Э. Д. Рубинская, И. Н. Савченкова
РЫНОК ТРУДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕФИЦИТА
РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Аннотация
Для Ростовской области характерен дисбаланс на региональном рынке труда, который проявляется в несовпадении спроса и предложения на специалистов определенных профессий. В статье рассмотрены возможности регионов по привлечению иностранных студентов к трудовой деятельности как во время прохождения ими учебы в вузах региона, так и после получения образования. В качестве эмпирического обоснования представлены результаты проведенного авторами социологического обследования по выявлению миграционных намерений иностранных студентов из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Рекомендован ряд мероприятий, направленных на вовлечение иностранных студентов в региональный рынок труда с целью устранения дефицита рабочей силы.
Ключевые слова
Рынок труда, дефицит трудовых ресурсов, иностранные студенты, Ростовская область, Концепция миграционной политики, миграционные намерения, квалифицированные специалисты.
2017 № 1 (57) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
E. D. Rubinskaya, I. N. Savchenkova
LABOR MARKET OF ROSTOV REGION AND FOREIGN STUDENTS: NEW APPROACHES TO SOLVING PROBLEMS OF LABOR SHORTAGES
Annotation
Rostov region characterized by an imbalance in regional labor market, which is manifested in mismatch of supply and demand for professionals in certain occupations. In article considers possibilities of regions to attract foreign students for a work as during the passage of their studies in universities in region, and also after education. In an empirical study conducted by authors present the results of a sociological survey to identify the migration intentions of foreign students from CIS and foreign countries. It is recommended a number of measures aimed at involving foreign students in regional labor market to eliminate the labor shortages.
Keywords
Labor market, labor shortages, foreign students, Rostov region, the Concept of migration policy, migration intentions, professionals.
Актуальность исследования такого миграционного потока, как иностранные студенты, обусловлена совокупностью экономических (доход от продажи образовательных услуг, рост внутреннего потребительского рынка), социально-демографических (улучшение половозрастной структуры населения за счет молодежи репродуктивного возраста) и геополитических (формирование круга лояльных элит зарубежных стран) эффектов, оказывающих влияние на принимающую страну.
Привлечение иностранных студентов важно не только с точки зрения положительного влияния данного типа миграции на образовательную инфраструктуру, увеличения доходов вузов, роста внутреннего потребительского рынка, но и возможного потенциала для регионального рынка труда. Рынок труда Ростовской области характеризуется неблагоприятными показателями [1]:
- ежегодным сокращением численности населения и населения трудоспособного возраста (с 61,6 % в 2005 г. до 58,1 % в 2014 г.);
- ростом коэффициента демографической нагрузки: на 1000 человек населения трудоспособного возраста в 2014 г. приходилось 722 человека не-
трудоспособного возраста по сравнению с 623 в 2005 г.;
- ежегодным увеличением потребности в работниках: в 2014 она составила 38 071 человек по сравнению с 25 475 в 2005 г. (по данным Службы занятости населения). При этом численность незанятых граждан, зарегистрированных в госучреждениях Службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию составляет 0,5 человек. То есть на рынке труда Ростовской области наблюдается дисбаланс и дефицит рабочей силы.
Анализ статистических показателей за ряд лет (с 2005 по 2014 г.) показывает, что предпосылок для улучшения сложившейся ситуации нет, тем самым вовлечение иностранных студентов в региональный рынок труда весьма актуально для экономики.
В современной России вопросы важности образовательной миграции комплексно отражены в Концепции миграционной политики РФ до 2025 г. [2], в которой, во-первых, дано ее официальное понятие как миграции с целью получения или продолжения образования, а иностранные учащиеся выделены как особая группа мигрантов; во-вторых, определено, что обучение ино-
странных студентов в России с последующей их работой в стране — один из важнейших каналов формирования рынка квалифицированной рабочей силы; в-третьих, в Концепции особое значение придается созданию условий для увеличения потоков образовательных мигрантов и сформулированы ключевые направления в области содействия образовательной миграции в России; в-четвертых, задача по содействию образовательной миграции напрямую увязана с переходом отечественной экономики к инновационному типу развития. Мировой опыт показал, что успехи в модернизации экономики Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии имели одной из причин масштабное увеличение образовательной миграции.
