Научная статья на тему 'Рынок противопростудных лекарственных средств продолжает расти'

Рынок противопростудных лекарственных средств продолжает расти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПРОТИВОПРОСТУДНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / АНТИГРИППИН / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Анна

Потребление средств, применяемых в сезон гриппа и простуды, с каждым годом растет. Специалисты отмечают снижение иммунитета и полное отсутствие сопротивляемости организма сезонным простудам у населения. В 2012 г. был зафиксирован небольшой спад потребления в упаковках на уровне 2%, однако в стоимостном выражении прирост остался положительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок противопростудных лекарственных средств продолжает расти»

60 гг РШЙШМ

россиискии и зарубежный рынки

Анна ОРЛОВА

Рынок противопростудных

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ

Потребление средств, применяемых в сезон гриппа и простуды, с каждым годом растет. Специалисты отмечают снижение иммунитета и полное отсутствие сопротивляемости организма сезонным простудам у населения. В 2012 г. был зафиксирован небольшой спад потребления в упаковках на уровне 2%, однако в стоимостном выражении прирост остался положительным.

Объем розничного рынка средств для симптоматического лечения простуды и гриппа по итогам 2012 г. вырос на 7% — до 14,5 млрд. руб. за счет роста средней стоимости упаковки в этом сегменте (рис. 1). Емкость рынка в натуральном выражении, наоборот, сократилась на 2% — до 81,6 млн. упаковок. Рост цен связан с высокой концентрацией препаратов импортного производства в этом сегменте. Согласно данным аналитического агентства IMS Health, более 90% препаратов, применяемых для лечения простуды и гриппа1, поставляются к нам из-за рубежа (рис. 2). Значительный рост средней стоимости упаковки препарата произошел у французского гомеопатического средства Оциллококцинум (производитель Boiron). Например, цена упаковки препарата №12 в среднем по России выросла с 432 руб. до 491 руб., что, однако, не повлияло на его продажи в натуральном выражении (прирост продаж этой формы выпуска в упаковках составил +4%).

1 В данном обзоре учитывались розничные продажи препаратов группы R05A «Противопростудные лекарственный средства» по АТС-классификации EphMRA.

В стоимостном выражении продажи Оциллококцинума достигли 2,5 млрд руб., таким образом, позволив этому торговому наименованию занять первую позицию в десятке самых продаваемых брэндов (рис. 3). Большинство уча-

стников этого рейтинга — многокомпонентные лекарственные средства, снимающие основные симптомы простудных заболеваний — насморк, заложенность носа, чиханье, высокую температуру, озноб, головную и мышечную боль. По итогам продаж 2012 г. брэнд ТераФлю занимает лидирующую позицию среди комбинированных средств от гриппа и простуды и, соответственно, 2-е место после ТН Оциллококци-нум. Продажи наиболее востребован-

таблица Г 1 Рейтинг производителей противопростудных средств в стоимостном выражении

№ Компания 1я продаж 1ак., 2011 я продаж 1ак., 2012 и о д 1- и ок ра аж 1 а1 од 01 ро 2 п ., ? % ж2 а1 од 01 ро 2 п ., ? % \o о a ри

s * cl a s * cl a a с a о ^ <=Z a о ^ <=Z a ä § с ч

1 NOVARTIS 14,6% 18,2% 25% 22,4% 24,6% 10%

2 BOIRON 10,5% 9,1% -13% 18,8% 17,2% -8%

3 GLAXOSMITHKLINE 9,7% 9,7% 0% 9,5% 9,8% 4%

4 NATUR PRODUKT 8,8% 9,7% 10% 6,6% 8,8% 34%

5 BRISTOL-MYERS SQUIBB 8,2% 7,0% -14% 8,7% 8,6% -2%

6 UNIQUE 13,3% 15,9% 20% 6,3% 7,6% 19%

7 АНВИЛАБ (АНТИВИРАЛ) 11,7% 4,7% -60% 11,8% 5,1% -57%

8 RANBAXY 6,9% 7,4% 7% 3,5% 3,8% 8%

9 RICHARD BITTNER 2,6% 2,3% -11% 3,6% 3,2% -13%

10 SHREYA LIFE SCIENCE 4,5% 4,3% -3% 1,6% 1,7% 4%

рисунок Г1 Объем продаж противопростудных препаратов в стоимостном и натуральном выражении

15 000 000 000 13,5 14,5 ^ 100 000 000

83,4 81,6

S 12 000 000 000 CZ ? 80 000 000

£ 9 000 000 000 - 1 60 000 000 -

1 б 000 000 000 - о = 40 000 000 S -

<и ^ 3 000 000 000 о 0 - о 20 000 000 0 -

2011 2012 2011 2012

рынок противопростудных лекарствен

ных средств продолжает расти

ршшиим'Иг 61

рисунок г 2 Долевое соотношение импортных и отечественных противопростудных препаратов (в %)

рисунок г 3 Топ-10 торговых наименований противопростудных средств в стоимостном выражении

