Научная статья на тему 'Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики'

Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / LABOUR MARKET / YOUNG SPECIALISTS / COMPETITIVE CAPACITY / GRADUATE JOBS MARKET QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Васильева Анжелика Сергеевна

Одной из проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодых специалистов. Сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях конкурентоспособность выпускника вуза зависит от соответствия его знаний и умений требованиям профессии и работодателя. Предлагается схема по взаимодействию ранка труда и рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Васильева Анжелика Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW EDUCATIONAL SERVICE AND LABOUR MARKETS FOR YOUNG SPECIALIST UNDER INNOVATIVE ECONOMY CONDITIONS

One of the biggest issues that the society is facing currently is employment for young specialists. The major conclusion here suggests that given the current socio-economic factors graduates’ competitive capacity depends on the degree to which their knowledge and skills match the expectations posed both by the profession itself and by the employer. Recommendations on the organization of interaction between key stakeholders of labor markets and education were offered.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики»

УДК 331.53

А.А. Николаева РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А С. Васильева И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРОДА МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ

экономики

Аннотация. Одной из проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодых специалистов. Сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях конкурентоспособность выпускника вуза зависит от соответствия его знаний и умений требованиям профессии и работодателя. Предлагается схема по взаимодействиюранка труда ирынка образовательных услуг. Ключевые слова: рынок труда, молодой специалист, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, качество образования.

MOSCOW EDUCATIONAL SERVICE AND LABOUR MARKETS FOR YOUNG SPECIALIST UNDER INNOVATIVE ECONOMY CONDITIONS

Annotation. One of the biggest issues that the society is facing currently is employment for young specialists. The major conclusion here suggests that given the current socio-economic factors graduates' competitive capacity depends on the degree to which their knowledge and skills match the expectations posed both by the profession itself and by the employer. Recommendations on the organization of interaction between key stakeholders of labor markets and education were offered.

Keywords: labour market, young specialists, competitive capacity, graduate jobs market quality of education.

В течение последних пятнадцати лет Российская Федерация столкнулась с рыночными трансформациями, сопровождающимися становлением нового рынка труда, изменениями в отраслевом производстве, возникновением многоукладной экономики. Вследствие этих изменений возникла «открытая» безработица, произошла трансформация трудовых отношений. Если в советское время граждане страны получали образование с ориентацией на существующие рабочие места, то на современном этапе (когда были ликвидированы многочисленные предприятия и разрушен фундамент рынка труда муниципальных образовании по всей стране) населению пришлось искать альтернативный заработок в крупных городах, в частности в таком мегаполисе как Москва.

Таким образом, в настоящее время остро стоит проблема регулирования рынка труда и заня-тости на уровне субъекта Федерации. В условиях трансформации трудовых отношений существуют острые противоречия на рынке труда городского населения, в частности, возрастают негативные явления, обусловленные безработицей, недостаточно высоким уровнем реальной заработной платы работников, сложностями с поисками работы у молодых специалистов. Актуальность вопросов, связанных с рынком труда молодых специалистов, обусловлена условиями перехода к инновационной экономике, где предполагается использование новых знаний и умение применить их на практике. Что в свою очередь требует изменений в системе образования с целью соответствия требованиям работодателей качественной составляющей практических и теоретических знаний молодых специалистов. Основной проблемой рынка труда молодых специалистов является несоответствие между структурой

Alla Nikolaeva Anzhelika Vasilieva

© Николаева A.A., Васильева А.С., 2017

выпуска студентов для различных отраслей экономики и потребностями рынка труда. Эффективное инновационное развитие страны должно обеспечиваться соответствующим совершенствованием системы образования (и в первую очередь высшего профессионального), позволяющим подготовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. Следовательно, и основную задачу образования необходимо формулировать глобально - как становление инновационного типа личности профессионала [13].