Исключительно важное значение для эффективного регулирования трудовой иммиграции имеет зафиксированное в Концепции положение о необходимости учета региональных особен-
Как видно из приведенных данных, численность иностранных граждан, намеревающихся пройти обучение в вузах Ростовской области, имеет тенденцию к росту: в 2015 г. она увеличилась по сравнению с 2013 г. более чем в 2 раза.
Отметим, что рост численности иностранных студентов в Ростовской области объясняется приграничным положением с юго-восточными территори-
ностей. Российские регионы характеризуются глубокой дифференциацией по геоэкономическому положению, образовательно-демографическому потенциалу, социально-экономическому развитию, что, безусловно, определяет соответствующий уровень развития регионального экспорта образовательных услуг, а также конкурентные позиции региона на национальном и мировом образовательных рынках.
Ростовская область традиционно по количеству иностранных студентов является лидером в Южном федеральном округе (ЮФО). Согласно данным Высшей школы экономики, по численности иностранных граждан, обучающихся в вузах, Ростовская область в 2015 г. заняла седьмое место среди всех субъектов Российской Федерации [3]. О распределении прибывших с целью учебы иностранцев по вузам субъектов Российской Федерации, входящих в ЮФО, свидетельствуют данные таблицы 1.
ями Украины. Из-за военных действий украинским выпускникам была предоставлена возможность поступить на бюджетные места по квотам Минобрна-уки в несколько вузов Ростовской области. Наибольшее количество бюджетных мест для граждан Украины было выделено на Южный федеральный университет (ЮФУ) и Донской государственный технический университет (ДГТУ). Так,
Таблица 1 — Распределение прибывших в Южный федеральный округ с целью учебы иностранных граждан в 2013, 2015 гг.*
Субъекты ЮФО 2013 г. 2015 г.
человек % к итого человек % к итого
Ростовская область 5036 28,3 13 274 32,8
Краснодарский край 2829 15,9 9 234 22,9
Астраханская область 3855 21,7 % 7 901 19,6
Волгоградская область 4125 23,2 6 155 15,2
Республика Адыгея 1720 9,7 2 648 6,6
Республика Калмыкия 212 1,2 1 181 2,9
Итого 17 777 100 40 393 100
* Составлена на основе [4].
если в 2012 г. в ЮФУ на долю студентов из Украины приходилось 18,3 % представителей стран СНГ, то в 2015 г. почти 70 %. При этом 95 % студентов из Украины обучаются в Южном федеральном университете на бюджетной основе.
Привлекательность Ростовской области для иностранных студентов подтверждают не только цифры различных ведомств (Росстат, ФМС ), но и данные социологических опросов, проведенных авторами в январе-марте 2015 г. и сентябре-октябре 2016 г. в виде анкетного опроса среди иностранных студентов Южного федерального университета. Выбор учебного заведения обусловлен его лидирующим положением в регионе, что во многом связано с огромным многолетним опытом работы с иностранными студентами.
Результаты обследования 2015 г. представлены научному сообществу в журнале «Вопросы регулирования экономики» [9], поэтому в данной статье мы публикуем итоги анализа анкетирования иностранных студентов, проведенного в 2016 г. Целевая выборка составила 152 человека, в том числе 66 человек из стран ближнего зарубежья
1 С 1 апреля 2016 г. упразднена.
На рисунке 1 наглядно видно резкое увеличение численности иностранных студентов в 2014/2015 гг. по сравнению с 2013/2014, в отличие от постепенного ежегодного прироста в предыдущие годы.
(БЗ) и 86 человек из стран дальнего зарубежья (ДЗ).