3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0

0, 0

Одл

4 5

7

9 10

1 — Оциллококцинум

2 — ТераФлю

3 — Антигриппин

4 — ТераФлю Экстра

5 — Фервекс без сахара

6 — Колдрекс Хотрем

7 — АнвиМакс/

Антигриппин-Максимум

8 — Ринза

9 — ТераФлю Простуда

и Грипп

10 — Колдакт Флю Плюс

1 — Саше (лимон), 26,3%

2 — Гранулы

гомеопатические, 17,4%

3 — Таблетки, 7,2%

4 — Саше, 6,5%

5 — Таблетки шипучие, 4,4%

6 — Саше (лимон + мед), 4,1%

7 — Порошок для приготовления

раствора, 3,9%

8 — Капсулы пролонгирован-

ного действия, 3,8%

9 — Порошок

для приготовления раствора (яблоко + корица), 3,7%

10 — Саше (малина), 3,4%

11 — Капли, 2,8%

12 — Капсулы, 2,4%

13 — Саше (черная

смородина), 2,4%

14 — Другие, 11,6%

игшш^гшмтвд.ги 'Злм VI

- ИНОЕ н клА (■ и И* Ри П П т*. имлС та

Ркпши

№Г|1ГГрЛЦИ314НС,||,№ТйН'Р£||Ш'№П11 НУ ТАТ

62 {fe РЩЩЦЦМ

российский и зарубежный рынки

ной формы выпуска ТераФлю — порошок для приготовления раствора в саше-пакетах с лимонным вкусом за год составили более 6 млн упаковок на сумму 1,8 млрд руб. Всего на долю средств, выпускаемых в форме саше со вкусом лимона, приходится 26,3% продаж в денежном выражении (рис. 4). Производитель лекарственного средства ТераФлю — компания Novartis является лидером в сегменте противопрос-тудных средств как в стоимостном, так и в натуральном выражении (табл. 1). При этом прирост доли компании в этом сегменте составил +25% в натуральном выражении. В стоимостном выражении прирост Novartis чуть ниже и составляет +10%. Помимо французской компании Boiron в тройку крупных игроков входит GlaxoSmithKline, доля которой выросла на 4% за счет увеличения продаж Колдрекс Макси-Грипп. При этом основную прибыль в этом сегменте GlaxoSmithKline приносит ТН Колдрекс Хотрем, доля которого составляет свыше 62% всех продаж компании в рублях. Доля производителя ТН Фервекс, Фервекс для детей, Фервекс

без сахара компании Bristol-Myers Squibb сократилась на 2% в рублях и на 14% в упаковках. Компания Unique, в портфель которой входят ТН Ринза, Ринзасип, продемонстрировала положительную динамику, заняв 6-е место в рейтинге производителей. Положительный прирост также был отмечен у Ranbaxy, доля ее препарата Колдакт Флю Плюс в стоимостном выражении выросла с 3,5 до 3,8%. Доля компании Richard Bittner, выпускающей гомеопатическое средство для профилактики гриппа и простуды Афлубин, в денежном выражении сократилась на 13%. Завершает рейтинг компания Shreya (ТН Риниколд, Риниколд ХотМикс), доля которой по итогам года выросла на 4%. Отдельно хотелось бы выделить компании Natur Produkt и «АнвиЛаб». Напомним, что весь прошлый год компании Natur Produkt (производитель ТН Антигриппин) и «АнвиЛаб» (производитель ТН Антигриппин-АНВИ и Антигриппин-максимум) вели борьбу за эксклюзивное название «Антигриппин». Длительные судебные споры, в результате которых компания «АнвиЛаб» была вы-

нуждена приостановить производство своего бестселлера Антигриппин-максимум, привели к падению продаж брэнда по итогам 2012 г. до 630 млн руб. Тем не менее компании удалось выпустить на рынок аналог препарата Антигриппин-максимум — ТН АнвиМакс. Его продажи довольно существенны: менее чем за квартал (АнвиМакс вышел на рынок только в октябре 2012 г.) сумма его продаж составила около 152 млн руб. Суммарно продажи за 2012 г. брэндов Антигриппин-Максимум и Анви-Макс составили 0,8 млрд руб. Итогом спора между компаниями Natur Produkt и «АнвиЛаб» стало решение Роспатента освободить от правовой охраны торговое наименование «Антигриппин». Это решение позволит «АнвиЛаб» возобновить производство Антигриппин-Максимум, что, соответственно, положительно скажется на продажах компании и, вероятно, поможет в дальнейшем вернуться в тройку производителей-лидеров сегмента средств для симптоматического лечения простуды и гриппа.

Ф

) IV Практическая конференция

СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

ТОВАРОВ И БРЕНДОВ v " ——

В ПРОГРАММЕ:

■ ЫЕУЛТр^МН^ОиЭмкЙЭффОТнВнОСГп "HiHfimi-riXi-aHH^HHHH

■ ;.ИН|,ИНПЬН** япин: Ci-j^i W -нн -.пфншж-нн уфф^ i л-цд- ihb-j м<ф1фчмч IL.1--.IU:>: i.f о

пирпфепп ni^Tspsroe1,

■ ETlVKMJfVW 43 yiTHUn? РрфЦВННЦСННЕ nptyiytt'lGC

в усгсиипирегуп'чоз-ьи.гачгчг-ч-!

■ NEW NBlWDrkmgi«»ion

■ NDV HfCH-fCCH3l-Hi, Л 4PYt ЕНС'ЛК+'.fl прПВДНТОбВД! РСрфСПС''

■ NEW? Пврпглспь+ые'Практнчкнис зьссдл нн [yin маркетинга

н ГП: -í- и iГ'ТМЫЦМИЦШШi l|MI*IIN . Г, FWI "нн ■ III'I' F'.'O:;; ,. ч .:. ......... н-чх к-1 ■.: ч-ihci

■ Сгчцдемннны ■ Инц:рнм11;чэт*гмн| Н PrnCWM. lítoéetlHUCrM

■isqpp»"»"* g-Mi'uvru-iiivii ' СМцАльнйн Pe*jia"a на фаитиигетч-ч^т^

Kit НЧП реклам круп1? ^лкнс и-шы рсклаиычсгсгыу'от''

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol^I-КВ >ОфСК~НВ||?ГГН рГ'-ТЦ-.'Ы

'NEW! Ноыиьацря -Лучшим ргклаыньи ролик ■

■ Ыiи фуршет. Онлайн.гсышсо«ачн? и изгромлстч-пойцдкпан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.