занятости населения.

• Агентства занятости приобретают статус второсортного работодателя, вследствие этого потенциальные работники перестают считать такой вид занятости надежным и эффективным.

• Кроме того, эффективность занятости населения снижается в том случае, если работодатели

заменяют постоянные рабочие места временными работниками.

Все это в совокупности приводит к тому, что предоставление труда временного персонала в России становится не только невыгодным и сложным, но и теряет свои изначально характерные черты как гибкой и эффективной формы занятости. Поэтому на современном этапе выстраивание социально-трудовых отношений в направлении оптимального использования человеческого капитала является ключевым источником экономического роста России [4], в том числе в сфере предоставления труда временных работников. В целом российский рынок труда временных работников развивается в соответствии с мировыми тенденциями. Проблемы, которые стоят перед ним, существуют в той или иной мере во многих развитых странах [1].

Таким образом, в данной статье раскрыта сущность рынка труда временных работников и связанных с ним понятий. Сформулированы основные проблемы, существующие сегодня на рынке труда временных работников в России, и дана оценка их влияния на эффективность занятости населения.

Список литературы

1. Байгулова, А. А. Острые вопросы о российском рынке труда / А. А. Байгулова, Ю. Д. Алешина // Проблемы экономики и менеджмента. — 2016. — № 1 (53). — С. 27—30.

2. Ванкевич, Е. В. Нестандартная занятость: сущность, формы, масштабы, регулирование / Е. В. Ван-кевич, О. В. Зайцева // Белорус. экон. журн. — 2015. — № 3. — С. 129—146.

3. Закалюжная, Н. В. Заемный труд и неустойчивая занятость: российский и зарубежный опыт / Н. В. Закалюжная // Право. Журн. Высш. шк. экономики. — 2015. — № 4. — С. 116—128.

4. Колмакова, Е. М. Факторы развития региональных социально-трудовых отношений в условиях экономической нестабильности / Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). — С. 18—27.

5. Ламехова, А. А. Ключевые показатели эффективности менеджеров по подбору персонала / А. А. Ламехова // Актуальные проблемы государственного и корпоративного управления : сб. науч. тр. / под общ. ред. С. А. Головихина. — Челябинск : Край Ра, 2016. — С. 111—113.

6. Пшеничников, С. В. Правовое регулирование труда работников, направляемых работодателем к другим физическим или юридическим лицам : дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Пшеничников. — М., 2015. — 229 с.

7. Чукреев, А. А. Совершенствование правового регулирования заемного труда в России / А. А. Чу-креев // Вестн. Перм. ун-та. Юрид. науки. — 2015. — № 2 (28). — С. 106—118.

8. Юфкин, А. Ю. Проблемы безработицы и занятости / А. Ю. Юфкин // Науч. зап. молодых исследователей. — 2015. — № 1. — С. 16.

9. Информация о социально-экономическом положении России: январь — февраль 2016 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2016/mfo/oper-02-2016.pdf (дата обращения 13.09.2016).

10. Реестр аккредитованных частных агентств занятости по данным Федеральной службы по труду и занятости [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rostrud.ru/opendata/7712345678-chaz (дата обращения 13.09.2016).

11. Workstaff.ru. Профессиональные кадровые услуги [Электронный ресурс]. — URL: http://workstaff. ru (дата обращения 13.09.2016).

12. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_34683 (дата обращения 13.09.2016).

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 мая 2014 г. № 116 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162598 (дата обращения 13.09.2016).

14. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 19 апр. 1991 г. № 1032-1 (ред. от 29.12.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60.

15. Gebel M., Giesecke J. Does Deregulation Help? The Impact of Employment Protection Reforms on Youths' Unemployment and Temporary Employment Risks in Europe [Электронный ресурс] // European Sociological Rev. Oxford Univ. Press., 2016. — URL: http://esr.oxfordjournals.org/content/early/2016/06/04/esr. jcw022.full.

Сведения об авторе

Ламехова Алиса Александровна — аспирантка кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2016. No. 11 (393). Economic Sciences. Iss. 54. Рp. 120—125.