Исходя из анализа ответов на блок вопросов, посвященных проживанию иностранных студентов в Ростове-на-Дону (табл. 2), можно сделать вывод о комфортности города как для студентов из ближнего зарубежья, так и из дальнего. В большей или меньшей степени нравится жить в Ростове 94,2 % иностранным студентам из стран ДЗ и 100 % — из стран БЗ. Лишь 5,8 % респондентов из стран Дальнего зарубежья ответили, что «чувствуют себя в чужой и враждебной стране». Однако, отметим, что эти 5,8 % составляют слушатели подготовительного факультета, находящиеся в Ростове менее 6 месяцев и практически не знающие русского языка. Иностранные студенты весьма успешно коммуницируют с местным населением, что подтверждают ответы на вопрос «Есть ли у Вас друзья среди местного населения?».
Рисунок 1 — Вузы с наибольшей численностью иностранных студентов
в Ростовской области*
* Составлен на основе [5, 6, 7, 8].
Таблица 2 — Ответы иностранных студентов на вопросы анкеты о комфортности проживания в г. Ростове-на-Дону (уд. вес)
Вопрос Дальнее зарубежье Ближнее зарубежье
Нравится ли Вам жизнь в Ростове?
вполне подходит 29 63,6
очень нравится 65,2 36,4
чувствую себя в чужой и враждебной среде 5,8 0
Отношение к вам окружающих:
в целом положительное 50 39,4
гуляю без проблем где и когда хочу 37,2 59,1
чувствуется негатив 7 0
стараюсь вечером не выходить на улицу 5,8 1,5
Есть ли у Вас друзья среди местного населения?
да 56 62,1
без проблем общаюсь с местными, но друзей нет 22 31,8
нет, общаюсь в основном с иностранцами 14 1,5
есть девушка, парень 8,14 4,5
Если бы Вы знали раньше все, что знаете о жизни и учебе в России сейчас, Вы бы приехали сюда?
приехал бы сюда 79 84,8
выбрал бы другой город России для обучения 15,1 15,2
выбрал бы другую страну для обучения 6,98 0
Можно сделать вывод, что в целом изначальные ожидания респондентов оправданы: на вопрос «Если бы вы знали раньше все, что знаете о жизни и учебе в России, сейчас Вы бы приехали сюда?» 79 % студентов из стран ДЗ и 84,8 % из стран БЗ ответили «приехал бы сюда».
Интересен анализ мотивов иностранных студентов проходить обучение в Ростовской области. Так, 65,2 % респондентов из стран ближнего зарубежья в качестве основного мотива выбора города обучения назвали возможность вуза предоставить бесплатное образование. В действительности, более 80 % студентов из стран СНГ обучаются в ЮФУ на бюджетной основе (см. табл. 3).
Представители стран дальнего зарубежья выделяют разные мотивы обучения в Ростове: мягкий климат указали 27 % респондентов, рекомендации родителей — 21 %, толерантность местного населения — 7 %, возможность обучаться на бюджете выделили только 20 % опрошенных. Отметим, что лишь 20 % бюджетных мест вуза было рас-
пределено для студентов из стран ДЗ. Система распределения бюджетных мест неизменна с советских времен и базируется только на геополитических интересах Российской Федерации.
Материал для размышления в аспекте проблемы статьи дает анализ ответов на вопрос «Совмещаете ли Вы работу с учебой?». 77,9 % респондентов из стран дальнего зарубежья ответили на этот вопрос «нет», 8,14 % — да, 14 % — иногда. На тот же вопрос 56,1 % студентов из стран ближнего зарубежья ответили — нет, 18,2 % — да, 25, 8 % — иногда. Несмотря на предоставленную с 1 января 2014 г. возможность студентам очной формы обучения работать на территории субъекта РФ, в котором они обучаются, 90 % респондентов из стран БЗ признались, что их отношения с работодателем не оформлены. Чуть лучше ситуация обстоит у студентов из стран ДЗ — в 50 % случаев отношения с работодателем были оформлены по закону. Во многом сложившаяся ситуация связана со сложностью реализации мигра-
ционного законодательства. Для того чтобы получить разрешение на работу необходимо, кроме сбора различных справок и уплаты пошлины, предоставить трудовой или гражданско-
правовой договор с работодателем, что весьма проблематично из-за нежелания последних связывать себя договорными обязательствами.
