Научная статья на тему 'Рынок страхования в условиях пандемии'

Рынок страхования в условиях пандемии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1002
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
страхование / рынок / услуги / карантин / пандемия / insurance / market / services / quarantine / pandemic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Елена Петровна, Гриднев Максим Фёдорович

Объем продаж на страховом рынке России сократился весной до 30% относительно того же периода в прошлом году. Самое существенное снижение продаж в страховании путешественников и ДМС. Однако части компаний удалось минимизировать убытки за счет развития онлайн-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC INSURANCE MARKET

Sales in the Russian insurance market fell in the spring to 30% compared to the same period last year. The most significant decrease in sales in travel insurance and VHI. However, some companies managed to minimize losses due to the development of online services.

Текст научной работы на тему «Рынок страхования в условиях пандемии»

УДК 368

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12330

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Огородникова Елена Петровна

к.э.н., доцент Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Оренбург Гриднев Максим Фёдорович

студент

Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Оренбург

Аннотация. Объем продаж на страховом рынке России сократился весной до 30% относительно того же периода в прошлом году. Самое существенное снижение продаж в страховании путешественников и ДМС. Однако части компаний удалось минимизировать убытки за счет развития онлайн-сервисов.

Ключевые слова: страхование, рынок, услуги, карантин, пандемия.

PANDEMIC INSURANCE MARKET

Ogorodnikova Elena Petrovna

Ph.D., Associate Professor Orenburg branch of REU named after G.V. Plekhanov Russia, Orenburg Gridnev Maxim Fedorovich student

Orenburg branch of REU named after G.V. Plekhanov Russia, Orenburg

Annotation: Sales in the Russian insurance market fell in the spring to 30% compared to the same period last year. The most significant decrease in sales in travel insurance and VHI. However, some companies managed to minimize losses due to the development of online services.

Keywords: insurance, market, services, quarantine, pandemic.

Первый квартал 2020 года был удачен для отрасли страхования: рынок ОСАГО увеличился на 2.3%, предпосылки для сокращения корпоративных видов отсутствовали. Второй квартал, начало которого совпало с введением ограничений на всей территории страны из-за пандемии, безусловно, отмечен снижением. Так, в частности, рынок ОСАГО в апреле сократился на 12%. На снижение объемов рынка моторного страхования повлияло рекордное снижение продаж новых автомобилей в минувшем апреле (на 72% по сравнению с апрелем 2019-го), снижение реальных располагаемых доходов населения и рост безработицы. Существенное закрытие предприятий малого бизнеса оказало влияние на отрицательную динамику рынков корпоративного страхования. По оценкам специалистов стоит говорить о двузначном снижении объема добровольного страхования.[1]

В секторе ДМС, несмотря на снижение корпоративных платежей, отмечается рост интереса к продуктам для физических лиц. В силу ограничений получить прием

120

в амбулаторном режиме по ОМС крайне сложно. Поэтому физические лица обращаются за частной медицинской помощью, лучший формат которой обеспечивает полис ДМС. Кроме того, растет спрос на продукты телемедицины — они позволяют получить консультации даже узкоспециализированного специалиста в удобное время.

Безусловно, экономический кризис и пандемия негативно отразились на всей страховой отрасли и на бизнесе отдельных игроков. Ожидалось, что взносы в целом по рынку снизятся на 10% при кризисном и на 20% — при ультракризисном сценарии. Необходимо отметить, что кризис ускорит тенденцию роста концентрации рынка: доля игроков из топ-5, топ-10 будет расти еще стремительнее. В наиболее тяжелом положении находятся небольшие страховые компании, поскольку параллельно с ведением основного вида бизнеса им необходимо развивать онлайн-продажи, обеспечивать оборудование удаленных рабочих мест.[2]

СПАО «Ингосстрах» - одна из организаций, которая смогла устоять в столь сложное время для рынка страхования. Компания находится в положительной динамике по сборам страховых премий по сравнению с прошлым годом. Они продолжают эффективно взаимодействовать с клиентами. Показатели компании и показатель чистой прибыли растут, комбинированный коэффициент составляет 95%, в первом квартале текущего года накопленные резервы превысили 88 млрд. руб. «Ингосстрах» входит в число надежных, финансово устойчивых страховщиков России.[3]

Еще в марте, эта компания приступила к реализации комплекса мер в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Нужно было обеспечить безопасность и сохранить здоровье сотрудников и клиентов страховой компании. С 17 марта на дистанционную работу были переведены все сотрудники, находящиеся в группе повышенного риска. Далее в режим удаленной работы были переведены все функциональные подразделения компании, для которых такой формат был возможен.

Быстрый и качественный переход сотрудников на удаленный режим работы стал возможен в силу того, что компания в течение долгого времени развивает цифровые проекты— большинство бизнес-процессов адаптировано под цифровой формат.

При этом все клиентские службы компании функционировали и функционируют в штатном режиме, конечно, с учетом сложившихся непростых обстоятельств. Клиенты могут приобрести страховые полисы в офисах продаж. Сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, обеспечиваются необходимыми средствами защиты от распространения инфекции, в местах общего пользования и точках большого скопления людей, в частности в клиентских зонах, проводятся дополнительные санитарные и дезинфицирующие мероприятия. [4]

«Ингосстрах» также располагает эффективными онлайн-каналами взаимодействия с клиентами — функционал сайта и мобильного приложения IngoMobile обеспечивают доступ к большинству необходимых операций по страхованию клиентов. И мы будем расширять функционал сайта и развивать мобильное приложения.

