Научная статья на тему 'РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СOVID-19'

РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СOVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок транспортно-логистических услуг / логистика / Covid-19 / market of transport and logistics services / logistics / Covid-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.М. Набиева, Н.Е. Гильц

В статье рассматривается изменение рынка транспортно-логистических услуг под влиянием Covid-19. Общая ситуация рынка транспортно-логистических услуг в 2022 году. Основные мировые логистические тенденции во время эпидемии Covid-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF COVID-19

The article discusses the change in the market of transport and logistics services under the influence of Covid-19. The general situation of the market of transport and logistics services in 2022. Key global logistics trends during the Covid-19 epidemic.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СOVID-19»

УДК 658

РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ œVID-19

Л.М. Набиева Научный руководитель - Н.Е. Гильц

Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: leyla-nabieva@list.ru

В статье рассматривается изменение рынка транспортно-логистических услуг под влиянием Covid-19. Общая ситуация рынка транспортно-логистических услуг в 2022 году. Основные мировые логистические тенденции во время эпидемии Covid-19.

Ключевые слова: рынок транспортно-логистических услуг, логистика, Covid-19

THE MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES IN RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF COVID-19

L.M. Nabieva Scientific supervisor - N.E. Gilts

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: leyla-nabieva@list.ru

The article discusses the change in the market of transport and logistics services under the influence of Covid-19. The general situation of the market of transport and logistics services in 2022. Key global logistics trends during the Covid-19 epidemic.

Key words: market of transport and logistics services, logistics, Covid-19.

Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков, связанный с изменениями спроса, приостановкой производств и введенных ограничений. Крупные международные организации, такие как Международный союз дорожного транспорта (IRU) и Международная федерация работников транспорта, опубликовали открытое письмо к правительствам всех стран с просьбой о поддержке транспортной отрасли в условиях распространения Covid-19 [1].

Основные мировые логистические тенденции во время эпидемии:

1. Снижение грузопотока в мировом и локальных масштабах.

Причины очевидны: закрытие границ стран, массовое закрытие торговых точек, рост курса доллара, изоляция населения, снижение спроса и покупательной способности, а также состояние страха и неопределенности у потребителей. Многие фабрики и заводы по всему миру закрыты на карантин - перевозить становится нечего и некому.

2. Отсутствие простых, понятных правил игры в условиях карантина для представителей логистического рынка [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

В целом ситуация на рынке транспортных услуг России в конце 2021 - начале 2022 может быть охарактеризована как нестабильная. Причем факторов нестабильности несколько и большинство из них имеют фундаментальный характер [1].

Общая ситуация на начало 2022 г. следующая:

1. Нестабильность и диспропорции глобального рынка. Пандемия Covid-19 привела к нестабильности производства во всем мире. Как следствие - глобальные логистические цепочки изменились, замедлились и стали дороже. Это привело к увеличению грузопотока в среднем на 20%. Дефицит контейнеров и существенный рост стоимости морских перевозок сильно изменил структуру грузопотока и обусловил рост стоимости. В частности, это повлияло на рост стоимости новых грузовиков и запчастей к ним [3].

2. Нестабильность и диспропорции перевозок в России. Пандемия Covid-19 привела к нестабильности и росту грузопотока и в России. Увеличение объема грузоперевозок (по оценке экспертов, объем перевозок в РФ вырос на 20%) в сочетании с их нестабильностью увеличивает потребность в подвижном составе [3].

3. Возник дефицит транспорта. Заметное число транспортных компаний, вследствие ухудшившегося финансового положения из-за пандемии Covid-19, ушли с рынка. Оставшиеся, зачастую, не имеют достаточных ресурсов для обновления парка. У большинства транспортных компаний старый автопарк выбывает, и, если раньше грузовики постепенно заменяли, то в настоящее время возник разрыв в поставках. С другой стороны, производители подвижного состава оказались не готовы к увеличению спроса на подвижной состав. Дефицит микроэлектроники замедлил и снизил выпуск нового подвижного состава, и увеличило его стоимость. К примеру, время ожидания поставки седельного тягача в настоящее время - более года, стоимость выросла более чем на 15%. При этом спрос на транспортные услуги растет, а обновление автопарка за ним не успевает [1-2].

4. Дополнительно ситуацию усложнил дефицит водителей. Из-за пандемии Covid-19 возник дефицит кадров. Дефицит квалифицированных водителей наблюдался в отрасли всегда, но фактор Covid-19 подтолкнул многих водителей перейти в курьеры для обслуживания доставок, где грузопоток вырос на десятки процентов. Дефицит водителей уже вызвал рост их заработной платы более чем на 10%. Эксперты рассказали об остром дефиците кадров на рынке труда, возникшем во время пандемии коронавируса. Среди самых востребованных профессий оказались курьеры, грузчики и строители. По данным исследовательского центра «Зарплаты.ру», прирост вакансий в III квартале 2021 года к III кварталу 2019 года в сфере рабочего персонала составил 218%, строительстве и недвижимости — 213%, продажах — 163%, медицине и фармации — 144%, ресторанах и кафе — 119%. В логистике, складах и закупках за последние два года вакансий стало больше на 113%, в розничной торговле — на 98%, в промышленности — на 78% [4].

Важным фактором, влияющим на рост стоимости перевозок, стала активная позиция Государства, выразившаяся во введении новых законов и более жесткому контролю исполнения существующих. Введение пропусков в Москве, значительное увеличение постов весового контроля и сканеров Платон, сопровождаемое введением новых, весьма значительных штрафов так же увеличило затраты транспортных компаний, которые они перенесли в стоимость перевозок.

Рост цен на топливо на 10% с начала года тоже внес свой вклад в общий рост стоимости перевозок.

В следствии всех этих факторов стоимость большинства автоперевозок выросла на 20%. А в некоторых случаях - в полтора раза.

В целом прогнозируется продолжение роста ставок на перевозки автотранспортом на 10 -15% в течение года в силу большинства перечисленных выше причин, действие которых продолжится в 2022 году. Во второй половине года рост ставок должен замедлиться до уровня инфляции.

Таким образом, в настоящее время транспортно-логистическая отрасль испытывает экономические сложности. Выявление новых штаммов Covid-19, введение ограничений и международные «торговые войны» не позволяют компаниям расслабляться. В такой ситуации транспортно-логистические компании должны работать над качеством оказываемых услуг. Применение современных информационно-технологических продуктов позволит компаниям повысить удобство пользования их услугами и диверсифицирует риски.

Библиографические ссылки

1. Иванова, Д. П. Влияние Covid-19 на рынок транспортно-логистических услуг / Д. П. Иванова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-covid-19-na-rynok-transportno-logisticheskih-uslug?ysclid=l1z2ek8eur (дата обращения: 13.04.2022).

2. Старкова, Н. О. Проблемы и перспективы современной российской логистики / Н. О. Старкова. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovremennoy-rossiyskoy-logistiki (дата обращения: 13.04.2022).

3. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения: 13.04.2022).

4. Кадровый голод: каких работников не хватает в России. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1243977/mariia-frolova/kadrovyi-golod-kakikh-rabotnikov-ne-khvataet-v-rossii (дата обращения: 13.04.2022).

© Набиева Л.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.