Таблица 3 — Количество иностранных студентов ЮФУ по странам происхождения и формам финансирования (за 2015-й календарный год)
Обучающиеся, чел. % обучающихся
Страна на бюджетной на основе Всего на бюджетной
основе договора основе
Абхазия 54 4 58 93,1
Азербайджан 31 139 170 18,2
Армения 35 21 56 62,5
Беларусь 9 3 12 75,0
Грузия 2 2 4 50,0
Казахстан 13 5 18 72,2
Киргизия 3 1 4 75,0
Молдова 26 0 26 100,0
Таджикистан 13 4 17 76,5
Туркмения 5 6 11 45,5
Узбекистан 6 8 14 42,8
Украина 840 44 884 95,0
Южная Осетия 5 0 5 100,0
Всего 1042 237 1279 81,5
Можно сделать вывод, что работающие иностранные студенты относятся к уязвимой группе мигрантов, чьи права при определенных обстоятельствах могут быть нарушены либо ущемлены. Их трудовая деятельность носит в основном форму приработка. Тем самым, признанный в странах мира трудовой ресурс в Ростовской области практически не используется.
Идея пополнения численности населения и трудоспособного населения за счет учебной миграции не получила пока должного внимания в практике регулирования миграционных процессов в России. Бытует мнение, что нет смысла привлекать иностранных студентов в то время, когда наши выпускники часто не могут трудоустроиться. Однако мы говорим только о тех иностранных специалистах, в которых есть потребность на региональном рынке труда, и эта по-
требность не удовлетворяется местной рабочей силой. Например, у иностранных граждан, проходящих обучение в вузах России, самыми востребованными специальностями в 2013/2014 учебном году стали инженерно-технические (20,7 %), медицина (16,8 %), экономика (16,5 %) [10]. В Ростовской области наблюдается нехватка медицинских работников, инженеров, программистов и др. Только на сайте Службы занятости Ростовской области [11] заявлено около 200 вакансий для врачей, 130 вакансий для инженеров, 40 — для программистов. Вовлечение иностранных студентов после получения ими образования в региональный рынок труда способствовало бы сглаживанию дисбаланса. В связи с этим нам были интересны дальнейшие миграционные намерения иностранных студентов.
Несмотря на позитивное, в целом, отношение студентов как из стран ближнего, так и из дальнего зарубежья к проживанию в Ростове, дальнейшие ми-
59,3 % респондентов из стран Дальнего зарубежья не планируют остаться в России, 36 % могли бы остаться при условии хорошей работы. Намерены остаться в Ростове лишь 4,7 %. Обратная ситуация наблюдается с респондентами из стран Ближнего зарубежья: обязательно вернусь домой ответили 9,1 %, останусь в Ростове — 28,8 %, если бы мне предложили хорошую работу остался бы в России — 62,1 %. То есть более 90 % респондентов из стран СНГ потенциально рассматривают возможность дальнейшего трудоустройства в Ростове. По словам сотрудников Международного отдела Южного федерального университета, учитывающих практику многих лет, останутся в регионе не более 10 % студентов из стран СНГ, выпускники из стран Дальнего зарубежья практически все уедут домой. Во многом это связано с миграционным законодательством: после окончания учебы студент обязан покинуть Россию и оформить трудовую визу, переоформить визу со студенческой на трудовую, не выезжая из России, невозможно. Изучение опыта миграционной политики развитых стран показывает, что студентам предоставляется возможность остаться в стране после получения образования с целью поиска работы по полученной специальности от трех до четырех лет. Такая практика достаточно
грационные намерения их существенно различаются, что наглядно демонстрируют данные таблицы 4.
результативна. Считаем, что этот опыт следует использовать, возможно, вначале в отдельных наиболее трудонедоста-точных субъектах РФ.
Можно сделать следующее заключение. Вовлечение иностранных выпускников, обладающих дефицитными специальностями, в региональный рынок труда Ростовской области актуализируется в связи с обостряющимся на нем дисбалансом. Основным миграционным потенциалом для этого обладают студенты из вновь образованных государств на постсоветском пространстве.
