Научная статья на тему 'Рынок страхования имущества физических лиц'

Рынок страхования имущества физических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ИМУЩЕСТВО / КОРОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ / ВЗНОСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Анна Андреевна, Чеховская Ирина Александровна

В данной статье раскрываются особенности рынка страхования имущества физических лиц, представлена динамика взносов, количества заключенных договоров, структура рынка страхования имущества физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок страхования имущества физических лиц»

РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Чернышева Анна Андреевна, магистрант (e-mail: ania.sarenko@yandex.ru) Чеховская Ирина Александровна, доцент, к.э.н.

Волгоградский государственный технический университет ул. Ленина, д. 28, Волгоград, Россия, 400005 (e-mail: ania.sarenko@yandex.ru)

В данной статье раскрываются особенности рынка страхования имущества физических лиц, представлена динамика взносов, количества заключенных договоров, структура рынка страхования имущества физических лиц.

Ключевые слова: страхование, имущество, коробочный продукт, взносы.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Поддерживать спрос на страхование имущества физических лиц в условиях кризиса страховщики будут за счет расширения линейки коробочных продуктов и улучшения клиентского сервиса. Низкая убыточность сегмента (22,8% по итогам 1 полугодия 2014 года) в сравнении со многими другими видами и огромный потенциал (в России застраховано менее 20% домохозяйств) делают его привлекательным для страховщиков. Рост рынка на 23% в 1 полугодии 2014 года в сравнении с 1 полугодием 2013 обеспечили страхование домов и строений (+1,3 млрд. рублей), бытовой техники и электроники (+800 млн. рублей) и квартир (+730 млн. рублей). Однако сжатие рынка банковского кредитования и снижение покупательной способности населения в 2015 году замедлят рост сегмента до нуля.

Коробочные продукты способствуют популяризации страхования. Объем взносов за 1 полугодие 2014 года в сравнении с 1 полугодием 2013 года вырос на 23%, значительно опередив темпы прироста рынка в целом (8,4%). Количество заключенных договоров за этот период выросло на 64%. Наполнение рынка коробочными продуктами повлекло за собой снижение средней стоимости полиса (с 3900 тыс. рублей до 1900 тыс. рублей за 2 года). Сдерживает развитие этого рынка уверенность населения в получении помощи от государства и невысокий уровень доверия к страховщикам. В результате превалирующая доля взносов все еще приходится на страхование частных домов и строений (57% за 1 полугодие 2014 года), и только 20% на страхование квартир.

Драйверами роста стали страхование домов и строений, страхование бытовой техники и электроники, а также страхование квартир. Суммарно эти виды обеспечили 80% прироста рынка в 1 полугодии 2014 года. В номинальном выражении рынок имущества физических лиц вырос на 3,4 млрд.

рублей. Наибольший вклад внесли страхование домов и строений (+1,3 млрд. рублей) ввиду высокой доли в сегменте, страхование бытовой техники и электроники (+800 млн. рублей) и страхование квартир (+730 млн. рублей), за счет активного сотрудничества с банками в части некредитного страхования. Активнее всего росли страхование бытовой техники и электроники (78%) и ипотечное страхование (25%).

На первый план выходит вопрос финансовой устойчивости. Основным преимуществом страхования имущества физических лиц в сравнении с моторными (ОСАГО, страхование автокаско) и корпоративными видами (грузы, ДМС, страхование имущества юридических лиц) является его низкая убыточность. По итогам 1 полугодия 2014 года коэффициент убыточ-ности-нетто по страхованию имущества граждан составил всего 22,8%, комбинированный коэффициент убыточности-нетто - 56,6%. Таким образом, для компаний в период кризиса это сегмент может стать дополнительным источником прибыли, а его высокая доля в портфеле позволит страховщикам даже в условиях сокращения взносов поддерживать убыточность на приемлемом уровне [1].

Количество заключенных договоров страхования имущества физических лиц в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1 полугодием 2013 года выросло на 64%, а объем взносов - только на 23%. При этом темпы прироста сегмента страхования имущества физических лиц в 1 полугодии 2014 года значительно опередили темпы прироста рынка в целом (8,4%).

1пг2012 1пг2013 1пг2014

■1 взносы, млрд. рублей -е- количество заьслюченных договоров, млн

Рис.1 Динамика взносов и количества заключенных договоров по страхо-

ванию имущества физических лиц

Средняя стоимость полиса уверенно снижается: если в 1 полугодии 2012 года она составляла 3800 рублей, то в 1 полугодии 2014 года один полис страхования обходился потребителю уже в среднем в 1900 рублей, что объясняется активным внедрением на рынок страховыми компаниями коробочных продуктов.