TEMPORARY WORKERS LABOR ISSUES AS EFFECTIVE EMPLOYMENT MECHANISM

A.A. Lamekhova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

The article discusses the market for the provision of temporary workers as a mechanism for effective employment. Main problems existing today in the market for the provision of temporary workers in Russia were formulated and studied. Evaluated the impact of these problems on employment. Article contains the characteristic of the nature of the market for the provision of temporary and all workers.

Keywords: provision of temporary worker's labor, employment.

References

1. Baygulova A.A., Aleshina Yu.D. Ostrye voprosy o rossiyskom rynke truda [Sharp questions on the Russian labor market]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta [Economics and Management Issues], 2016, no. 1 (53), pp. 27—30. (In Russ.).

2. Vankevich E.V., Zaytseva O.V. Nestandartnaya zanyatost': sushchnost', formy, masshtaby, regulirovaniye [Precarious work: the nature, form, scale, regulation]. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal [Belarusian Economic Journal], 2015, no. 3, pp. 129—146. (In Russ.).

3. Zakalyuzhnaya N.V. Zayomnyy trud i neustoychivaya zanyatost': rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Contract labor and precarious employment: Russian and foreign experience]. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Law. Journal of Higher School of Economics], 2015, no. 4, pp. 116—128. (In Russ.).

4. Kolmakova E.M., Mikryukova A.S. Faktory razvitiya regional'nykh sotsial'no-trudovykh otnosheniy v usloviyakh ekonomicheskoy nestabil'nosti [Factors for the development of regional social and labor relations in the conditions of economic instability]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 18 (373), pp. 18—27. (In Russ.).

5. Lamekhova A.A. Klyuchevye pokazateli effektivnosti menedzherov po podboru personala [Key Performance Indicators HR managers: actual problems of state and corporate governance]. Aktual'nye problemy

gosudarstvennogo i korporativnogo upravleniya [Actual problems of state and corporate governance]. Chelyabinsk, 2016. Pp. 111—113. (In Russ.).

6. Pshenichnikov S.V. Pravovoye regulirovaniye truda rabotnikov, napravlyaemykh rabotodatelem k dru-gim fizicheskim ili yuridicheskim litsam [Legal regulation of the employees, the employer sent to other natural or legal persons. Thesis]. Moscow, 2015. 229 p. (In Russ.).

7. Chukreev A.A. Sovershenstvovaniye pravovogo regulirovaniya zayomnogo truda v Rossii [Improving the legal regulation of the borrowed labor in Russia]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki [Perm University Herald. Jurisprudence], 2015, no. 2 (28), pp. 106—118. (In Russ.).

8. Yufkin A.Yu. Problemy bezrabotitsy i zanyatosti [Unemployment and employment problems]. Nauchnye zapiski molodykh issledovateley [Scientific notes of young researchers], 2015, no. 1, p. 16. (In Russ.).

9. Informatsiya o sotsial'no-ekonomicheskom polozhenii Rossii: yanvar' — fevral' 2016 goda [Information about the socio-economic situation in Russia in January — February 2016]. Federal'naya Sluzhba Gosudarst-vennoy Statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/ oper-02-2016.pdf, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

10. Reestr akkreditovannykh chastnykh agentstv zanyatosti po dannym Federal'noy sluzhby po trudu i zanyatosti [Register of accredited private employment agencies, according to the Federal Service for Labour and Employment]. Available at: http://www.rostrud.ru/opendata/7712345678-chaz, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

11. Workstaff.ru. Professional'nye kadrovye uslugi [Workstaff.ru. Professional staffing services]. Available at: http://workstaff.ru, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

12. The Labour Code of the Russian Federation: the Federal law of the Russian Federation of December 30, 2001, no. 197-FZ (version 30.12.2015). Spravochnayapravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

13. Federal Law of May 5, 2014, no. 116 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "ConsultantPlus"]. Avail -able at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162598, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

14. Federal Law of April 19, 1991, no. 1032-1 (version 29.12.2015) "About population employment in the Russian Federation". Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Legal reference system "Consultant-Plus"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60, accessed 13.09.2016. (In Russ.).

15. Gebel M., Giesecke J. Does Deregulation Help? The Impact of Employment Protection Reforms on Youths' Unemployment and Temporary Employment Risks in Europe. European Sociological Review, 2016, Oxford University Press. Available at: http://esr.oxfordjournals.org/content/early/2016/06/04/esr.jcw022.full, accessed 13.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.