Научная статья на тему 'РЫНОК ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РЫНОК ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парикмахерские услуги / индустрия красоты / рынок услуг / санкции / импортозамещение / hairdressing services / beauty industry / services market / sanctions / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Юлия Евгеньевна, Сизенёва Юлиана Игоревна

В данной статье рассматривается развитие рынка парикмахерских услуг в России на протяжении последних 5 лет. Данный рынок представляет собой одну из крупнейших отраслей сферы услуг. Спрос на парикмахерские услуги в России постоянно растет, причем как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Современные парикмахерские салоны предлагают широкий спектр услуг, начиная от стрижки и окрашивания волос, заканчивая уходом за ногтями и кожей лица. В настоящее время парикмахерские и салоны красоты испытывают затруднения, вызванные санкциями со стороны стран ЕС и США. В статье анализируется влияние различных факторов рынок парикмахерских услуг в России, а также рассмотрены перспективы дальнейшего развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF HAIRDRESSING SERVICES IN RUSSIA UNDER SANCTIONS

This article discusses the development of the hairdressing services market in Russia over the past 5 years. This market is one of the largest branches of the service sector. The demand for hairdressing services in Russia is constantly growing, both in large cities and in small settlements. Modern hairdressing salons offer a wide range of services, from haircuts and hair coloring, to nail and facial skin care. Currently, hairdressers and beauty salons are experiencing difficulties caused by sanctions from the EU and the United States. The article analyzes the influence of various factors on the hairdressing market in Russia, and also considers the prospects for further development of the industry.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

the residential real estate market allows you to make a more informed choice when buying or renting housing, focusing not only on location, but also on many other factors that influence prices.

Key words: real estate market, pricing policy, housing, household income, depreciation, district.

УДК 338.467.5

Семенова Юлия Евгеньевна, доцент, к.э.н., научный руководитель (e-mail: semenjulia69@mail.ru) Сизенёва Юлиана Игоревна, студентка (e-mail: yuliana.sizeneva.rshu@yandex.ru)

Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, Россия

РЫНОК ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ ВУСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие рынка парикмахерских услуг в России на протяжении последних 5 лет. Данный рынок представляет собой одну из крупнейших отраслей сферы услуг. Спрос на парикмахерские услуги в России постоянно растет, причем как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Современные парикмахерские салоны предлагают широкий спектр услуг, начиная от стрижки и окрашивания волос, заканчивая уходом за ногтями и кожей лица. В настоящее время парикмахерские и салоны красоты испытывают затруднения, вызванные санкциями со стороны стран ЕС и США. В статье анализируется влияние различных факторов рынок парикмахерских услуг в России, а также рассмотрены перспективы дальнейшего развития отрасли.

Ключевые слова: парикмахерские услуги, индустрия красоты, рынок услуг, санкции, импортозамещение.

Рынок парикмахерских услуг представляет собой сектор услуг красоты, который включает в себя предоставление услуг по уходу за волосами, стрижке и укладке, окрашиванию, прическам и барберингу как для женщин, так и для мужчин. На рынке парикмахерских услуг действуют как малые предприятия, так и крупные сетевые салоны красоты. Данная сфера неразрывно связана с рынком косметической продукции, ключевыми игроками которого являются такие бренды, как L'Oréal, Estel, Kapous, Wella, Schwarzkopf и другие. Рынок парикмахерских услуг динамичен и постоянно развивается. Рост экономики, увеличение уровня доходов населения, увеличение количества женщин и мужчин, которым необходимо ухаживать за волосами, и расширение возможностей для открытия собственного

бизнеса являются основными факторами роста рынка. Также стоит отметить, что в настоящее время на рынке парикмахерских услуг наблюдается активное использование средств цифровой коммуникации и маркетинга, таких как социальные сети, мобильные приложения, онлайн-бронирование услуг. Это позволяет салонам красоты привлекать новых клиентов и улучшать качество обслуживания.

За последние 5 лет рынок парикмахерских услуг в России, как и все остальные сферы претерпел множество проблем, вызванных пандемией ко-ронавируса в 2020-2021 годах, а с 2022 года возникли новые сложности в виде санкций.

В 2014-2018 годах численность парикмахерских и салонов красоты в России ежегодно увеличивалась на 2,3-5,6%. К концу 2018 г в России насчитывалось 98,9 тыс предприятий данного сегмента. По данным Росстата объем парикмахерских услуг в России за 2018 год составил более 106 миллиардов рублей. Индекс физического объема оказываемых услуг несколько снизился (менее чем на процент к 2017 году), а цены повысились примерно на 5%[4].

