Научная статья на тему 'Рынок пенсий в Российской Федерации и проблемы его развития'

Рынок пенсий в Российской Федерации и проблемы его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / НПФ / РЫНОК ПЕНСИЙ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОК КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросова Л.Д.

В статье анализируется место рынка пенсий в составе рынка коллективных инвестиций, целесообразность выделения его в самостоятельный сегмент финансового рынка, исследуются статистические данные об объемах пенсионных резервов негосударственных фондов, размерах, осуществляемых ими выплат негосударственных пенсий, даются предложения, направленные на дальнейшее развитие рынка пенсий в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок пенсий в Российской Федерации и проблемы его развития»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 336.57

Л.Д. Андросова

к.э.н, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва, Российская Федерация

РЫНОК ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье анализируется место рынка пенсий в составе рынка коллективных инвестиций, целесообразность выделения его в самостоятельный сегмент финансового рынка, исследуются статистические данные об объемах пенсионных резервов негосударственных фондов, размерах, осуществляемых ими выплат негосударственных пенсий, даются предложения, направленные на дальнейшее развитие рынка пенсий в РФ.

Ключевые слова

Негосударственные пенсионные фонды, НПФ, рынок пенсий, финансовый рынок, пенсионные резервы, негосударственные пенсии, финансовые организации, рынок коллективных инвестиций, паевые инвестиционные фонды.

В Российской Федерации, как и в любой стране с рыночной экономикой, более или менее успешно функционируют и развиваются различные рынки, начиная от рынка зерна и кончая фармрынком. Особое место среди этих разнообразных рынков занимают финансовые рынки, к которым традиционно относят: рынок ценных бумаг, рынок кредитов (кредитный рынок), страховой рынок и валютный рынок. Все четыре рынка регулируются и контролируются единым государственным мегарегулятором Центральным банком Российской Федерации.

Многие авторы расширяют состав финансовых рынков, добавляя к ним лизинговый рынок (рынок лизинговых услуг), что, по нашему мнению, вполне справедливо, учитывая, что во-первых, речь идет о финансовом лизинге, а во-вторых, о начинающемся процессе его регулирования со стороны ЦБ РФ.

Однако до сих пор обстоятельно не освещался вопрос о наличии в России рынка пенсий. Необходимость ответа на него, по нашему мнению, давно назрела, учитывая почти двадцатипятилетний опыт функционирования в нашей стране негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Итак, сформулируем вопросы, на которые постараемся ответить в данной статье:

-следует ли относить рынок пенсий к финансовым рынкам?

-можно ли выделить рынок пенсий в качестве самостоятельной разновидности финансовых рынков?

- создан ли в РФ рынок пенсий и если «да», то каковы перспективы его развития?

Остановимся на первом вопросе. Согласно одному из определений финансового рынка, даваемому отечественными экономистами, под финансовым рынком понимается специфическая сфера денежных отношений, где объектом сделок являются денежные средства домохозяйств, организаций, государства и муниципалитетов. В экономические отношения с НПФ могут вступать, как организации, так и население. При этом данные отношения носят исключительно денежный характер. Следовательно, с позиций теории, не вызывает сомнения, что рынок пенсий входит в состав финансовых рынков.

Обратимся к практической организации отношений по поводу формирования и выплаты пенсий негосударственными пенсионными фондами. Начнем с отечественного законодательства. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 1Э5-ФЗ "О защите конкуренции" к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги, относятся: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, клиринговые организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды и ряд других.

Следовательно, НПФ в соответствии с отечественным законодательством признаются финансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги, а, следовательно, функционирующими на финансовом

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

рынке. Данное положение закона находит свое практическое продолжение: НПФ, как и другие финансовые организации, контролируются и регулируются ЦБ РФ в соответствии с поправками в закон «О Центральном банке Российской Федерации от 10.07. 2002 № 86-ФЗ. Более того в данном законе в ст.76.1 прямо указывается, что деятельность НПФ относится к финансовому рынку. Закон № 86-ФЗ (ст.76.1) в качестве цели регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями определяет обеспечение устойчивости финансового рынка РФ, эффективное управление рисками финансовых рынков, защиту прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, в том числе застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению.

Остановимся на втором вопросе: можно ли считать рынок пенсий самостоятельной составляющей финансовых рынков или его надо включать в качестве отдельной составляющей в другие финансовые рынки. На сайте Банка России НПФ включены в рынок коллективных инвестиций вместе с различными инвестиционными фондами, как акционерными, так и паевыми.

