ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
Сигов В.И., Круглов Д.В.
РЫНОК РЕКРУТИНГОВЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на рынок рекрутинговых услуг в современных условиях. Отмечено, что рабочая сила как фактор производства становятся объектом интенсивной купли-продажи, из-за этого на рынке труда активно развиваются структуры, связанные с подбором кадров (службы трудоустройства и рекрутинговые агентства).
Ключевые слова. Рынок рекрутинговых услуг, рекрутинговые агентства, высококвалифицированные кадры, профессиональный рост, кадровый рынок, отбор кадров.
Sigov V.I., Kruglov D.V.
THE RECRUITING SERVICES MARKET: FEATURES OF FORMATION AND MAIN STAGES OF DEVELOPMENT
Abstract. The article describes the main factors influencing the recruitment services market in modern conditions. Labor force as a factor ofproduction becoming the object of sale. Because of this labour market there are various patterns associated with staff recruitment - employment services (a recruitment agency).
Keywords. Market recruiting services, recruitment agencies, highly qualified personnel, professional development, HR market, selection of the personnel.
В условиях кризисного состояния отечественной экономики постоянно растет дефицит высококвалифицированных кадров [5-7 и др.]. Ключевыми факторами, позволяющими регулировать переход высококвалифицированных специалистов в компании с возможностями профессионального роста и выгодными условиями труда, являются конкуренция и рынок труда. Компаниям приходится делать выбор между услугами рекрутинговых компаний и самостоятельным поиском кадров.
В настоящее время достаточно сложно найти специалистов даже на типовые вакансии. Если раньше проблемно было найти работу, то сегодня сложность состоит в том, чтобы найти работника. Исходя из этого, растет роль рекрутинговых агентств. Термин «рекрутмент» или «рекрутинг», впервые упоминается во Франции в 1790 году (от французского recruter). Данная трактовка появилась в начале XII века и означала «расти заново». Этот термин распространялся на привлечение солдат в действующую армию. Позже военная составляющая ушла из определения, оно стало означать просто «найм».
С развитием рынка рабочая сила как фактор производства становится объектом активной купли-продажи. Из-за этого на рынке труда появляются различные структуры, связанные с подбором персонала - службы трудоустройства, центры занятости, биржи труда, агентства по найму, рекрутинговые
ГРНТИ 06.77.61
© Сигов В.И., Круглов Д.В., 2016
Виктор Ивглафьевич Сигов - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Дмитрий Валерьевич Круглов - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Сигов В.И.): 196158, г. Санкт-Петербург, ул. Ленсовета д. 90, кв. 186 (Russia, St. Petersburg, Lensoveta str., 90, 186). Тел.: 8 (921) 740-26-80. Е-mail: dekanat205@mail.ru.
60
Сигов В.И., Круглое Д.В.
агентства. В литературе есть некие разногласия с трактовкой данной сферы деятельности. Часть специалистов полагают, что разницы между перечисленными терминами нет, хотя каждый из них отражает определенный субъект рынка, функционирующий по своим нормам права.
По нашему мнению, рекрутинговые агентства - это компании, оказывающие услуги работодателям на безвозмездной основе, связанные с подбором персонала и его управлением в организациях. Некоторые ученые связывают работу кадровых агентств не только с подбором персонала [3]. Однако мировой и отечественный опыт говорит о том, что в современных условиях компании по подбору кадров не ограничиваются одним видом деятельности. Они предлагают на рынке около десяти услуг разного уровня [4].
Предложение и спрос на рынке подбора кадров зависят от множества факторов, среди которых: конъюнктура рынка, периоды роста и падения мировой и национальной экономики, скорость внедрения в производство товаров и инноваций, качество образовательных услуг, демографическая ситуация и т.д. Данные факторы определяют уровень оплаты труда специалистов, привлекаемых на работу; уровень требований, предъявляемых к опыту соискателей на рынке труда; фактический спрос предприятий на соискателей различного рода профессий (специальностей); уровень вознаграждения, который предприятия готовы выделить рекрутинговым агентствам. Но, с другой стороны, от факторов, перечисленных выше, зависят количественные и качественные характеристики предложения на рынке кадров: рекрутинговые агентства, при оказании услуг функционируют в рамках объема трудовых ресурсов, имеющихся на рынке.
Каждый этап исторического развития характеризуется особенностью устоев, правил, соблюдаемых обществом в данный момент времени. Относится это и к рассматриваемой сфере общественных отношений (см. табл.). Исполнительный директор по подбору кадров Оськин В.В. в своей работе «Кадровая индустрия, как инструмент построения гражданского общества в России», подробно описывает ретроспективу эволюции отношений на рынке подбора кадров. Изначально потребность в неквалифицированной рабочей силе и носителях редких профессий решалась силовым (военным) путем: осуществлялась экспроприация трудовых ресурсов у проигравшего в сражении. Такая ситуация являлась стимулом для увеличения затрат на боевые действия.
Таблица
Этапы развития рынка рекрутинговых услуг
Этап Краткая характеристика Период
1 Зарождение рынка рекрутинговых услуг до XIV века
2 Появление первых рекрутинговых агентств XIV - начало ХХ века
3 Повышение роли рынка подбора кадров в экономиках США и Западной Европы вследствие вооруженных конфликтов (войн) ХХ век
4 Отсутствие отечественного рынка подбора кадров (советский период) 1920-1990 гг.