Стремительный рост, превышающий 10-15%, рынок салонов красоты и парикмахерских услуг испытывал вплоть до 2016 года[9]. Существенное снижение реальных доходов населения в условиях кризиса в 2015-2016 году, наряду с ростом стоимости парикмахерских услуг, вызванных повышением стоимости оборудования и косметических средств, повлияло на резкое сокращение рынка, финансовые трудности ежегодно вынуждали закрываться 20-25% работающих в стране салонов красоты и парикмахерских^]. Впрочем, это не сильно замедлило рост потребителей, в 2014-2018 годах доля потребителей услуг парикмахерских и салонов красоты ежегодно увеличивалась и к концу указанного периода составила 73,3% от всего населения страны. Это было связано с увеличением спроса на услуги парикмахерских эконом-класса, которые заместили некоторые закрывшиеся салоны красоты в среднем ценовой сегменте. В то же время на отечественном рынке успешно открывались и приобретали популярность салоны класса «суперэконом». Они имеют сходство с обычными парикмахерскими, однако предоставляют не такой расширенный перечень услуг, например в таком заведении не предоставляют услуги, связанные с уходом за волосами. Стоимость стрижки в подобном салоне может составить 100-150 рублей, а для определенных категорий граждан (пенсионеры, студенты) -50 рублей. К салонам «суперэконом» относятся и некоторые островки в торговых центрах или мобильные вагончики на парковках торговых центров, которые делают экспресс-стрижку [4].

По оценкам Вивтев81а11, в 2017-2021 гг численность парикмахерских и салонов красоты в России сократилась на 8,8%: с 95,2 тыс до 86,8 тыс предприятий. Пик снижения пришелся на 2020 г: в период пандемии сфера красоты оказалась среди наиболее уязвимых от коронавируса. У бьюти-салонов и парикмахерских не было возможности работать в период лок-

дауна. Часть из них не смогли покрывать расходы на простаивающие арендованные помещения и были вынуждены закрыться. На протяжении

2020 года в крупных городах России было закрыто около 10% действующих салонов красоты. В начале введенных ограничений работа салонов и парикмахерских была полностью под запретом, поэтому в этот период посетителей не было вообще. Но, даже после ослабления ограничений потребители не слишком активно стали посещать парикмахерские из-за опасений по поводу безопасности пребывания в общественных местах. Для многих предпринимателей в индустрии красоты полноценное содержание бизнеса стало невыгодным, а порой и невозможным, поэтому оптимизация расходов была начата с сотрудников и аренды[8].

Самоизоляция ощутимо обострила конкуренцию с частными мастерами, несмотря на то, что данная тенденция наметилась еще несколько лет назад. Пандемия СОУГО-19 ускорила переход на предоставление парикмахерских услуг на дому: многие клиенты, которые привыкли к регулярным процедурам в салонах, не готовы были отказаться от них, что приводило к нарушению режима самоизоляции. В свою очередь, специалисты, работавшие в компании и оказавшиеся в ситуации непредсказуемости и нестабильности, начали принимать клиентов в частном порядке [5]. Адаптируясь под новую реальность, игроки рынка стали предлагать парикмахерские услуги на дому, количество самозанятых в сфере красоты в России за 2020 г. выросло в 8 раз, а эта отрасль стала второй по популярности областью для работы. По оценкам экспертов рынка, именно по этой причине не все из «потерянных» за время пандемии клиентов вернутся в свои привычные салоны. В разгар пандемии на рынке сформировались преимущественно негативные тенденции, такие как снижение спроса в период ограничений, рост потребности клиентов на услуги на дому, рост цен на стрижки, как на базовую и необходимую услугу и другие[10].

В 2021 году объем российского рынка услуг парикмахерских и салонов красоты превысил 150 млрд рублей, увеличившись на 46,9% по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, рынок довольно быстро полностью восстановился после масштабного кризиса. По словам экспертов, рынок в

2021 году вырос во многом из-за отложенного по причине пандемии коро-навируса СОУГО-19 в 2020 году спроса - тогда расходы россиян на услуг парикмахерских и салонов красоты снизились на 13,5% (примерно до 100 млрд рублей) на фоне падения доходов населения. По словам экспертов, в 2021 году замедлилась динамика закрытия салонов красоты: если в 2020-м сокращение количества точек в России составило в среднем 10%, то год спустя - 5-6%[11].

