Научная статья на тему 'РЫНОК ТРУДА РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ'

РЫНОК ТРУДА РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / LIVING STANDARDS / РАБОТАЮЩИЕ БЕДНЫЕ / REAL POPULATION INCOMES / WORKING POOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миленький Александр Всеволодович, Ван Пэн

В статье рассмотрены современные особенности рынка труда в России, и факторы, определяющие эти особенности. Приведены показатели доходов населения. Показаны региональные особенности рынка труда. Выявлены проблемы развития рынка труда и авторами сделаны предложения по решению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR MARKET IN RUSSIA: MODERN FEATURES AND MANAGEMENT

Modern features of the labor market in Russia as well as the factors determining these features are considered in the article. The indicators of population income are presented. Regional features of the labor market are shown. The problems of the labor market development are identified and authors presented some suggestions for solving these problems.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ТРУДА РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ»

Economics

УДК 33

DOI 10.21661/r-508392 Миленький А.В., Ван П.

Рынок труда России: современные особенности и регулирование

Аннотация

В статье рассмотрены современные особенности рынка труда в России, и факторы, определяющие эти особенности. Приведены показатели доходов населения. Показаны региональные особенности рынка труда. Выявлены проблемы развития рынка труда и авторами сделаны предложения по решению данных проблем.

■ Ключевые слова: рынок труда, безработица, уровень жизни, реальные доходы населения, «работающие бедные».

Milenkiy A.V., Wang P.

Labor market in Russia: modern features and management

Abstract

Modern features of the labor market in Russia as well as the factors determining these features are considered in the article. The indicators of population income are presented. Regional features of the labor market are shown. The problems of the labor market development are identified and authors presented some suggestions for solving these problems.

■ Keywords: labor market, unemployment, living standards, real population incomes, «working poor».

В последнее время во многих странах мира в сфере труда и занятости происходят серьезные перемены. Хроническая безработица стала причиной низкого уровня жизни части населения, роста асоциальных явлений в обществе, нарастания миграционных процессов и др.

Эти явления требуют серьезного и внимательного отношения со стороны органов власти. Усилия государства должны быть направлены на регулирование ситуации на рынке труда с помощью мер законодательного, экономического, финансового, организационного и информационного характера. Во многих странах накоплен определенный опыт регулирования занятости населения. Не является исключением и Россия.

Вместе с тем проблемы рынка труда остаются, появляются новые его особенности в связи с происходящими изменениями внешней среды. В этом смысле изучение состояния национального рынка труда является интересным и актуальным.

Характеризуя рынок труда России, следует отметить, что численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в июле 2019 г. составляла 75,6 млн. человек, из них 72,2 млн. человек - занятые экономической деятельностью и 3,4 млн. человек - безработные (по критериям МОТ не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень занятости и безработицы в России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели занятости и безработицы в России во II квартале 2019 г. [1]

Показатель, % 2018 г.

II квартал 2019 г. Май Июнь Июль Июль 2018 г. Июль 2019 г. к июлю 2018г., (+, -)

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения) 62,0 61,9 62,2 62,4 62,9 - 0,5

Уровень занятости (занятые к численности населения) 59,2 59,1 59,4 59,7 59,9 -0,2

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы) 4,6 4,5 4,4 4,5 4,7 -0,2

interactive science | 10 (44) • 2019

39

Экономика

Данные таблицы свидетельствуют об ухудшении показателей уровня занятости и уровня участия населения. По сравнению с июлем 2018 г. уровень безработицы уменьшился на 0,2%.

По ЦФО самый высокий уровень безработицы во втором квартале 2019 г. был зафиксирован в Смоленской области - 5,0%, а самый низкий - в г. Москва -1,3% и Московской области - 2,8% [1].

Общая численность безработных в 2018 г., классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, по данным Росстата, в 5,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, что свидетельствует о наличии скрытой безработицы [2].

Уровень безработицы среди сельских жителей, выше, чем среди городских.

Состояние рынка труда страны определяется влиянием целого ряда факторов и, прежде всего, демографической ситуацией: старением многочисленного послевоенного поколения и выходом на рынок труда малочисленного поколения, рожденного в 1990-е годы.