Так же пандемия стала толчком для новых продуктов и сервисов на рынке.Так, в сети клиник «Будь здоров», которая принадлежит «Ингосстраху», в апреле было оперативно запущено тестирование на коронавирус. Бригада медиков выезжает к пациентам на дом, берет анализы. Результаты тестирования клиент получает в течение двух дней на электронную почту и в личный кабинет, что позволяет избежать повторной явки в клинику и лишнего контакта с другими пациентами.

Страховые продукты и сервисы тоже претерпели изменения. Так, в компании предлагают клиентам оплату полисов каско в рассрочку. А в мае была запущена акция «Оставайся с нами», предусматривающая особые условия заключения договора каско для аккуратных водителей — клиент, не имеющий страховых случаев за прошлый период страхования, может получить до 20% стоимости полиса в виде баллов программы лояльности. Эти баллы можно в дальнейшем потратить на приобретение полисов добровольного страхования.

В период пандемии процесс получения любой услуги может быть сопряжен с рисками и ограничениями. Именно поэтому «Ингосстрах» сделал ставку на обеспечение комфортного ибезопасного взаимодействия со страхователями, развивая функционал мобильного приложения IngoMobile. В апреле руководство расширило географию доступа конлайн-урегулированию страховых случаев в моторных видах страхования. География заявления о страховых случаях по ОСАГО распространена на все регионы присутствия компании. Кроме того, увеличено количество регионов, жители которых могут урегулировать страховой случай по каско в IngoMobile: помимо Москвы и Московской области в список вошли еще 15 городов.

Также «Ингосстрах» обеспечил доступ конлайн-урегулированию подоговорам страхования имущества физических лиц в мобильном приложении IngoMobile.

Многие страховые компании считают, что будущее страхового рынка за цифровизацией. Текущая ситуация, развитие которой было сложно спрогнозировать, поставила организации повсему миру вжесткие рамки— для сохранения своей деятельности компаниям необходимо было трансформировать свои процессы вонлайн, непотеряв вих качестве.

Игроки данного рынкапоследовательно внедряют новые технологические инструменты в модель управления ипроцессы, и потому готовы кновым реалиям, которые нам диктует пандемия. Разработка иадаптация продуктов, тестирование новых моделей скоринга, взаимодействие с внутренней и внешней аудиторией— все эти процессы строятся наиспользовании цифровых инструментов.

Но помимо этого существует еще несколько факторов развития страхового бизнеса. Их можно разделить на два вида: эпидемиологические и экономические. К эпидемиологическим факторам относятсроки отмены карантинных мер, разработки вакцины и риск появления второй волны, а к экономическим относят динамику реальных доходов населения.Но не стоит рассчитывать, что рост добровольных видов страхования возможен на фоне сокращения доходов населения. Необходимо понимание объема поддержки наиболее тесно связанных со страхованием отраслей экономики — это и авиация, и автомобилестроение, и банковский сектор.Возможно также серьезное изменение клиентского поведения: статьи расходов россиян могут быть существенно пересмотрены.

Благодаря реформе ОСАГО сейчас ведутся конкретные действия по подготовке новой нормативной базы, направленные на защиту потребителей иустранение причин возникновения конфликтных ситуаций, которые, всвою очередь, порождают жалобы.

Система ОСАГО с каждым днем становится все более транспарентной и понятной. Все эти усилия должны привести к достижению основной цели проекта либерализации ОСАГО— предоставлению максимально индивидуального и справедливого тарифа для страхователей.

Новая редакция закона позволит страховщикам взвешенно подходить ккаждому клиенту, чтобы нескладывалось больше ситуации, при которой аккуратные водители переплачивают за «аварийных». Теперь водитель, допускающий грубые нарушенияПДД, будет платить больше, снижая нагрузку надобросовестных автолюбителей. Кроме того, предложения для клиентов можно будет сделать более индивидуальными благодаря разработке и внедрению дополнительных коэффициентов. Рыночная конкуренция в условиях «обновленного» ОСАГО расставит все по местам, и позволит оптимистам победить скептиков в столь сложное для страны время.

Список литературы:

1. Территория бизнеса. COVID-19 [Электронный ресурс]. -URL:https://plus.rbc.ru/news/5eef4a287a8aa9dbea95e939

2. Огородникова Е.П. Цифровизация банковского сектора российской экономики //Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслейСборник трудов I Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 233-237.

3. Страховка.Ру: коронавирус существенно изменил структуру страхового рынка[Электронный ресурс]. - URL:

4. https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/s8capital-strakhovka-ru-koronavirus-sushchestvenno-izmenil-strukturu-strakhovogo-rynka/

5. Огородникова Е.П., Лаптева Е.В. Антитеррористическая страховая деятельность в РФ и проблемы ее реализации//Евразийское Научное Объединение. 2019. №5-4(51). С. 273-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.