Санкции против России из-за проведения спецоперации в Украине затронули также и сферу индустрии красоты. Представители отрасли заявили о росте цен как на импортную продукцию, так и на отечественную. В санкционный список США под запрет экспорта в Россию попала профессиональная косметика для волос, в связи с чем поставки продукции на оте-

чественный рынок прекратили большое количество иностранных брендов. Так например, после 28 лет работы в России производитель профессиональной косметики из Германии Wella прекращает поставки в страну, а L'oreal заблокировала отгрузки брендов REDKEN и Kerastase, которые были популярны в российских салонах красоты. Салоны красоты активно пользовались продукцией немецкого бренда: на средства для окрашивания волос Wella приходилось до 40% рынка. В 2021 году выручка компании была 1,7 млрд руб., чистая прибыль — 208 млн руб. Уход Wella критичен для индустрии — это был первый зарубежный производитель профессиональной косметики, с которого началась работа отрасли. Теперь у бьюти-индустрии могут возникнуть проблемы из-за перехода на бренды других производителей. Такой переход сильно скажется на тех парикмахерских, которые привыкли работать на определенных продуктах бренда, намного же проще адаптироваться будет универсальным специалистам, которые обучены работе на различных составах и красителях вне зависимости от бренда. К тому же салоны не исключают, что и остальные зарубежные компании могут прекратить поставки. В бизнес- и премиум-сегментах косметики для окрашивания, с которой работали российские салоны, продукция Wella занимала 40%[6].

В то же время конкуренция в этом сегменте остается довольно высокой и поставщиков все еще остается достаточно много. Долю рынка Wella может занять российская компания Estel, однако на данный момент продукция марки Wella может беспрепятственно поставляться через альтернативные логистические каналы, так как подпадает под действие механизма параллельного импорта.

Что касается отечественных марок профессиональной косметики для волос, то наибольшей популярностью пользуется Estel, менее распространена продукция бренда Kapous. Производитель продукции для окрашивания и ухода за волосами Estel оповестил салоны красоты о том, что будут повышены цены на всю их продукцию: на красители De luxe и Essex цена выросла в два раза, а краситель Esteller и остальные товары подорожали на 50%, Estel также отменила скидки и ретробонусы, отказалась работать с новыми клиентами и стала отпускать не более одного наименования в одни руки. Продукция Estel имеет большую долю на рынке, ею пользуются в региональных и небольших салонах, куда не отгружают импортную косметику и расходные материалы. Ранее совладелец Estel Лев Охотин оценивал долю своей продукции на рынке РФ более чем в 50%, ее закупают более 50 тыс. салонов красоты по всей стране.

В то же время официальные дистрибуторы импортных брендов, как Wella, Sebastian, Nioxin, Londa, Matrix, L'Oreal и других, подняли цены не более чем на 30% [7].

Основная задача косметической отрасли сейчас - максимальное импор-тозамещение. По оценкам представителей отрасли, чтобы найти новых поставщиков и протестировать новые продукты необходимо примерно пол-

года. Кроме того, нужно время для разработки логистических цепочек. Владельцы салонов активно исследуют сегмент корейской и израильской косметики. В перспективе также на российском рынке ожидается рост потребления китайской и японской продукции[2].

Новое место на рынке стали занимать красители и средства, созданные российскими салонами красоты, например бренд Mone Professional, созданный в 2018 году. Линейка средств для волос была значительно расширена в 2022, что было вызвано появившимся спросом.Сейчас красители, стайлинги и уходы, данного бренда поставляются в 5 000 салонов. Салоны красоты и частные мастера — основной канал сбыта, на втором месте — розничные потребители, которые приобретают продукцию через Wildberries, Ozon, VISAGEHALL, «Рив Гош», «Золотое яблоко». Замещение брендов в салонах происходит быстро, судя по росту продаж: с марта они повысились более чем вдвое. За последние месяцы кардинально изменилось отношение к российской косметике. Поскольку бренд премиальный, то прямые конкуренты — это L'oreal Professional и Wella. Но себестоимость продукта в услуге получается в 2-3 раза ниже, что дает парикмахерскому бизнесу устойчивость. Кроме того, весь ассортимент всегда в наличии: даже если поставки импортных брендов восстановятся, компания будет выигрывать в показателе стабильности [3].

Парикмахеры в России стали более универсальными, если раньше специалист по окрашиванию обучался работать на одном единственном бренде, то сейчас требуется умение использовать в своей деятельности несколько марок. Это позволяет быстро заменить тот или иной продукт, не теряя качества услуг и клиентов.