В 2017-2018 годах Росстат зафиксировал естественную убыль населения, которая за январь - сентябрь 2018 года оказалась больше на 67,179 тыс. чел., чем за аналогичный период 2017 года. Численность населения трудоспособного возраста в 2018 году сократилась на 960 тыс. чел. по сравнению с 2017 годом. В то же время увеличилась численность населения старше трудоспособного возраста на 677 тыс. чел. В результате предложение рабочей силы на рынке труда ограничено. Увеличение предложения может происходить за счет группы населения старше трудоспособного возраста.

По данным государственных служб занятости количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленных работодателями в органы службы занятости, в декабре 2018 года составило 1579,24 тыс. единиц (в декабре 2017 года - 1482,30 тыс. единиц). Наиболее востребованными профессиями были: рабочие, занятые в строительстве, металлообрабатывающем и машиностроительном производстве; водители и операторы подвижного оборудования; механики и ремонтники; операторы промышленных установок и стационарного оборудования. Требовались работники сферы образования, здравоохранения, бухгалтера, 1Т-специалисты.

По данным компании HeadHunter за январь - ноябрь 2018 года прирост вакансий в сравнении с аналогичным периодом 2017 года составил 41%, а прирост резюме - 23%, что характеризует умеренный уровень конкуренции.

Наиболее перспективными областям трудоустройства являются: сельское хозяйство; информационные технологии; автомобильные перевозки; туристический бизнес; некоторые отрасли промышленности.

Рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы с января по сентябрь 2018 года в среднем составил 11%. В абсолютном выражении в сентябре 2018 года номинальная заработная плата составила 41774 рублей [3].

По мнению специалистов, проблема рынка труда современной России заключается не в отсутствии работы как таковой, а в качестве существующих рабочих

мест, появлении из-за низкого уровня оплаты труда «работающих бедных».

«Работающие бедные» - это явление, когда человек трудоустроен, но получает зарплату неадекватную его затратам. Стоимость рабочей силы не соответствует квалификации кадров.

Еще один фактор, сказавшийся на состоянии рынка труда России, - недавнее повышение НДС.

По предварительной оценке, покупательская способность населения в 2019 г. из-за повышения НДС сократится на 800 млрд. рублей, т.е. каждый россиян не досчитает в своём кошельке почти 7 тысяч рублей. По данным Банка России, рост потребления сократится с 3% до 1,5%. Пассивность покупателей отразится на доходе компаний, что, в свою очередь, приведет к замедлению темпов роста оплаты труда. Работодатели продолжат сокращать расходы и на обучение сотрудников [4].

В последнее время на отечественном рынке труда наблюдается рост доли занятых в неформальном секторе: в 2018 году она составила 20,1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14,6 млн. человек). К работающим в неформальном секторе относятся индивидуальные предприниматели, те, кто работает у них по найму; самозанятые, фермеры, члены се-мьи, которые помогают родственникам в бизнесе, и т. д., т. е. люди не работающие на предприятиях, зарегистрированных как юридические лица.

Самая высокая неформальная занятость была отмечена в республиках Северного Кавказа: в Чечне - 64% от общего числа занятых, Дагестане - 52%, Ингушетии и Кабардино-Балкарии - по 48%. Высокий показатель неформальной занятости зафиксирован в Крыму (38%), Ставропольском крае (35%), Севастополе (34%), Бурятии, Северной Осетии, Калмыкии, Краснодарском крае, Алтае, Адыгее, Ивановской и Астраханской областях, Карачаево-Черкесии [5].

Ухудшившиеся показатели занятости, низкого уровня жизни части населения страны потребовали принятия мер по регулированию рынка труда.

С 1 января 2019 года вступило в силу Постановление Правительства России от 15 ноября 2018 года №1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год».

Размеры минимального и максимального пособия по безработице повышаются с 850 до 1500 рублей и с 4900 до 8000 рублей соответственно. Впервые вводится пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости). Для таких граждан минимальное пособие составляет 1500 рублей, максимальное - 11280 рублей (100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения во втором квартале 2018 года).

С целью совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Минтрудом России предложено вместо реализации связанных с этим инвестиционных проектов начать определять работодателей, которым требуются работники. К сожалению, последние не могут заполнить вакансии только за счет работников данной территории. В федеральном бюджете на 2019 год на софинансиро-вание региональных программ предусмотрены средства

40 Интерактивная наука | 10 (44) • 2019

Economics

в объеме 500 млн. рублей. Принятые решения позволят оказать поддержку по переезду для трудоустройства в другой местности более 900 человек.

