Научная статья на тему 'Рынок овощной продукции как один из сегментов продовольственного рынка (на примере Могилевской области)'

Рынок овощной продукции как один из сегментов продовольственного рынка (на примере Могилевской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарович Наталья Александровна

Основной целью развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Беларуси является формирование конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохозяйственных продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения. В статье проанализирован рынок овощ-ной продукции Могилевской области, а также приведены основные перспективные показатели сельскохозяйственного производства и целенаправленная работа по их достижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET VEGETABLES AS ONE OF THE SEGMENTS OF THE FOOD MARKET (FOR EXAMPLE, MOGILEV REGION)

Main objective of development of agriculture and processing industry of Belarus is formation competitive in the world market and ecologically safe production of the agricultural products necessary for maintenance of the reached level of food security, providing good nutrition and a healthy lifestyle of the population. In article, the market of vegetable production of the Mogilyov area is analysed, and the main perspective indicators of agricultural production in the field and purposeful work on their achievement are given.

Текст научной работы на тему «Рынок овощной продукции как один из сегментов продовольственного рынка (на примере Могилевской области)»

УДК 339:63

РЫНОК ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОДИН ИЗ СЕГМЕНТОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Н. А. БОНДАРОВИЧ, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

MARKET VEGETABLES AS ONE OF THE SEGMENTS OF THE FOOD MARKET (FOR EXAMPLE, MOGILEV REGION)

N. A. BONDAROVICH, postgraduate student The Education Establishment «Mogilev State University of Foodstuffs»

Основной целью развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Беларуси является формирование конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохозяйственных продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения. В статье проанализирован рынок овощной продукции Могилевской области, а также приведены основные перспективные показатели сельскохозяйственного производства и целенаправленная работа по их достижению.

Main objective of development of agriculture and processing industry of Belarus is formation competitive in the world market and ecologically safe production of the agricultural products necessary for maintenance of the reached level of food security, providing good nutrition and a healthy lifestyle of the population. In article, the market of vegetable production of the Mogilyov area is analysed, and the main perspective indicators of agricultural production in the field and purposeful work on their achievement are given.

Введение. Устойчивым развитием Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и иннова-

циях. Основными условиями реализации является переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.

Рост экспортного потенциала страны является основой для обеспечения внешнеэкономической сбалансированности экономики и положительного сальдо платежного баланса, достаточного уровня золотовалютных резервов, устойчиво безопасного уровня внешнего долга. Критериями реализации данного приоритета являются рост доли белорусских товаров на мировом рынке и выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Основной целью развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Беларуси является формирование конкурентоспособного на мировом рынке и экологически безопасного производства сельскохозяйственных продуктов, необходимых для поддержания достигнутого уровня продовольственной безопасности, обеспечения полноценного питания и здорового образа жизни населения. На данный момент в достижении этой цели задействованы все регионы страны. Региональные продовольственные рынки эффективно функционирует при достаточной сбалансированности основных продуктовых рынков. Продуктовые рынки продукции в регионах развиваются стабильно и практически сбалансированы по спросу и предложению. Основная задача - эффективное функционирование их прежде всего по качеству и конкурентоспособности.

Анализ источников. Вопросы продовольственной безопасности, исследования рынков продовольствия и сырья, выявления факторов и резервов повышения эффективности сельского хозяйства Беларуси освещены в работах З. М. Ильиной, Г. И. Тараканова, В. Д. Мухина, С. А. Константинова,

В. А. Свободина, Г. И. Макина и других ученых. Однако актуальными остаются исследования региональных продовольственных рынков.

Методы исследования. Абстрактно-логический, экономико-математического моделирования, расчетно-конструктивный, статистический, динамический и экономический анализ.

Основная часть. Составной частью общего процесса рыночного реформирования пищевой промышленности является формирование стабильного рынка плодоовощеконсервной продукции. Особенности плодоовощеконсервного производства предопределяют необходимость проявления высокой оперативности и гибкости в осуществлении технологических процессов и организации сбыта продукции с учетом экономических и климатических факторов. Рыночная система хозяйствования характеризуется возможностью свободного выбора партнеров по совместной деятельности, контрактной формой взаимоотношений между контрагентами, самостоятельным определением каналов движения товаров и цен на реализуемую продукцию. Формирование стабильного предложения на рынке плодов и овощей предлагает решение трех взаимосвязанных задач: определение количественных параметров рыночного фонда, выявление источников поступления овощей в рыночный фонд и формирование соответствующих рынку организационно-экономических отношений, инфраструктуры производства и сбыта продукции.

