УДК 656.7.072
РЫНОК РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК США
А.П. ЧУБУКОВ
Рассматривается рынок региональных воздушных перевозок США и состав парка используемых на нем воздушных судов.
Ключевые слова: рынок региональных воздушных перевозок, воздушные суда.
В связи с известными проблемами в развитии российской региональной авиации значительный интерес приобретает накопленный в этой сфере опыт США [1]. Региональная авиация в США охватывает практически всю территорию страны. Большинство крупных узловых аэропортов обслуживают региональные рейсы, существует множество аэропортов, специально созданных для региональных маршрутов. Особо отметим высокую плотность аэропортов на Аляске, обеспечивающих доступность региона и авиатранспортную подвижность населения.
Количественные характеристики операторов региональных авиаперевозок отражают тенденцию консолидации рынка с повышением производственной эффективности его участников. Так, с 1980 года количество региональных авиакомпаний снизилось с 247 до 61 в 2010 г. (табл. 1). Одновременно с этим значительно выросли показатели рентабельности рейсов и занятости кресел.
Также очевидна тенденция роста емкости воздушных судов и удлинение среднего маршрута. Вызвано это в основном появлением турбореактивных региональных воздушных судов (ВС), пришедших на смену турбовинтовым ВС. Для ВС с ТВД остается ниша эксплуатации на коротких дистанциях, а также в сложных климатических условиях.
Таблица 1
Динамика рынка региональных авиаперевозок в США 1980 - 2010 гг.
1980 1985 1990 1995 2000 2005 2009 2010
Действующие авиаперевозчики, ед. 247 190 153 123 91 75 62 61
Количество перевезённых пассажиров, млн. чел. 14.69 26.99 41.49 58.31 82.49 152.55 159.45 163.5
Пассажирооборот, млрд. пасс-миль 1.89 4.70 8.03 12.64 24.38 67.41 72.91 75.82
Предельный пассажирооборот, млрд. кресло-миль 4.01 10.07 15.04 25.48 42.81 95.58 97.61 99.18
Коэффициент коммерческой загрузки, % 47.19 46.63 53.39 49.60 56.96 70.53 74.70 76.45
Обслуженные самолётовылеты, млн. ед. 2.26 3.23 4.12 4.89 4.55 5.43 4.81 4.75
Средняя дальность поездки пассажира, миль 129 174 194 217 296 442 457 464
Коэффициент занятости кресел, % 16 26 24 30 37 50 55 56
Налёт часов, млн. ч 1,474 2,118 3,386 3,817 5,943 5,714 5,162 5,211
Средняя протяженность маршрута выросла за период 1985 - 2010 гг. со 129 до 464 миль. Фактор загрузки кресел вырос с 47% до 76%. Связано это с введением в эксплуатацию новых турбореактивных типов ВС со скоростью и дальностью полета более чем в три раза превышающих показатели устаревших ВС с ТВД.
Повышение дальности, скорости и емкости ВС для региональных перевозок вызвали адекватный рост натуральных показателей отрасли. Количество выполненных пассажиромиль выросло с 2 до 76 миллиардов, а количество перевезенных пассажиров с 14,5 до 163,5 млн.
Важно отметить, что динамика роста региональных перевозок в США в период 1990 - 2010 гг. значительно опережала динамику роста магистральных авиаперевозок (чем существенно отличается от тенденций российской гражданской авиации). На это также повлияло введение в эксплуатацию новых типов региональных ВС.
Ключевую роль в развитии региональных перевозок в США наряду с разработкой новых типов турбореактивных ВС играет разветвленная специализированная сеть аэропортов, в т.ч. в труднодоступных районах США (Аляска, Гаваи). Отмечается незначительное снижение количества региональных аэропортов за период с 1995 г. по 2010 г., однако данное изменение относится не к закрытию аэропортов, а к их переходу в сегмент местных воздушных линий в связи с ростом требований к региональным аэропортам.
При этом аэропорты в труднодоступных районах преимущественно сохраняют свою численность.
Рис. 1. Количество аэропортов США, участвующих в обслуживании региональных рейсов
Темп роста количества рабочих мест в региональных авиакомпаниях имеет тенденцию к снижению при росте производственных показателей. Связано это с внедрением новых эффективных технологий обслуживания, включая технологии ЬСС, где часть операций выполняют сами пассажиры. Тем не менее, бурный рост региональных перевозок в последние годы вызвал некоторый рост занятости в отрасли в 2011 г. относительно предыдущего года.
