С. СУХОВ, профессор
A. РЯХОВСКИЙ, доцент Н. ГАЛЕТОВА, доцент
Н. ВИНОКУРОВА, ассистент
B. КУБРИН, доцент
МАТИ - РГТУ им. К.Э. Циолковского
Рынок труда и проблемы трудоустройства
Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы и размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
На рынке труда возникают отношения
ли выступают на рынке как субъекты рыночных отношений.
Целесообразно исходить из того, что каждый экономический субъект (человек или предприятие) характеризуется тремя основными признаками: 1) что покупает (в каких товарах и услугах нуждается); 2) что продает; 3) из каких источников получает доходы.
В зависимости от этих признаков можно представить взаимосвязи характеристик населения и предприятий через рынки труда и экономических благ в виде следующей схемы(рис. 1).
обмена между владельцами рабочей силы и Отношения субъектов на рынке труда
владельцами средств производства. Таким подчиняются общим экономическим зако-образом, наемные работники и работодате- нам, в частности законам спроса и предло-
жения. В соответствии с законом спроса чем выше цена (заработная плата) на рабочую силу, тем меньше на нее спрос у работодателей. С другой стороны, согласно закону предложения, чем выше оплата товара «рабочая сила», тем больше ее продавцов готовы заняться данным видом труда. Если изобразить эти процессы графически, то на пересечении кривых спроса и предложения находится весьма важная точка - цена равновесия - тот размер заработной платы, при котором определенное количество работников готовы заняться данной работой на определенном количестве рабочих мест.
Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:
• территориального размещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) и незанятой части экономически активного населения;
• характеристик рабочих мест (по содержанию труда, уровню оплаты труда, условиям труда и т.п.) и возрастных запросов незанятой части экономически активно-гонаселения;
• профессионально-квалификационного состава рабочих и требований к их профессиональному и квалификационному уровню.
Неорганизованный рынок труда не в состоянии своевременно изменить ситуацию в нужную сторону, в связи с чем возникает необходимость регулирования рынка труда. Чтобы обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социального напряжения, необходимо воздействие на рыночный механизм путем проведения совокупности взаимосвязанных мероприятий экономического, правового, организационного характера. Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития обществен-
ного производства. Регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий. Объектом регулирования служит поведение и собственников рабочей силы, и работодателей.
В процессе трудовых отношений формируются взаимные обязательства как со стороны работодателей, так и со стороны работников. В числе требований, предъявляемых к работнику, -прежде всего профессиональная компетентность, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранных языков, высокий уровень культуры и т.д.
У работника, в свою очередь, формируются требования к рабочему месту: соответствующая заработная плата, условия труда, распорядок рабочего дня, перспективность профессии, корпоративная культура.
Что касается незанятого населения, то здесь наиболее существенными признаками сегментации являются возраст и статус, предшествующий поиску работы. В зависимости от данных признаков возможна следующая дифференциация незанятого населения:
♦ выпускники вузов и средних профессиональных учебных заведений;
♦ выпускники средних школ;
♦ лица, уволенные с военной службы;
♦ инвалиды;
♦ женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
♦ длительно безработные;
♦ граждане, освобожденные из мест лишения свободы;
♦ беженцы и вынужденные переселенцы.
Как и любой другой рынок, рынок труда нуждается в развитой системе маркетинговых коммуникаций. В эту систему входят средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и о предлагаемой
продукции, т.е. все то, что позволяет и требует налаживания связей, обмена информацией, понимания, согласия между партнерами (рис. 2).
ей, в целях расширения спектра деятельности конкретной личности на рынке интеллектуального труда;
■ получение дополнительных знаний,
Рис. 2. Система коммуникаций в маркетинге рабочей силы
К числу факторов, определяющих потребности и намерения потенциального потребителя образовательных услугМАТИ-РГТУ, относятся:
■ получение профессии и высшего профессионального образования;
■ получение профессии и достижение элитного уровня высшего профессионального образования;
■ получение профессии и высшего профессионального образования, ориентированного на гарантированное трудоустройство (в конкретную организацию или на конкретное предприятие на основе контракта, условия которого заранее известны потребителю конкретной образовательной услуги);
■ повышение квалификации в рамках ранее полученной профессии;
■ получение второго высшего образования в целяхразвития профессиональной карьеры или намерений соответствовать изменяющимся требованиям рынка труда в целом или в конкретной профессиональной среде;
■ изменение профессии в связи с трудностями трудоустройства по профилю имеющейся профессии или в связи с неудовлетворённостью потенциального потребителя образовательной услуги условиями труда (содержание профессиональной деятельности, материальное обеспечение труда и т.д.);
■ получение дополнительных знаний, не связанных с приобретённой професси-
соответствующих интересам и запросам личности, не связанных с профессиональной деятельностью.
