Научная статья на тему 'Рынок связи стран Латинской Америки: начало конкуренции'

Рынок связи стран Латинской Америки: начало конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК СВЯЗИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТРАН / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

По уровню экономического развития, тенденциям, наблюдаемым в различных областях экономики, и другим показателям Россию часто сравнивают со странами Латинской Америки. Однако следует оговориться, что в условиях разных стран эти тенденции проявляются по-разному. В частности, в течение многих лет в телекоммуникационных отраслях ряда стран Латинской Америки шел процесс приватизации, который уже практически завершен. В результате интерес к рынкам этих стран вырос, и многие многонациональные компании такие, как Telefonica (Испания), уже продемонстрировали серьезность намерений по расширению своей деятельности в регионе. В обзоре по материалам Phone International дается краткий анализ ситуации на рынке связи латиноамериканских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок связи стран Латинской Америки: начало конкуренции»



Рынок связи

стран

Латинской

Америки:

начало

конкуренции

ВЕК КАЧЕСТВА

ï

тенденции проявляются в телекоммуникационных

По уровню экономического развития, тенденциям, наблюдаемым в различных областях экономики, и другим показателям Россию часто сравнивают со странами Латинской Америки. Однако следует оговориться, что в условиях разных стран эти

по-разному. В частности, в течение многих лет отраслях ряда стран Латинской Америки шел процесс приватизации, который уже практически завершен. В результате интерес к рынкам этих стран вырос, и многие многонациональные компании, такие, как Telefonica (Испания), уже продемонстрировали серьезность намерений по расширению своей деятельности в регионе.

Насколько эти тенденции характерны и для нашей страны, читатель может судить по предлагаемому краткому анализу ситуации на рынке связи латиноамериканских стран

Телекоммуникационный рынок стран Латинской Америки, в сумме составлявший еще два года назад 51 млрд дол., согласно прогнозу компании Ргс^&БиНп/ап, к концу 2000 г. должен составить 90 млрд дол. На долю телекоммуникационных рынков наиболее экономически развитых стран Латинской Америки — Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии и Венесуэлы - придется приблизительно 70% от указанной цифры.

В соответствии с прогнозом компании РгоБг&БиШуап, объем продаж услуг стационарной связи в пяти вышеперечисленных странах будет ежегодно увеличиваться приблизительно на 10% и к 2003 г. составит 64 млрд дол. Что касается объема продаж услуг подвижной связи, то он практически удвоится уже к концу 2000 г. и достигнет 15,8 млрд дол.

Все телекоммуникационные сектора основных стран Латинской Америки находятся на одной стадии развития, а точнее - стадии перехода к свободной конкуренции. Рынки стационарной, подвижной, местной и междуго-

родной связи, как уже указывалось, во всех этих странах уже либерализованы. В малых странах региона процесс либерализации телекоммуникационных рынков еще не завершен.

Из пяти наиболее экономически развитых стран Латинской Америки Чили является «первопроходцем» в сфере либерализации. В стране существует наиболее надежная и современная сетевая инфраструктура. Приватизационная процедура, начавшаяся еще в 1970 г., была успешно закончена в 1989 г.

Телекоммуникационный рынок Чили относится к числу наиболее конкурентных рынков в мире (мнение вице-президента TIA — Telecommunications Industry Association). Так же, как и в США, на начальном этапе либерализация в Чили не привела к значительному усилению конкурентной борьбы на телекоммуникационном

50

были проданы акции местной телефонной компании ТЕ1_ЕБР.

Еще в 1997 г. рынок стационарной связи Бразилии составлял 15,9 млрд дол. Компания Егч^&БиШуап прогнозирует его ежегодное увеличение более чем на 14,3%, и, таким образом, к 2003 г. рынок достигнет более 36 млрд дол. Рынок подвижной связи к этому же времени составит 7,6 млрд дол. Доходы компаний от предоставления услуг подвижной связи за прошедший год выросли на 100%.

рынке — компании Compania de Telecomunications de Chile (CTC) по-прежнему принадлежит 90% рынка. Однако после того как в 1999 г. СТС было предложено разрешить другим конкурирующим компаниям работать на чилийском телекоммуникационном рынке, конкуренция на нем в значительной степени усилилась.

В прошлом году Аргентина открыла рынок услуг телефонии и междугородной связи к конкуренции, правда, с некоторыми ограничениями для зарубежных операторов-конкурентов. В результате прошедших в 1990 г. торгов компании France Telecom и Telefonica стали обладателями контрольного пакета акций государственной компании Entel. Это позволило им на дуополистической основе осуществлять управление услугами базовой телефонии и сетей междугородной связи в стране.