Рынок овощей - это один из важнейших сегментов продовольственного рынка, что определяется значением овощей для питания и здоровья населения. Овощи призваны удовлетворять потребности населения в диетической продукции, а также в консервированных овощах в течение всего года. По содержанию витаминов, минеральных солей, ферментов, пектинов и других полезных веществ, уникальной способности выводить из организма тяжелые металлы и радионуклиды овощи по праву относятся к незаменимым продуктам питания, особенно в условиях радиационного загрязнения территории. Ресурсы в данном сегменте продовольственного рынка формируются главным образом за счет внутреннего производства. Значение рынка овощей для национальной экономики определяется удельным весом отрасли в валовом производстве сырья и продовольствия, количеством занятых в плодоовощном

подкомплексе, прибылью от экспорта продукции на внешние рынки [1].

Обеспечение населения страны качественной овощной продукцией в требуемых объемах является важной социальной задачей. Потребление овощей на душу населения достигло научно обоснованной медицинской нормы - 140 килограммов. По сравнению с 1990 г. ассортимент отечественных сортов и гибридов овощных культур увеличился в 4 раза [4].

В целях создания интеграционных структур, включающих полный цикл производства, хранения, переработки и реализации картофеля, овощей, плодов, ягод и продуктов их переработки для обеспечения населения республики и производства конкурентоспособной продукции для поставок на экспорт была утверждена Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 гг. В данной программе были определены следующие основные задачи развития овощеводства:

- обеспечение в полном объеме потребности Республики Беларусь в овощах высокого качества и продуктах их переработки, повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли овощеводства;

- обеспечение производства овощей в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в объеме 537 тыс. тонн;

- укрепление материально-технической базы крупнотоварных овощеводческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также перерабатывающих и других организаций за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

- строительство, реконструкция и модернизация специализированных овощехранилищ с установкой оборудования для поддержания микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовки овощей;

- ежегодное производство семян и посадочного материала сортов и гибридов отечественной селекции в объеме не менее 2 тыс. тонн;

- создание в каждой области 1-2 интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации овощей [4].

Переработкой и производством овощей в Могилевской области занимаются различные сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, хозяйства населения, перерабатывающие предприятия, главной целью которых является обеспечения в полном объеме населения Могилевской области овощной продукцией высокого качества.

Производство овощей и картофеля по категориям хозяйств Мо-гилевской области представлено в табл. 1.

Таблица 1. Производство овощей и картофеля по категориям хозяйств Могилевской области, тысяч тонн

Продукция Сельскохозяйственные организации Крестьянские (фермерские) хозяйства Хозяйства населения

2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013 2010 2011 2012 2013

Картофель 70,9 141,5 136,0 138,6 17,8 42,1 37,1 39,3 1 3,1 555,2 571,4 573,5

Овощи 34,1 50,8 40,0 39,0 70,2 12,2 90,7 14,1 260,4 150,9 124,8 138,9

Объем производства плодоовощных консервов по Могилев-ской области представлен в табл. 2.

Таблица 2.Объем производства плодоовощных консервов по Могилевской области, муб.

Наименование организации Объем производства плодоовощных консервов, муб.

всего, муб в том числе современной таре

задание 2013 г. объем производства 2013 г. объем производства 2012 г. объем производства 2013 г. объем производства 2012 г.

ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» 28,2 16,504 24,989 12,438 15,592

ОАО «Осипович-ский консервный завод» 1,9 1,175 1,785 - -

УКПФ «Вейно» - 0,247 0,364 0,006 0,039

Итого 30,1 17,926 27,183 12,444 15,631

Программой производства плодоовощной консервированной продукции предусматривался планируемый объем производства по Могилевской области плодоовощных консервов (без учета ИП «Старая Крепость») 30,1 муб. За 2013 г. фактически произведено 17,926 муб. Таким образом, годовое задание выполнено на 57%, к уровню прошлого года на 66%, в том числе в современных видах тары - 12,444 муб. (80 % к уровню прошлого года). Объем реализованной продукции за 2013 г. в целом по организациям консервной отрасли составил 22,8 муб. (89,9 % к уровню прошлого года), в т.ч. на внутренний рынок - 16,4 муб. (76,8 % к уровню прошлого года), в т.ч.: ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» - 14,8 муб. (92,5 %); ОАО «Осиповичский консервный завод» -1,4 муб. (79 %); ОАО «Фирма Вейно» - 0,2 муб. (62,6 %). Отгружено консервной продукции на экспорт в количестве 6,5 муб., в том числе: ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» - 6,4 муб.(158,3 % к уровню прошлого года); ОАО «Осиповичский КЗ» - 0,1 муб.

Организациями агропромышленного комплекса области в целях развития сельскохозяйственного производства осуществляются мероприятия по наращиванию объемов производства овощной продукции из местных видов сырья, повышению эффективности ее производства, модернизации производственно-технической базы, стабилизации финансового состояния организаций.