Второе высшее образование получают также для того, чтобы освоить смежные с основной специальностью профессии. Так, например, инженер-технолог осваивает профессию маркетолога, юристы - смежные финансово-экономические специальности, компьютерщики и программисты - специальность бухгалтера и т.д. В основном это работающие люди, вот почему за последние два года резко возрос спрос на заочную и очно-заочную формы образования.
МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, организовавший систему получения второго высшего экономического образования с 1994 г., подготовил около 500 специалистов, получивших наряду с техническими дипломами профессии маркетолога, менеджера, экономиста-менеджера, экономиста.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. одним из условий повышения качества профессионального образования выдвинуто «создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов... готовности к самоопределению в вопросах подбора работы.». Здесь не обойтись без непосредственного участия соответствующих органов власти и управления регионов.
В московском регионе решение этой проблемы видится в рассмотрении процессов профессиональной подготовки, трудоустройства и адаптации выпускников как социально-экономической системы. Наиболее оптимальной организационной формой ее реализации является создание в вузе соответствующей структуры, координирующей взаимодействие вуза и организации - заказчика молодого специалиста.
Создаваемая система управления процессами подготовки, трудоустройства и адаптации выпускников вузов должна учитывать долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда, экономическую и демографическую ситуацию в регионе.
Однако ее осуществление наталкивается на серьезные противоречия между:
• социальными и профессиональными ориентациями молодежи и требованиями организаций к персоналу;
• задачей подготовки вузами молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков и существующей системой вузовского образования;
• преобладанием теоретической подготовки выпускников и недостатком необходимых навыков практического использования полученных знаний;
• жизненными и профессиональными притязаниями выпускников и реальными возможностями их осуществления;
• интересами развития отдельной организации и интересами общества;
• сиюминутными потребностями рынка труда и прогнозируемой на длительный период его структурой;
• существующими разрозненными институциональными образованиями, занимающимися трудоустройством выпускников, и необходимостью создания единой системы, связанной с реализацией задач профориентации и трудоустройства выпускников.
Вопрос трудоустройства выпускников -важнейший для университета в условиях отсутствия распределения. Проблема состоит в том, что крайне востребованные в настоящее время отраслевыми предприяти-
ями и организациями выпускники не стремятся работать по специальности.
В настоящее время на многих промышленных предприятиях машиностроительного комплекса московского региона ощущается нехватка инженерно-технических работников, в первую очередь молодых специалистов. На ситуацию, складывающуюся на предприятиях, влияют следующие обстоятельства.
1. Неустойчивое финансовое и юридическое положение:
возможность изменения статуса государственных предприятий;
переход предприятий от одних владельцев к другим с возможным перепрофилированием или закрытием производства;
отсутствие постоянного госзаказа или неполное его финансирование;
задержки по оплате выполненных работ и изготовленной продукции.
2. Низкий уровень оплаты труда инженерно-технических работников.
3. Ухудшение кадровой ситуации на предприятиях и старение инженерных кадров.
4. Нарушение преемственности поколений.
5. Отсутствие отсрочки от призыва в армию.
6. В связи с переходом многих вузов на двухступенчатую систему образования не проработан вопрос о потребности промышленных предприятий в бакалаврах и магистрах, их месте на производстве.
Основные факторы, от которых зависит престижность и привлекательность работы на производстве для выпускника и выбор им места работы: 1) уровень заработной платы; 2) наличие на предприятие «брони» от призыва в армию; 3) возможность карьерного роста; 4) возможность повышения квалификации; 5) социально-бытовые условия на предприятии.
Таким образом, существуют как положительные, так и отрицательные факторы, оказывающие влияние на принятие выпускником вуза решения о выборе предприятия.
Главными причинами, препятствующими работе молодых специалистов на промышленных предприятиях, являются низкий уровень оплаты труда и малая информированность выпускников о промышленных предприятиях и о будущей работе.
Характерной особенностью современной вузовской жизни является вынужденная работа студентов для обеспечения своего существования. Если в доперестроечный период стипендия являлась стимулом к хорошей учебе, то в настоящее время она очень далека от прожиточного минимума. Студенты ищут работу, которая позволяла бы продолжать учебу в вузе. Часто текущая работа не соответствует тому направлению или специальности, на которых он учится. Проработав один-два года на одном месте, студент приобретает определенную квалификацию и статус, занимает положение на иерархической лестнице. Поэтому работа, не связанная с будущей специальностью, не способствует повышению уровня его знаний, а в дальнейшем препятствует трудоустройству по полученной специальности.
