Научная статья на тему 'РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД'

РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
продовольственный ритейл / пандемия / СOVID-19 / торговые сети / онлайн-заказы / доставка / магазины у дома / дискаунтеры / потребитель. / food retail / pandemic / COVID-19 / retail chains / online orders / delivery / convenience stores / discounters / consumer.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов В.И.

Рассмотрены текущие процессы в продовольственном ритейле – в контексте пандемии COVID-19. Даны характеристики основных тенденций, заметно проявившихся в течение года, определены тренды, которые сохранят актуальность в среднесрочной перспективе. Цель исследования выявление ключевых тенденций, определяющих рынок продовольственного ритейла сегодня и формирующих картину ближайшего будущего. Методы исследования: аналитический разбор статистических данных, публикаций в СМИ, сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD RETAIL MARKET: POSTPANDEMIC PROSPECTS

The current processes in Food retail are considered in the context of the COVID-19 pandemic. The main characteristics of the trends that have been noticeably manifested during the year are given, trends that will remain relevant in the medium term. The purpose of the study is to identify the key trends that determine the food retail market today and form a picture of the near future. Research methods: analytical analysis of statistical data, publications in the media, comparative analysis

Текст научной работы на тему «РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД»

циплины, обучаемость, устойчивость, общение, отзывчивость, сочувствие стрессоустойчивость и гибкость;

- наибольшую актуальность приобретут процессы переподготовки кадров и повышения квалификации;

- начнет приобретать особую актуальность процессы цифровизации рабочих процессов, включая значительное расширение удаленной работы, с возможностью перевода примерно 40% сотрудников для работы удаленно;

- ожидается, что примерно в четыре раза увеличится количество людей, ищущих возможности обучения в Интернете по своей собственной инициативе, в пять раз увеличится количество работодателей, предоставляющих возможности онлайн-обучения своим работникам, и в девять раз увеличилось количество учащихся, получающих доступ в Интернет;

- наиболее подверженными кризисному влияниями окажутся рабочие места, занятые более низкооплачиваемыми работниками, женщинами и молодым населением;

- увеличится возможность географического охвата трудоустройства работников вне региона присутствия работодателя, а также трудоустройства населения, ранее не имеющего возможности присутствовать на работе лично.

Список литературы

1. Гринин Е. Кондратьевские волны: аспекты и перспективы 2012 222-262;

2. Четвертая промышленная революция: Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций. Всемирный экономический форум 2019;

3. Отчет о будущем профессий 2020. Всемирный экономический форум 2020;

РЫНОК ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА: ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Куликов В.И.

Аспирант

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Основатель, Коммерческий директор Онлайн-супермаркет www.bringston.ru

FOOD RETAIL MARKET: POSTPANDEMIC PROSPECTS

Kulikov V.

Postgraduate Lomonosov Moscow State University Founder, CFO Online Supermarket www.bringston.ru

Аннотация

Рассмотрены текущие процессы в продовольственном ритейле - в контексте пандемии COVID-19. Даны характеристики основных тенденций, заметно проявившихся в течение года, определены тренды, которые сохранят актуальность в среднесрочной перспективе.

Цель исследования - выявление ключевых тенденций, определяющих рынок продовольственного ритейла сегодня и формирующих картину ближайшего будущего.

Методы исследования: аналитический разбор статистических данных, публикаций в СМИ, сравнительный анализ.

Abstract

The current processes in Food retail are considered in the context of the COVID-19 pandemic. The main characteristics of the trends that have been noticeably manifested during the year are given, trends that will remain relevant in the medium term.

The purpose of the study is to identify the key trends that determine the food retail market today and form a picture of the near future.

Research methods: analytical analysis of statistical data, publications in the media, comparative analysis.

Ключевые слова: продовольственный ритейл, пандемия, COVID-19, торговые сети, онлайн-заказы, доставка, магазины у дома, дискаунтеры, потребитель.

Keywords: food retail, pandemic, COVID-19, retail chains, online orders, delivery, convenience stores, discounters, consumer.

Первая волна пандемии сопровождалась активизацией потребительского поведения - люди, не знавшие, что их ждет, делали покупки «про запас». Тренд усиливался за счет тех, кто старался как

можно реже выходить в магазины и тоже покупал наперед. Следствием этого (а также того, что большая часть продуктовых магазинов была открыта даже в период объявленного режима само-

изоляции) стал заметный рост продаж ритейлеров: в марте оборот розницы увеличился до 4,7%. Подобных показателей рынок не достигал с конца 2014 года (в декабре того года темпы роста составили 5,1% год к году), сообщалось в аналитической записке Райффайзенбанка [1].