5 Становление отечественного рынка подбора кадров 1990-2008 гг.
6 Кризисный период 2008-2010 гг.
7 Современный (увеличение спроса на квалифицированные кадры при их ярко выраженном дефиците) 2010 - н.вр.
В конце XIV века в Германии появляются первые рекрутинговые компании, что послужило началом институционализации процесса подбора кадров. Большое влияние на становление и развитие рынка рекрутинговых услуг оказали Первая и Вторая Мировые войны, в период которых особо обострилась потребность в высококвалифицированных специалистах для предприятий оборонной промышленности. В настоящее время, рынок рекрутинговых услуг становится транснациональным. Но, в отличие от информационных и сырьевых рынков, глобализация рынка подбора кадров тормозится из-за большого числа препятствий для движения трудовых ресурсов [1].
Что касается ситуации, сложившейся на отечественном рынке, то необходимо отметить крайне низкую мобильность отечественной рабочей силы. Люди сильно привязаны к месту жительства, найти для них работу в другом регионе или городе является очень сложной задачей. На данную проблему также накладывают отпечаток высокая ценность связи с местом рождения и особенности консервативного менталитета. Исходя из этого, рекрутер отказывается в условиях, когда он ограничен в подборе рамками не только регионального, но и национального рынка труда.
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ
61
Переход экономики к рыночным отношениям снял барьеры движения потоков трудовых ресурсов и способствовал увеличению спроса на работников редких специальностей (РИ, маркетинг и мн. др.) [2]. Без глубокой трансформации экономики сложно представить, что кадровые агентства смогли бы стать связующим звеном на рынке труда (в советский период развития этот вопрос был в сфере государственного регулирования).
Необходимо подчеркнуть, что примерно с 2010 года предприятия стали отказываться от специалистов широкого профиля, готовых к выполнению работ разного уровня, потому что на практике замена узких специалистов на универсальных влияет негативно на производственный процесс. В настоящее время предпочитают брать именно таких сотрудников, которые обладают конкретной специализацией. Это подтверждается следующими данными: например, в 2009 году работодатели увеличили срок и усложнили порядок отбора кандидатов, стали проводить 5-7 собеседований в течение 2-3 месяцев, вместо 3-4 собеседований в течение 2-3 недель как ранее. К началу 2010 года стало ясно, что такие собеседования отнимают массу времени и не позволяют получить специалистов высокого уровня. В конечном итоге, работодатели вернулись к более короткой процедуре отбора кадров и стали чаще обращаться к услугам специализированных рекрутинговых организаций.
В общем, за время существования отечественного рынка рекрутинговых услуг, произошли значительные изменения. Если на этапе становления, был спрос только на рекрутмент, и 95% заказчиков на внутрироссийском рынке составляли компании Западной Европы (создававшие совместные предприятия, дочерние компании и др.), то после экономического кризиса 1998 года произошли изменения на рынке: в общем портфеле заказов российские и западные компании имели примерно одинаковые доли. В начале 2000 годов, почти 98% выручки приходилось на рекрутинговые услуги, а к концу 2010 года все большую популярность стали набирать лизинговые услуги. По данным компании «Апког», доля кадрового лизинга в среднем по рынку составляет 30-35%. А в обороте «Апког» доля кадрового лизинга составляет около 70%. Исходя из этого, структура спроса в течение времени менялась от эксклюзивного рекрутинга компаний Западной Европы до кадрового лизинга и рекрутмента для иностранных и российских компаний на разных уровнях.
Анализ процессов развития сферы рекрутинговых услуг позволяет определить направления развития кадровых агентств в кризисный период. Для сохранения своих позиций на рынке, рекрутинговые компании могут выбрать следующие направления развития: первое направление - это сокращение численности персонала, пропорциональное падению рынка и концентрация агентства на ключевых вопросах деятельности; второе направление - это стратегия диверсификации, заключающаяся в поддержании производительности за счет оказания новых видов услуг и незначительное сокращении кадров.
По нашему мнению, в период кризиса могут «выжить» только те агентства, которые активизируют свою деятельность на потенциальных и существующих клиентах, за счет проведения в интересах клиентов бесплатных мероприятий, предоставления отчетов о результатах деятельности. Также для успешного развития рынка рекрутинговых услуг необходимо уделить больше внимания пропаганде подбора кадров высокого уровня. Эти мероприятия позволят сформировать кадровый рынок более высокого уровня, повысят эффективность взаимодействия рекрутинговых агентств и работодателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов Н.А. Экономика труда в контексте вызовов времени // Экономика труда. 2014. № 12. С. 7-28.
2. Ильина Л.О. Рынок труда и управление человеческими ресурсами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг. Найм персонала. М.: Экзамен, 2014.
4. Черепов П.В. Маркетинговые исследования деятельности кадровых агентств // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 29-36.
5. Государство и рынок в оптимизации структурных характеристик экономического роста / Айрапетова А.Г., Алтухов Д. А. и др. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 475 с.
6. Плотников В.А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 3. С. 42-53.
7. Юнусова Э.Р. Принципы синхронизации процессов модернизации сферы производства и системы образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 6 (84). С. 160-163.