Важным фактором повышения эффективности функционирования рынка плодоовощеконсервной продукции является совершенствование системы сбыта, т. е. организация прямых связей сельских товаропроизводителей с торговлей, сети фирменных и кооперативных магазинов в качестве торгового звена объединений производителей этой продукции; формирование оптово-розничных рынков, функционирующих постоянно и функционирование крупных оптово-розничных рынков в городах и промышленных центрах, создаваемых как на основе плодовоовощных оптовых баз, так и путем строительства новых с необходимой инфраструктурой. Направления развития системы сбыта плодов и ягод предусматривают: совершенствование системы экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распреде-

ления плодов и ягод, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсов; развитие свободной заготовки по договорным ценам излишков фруктов и ягод у населения; организация прямых связей сельских товаропроизводителей с торговлей, сети фирменных и кооперативных магазинов и функционирование крупных оптово-розничных рынков в городах и промышленных центрах, создаваемых как на основе имеющихся баз хранения, так и путем строительства новых с необходимой инфраструктурой [2].

Основной задачей агропромышленного сектора Могилевской области является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также важной задачей является диверсификация экспорта.

Перспективными направлениями развития рынка овощной продукции являются:

- наращивание экспорта товаров и услуг, уделив особое внимание выходу на новые перспективные рынки, сокращению импорта и внешней просроченной дебиторской задолженности;

- стимулирование притока инвестиций и повышению эффективности их использования;

- обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей, сокращению запасов готовой продукции на складах промышленных организаций;

- повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции;

Таким образом, для наращивания экспорта овощной продукции, повышения рентабельности экспортных поставок, оптимизации объема и структуры импорта, достижения устойчивого положительного сальдо внешней торговли овощной продукции должна проводиться целенаправленная работа по диверсификации рынков сбыта в целях уменьшения зависимости от рынков Российской Федерации; усилению конкурентных позиций на мировых рынках производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производимую продукцию, внедрения современных технологий, обеспечивающих повышение ее качества и соответствие требованиям международных стандартов; развитию системы поддержки экспорта на

региональном уровне (льготное кредитование экспортеров, страхование экспортных рисков, использованию лизинговых схем продвижения продукции) и др.

Заключение. Формирование рынка овощной продукции имеет свои особенности и зависит от ряда факторов, важнейшие из которых: общая экономическая ситуация (ценовая политика, инфляция, покупательская способность населения), наличие базовых условий, уровень развития агропромышленного комплекса, конкурентная среда, открытость рынка и свобода товародвижения, наличие конкурентоспособной продукции и спроса на нее и других факторов.

В целях стабильного обеспечения населения продуктами питания, повышенияконкурентоспособности перерабатывающей промышленности необходимоосуществление модернизации производственно-технической базы перерабатывающей промышленности, ускорение инновационного развития, выравнивание внешнеторгового баланса. Внедрение новой техники и прогрессивных ресурсо- и энергосберегающих технологий позволит увеличить производство продуктов питания, расширить их ассортимент, снизить издержки производства, повысить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. Перевооружение отрасли следует осуществлять посредством реализации комплекса взаимоувязанных программных решений по модернизации перерабатывающей промышленности, в том числе плодоовоще-консервной, направленных на повышение ее конкурентоспособности.

Приоритетным направлением эффективного устойчивого развития регионального рынка овощной продукции Могилевской области является производство продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, доступной для всех групп населения. Конкурентоспособность продуктов питания повышает доверия потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в целом, а также сбалансированного функционирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия региона.

Дальнейший рост сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона должен предопределяться совершенствованием применяемых технологий, внедрением инноваций, созданием высокопроизводительных рабочих мест, диверсификацией экспорта, снижением импортного сырья и ростом конкурентоспособности овощной продукции.

Список литературы

1. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко / З. М. Ильина [и др].; под. ред. чл.-кор. НАН Беларуси, д-ра экон. наук, проф. З. М. Ильиной- 2-е изд., перераб. и доп. - Минск.: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 250 с.

2. Статистический ежегодник Могилевской области. - Могилев, 2014.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. -Минск: Юнипак, 2004. - 202 с.

4. Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011 - 2015 годах. - Минск, 2010.

5. Ильина, З. М. Проблемы продовольственной безопасности и их решение: теория, методология, практика. - Минск.: БелНИИЭИ АПК, 1998. - 125 с.

6. Овощеводство / Г. И. Тараканов [и др]. - 2е изд., перераб. и доп. -М.: КолосС, 2003.- 472 с.

7. Константинов, С. А. Факторы и резервы повышения эффективности сельского хозяйства Беларуси (теория, методология и практические аспекты) / С. А. Константинов. -Минск.: Институт аграрной экономики НАН Беларуси [научное издание (монография)], 2003 - 199 с.

8. Свободин, В. А. Системное исследование эффективности сельского хозяйства / В. А. Свободин, М. В. Свободина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1997. -№9.- С. 8 - 12.

9. Макин, Г. И. Выявление эффективности управления в аграрном секторе / Г. И. Макин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1999.- № 1. - С. 20 - 21.

Информация об авторе

Бондарович Наталья Александровна - аспирант кафедры экономики и организации производства Могилевского государственного университета продовольствия, тел. (8022) 248 24 00. E-mail: slawgorod2006@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.