Вместе с тем игроки рынка понимали, что новая реальность - самоизоляция и карантин - делают крайне востребованным онлайн-продажи и доставку. Активное развитие этих сервисов также положительно отразилось на цифрах. Наглядный пример - perekrestok.ru (X5 Retail Group) в первом квартале 2020 года заработал столько же, сколько за весь 2019-й [2].

Онлайн-продажи и доставка стали одним из главных трендов 2020 года. С учетом того, что в полной мере ограничения, вызванные пандемией COVID-19, будут сняты не скоро, покупательское поведение меняется - эти сервисы входят в повседневную жизнь.

По данным совместного исследования сервиса "Яндекс.Маркет" и аналитической компании GfK Rus, доля купивших онлайн хотя бы один товар в течение этого года выросла только в категории «Продукты (кроме готовой еды и алкоголя)» - на 5% по сравнению с 2019-м. В остальных категориях (например, «Уход за лицом, телом, волосами» или «Хозтовары и посуда») доля осталась прежней по сравнению с 2019 годом, или уменьшилась (такие категории как «Смартфоны и планшеты» или «Сумки, ремни, аксессуары») [3].

На рост онлайн-сервисов влияет также возрастной фактор: подрастает «цифровое» поколение, привыкшее делать покупки с помощью га-джетов.

Процесс этот в любом случае не быстрый: большинство россиян все же настроено выбирать продукты в торговом зале, а не экране гаджета. Сказываются привычки - потребитель хочет видеть товар, особенно это касается продуктов с небольшим сроком годности - мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и т.д.

Тем не менее, данный тренд - перспективный. По итогам 2020 года продуктовый сегмент ecommerce может показать более чем трехкратный рост - с 43 до 145 млрд рублей. Такие цифры приводятся в отчёте Infoline "Розничная торговля Food и потребительский рынок России". Аналитики прогнозируют, что проникновение онлайн-формата в розничную торговлю к 2023 году вырастет до 3% (сейчас - всего 0,7%) [4].

Очевидно, что ритейлеры будут и дальше идти по пути внедрения цифровых решений.

X5 Retail работают над запуском собственной платежной системы (генеральный директор сети «Пятерочка», входящей в X5, назвал этот проект частью стратегии компании на ближайшие три года) и тестируют магазины без персонала.

«Магнит» в ноябре запустил собственный сервис доставки - на основе приложения «Магнит Доставка», которое, как сообщали в пресс-службе, «станет платформой для развития e-commerce проектов Компании» [5].

По итогам II квартала (на который пришлась первая волна пандемии) реальные доходы снизились на 8,4%, сообщал Росстат. Это рекордный показатель за последние 7 лет [6].

Очевидное снижение покупательской способности, вызванное как раз падением доходов, вынуждает ритейл искать новые форматы и новые ходы. В X5 Retail Group, например, ранее заявляли о планах по развитию формата хард-дискаунтеров

[7].

Об этом говорил и сооснователь сети Fix Price Сергей Ломакин. «Продолжается тенденция экономить, которая начала набирать силу в период пандемии. Ответом на это должен стать рост числа дискаунтеров», - указывал Ломакин. По его мнению, борьба за клиента и уход в онлайн (формат, который позволяет более гибко работать с ценами) дадут серьезный толчок развитию дискаунтеров

[8].

Сейчас ритейлеры корректируют планы по открытию новых магазинов. В 2020 году у X5 Retail Group были намерения открыть 2000 новых магазинов, но в итоге цифра была урезана на 2025%. Объем модернизации уже работающих торговых точек также уменьшен - она охватила только 30 магазинов вместо запланированных 1300 [9].

На рынке меняются акценты - приоритетны сегодня не гипермаркеты на огромных площадях, а магазины у дома и дискаунтеры.

В X5 Retail Group уверены в максимальной востребованности в среднесрочной перспективе именно магазинов у дома. В свою очередь «Магнит» оптимистично смотрит на дискаунт. «Наш новый формат предполагает определенный набор ассортимента по более низким ценам», - так директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов, объяснял, что собой представляют магазины «Моя цена», которые сейчас тестирует компания. По словам Исмаилова, именно в развитии дискаунта «Магнит» видит перспективу [10].

Еще один важный тренд - ставка ритейла на частные марки.

Пандемия стимулировала рост продаж СТМ. В 2020 году, по данным Nielsen, рост СТМ ускорился в три раза по сравнению с прошлым годом (15,4% против 5,5%).

«Сегодня СТМ - не только точка дифференциации для ритейлера, но и сегмент, который может обеспечить долгосрочный рост», - отмечали аналитики Nielsen в ходе конференции «Retail Connect по СТМ» [11].