Рис. 2. Количество аэропортов США, обслуживающих только региональные рейсы
Рис. 3. Количество аэропортов США, обслуживающих только региональные рейсы на самолётах вместимостью менее 48 пассажиров
Для многих магистральных перевозчиков характерно создание региональных или низкобюджетных дочерних предприятий. В свою очередь такие дочерние региональные перевозчики заключают собственные партнерские соглашения с другими участниками рынка региональных перевозок, образуя альянсы и группы.
Безопасность полетов региональной авиации является безусловным приоритетом авиационных властей. В результате предпринятых мер количество жертв авиационных происшествий в США в последние годы имеет тенденцию к существенному снижению. Прямым следствием данной тенденции является удешевление стоимости лизинга и страхования воздушных судов.
Введение в эксплуатацию новых типов турбореактивных ВС и замена ими значительной части турбовинтовых типов привело к росту средней емкости воздушного судна, с 37 в 2000 г. до 56 в 2010 г.
Средняя пассажировместимость регионального самолета
60 50 40 30 20 10 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 4. Динамика средней емкости ВС в парке региональных авиакомпаний США
Тенденция к замене турбовинтовых на турбореактивные типы региональных воздушных судов наглядно отражена в следующем графике. Доля региональных воздушных судов в парках перевозчиков превышает 50% от магистральных типов воздушных судов. При этом доля региональных ВС с ТВД составляет около 27% от количества региональных ВС с ТРД.
Ниже приведены данные по типам воздушных судов, находящихся в эксплуатации у американских авиаперевозчиков (табл. 2).
Таблица 2
Характеристики парка региональных ВС, эксплуатируемых авиакомпаниями в США
Производитель Тип ВС Количество ВС % от общего парка Средняя пассажиро-вместимость Общее количество кресел
Региональные ВС
Bombardier CRJ100/200 649 24,7% 50 32,450
Embraer ERJ 145 553 21,0% 50 27,650
Bombardier CRJ 700/705 276 10,5% 70 19,320
Embraer EMB 170/175 168 6,4% 70 11,760
Bombardier CRJ 900 138 5,2% 86 11,868
Embraer ERJ 135/140 144 5,5% 37 5,328
Embraer EMB 190** 23 0,9% 106 2,438
Итого 1,951 74,2% 110,814
Турбовинтовые и поршневые ВС
Bombardier DHC-8- 100/200 102 3,9% 37 3,774
Raytheon Beech 1900 80 3,0% 19 1,520
Saab 340 108 4,1% 35 3,780
Cessna 402** 67 2,5% 9 603
Bombardier DHC-8Q- 400 83 3,2% 74 6,142
Embraer EMB 120 50 1,9% 30 1,500
Bombardier DHC-8Q- 300 44 1,7% 50 2,200
ATR ATR 72 39 1,5% 60 2,340
Cessna 208-Caravan 31 1,2% 10 310
Bombardier DHC-б 22 0,8% 19 418
Cessna 207-Skywagon** 23 0,9% 6 138
Piper Chieftan 12 0,5% 9 117
Reims-Cessna 406 4 0,2% 9 36
Britten Norman BN Islander** 10 0,4% 9 90
ATR ATR 42 2 0,1% 48 96
Raytheon B200 2 0,1% 9 18
Embraer EMB 110 1 0,0% 15 15
Short Brothers SD3-60 2 0,1% 36 72
Итого 6S3 25,9% 23,169
В целом по парку 2,634 100% 133,983
Из табл. 2 видно, что региональные авиакомпании эксплуатируют преимущественно ВС емкостью 20 - 50 (70) мест. ВС меньшей емкостью составляют основу парка массовой частной авиации, в связи с чем, а также по причине высоких постоянных затрат осуществление коммерческих авиаперевозок на ВС емкостью ниже 20 мест невыгодно для авиакомпаний США. Однако данный факт может оказаться несправедлив для рынка перевозок в России, где полностью отсутствует частная авиация, но при этом достаточно много малолюдных населенных пунктов с низким пассажиропотоком, что потенциально создает спрос на ВС емкостью от 5 кресел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Электронный ресурс: http://www.faa.gov.
THE MARKET OF REGIONAL AIR TRANSPORT IN USA
Œubukov A.P.
The market of regional air transport in USA and aircrafts used in it are considered.
Key words: regional air transport; aircraft.
Сведения об авторах
Чубуков Александр Петрович, 1969 г.р., окончил МГТУ ГА (1996), РЭА им. Г.В. Плеханова (2002), кандидат экономических наук, член Российского общества оценщиков, область научных интересов - экономика гражданской авиации, оценка бизнеса и активов на воздушном транспорте.