Что касается потребности в привлечении иностранных работников, то на 2019 год она сформирована исходя из ситуации на рынке труда, демографических особенностей и приоритетности трудоустройства национальной рабочей силы.

Потребность определена в размере 144583 человека, что составляет 81% от потребности на 2018 год, при этом 95,1% потребности составляют квалифицированные иностранные работники.

В некоторых сферах экономики в 2019 году сохранится та же доля иностранных работников, что и в 2018 г., например, в сфере выращивания овощей (50% общей численности работников за исключением Приморского края и Астраханской области). В сфере автомобильного грузового транспорта доля снизится с 28% до 26%, в сфере строительства составит 80% общей численности работников (за исключением Хабаровского края, Амурской области и г. Москва) [6].

В комплекс мер по развитию занятости входят также такие мероприятия как:

- доведение до 70% доли трудоустроенных граждан в общей численности обратившихся в службы занятости;

- ежегодная индексация заработной платы бюджетников;

Литература

1. Росстат: «Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2019 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nangs.org/analytics/rosstat-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossijskoj-federatsii

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2018 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm

3. Российский рынок труда: тенденции и прогноз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/ andysis/forecasts/rossiiyskuy-rynok-toda-tendencii-i-prognoz-20181219-141624/

4. Рынок труда в России в 2019-2020 годах: прогноз и особенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.anoipk.ru/novosti/rynok-truda-v-rossii-v-2019-2020-godah-prognoz-i-osobennosti

5. В России выросла неформальная занятость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economic s/27/03/2019/5c9a3ea19a7947d947c377c5

6. Итоги года: занятость населения и трудовая миграция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud. ru/employment/employment/718

7. Развитие рынка труда и занятости в России: основные меры с 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://buhguru.com/spravka-info/razvit-rynka-truda-i-zanyat.html

References

1. Rosstat: "Zaniatost' i bezrabotitsa v Rossiiskoi Federatsii v iiule 2019 goda". Retrieved from https://nangs.org/ analytics/rosstat-zanyatost-i-bezrabotitsa-v-rossijskoj-federatsii

2. Zaniatost' i bezrabotitsa v Rossiiskoi Federatsii v dekabre 2018 goda (po itogam obsledovaniia rabochei sily). Retrieved from https://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d04/13.htm

3. Rossiiskii rynok truda: tendentsii i prognoz. Retrieved from https://www.finam.ru/analysis/forecasts/rossiiyskiiy-rynok-truda-tendencii-i-prognoz-20181219-141624/

4. Rynok truda v Rossii v 2019-2020 godakh: prognoz i osobennosti. Retrieved from https://www.anoipk.ru/novosti/ rynok-truda-v-rossii-v-2019-2020-godah-prognoz-i-osobennosti

5. V Rossii vyrosla neformal'naia zaniatost'. Retrieved from https://www.rbc.ru/economics/27/03/2019/5c9a3ea19a794 7d947c377c5

6. Itogi goda: zaniatost' naseleniia i trudovaia migratsiia. Retrieved from https://rosmintrud.ru/employment/employment/718

7. Razvitie rynka truda i zaniatosti v Rossii: osnovnye mery s 2019 goda. Retrieved from https://buhguru.com/spravka-info/razvit-rynka-truda-i-zanyat.html

- регулирование спроса и предложения на региональных рынках труда;

- поддержка работодателей при организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования сотрудников при внедрении новой техники;

- вовлечение в трудовую деятельность таких категорий граждан, как инвалиды, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и др.;

- внедрение системы оценки соблюдения трудового законодательства;

- совершенствование системы обязательного соцстрахования от несчастий производственного характера и профессиональных заболеваний в рамках ФСС и др [7].

Разработанные меры государственного регулирования рынка труда соответствуют поставленным страной целям. Дальнейшее развитие рынка труда, поддержка занятости, достойная оплата и обеспечение высокого уровня квалификации работников, соответствие спроса и предложения, уровня образования, профессиональных умений и навыков рабочей силы занимаемой должности и т. п. обеспечивают рост производительности труда, повышение качества продукции и услуг, влияют на конкурентоспособность отечественных предприятий и экономики страны в целом.

Interactive science | 10 (44) • 2019

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.