Например, в магазинах «Чижик», новом проекте формата «жесткий дискаунтер» от X5 Retail Group, более половины (60%) продуктов будут СТМ.

Выводы: Основными тенденциями, которые проявились в период пандемии COVID-19 в 2020 году и которые сохранятся в среднесрочной перспективе, являются активное развитие цифровых решений, доставки, продуктов CTM, дискаунте-ров.

Список литературы

1. «Магнит» впервые за 5 лет обогнал X5 Retail Group по темпам роста выручки. РБК, 29.04.2020

https://www.rbc.ru/business/29/04/2020/5ea91dca9a7 94704230029f1

2. Выручка X5 Retail Group в первом квартале выросла на 15,9%. ТАСС, 16.04.2020 https://tass.ru/ekonomika/8256969

3. Развитие онлайн-торговли в России. 3.12.2020

https://yandex.ru/company/researches/2020/ecomdash ?utm_source=marketan

4. Рынок онлайн-торговли продуктами питания в этом году может вырасти с 43 до 145 млрд рублей. ФИНАМ, 16.12.2020 https://www.finam.ru/analysis/marketnews/rynok-onlaiyn-torgovli-produktami-pitaniya-v-etom-godu-mozhet-vyrasti-s-43-do-145-mlrd-rubleiy-20201216-16400/

5. «Магнит» запустил собственный сервис доставки продуктов, 2.11.2020 https://www.magnit.com/ru/media/press-releases/magnit-zapustil-sobstvennyy-servis-dostavki-produktov-/

6. Росстат ухудшил оценку падения реальных располагаемых доходов россиян в первом полугодии. Forbes, 20.10.2020 https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/411777-rosstat-uhudshil-ocenku-padeniya-realnyh-raspolagaemyh-dohodov

7. Мир пандемического спроса, Коммерсант https://special.kommersant.ru/pandemic/mir_sprosa.ht ml

8. RNS, https://rns.online/interviews/Soosnovatel-Fix-Price-o-rinke-riteila-posle-epidemii-koronavirusa-2020-07-21/

9. Продуктовый ритейл: угроза снижения маржинальности. 7.08.2020 https://roscongress.org/materials/produktovyy-riteyl-ugroza-snizheniya-marzhinalnosti-/

10. «Руслан Исмаилов, «Магнит»: «Мы видим перспективу в развитии дискаунтеров», Retail, 24.09.2020 https://www.retail.ru/interviews/ruslan-ismailov-magnit-my-vidim-perspektivu-v-razvitii-diskaunterov/

11. Nielsen:CTM пошли в рост. Retail, 22.09.2020, https://www.retail.ru/articles/nielsen-stm-poshli-v-rost-/.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Курочкина Н.В.

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», старший преподаватель кафедры экономики факультета экономики, управления и финансов

INFORMATION SUPPORT FOR ANALYSIS OF USE OF COMPANY ASSETS

Kurochkina N.

Mari State University, Senior Lecturer, Department of Economics, Faculty of Economics, Management and

Finance

Аннотация

В статье рассмотрены основные источники информации, используемые для комплексного анализа использования активов предприятия. Представлена классификация информации для проведения анализа использования активов по степени достоверности, временному признаку, по характеру содержания информации, по степени востребованности. Дана оценка качества источников информации и рассмотрены процедуры ее проверки на качество.

Abstract

The article discusses the main sources of information used for a comprehensive analysis of the use of enterprise assets. The classification of information for the analysis of the use of assets according to the degree of reliability, timing, by the nature of the content of the information, according to the degree of demand is presented. An assessment of the quality of information sources is given and the procedures for its quality control are considered.

Ключевые слова: информационное обеспечение, комплексный анализ использования активов, активы предприятия, бухгалтерская финансовая отчетность, внутренняя информация финансового и нефинансового характера, классификация, качество данных.

Keywords: information support, comprehensive analysis of the use of assets, enterprise assets, accounting financial statements, internal information of a financial and non-financial nature, classification, data quality.

Существование любого предприятия, занятого любым видом экономической деятельности, невозможно без постоянного получения и анализа руководством потока информации. Возможность принятия грамотных управленческих решений в очень большой степени зависит от качества исходной информации, ее достоверности и полноты.

По мнению профессора Ендовицкого Д.А. [3] важнейшей составляющей анализа использования активов предприятия является его информационное обеспечение, в основе которого лежит сбор, хранение, обработка данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, тенденциях его развития, потенциале, финансовом результате. Для реализации отдельных методик эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.