Научная статья на тему 'Рынок труда в условиях экономического кризиса'

Рынок труда в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахарова Ю. В.

Статья о состоянии рынка труда и происходящих в нем изменениях в связи с экономическим кризисом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour market under conditions of economic crisis

The article deals with labour market current state, changes taking place in view of economic crisis in Russia.

Текст научной работы на тему «Рынок труда в условиях экономического кризиса»

Рынок труда в условиях экономического кризиса

Ю. В. САХАРОВА, директор петербургского филиала НеабНиМег

КАДРЫ

Финансовый кризис превратил «рынок соискателя» в «рынок работодателя», в одночасье изменив расстановку спроса и предложения на рынке труда.

В сложившихся условиях наша компания еженедельно мониторит изменения, происходящие на рынке труда. Как показывают результаты наших исследований, наиболее значительное сокращение спроса (количества публикуемых вакансий) наблюдается сейчас в таких сферах, как: «Банки/Инвестиции/Лизинг», «Управление персоналом/Тренинги», «Высший менеджмент» и «Юристы», «Маркетинг/Реклама/РИ», «Административный персонал», «Страхование», «Консультирование», «Автомобильный бизнес», «Строительство и недвижимость». Уменьшилось количество «дорогих» вакансий. В условиях тотального сокращения бюджетов работодатели стали более требовательны к соискателям и активно пользуются возможностью выбрать лучших специалистов за меньшие деньги.

В числе наименее пострадавших про-фотраслей находится «Транспорт/Логистика». Тем не менее, существенное снижение количества размещаемых вакансий заметно и в этой сфере. Примерно с середины октября кривая спроса на специалистов-транспортников и логистов пошла уверенно вниз, и уже в начале ноября значительно отставала от динамики входа вакансий в 2007 году. Данная картина характерна как для Санкт-Петербурга, так и для Москвы.

По состоянию на 2 ноября наиболее востребованными, а значит, наименее пострадавшими от кризиса специальностями являлись: «Морские/Речные перевозки», «Железнодорожные перевозки», «Таможенное оформление». По сравнению с августом 2008 года количество данных вакансий сократилось незначительно, а в случае «Морских/Речных перевозок» даже возросло на 3,5%. Практически вдвое упал спрос на специалистов без опыта, а также в сфере ВЭД, закупок и снабжения.

Одновременно увеличился приток резюме от соискателей, рассматривающих предложения в профобласти «Транспорт/Логистика». Часть из них те, кто оказался сокращен в результате

падения спроса и оптимизации структур в транспортных и логистических компаниях. Однако существенная часть соискателей, которые заняли «активную» позицию на рынке труда, сохранили свои рабочие места, но уже не испытывают уверенности в стабильности своего положения в долгосрочной перспективе. Они стремятся создать свою «подушку безопасности» и охотно размещают свои резюме, рассматривают предложения, даже ходят на собеседования «без отрыва от производства».

Впрочем, кризисная ситуация имеет не только негативные, но и позитивные

стороны. Снижение количества размещаемых вакансий при увеличении отклика повышает конкуренцию и снижает запросы соискателей по зарплате, что автоматически снижает затраты компании на подбор, в том числе за счет найма более «дешевых» специалистов. Это же дает возможность минимальными ресурсами создать кадровый резерв из наиболее ценных соискателей, не по своей воле оказавшихся в свободном поиске. Условия сокращения персонала и жесткой экономии бюджетов, в том числе на подбор, потребуют не только повышения производительности труда и лояльности персонала, но и нового уровня экономического сознания кадровиков, роста профессиональных компетенций по

50%

Изменение количества вакансий в профобласти Транспорт/Логистика по Санкт-Петербургу

■ 2007 год

■ 2008 год

/ у у ¿* у у у у / ' / / / </ л ^

❖ У « * У

Л'

По данным hh.ru

Изменение количества вакансий в профобласти Транспорт/Логистика по Москве

- 2007 год

- 2008 год

й? (/ / / / / /

¿Г <1

V 1

Л'

ж *

/ /

/ V

По данным hh.ru

КАДРЫ •

Изменение количества резюме в профобласти Транспорт/Логистика по Санкт-Петербургу

- 2007 год

- 2008 год

Ж

Л'

Л1-

*

ж

У

<0*

ж

/ у*

г

По данным hh.ru

оптимизации штатного расписания и затрат на услуги провайдеров.

Одним из факторов, который обеспечит успешное преодоление кризиса для компании, является сохранение коллектива, поддержание его лояльности, сплоченности и нацеленности на результат даже в тяжелых условиях. Именно поэтому особое внимание ра-

ботодателя должно быть обращено на информирование сотрудников об изменении тактики и стратегии компании, ситуации на рынке, ближайших задачах. Критически важной становится работа НИ-менеджера с настроениями, страхами, мотивами (разъяснительная работа, коучинг, мобилизация команды на задачи, лояльность).

От корректности сокращения окладов и бонусных частей и, в случае необходимости, от корректности увольнений зависят не только внутренние настроения в коллективе, а значит, способность к росту производительности труда, но и внешний имидж компании в качестве работодателя. Недовольные и обиженные сотрудники, расставание с которыми прошло со скандалом, «по статье», без выплаты достойной компенсации и рекомендаций, понесут эту информацию во внешнюю среду, в семьи, в интернет, даже в прессу, что может значительно сказаться на компании при выходе из кризиса, когда возникнет потребность в возвращении старых и притоке новых квалифицированных кадров. Те же компании, которые в добровольном порядке обеспечивают сокращаемый персонал не только «денежным парашютом», но и оказывают действенное содействие в трудоустройстве бывших сотрудников (например, заказывая услуги по «аутплейс-менту» в кадровых агентствах), имеют шанс завершить кризис «с человеческим лицом», минимальными кадровыми и финансовыми потерями.

Комплексная оценка в управлении персоналом

Ю. П. БАЙЕР, канд. социол. наук, доцент кафедры Управления персоналом Северо-Западной академии госслужбы

В настоящее время так называемый центр оценки (или ассессмент-центр) является одним из самых популярных методов оценки персонала. В данной статье мы будем придерживаться термина «комплексная оценка», подразумевая под этим то же самое.

Этот метод позволяет оценить персонал или кандидатов на должность максимально объективно и приближенно к рабочей ситуации. Руководителям подразделений и организации в целом этот метод может быть интересен еще и тем, что по затратам времени и, соответственно, оплаты труда сотрудников службы УП он сопоставим с традиционными методами отбора, а по эффективности их превосходит.

Эффективность комплексной оценки обусловливается тремя факторами:

• системным подходом к изучению объекта, в данном случае работника или кандидата на должность;

• оценка проводится в ситуации, максимально приближенной к реальной (это связано с выполнением деятельности, соответствующей должности, на которую претендует объект исследования);

• оценка, как правило, проводится внешними независимыми экспертами (в среднем, материалы комплексной оценки просматривают три эксперта, затем обсуждают их и приходят к единому мнению).

Тем не менее, оценку могут проводить и свои сотрудники службы УП, предварительно прошедшие обучение по использованию этого метода. Данный метод и его составляющие, кото-

рые мы рассмотрим ниже, предполагает знание «управленцами» социологии и психологии не на ознакомительном (читай «дилетантском»), а на хорошем профессиональном уровне.

Сначала немного истории. Метод комплексной оценки впервые стал использоваться в США в начале 1970-х и применялся он (в силу трудоемкости и отсюда высокой стоимости) только для оценки кандидатов на позиции топ-менеджмента. В настоящее время трудоемкость и высокая стоимость процедуры тоже актуальны, но применяется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.