Бразилия с населением более 165 млн человек (5-е место в мире) в наибольшей степени привлекает к себе внимание зарубежных телекоммуникационных компаний. По плотности телефонизации (9,5%) страна занимает 43-е место в мире. Имея такое население и такую низкую плотность телефонизации, Бразилия становится перспективной страной для импорта телекоммуникационного оборудования и инвестиций в построение телекоммуникационной инфраструктуры со стороны зарубежных компаний. После принятия в 1997 г. нового Закона о связи началась приватизация компании Telebras - холдинговой компании (собственность государства), в состав которой входили 27 региональных телекоммуникационных фирм, а также оператора сетей междугородной связи - компании Embratel. Первые продажи акций (IPO) произошли в 1999 г. - фирме Telefonica of Spain

Интернет в Латинской Америке

Несмотря на то, что по распространению услуг сети Интернет Латинская Америка отстает от США на два-три года, процесс этот в стране происходит достаточно быстро. Предполагается, что число пользователей услугами Интернета, составляющее на данный момент 8,5 млн человек, в 2003 г. увеличится до 24,3 млн. За прошедшие семь месяцев было проведено более 30 инвестиций в развитие Интернет-компаний Латинской Америки. По мнению управляющего директора компании Lucent Technologies по странам Латинской Америки, в Бразилии существует наиболее быстро развивающийся рынок услуг Интернета даже по сравнению с аналогичными рынками других стран мира. Инвестиционным банком Opportunity, расположенном в Рио де Жанейро, вложено более 260 млн дол. в развитие местных компаний, предоставляющих Интернет-услуги. 11 января текущего года японский банк Softbank Corp. также заявил о своих намерениях вложить 100 млн дол. в Latine Venture Capital Fund. Даже частные фонды, как правило, ограничивающие свои инвестиции в уже существующие компании, намереваются присоединиться к указанным выше банкам.

25 -------- 24

20

15

§ 20 Ч

¡15 2

о 10 х о CI

5 0

7,2

2,9

2,9

Аргентина Бразилия Чили Колумбия Венесуэла

Рис.1

Доходы от базовых телефонных услуг в 1999 г.

. 15 с.

0

d 12

х

§

1 9

=t

° fi X D

о с[

3 0

14,3

ш

3,4 3,2 2,2 ^ипиг

Аргентина Бразилия Чили Колумбия Венесуэла

Рис.2

Доходы от сетей подвижной связи

ВЕК КАЧЕСТВА •

§1,5

X

с;

5 1

f 0,5

X

о

* 0

0,5

°'25 0 2 - °'15

Аргентина Бразилия Чили Колумбия Венесуэла

Аргентина Бразилия Чили Колумбия Венесуэла

Рис. 3

Доходы от пользователей Интернета

РИС. 4 Объем рынка

В 1997 г., когда банк Chase Capital Partness (www.chase.com) первым инвестировал средства в создание Интер-нет-портала на испанском и португальском языках, услуги сети Интернет, по сути дела, были достаточно широко распространены только в США, однако инвестиции в 29 млн дол. в латиноамериканскую компанию Star Media Network Inc. сильно изменили ситуацию. После продажи акций компании в мае 1999 г. доля акционерного капитала Chase Capital Partness составляла уже 375 млн дол.

Акции других латиноамериканских порталов, таких, как бразильский

Universo Online, аргентинский ElSitio, высоко ценятся на бирже. Наступает время сосредоточить внимание на создании новых сайтов, и Chase Capital Partness намеревается сделать инвестиции в развитие таких сайтов, как здравоохранение.

Услуга электронной коммерции в странах Латинской Америки также относится к числу «горячих». Предполагается, что объем продаж ее увеличится с 460 млн дол. в нынешнем году до 8 млрд дол. в 2003 г.

Следует отметить, что развитие сети Интернет в странах Латинской Америки проходит те же стадии, что в США и

в Европе. Доступ к Интернету очень быстро становится предметом широкого потребления, и стоимость его быстро приближается к нулю. Например, Telecom Argentina предлагает за 9,95 дол. в месяц практически неограниченный доступ в Интернет через свои отделения ARNET и RADAR. Компания IFX Corp. предлагает через отделение Tutopia бесплатный доступ в Интернет в Бразилии, а в ближайшее время доступ будет предложен населению 13 городов Латинской Америки. •

По материалам Phone International, March, 2000

BAO ''Нижегородская ярмарка"

международный выставочный комплекс

28 ноября-1 декабря

Организаторы:

Государственный комитет телекоммуникаций РФ

Министерство поделан печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Национачьная Ассоциация Телевешателей (HAT)

2000г

ОАО "Нижегородсвязьннформ"

специализированные выставки

КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОГРАММЫ РАДИО.ТЕЛ ЕВИДЕНИЕ.СВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Московское представительство Телефон/факс +007 (095) 209-37-21, 209-37-95

BAO "Нижегородская ярмарка" 603086, Россия, г.Нижний Новгород, ул.Совнаркомовская. 13 Тел.:+7 (8312) 77-55-91, 77-54-14, 77-55-95 Факсы: +7 (8312) 77-56-74, 77-55-68, 77-56-65 URL: http://www.yarmaika.nj/index_bank.htm E-mail: tatiana@yarmarka.ru, oleg@yannarka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.