Система мер по формированию у иностранных студентов желания остаться после окончания вуза в нашей стране и получить работу включает меры, которые возможно реализовать только на федеральном уровне, например, либерализация миграционного законодательства в отношении иностранных студентов и их дальнейшего трудоустройства, изменение принципов системы квотирования бюджетных мест и др. Однако велика роль и региональных органов власти, но для этого необходим новый подход к решению названных проблем. Для решения проблем образовательной миграции в Ростовской области необходимо тесное взаимодействие региональных органов исполнительной власти с образовательными и неправительственными организациями, а также
Таблица 4 — Ответы респондентов, характеризующие их дальнейшие миграционные намерения (уд. вес)
После обучения в России Вы планируете Страны дальнего зарубежья Страны ближнего зарубежья
обязательно вернусь домой 57 9,1
если бы мне предложили хорошую работу, остался бы в России 36 62,1
останусь в Ростове 4,7 28,8
ни при каких обстоятельствах не останусь в России 2,3 0
с деловыми кругами Ростовской области. Следует разработать программы по выделению грантовой поддержки на обучение одаренным иностранным студентам, планирующим после получения образования остаться в регионе, использовав возможности бизнеса. Рекомендуем ввести в практику встречи руководителей региональных органов власти и вузов с обучающимися иностранными студентами с приглашением иностранных специалистов, работающих в области, что позволит мониторить возникающие проблемы.
Библиографический список
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. — М., 2015.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Президентом РФ от 13.06.2012) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70088244.
3. Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования [Электронный ресурс]. — 2016. — Вып. № 7. — С. 11. — Режим доступа : https://ioe.hse.ru/data/2016/07/13/ 111 6424276/ФО7^.
4. Аналитические отчеты о миграционной ситуации в Южном федеральном округе [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.fms.gov.ru.
5. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. — М. : Центр социологических исследований, 2011. — Вып. 3.
6. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. — М. : Центр социологических исследований, 2014. — Вып. 4.
7. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. — М. : Социо-центр, 2015. — Вып. 5.
8. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. — М. : Социо-центр, 2016. — Вып. 6.
9. Рубинская, Э. Д., Савченко-ва, И. Н. Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического обследования) // Вопросы регулирования экономики. — 2015. — № 3. — С. 73-81.
10. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации (Прогноз до 2020 г.). — М. : Институт социологии РАН. Центр социального прогнозирования и маркетинг, 2015.
11. Государственная служба занятости населения Ростовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://zan.donland.ru.
Bibliographic list
1. Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2015 : stat. yearbook / Rosstat. — M., 2015.
2. Concept of state migration policy of Russian Federation for period up to 2025 (approved by President of Russian Federation from 13.06.2012) [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70088244.
3. Academic mobility of foreign students in Russia. Facts of Education [Electronic resource]. — 2016. — Vol. № 7. — P. 11. — Mode of access : https://ioe.hse. ru/data/2016/07/13/1116424276^07.pdf.
4. Analytical reports on migration situation in Southern Federal District [Electronic resource]. — Mode of access : www.fms.gov.ru.
5. Export of Russian educational services : stat. yearbook. — M. : Center for Social Research, 2011. — Issue 3.
6. Export of Russian educational services : stat. yearbook. — M. : Center for Social Research, 2014. — Issue 4.
7. Export of Russian educational services : stat. yearbook. — M. : Center for Social Research, 2015. — Issue 5.
8. Export of Russian educational services : stat. yearbook. — M. : Sotsiotsentr, 2016. — Issue 6.
9. Rubinskaya, E. D., Savchenko-va, I. N. Foreign students as a resource of skilled workforce in region (on materials of sociological survey) // Journal of eco-
nomic regulation. — 2015. — № 3. — P. 73-81.
10. Number of students, teachers and faculty staff, number of educational institutions of Russian Federation. (Forecast to 2020). — M. : Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. Center for Social Forecasting and Marketing, 2015.
11. State Employment Service of Rostov region [Electronic resource]. — Mode of access : http://zan.donland.ru.