С позиций мегарегулятора такое объединение вероятно вполне оправдано. Как и различные инвестиционные фонды, НПФ привлекают средства и вкладывают их с целью получения дохода. Однако НПФ принципиально отличаются от паевых инвестиционных фондов, с которыми объединены в один самостоятельный сегмент финансового рынка. Во-первых, паевые инвестиционные фонды (ПИФы) не являются юридическими лицами, а НПФ-являются, соответственно, по обязательствам ПИФов отвечают управляющие компании, а по обязательствам НПФ -сами фонды. Во-вторых, управляющие компании, формирующие ПИФы, получают средства в доверительное управление, а НПФ в собственность. В третьих, ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств в ПИФ, свободно обращаются на рынке, а НПФ не выпускает никаких ценных бумаг ни для застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, ни для своих вкладчиков и участников по негосударственному пенсионному обеспечению.

Более того рынок пенсий имеет ряд принципиальных отличий. В частности, он предполагает длительное накопление средств (несколько десятков лет), тогда как даже вложения в закрытые ПИФы ограничиваются максимум десятилетием. Отличается и порядок выполнения договорных обязательств НПФ и управляющими компаниями ПИФов. При выходе на пенсию физическое лицо может получать выплату из НПФ в течение длительного периода времени, тогда как паи гасятся единоразово. Учитывая длительный характер отношений с НПФ, их регулирование требует особого подхода и контроля.

Можно выделить и другие различия. Но уже выше перечисленные, по нашему мнению, убедительно свидетельствуют о целесообразности выделения рынка пенсий из рынка коллективных инвестиций. И, если с позиций регулирования и контроля деятельности профессиональных участников финансового рынка НПФ можно включать в рынок коллективных инвестиций, то с позиций потребителей услуг НПФ рынок пенсий следует рассматривать как обособленную от рынка коллективных инвестиций группу отношений.

Однако, возникает вопрос о целесообразности включения рынка пенсий в какие-либо другие финансовые рынки отличные от рынка коллективных инвестиций. Из пяти ранее названных рынков, относящихся к финансовым, рынок кредитов, валютный рынок, рынок ценных бумаг очень далеки от рынка пенсий и не могут быть объединены с ним. В то же время рынок пенсий по ряду параметров близок к страховому рынку, особенно к одной из его составляющий- страхованию пенсий. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности объединения части страхового рынка и рынка пенсий. В этом случае рынок пенсий будет делиться на три относительно самостоятельных составляющих: обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и страхования пенсий.

По нашему мнению, такое объединение будет вполне логичным. Формируя свою будущую пенсию за счет собственных средств на добровольной основе, юноша или девушка могут выбирать из двух основных вариантов: заключение договора со страховой компанией или с НПФ (вариант самостоятельного накопления средств в виде вклада в коммерческий банк или формирования портфеля ценных бумаг в данном случае не рассматривается, так как эти операции относятся к другому финансовому рынку). Оба названных варианта имеют свои плюсы и минусы, но в целом они взаимозаменяемы и направлены на достижение одной цели-обеспечение определенного уровня благосостояния при выходи на пенсию.

Особое место на рынке пенсий занимает накопительная часть государственной пенсии. В отличие от

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

ранее названных она формируется за счет обязательных взносов, поэтому имеет очень большие особенности (особенно учитывая, что в настоящее время ее формирование приостановлено). Говорить о рынке этой пенсии, по нашему мнению, можно скорее с позиций различных НПФ, претендующих на ее получение, чем о конкретных физических лицах, выбирающих различные пенсионные продукты в соответствии со своими интересами и приоритетами.

Теперь остановимся на третьем вопросе. Несомненно, по количественным признакам рынок пенсий в РФ можно считать сформированным. По итогам 9 месяцев 2016г. в системе негосударственного пенсионного обеспечения функционировало 75 НПФ. Их имущество составляло 3330945 млн.руб., а капитал и резервы превышали 58365 млн.руб. Правда, только у 13 НПФ капитал и резервы превышали 1 млрд.руб. Наиболее значительными средствами располагали: АО «Негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз» -9 569 млн.руб., АО «Негосударственный пенсионный фонд «Телеком-Союз» -8593 млн.руб., АО «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОИЛ-ГАРАНТ» - 5 532 млн. руб.

Успешно развивался и процесс самоорганизации фондов. К концу 2016г. НПФ объединились в 2 саморегулирующиеся организации: Национальную ассоциацию пенсионных фондов (НАПФ) и Ассоциацию негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). Постоянно совершенствовался механизм государственного надзора и контроля за деятельностью НПФ. В 2016г. завершился процесс акционирования фондов, предписанный ЦБ РФ для включения их в сферу работы с накопительной частью государственной пенсии.