Качественные продукты быстро набирают популярность посредством рекомендаций мастеров. Начинает набирать оборот общая тенденция — в России появляется множество собственных интересных продуктов. Ранее большие корпорации занимали большую долю рынка и маленькие бренды не могли прорваться. Возможно, в ближайшие 2-3 года российские производители будут превалировать над иностранными.

Как и многие другие отрасли, рынок парикмахерских услуг в России сталкивается с вызовами, такими как санкции, уход иностранных брендов профессиональной косметики и оборудования, изменение вкусов и потребностей потребителей, а также конкуренцией с другими игроками на рынке. Однако, несмотря на эти проблемы, рынок парикмахерских услуг в России продолжает развиваться и представляет собой перспективную отрасль. Росту рынка будет способствовать как растущее количество потребителей, так и увеличение среднего чека на услуги. Важным фактором в развитии будет адаптация парикмахерских салонов к изменяющимся условиям. Некоторые салоны уже сегодня обучают мастеров работать на новых продуктах. В будущем ожидается, что салоны будут еще больше фокусироваться на использовании более инновационных технологий и средств. Таким образом, рынок парикмахерских услуг в России в 2023 году про-

должит развиваться, за счет роста количества потребителей и улучшения качества предоставляемых услуг.

Список литературы

1. Дохолова А.С. Российский рынок салонов красоты // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-salonov-krasoty (дата обращения: 26.03.2023).

2. Курочкина, А. А. Специфика управления закупками в условиях санкций / А. А. Курочкина, Ю. Е. Семенова // Наука и бизнес: пути развития. - 2022. - № 6(132). - С. 156-158. - EDN GBKYII.

3. Медиа портал для предпринимателей и самозанятых «СберБизнес Live». Красота требует жертв: как салоны красоты выбирают косметику в новых условиях // [Электронный ресурс]. URL:https://sberbusiness.live/publications/krasota-trebuet-zhertv-kak-salony-krasoty-vybiraiut-kosmetiku-v-novykh-usloviiakh (дата обращения: 27.03.2023).

4. Официальный сайт агентства «Росбизнесконсалтинг». За 2014-2018 гг численность парикмахерских и салонов красоты в России выросло на 17% и достигло 99 тыс предприятий // [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11195/ (дата обращения: 27.03.2023).

5. Официальный сайт агентства «Росбизнесконсалтинг». Пандемия усугубила трудности российского бьюти-рынка в 2020 году // [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11939/ (дата обращения: 27.03.2023).

6. Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». Wella покидает Россию // [Электронный ресурс]. URL:https://www.kommersant.ru/doc/5378825 (дата обращения: 27.03.2023).

7. Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». Краски блекнут // [Электронный ресурс]. URL:https://www.kommersant.ru/doc/5239488 (дата обращения: 27.03.2023).

8. Официальный сайт готовых обзоров рынков BusinesStat (Анализ рынка парикмахерских и салонов красоты в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг) // [Электронный ресурс]. URL: https://s.rbk.ru/v5_marketing_media/demo/4/76/786585037895764.pdf (дата обращения: 27.03.2023).

9. Портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса Openbusiness (Обзор рынка салонов красоты России) // [Электронный ресурс]. URL:https://www.openbusiness.ru/special/project/salon-krasoty/obzor-rynka-salonov-krasoty-rossii/ (дата обращения: 27.03.2023).

10. Портал об инвестициях и финансах «Academy open». Как выживают салоны красоты после пандемии // [Электронный ресурс]. URL:https://academyopen.ru/journal/580 (дата обращения: 27.03.2023).

11. Портал по теме корпоративной информатизации TAdviser. Салоны красоты и парикмахерские в России // [Электронный ресурс]. URL:https://www.tadviser.ru/a/655552(дата обращения: 27.03.2023).

Semenova Yulia Evgenevna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, academic advisor (e-mail: semenjulia69@mail.ru) Sizeneva Yuliana Igorevna, student (e-mail: yuliana.sizeneva.rshu@yandex.ru)

Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg, Russia THE MARKET OF HAIRDRESSING SERVICES IN RUSSIA UNDER SANCTIONS

Annotation. This article discusses the development of the hairdressing services market in Russia over the past 5 years. This market is one of the largest branches of the service sector. The demand for hairdressing services in Russia is constantly growing, both in large cities and in small settlements. Modern hairdress-ing salons offer a wide range of services, from haircuts and hair coloring, to nail and facial skin care. Currently, hairdressers and beauty salons are experiencing difficulties caused by sanctions from the EU and the United States. The article analyzes the influence of various factors on the hairdressing market in Russia, and also considers the prospects for further development of the industry. Keywords: hairdressing services, beauty industry, services market, sanctions, import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.