Чтобы в процессе обучения в вузе воспитать квалифицированного специалиста, заинтересованного в работе по полученной специальности, необходимо предоставить студенту возможность в свободное от учебы время работать по профилю. Центрам содействия трудоустройству и выпускающим кафедрам следует поэтому иметь перечень предприятий и фирм, готовых сотрудничать с вузом в этом направлении. Предоставляемая работа должна обеспечить уровень зарплаты, необходимый для удовлетворения жизненных потребностей студента. При этом овладение рабочими профессиями должно быть обязательным элементом обучения студентов начиная со второго курса. Это дает возможность уже на младших курсах сформировать общее представление о промышленном производстве. Начиная с четвертого курса, когда студенты осваивают специальные предметы, их можно привлекать к работе на технических и инженерных должностях. Чтобы не ме-
шать процессу учебы в вузе, нужно согласовывать графики работы студентов с деканатом и выпускающей кафедрой.
Помимо материальных стимулов и повышения качества образования, работа на предприятии дает возможность будущему инженеру после окончания вуза прийти на «подготовленную почву», в тот коллектив и на производство, где он работал на практике или на подработке.
В настоящее время осуществляется перевод инженерного образования на двухступенчатую систему. При этом необходимо учитывать, что бакалавриат дает только общие научные знания по выбранным направлениям высшего образования. На этом уровне практически отсутствует специализация в соответствии с будущей специальностью, уменьшена длительность производственных практик. В результате студент не получает достаточного объема профессиональных знаний, необходимых для возможной работы. Кроме того, не определено место бакалавра в промышленном производстве и задачи, которые он мог бы решать.
Поэтому обучение студентов на второй ступени высшего образования необходимо продолжать, разделив ее на подготовку магистров и специалистов (инженеров по определенной специальности). Дальнейшая подготовка должна осуществляться по заявкам промышленных предприятий, научных организаций и коммерческих структур.
Учеба в магистратуре представляет собой «штучную» подготовку специалистов, готовящихся к будущей научной работе. На магистерскую подготовку целесообразно отбирать наиболее способных студентов, обладающих достаточно высоким уровнем знаний и творческим потенциалом. После окончания вуза такие специалисты должны заниматься научной работой.
На второй ступени высшего образования необходимо индивидуализировать и подготовку инженеров. Набор бакалавров на инженерную подготовку следует осуществлять по заявкам предприятий с предварительным распределением студента при
приеме на вторую ступень образования. В этом случае подготовка специалистов должна проводиться в соответствии с задачами, которые будут ставиться перед ними на производстве. При этом возможно более широкое привлечение к преподаванию спе-
циалистов с производства и переноса части занятий на предприятия. Тесная связь вуза с промышленными предприятиями даст возможность готовить молодых специалистов, адаптированных к современным условиям труда.
В. НАВОДНОВ, профессор, директор А. МАСЛЕННИКОВ, доцент, начальник отдела
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке [1] является процедура самообследования, предполагающая оценку качества подготовки студентов.
Обычно такая процедура происходит в виде тестирования (аттестационных педагогических измерений [2]) и требует от вуза больших усилий на разработку тестовых материалов, их сертификацию, обучение персонала, способного не только корректно провести педагогические измерения и обработать результаты, но и грамотно их проанализировать и проинтерпретировать. Однако проводимые педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но порой даже и с главным критерием - государственными образовательными стандартами (ГОС). Огромные усилия дают минимальный эффект. В связи с этим надо признать, что критика сложившейся практики [3, 4] во многом является обоснованной.
Более того, сложившаяся практика не в полной мере отвечает «букве закона». Согласно Закону «Об образовании» (статья33, п. 20), «целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям ГОС... Условием аттестации образовательного учрежде-
Интернет- экзамен в сфере
профессионального образования
ния являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет». Таким образом, закон предполагает не разовый «срез» остаточных знаний, а их мониторинг в течение как минимум трех лет.
Кроме того, обязательным условием самообследования и аттестации является проведение аттестационных педагогических измерений, во-первых, по всем аттестуемым основным образовательным программам (ООП), во-вторых, по всем циклам дисциплин каждой ООП и, наконец, не менее чем по трем дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН и не менее чем по пяти дисциплинам циклов ОПД и СД.
При этом контроль знаний студентов для целей аттестации имеет определенные особенности, связанные с:
1) объектом оценивания - учебные достижения группы, курса, всех студентов ООП (но не личные достижения отдельных студентов);
2) видом контроля - контроль «остаточных» знаний (после изучения дисциплины, цикла дисциплин);
3) содержанием контроля - оценка всех элементов (дидактических единиц) содержания дисциплины (или цикла дисциплин) по ГОС на заданном уровне;
4) шкалой оценивания - бинарная оценка (усвоил- не усвоил);