Однако количество НПФ пока не перешло в качество. По отношению к формированию добровольных пенсий фонды остаются маломощными. Об этом говорят, в частности, такие показатели как сформированные фондами пенсионные резервы, которые только у 14 НПФ по итогам 9 месяцев 2016г. превысили 10 млрд.руб. При этом у 41 НПФ пенсионные резервы были менее 1млрд.руб. Более 100 млрд.руб. сформировали только 2 фонда: НПФ «ГАЗФОНД», чьи пенсионные резервы превысили 360млрд.руб, и некоммерческая организация «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» с пенсионными резервами 326млрд.руб. В совокупности пенсионные резервы всех НПФ составили всего 1074 млрд.руб., то есть на долю двух крупнейших фондов приходилось около 64% всех пенсионных резервов, созданных НПФ. Сравнение размера пенсионных накоплений и пенсионный резервов будет не в пользу вторых. Пенсионные накопления почти в 2 раза превышают пенсионные резервы.

Не менее скромными являются и показатели, свидетельствующие о вовлеченности российских граждан в процесс добровольного пенсионного обеспечения. Количество участников НПФ по итогам 9 месяцев 2016г. составило всего 5 262121 человек. При этом более 100 тыс. участников было только у 11 НПФ, а более 1 млн. -только уодного НПФ «Благосостояние» (1 244 777 человек).

Если взять крупнейшие по выплатам НПФ, то складывается следующая картина: более одного миллиарда рублей выплаты составляют только у 9 фондов. На первом месте по размеру выплат негосударственной пенсии находится НПФ «ГАЗФОНД», чьи выплаты достигли 11595 млн.руб, негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» с выплатами в размере 10640 млн.руб. занимает второе место, АО «Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики», выплаты которого составляют 3145млн.руб., находится на третьем месте, АО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» с выплатами 1922млн.руб. -на четвертом, негосударственный пенсионный фонд «Нефтегарант» (выплаты 1844) -на пятом, АО «Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» (выплаты 1527) - на шестом, АО «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ - ГАРАНТ» (выплаты 1348) - на седьмом, АО «Негосударственный пенсионный фонд «Телеком- Союз» (выплаты 1103) - на восьмом, негосударственный пенсионный фонд «Алмазная осень» с выплатами в размере 1011 млн.руб. -на девятом.

При незначительных объемах выплат негосударственных пенсий в целом (всего за 9 месяцев 2016г. они составили 39 733 млн. руб.) вызывает большой интерес весьма значительные различия в соотношении пенсионных резервов и общей суммы выплат негосударственных пенсий. Если рассчитать это соотношение в целом по НПФ, то по итогам 9 месяцев 2016г. мы получим коэффициент 27. Другими словами сформированных пенсионных резервов будет достаточно для проведения 27 выплат негосударственных пенсий в существующих размерах даже при отсутствии дополнительных поступления.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

Однако по отдельным фондам мы получим совершенно другие цифры. А именно: по НПФ «ГАЗФОНД» коэффициент составил 31,1, по НПФ «Благосостояние» -30,6, по АО «Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики» - 14, по АО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» -8,7, по НПФ «Нефтегарант»-23,4, по АО «Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» -49,4, по АО «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОИЛ-ГАРАНТ» -18,5, по АО «Негосударственный пенсионный фонд «Телеком- Союз» -21,8 и по НПФ «Алмазная осень»-12,2.

Как видно из приведенных данных, минимальный коэффициент соотношения пенсионных резервов и выплат негосударственной пенсии у АО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд», а максимальный у АО «Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть», при этом коэффициент последнего превышает коэффициент первого более, чем в 5,6 раза.

Из 9 НПФ, осуществляющих самые значительные выплаты негосударственных пенсий, только у 3 фондов соотношение величины пенсионного резерва и производимых выплат превышает усредненный показатель, у остальных 6 НПФ этот коэффициент ниже. Возникает естественный вопрос: какой коэффициент является достаточным, а какой свидетельствует о неустойчивом финансовом положении пенсионного фонда.

Выше приведенные цифры убедительно свидетельствуют, что рынок негосударственных пенсий в РФ находится только на стадии формирования. Из двух обязательных участников: продавцов и покупателей денег на нем пока присутствуют в основном покупатели и наблюдается явный дефицит продавцов, желающих в добровольном порядке сформировать свою будущую пенсию. По нашему мнению, причина этого не только в слабой информированности населения и его недоверии к этой рыночной структуре, но и в отсутствии экономических критериев надежности НПФ, их финансовой устойчивости, понятных основной массе возможных потребителей предлагаемых продуктов.