1пг2012 2пг2012 1пг2013 2пг2013 1пг2014

взносы, млрд. рублей

средняя стоимость полиса, тыс. рублей

Рис.2 Динамика взносов и средней стоимости полиса по страхованию

имущества физических лиц.

Коробочные продукты - это страхование готового набора рисков по фиксированным тарифам, отличающееся быстротой и упрощенной процедурой оформления полисов, что делает его привлекательным для массового потребителя в отличие от «классики», когда требуется затраты времени для проведения оценки стоимости имущества и расчета стоимости услуги. Коробочные варианты больше подходят для недорогих объектов и имущества и являются продуктом не спроса, а предложения. [7].

Несмотря на большое количество крупномасштабных бедствий, которые происходили в нашей стране в последнее время (из последних - наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке), у населения все еще сохраняется уверенность в получении помощи от государства и властей в случае наступления чрезвычайной ситуации и недоверие к страховщикам, что тормозит развитие этого рынка.

Наиболее распространена практика страхования квартир, домов и ценностей среди людей с высоким уровнем дохода, финансовой грамотности и осознанности, когда клиент понимает, что суммы потенциального ущерба велики, а также среди тех, у кого частный дом является единственным местом жительства. В результате, превалирующая доля рынка страхования имущества физических лиц сейчас приходится на страхование домов и строений (57% за 1 полугодие 2014 года, 62% за 1 полугодие 2013 года), при этом только 20% на страхование квартир [3].

Что касается классического розничного страхования имущества, то для большинства россиян добровольные виды страхования не являются предметом первой необходимости. Поэтому при сокращении реальных доходов населения логично ожидать снижения платежеспособного спроса на страховые услуги, в том числе по розничному страхованию имущества. Тем не менее, сегодня на рынке есть сегменты, в которых сохраняется рост и достаточно большой потенциал. В первую очередь это касается коробочных продуктов, отвечающих потребностям клиента в конкретном месте и в конкретное время.

■ Страхование квартир ■ Страхование домов и строений Ипотечное страхование имущества Страхование Оытовой техники и электроники (продленная гарантии ■ Прочие виды

Рис.3 Структура рынка страхования имущества физических лиц,

1 полугодие 2014 года

1% \

62К

■ Страхование квартир ■ Страхование домов и строений Ипотечное страхование имущества Страхование бытовой техники и электроники (продленная гарантии ■ Прочие виды

Рис.4 Структура рынка страхования имущества физических лиц,

1 полугодие 2013 года

Прирост взносов по страхованию имущества физических лиц в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1 полугодием 2013 года составил 3,4 млрд. рублей. При этом, более 80% прироста обеспечили страхование домов и строений, страхование бытовой техники и электроники, а также страхование квартир.

В долгосрочной перспективе важным драйвером роста рынка страхования имущества физических лиц может стать принятие закона о страховой защите жилья граждан от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Разрабатываемый механизм должен стимулировать население на принятие самостоятельного решения по страхованию своего недвижимого имущества. За счет привлечения страховщиков предполагается увеличить количество застрахованных жилых помещений граждан и при этом сократить расходы бюджетных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий, причем таким образом, что сроки и форма получения государствен-

ной помощи буду зависеть от наличия у пострадавшего полиса добровольного страхования и покрываемых по нему рисков.

Принятие этого закона поддержит рынок страхования имущества физических лиц, а также будет способствовать популяризации страхования личного имущества среди населения [3].

Список литературы

1. Фиалко Л. Розничное кредитование замедляется//,^^^гЬсёа11у.ги

2. Экспертиза страхования// Аналитический ежегодник. М., 2013. С.174.

3. www.cbr.ru/ Центральный банк

4. Гуляева О.С. Страхование в системе ипотечного кредитования: теория и практика // Вестник ТвГУ. 2014. №1. С. 219-225

5. Гуляева О. С. Страхование в системе кредитования // Проблемы и перспективы развития финансовых рынков. 2013. С.35-39

6. Д. Бутрин Девальвацию рубля переоценили// Коммерсантъ, 21.11.2014

7. Рынок страхования имущества физических лиц //Эксперт Ра www.raexpert.ru/

Chernysheva Anna Andreevna, magister

(e-mail: ania.sarenko@yandex.ru)

Volgograd State Technical University

Str. Lenina. 28, Volgograd, Russia, 400005

Chehovskaya Irina Alexandrovna associate professor, k.e.n

Volgograd State Technical University

Str. Lenina. 28, Volgograd, Russia, 400005

(e-mail: ania.sarenko@yandex.ru)

MARKET PRIVATE PROPERTY INSURANCE

Abstract: This article describes the features of the market of insurance of property of individuals, the dynamics of contributions, the number of concluded contracts, the structure of the market property insurance of individuals. Keyowords: insurance, property, boxed product, contributions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.