Более того, складывается впечатление, что сами НПФ слабо заинтересованы в продвижении своих продуктов и донесении информации о них до населения. Число пенсионеров, получающих в настоящее время негосударственную пенсию, составляет всего 1537788 человек. Тем не менее, если по телевизору постоянно показывают лиц, удачно вложивших свои средства на депозиты в те или иные коммерческие банки или купивших замечательные вещи за счет очень дешевого и чрезвычайно выгодного кредита, то нет ни одного сколько-нибудь заметного ролика о счастливом пенсионере, получающим негосударственную пенсию из НПФ и не задумываясь покупающего дорогие и нужные витамины, лекарства или хотя бы билеты в театр. Основная масса населения не просто плохо знакома с различными программами формирования негосударственной пенсии, но даже не в состоянии назвать хотя бы один НПФ, тогда как, например, с банками такой проблемы просто не возникает.

Следует обратить внимание и на анализ в интернете, вероятно, на специальном сайте, продуктов, предлагаемых различными НПФ. Для населения, например, особый интерес представляет информация о размере прибавки к государственной пенсии за счет выплат НПФ. Анализ представленной на сайте ЦБ РФ статистики дает пищу для размышления по этому вопросу. Так, если разделить общую сумму выплат негосударственных пенсий на число лиц их получающих, то найдем среднюю величину пенсии по всей группе фондов, которая по итогам 9 месяцев 2016г. составила более 25,8 тыс. руб. Естественно, следует учитывать, что прибавка к пенсии конкретного гражданина может быть, как значительно выше, так и значительно ниже рассчитанного усредненного показателя не только по разным НПФ, но и в рамках одного фонда. Например, у небольшого НПФ «Газпромбанк-фонд» добавка к пенсии в среднем составила более 112,8 тыс.руб., а у НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ» -более 236 тыс руб. Естественно, возникает вопрос о причинах такой разницы.

В настоящее время отсутствует доступная информация не только о надежности НПФ, но об их продуктах. В качестве примера доступного представления банковских продуктов для любых заинтересованных лиц может служить сайт «banki.ru», финансовый информационный портал, содержащий сравнительные данные по депозитам и кредитам коммерческих банков, оценку их надежности различными рейтинговыми агентствами и другие важные для перспективного клиента показатели.

Говоря о недостатке информации, ни в коем случае нельзя не учитывать заслуги ЦБ РФ в освещении отчетности НПФ. Однако, отдавая должное усилиям мегарегулятора, следует признать, что представленная на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

его сайте ценнейшая информация в большей степени понятна профессионалам, чем простым гражданам и совершенно не содержит сравнительных данных об услугах и надежности НПФ. Видимо, созданием нового сайта, содержащего доступную и понятную информацию для массового пользователя, следует озаботиться СРО.

В пользу последней рекомендации говорят и функции, которые должна выполнять, согласно своим учредительным документам, Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), первая саморегулируемая организация НПФ в Российской Федерации. Перечень ее функций, в частности, содержит сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов Ассоциации, создание и обновление информационной базы, анализ деятельности НПФ, в том числе путем участия в организации и проведении рейтингов НПФ.

Грамотная и понятная информация о негосударственных пенсионных продуктах, наряду с эффективным контролем их надежности и добросовестности в сочетании с налоговыми льготами, позволит, по нашему мнению, переломить недоверие россиян к этим финансовым институтам и обеспечит развитие отечественного рынка пенсий.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон № 75-ФЗ от 7.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»

2.Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации»

3.Федерального закона № 135-Ф3 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" 4.Андросова Л.Д. Негосударственные пенсионные фонды в современной финансовой системе России. Ж. Инновационная наука № 3, 2017

5.www.cbr.ru -официальный сайт Центрального Банка России

© Андросова Л.Д., 2017

УДК 330.112

Антонов А.П.

к.т.н., доцент кафедры Экономики и Менеджмента Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (Москва) г. Москва, Российская Федерация

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Хозяйственная деятельность организации характеризуется входящим и исходящим денежными потоками, которые описываются с помощью каналов денежных потоков. Сравнение каналов входящего и исходящего денежных потоков позволяют, как оценить эффективность хозяйственной деятельности организации, так и описать условия возникновения риска её неплатёжеспособности.

Ключевые слова

Хозяйственная деятельность, эффективность хозяйственной деятельности, денежный поток, канал

денежного потока, риск неплатёжеспособности

В словарной литературе термин «хозяйственная деятельность» раскрывается как «...совокупность действий, направленных, в частности, на пополнение запаса материальных благ и обеспечение возможной полноты удовлетворения потребностей, которым они призваны служить» [6]. Процесс пополнения благ основан на обращении активов с целью их приумножения. Начальным шагом обращения является расходование высоколиквидных активов, а завершающим - их поступление на монетарные счета организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.