Цель данного исследования - совершенствование организационного механизма регулирования рынка образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов. Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами российских и зарубежных исследова-телей в сфере рынка труда, молодежной занятости, теории человеческого капитала, управления трудоустройством выпускников, государственной политики в сфере образования, подготовки кадров нового типа, нестандартной занятости и т.д. Методологической основой для исследования послужили принципы диалектической логики, компетентностного подхода (Е.А. Климов [8]), психологии труда (К.К. Платонов [16]), идеи зарубежной экономической мысли (А. Смит, К. Маркс, А. Оукен). Анализ зарубежных теоретических источников позволяет сделать вывод о достаточном внимании к проблемам управления в сфере занятости населения среди таких исследователей, как Дж. Кейнс, А. Смит, Г. Минцберг, М. Армстронг [1] идр. Широко используются работы в области государственного регулирования регионального рынка труда таких исследователей, как С.И. Григорьев [4], Н.М. Римашев-ская [20], А.Я. Кибанов [7]. Разработка и внедрение инновационных подходов в подготовке кадров нового типа, в профессиональном образовании активно обсуждаются в работах таких российских ученых, как О.Г. Берестнева, Т.А. Пискунова [3]. Существует множество диссертационных работ, авторы которых рассматривали с различных позиций проблемы рынка труда и занятости населения. Так, P.P. Кугушев рассматривал вопросы регулирования трудовой миграции [9], О.Ю. Никишина -нестандартную занятость, особенно среди молодого населения [12], С.С. Жук сосредоточила свое внимание на вопросе управления качеством человеческих ресурсов в социально-экономических системах [6], а Е.Е. Ляшенко на вопросе формирования человеческого капитала в условиях реформиро-вания высшего образования [11].

В исследовании был применен количественный метод при изучении показателей занятости на рынке труда и трудоустройства молодых специалистов на основе данных Федеральной службы государственной статистики, порталов поиска работы SuperJob, Работа.ру. Задействован и социологический метод - онлайн-анкетирование среди студентов вузов и профориентационная работа в форме беседы с выпускниками школ. Для исследования современного состояния организационного механизма регулирования рынка образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов были использованы статистические данные по выпуску студентов по различным направлениям подготовки и их потребностям на рынке труда за 2014-2015 гг. Федеральной службы государственной статистики, порталов поиска работы SuperJob, Работа.ру, а также социологический метод исследования - анкетирование.

Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно важна в силу того, что подавляющее большинство людей получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд. Таким образом, рынок труда соединяет людей желающих продать свои трудовые услуги и организации, готовые купить эти услуги для осуществления своей деятельности. Понятие «рынок труда» рассматривали множество авторов. Так, д.э.н., профессор И.В. Липсиц рассматривал его как «совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги» [10, с. 103]. В то же время д.э.н., профессор А.Я. Кибанов дает более простое понятие: «Рынок труда - это совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в обще -

ственном производстве» [7, с. 69]. Таким образом, важным отличием отношений на ранке труда и занятости населения является то, что данные отношения не заканчиваются на факте предложения и покупки рабочей сил, а затрагивают сферу образования, профессиональной подготовки, переподготовки, а так же связаны с управленческими началами всех уровней власти.

Одним из основных предметов социально-трудовых отношений, реализуемых на рынке труда, являются отношения занятости. В соответствии с федеральным законодательством, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [22]. По мнению А.Я. Кибанова: «Управление занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы (обеспечение условий и форм включения работников в полезную деятельность, переподготовка и перераспределение занятых работников и т.п.)» [7, с. 71]. В современных условиях труда характерно такое явление как урбанизация труда - перемещение экономически активного населения для работы в крупные города. К таким городам можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Екатеринбург и некоторые другие, которые представляют собой место концентрации научного, культурного, финансового и производственного потенциала страны.

В современном мире все большая роль уделяется человеку как производителю основного ка-питала, движущей силе прогресса и развития страны. Человеческий капитал для мирового сообщества начинает выступать в роли индикатора успешной государственной политики страны. Развитие рынка труда и занятости населения выступают показателями эффективного развития человеческого капитала. С развитием человеческого капитала увеличиваются конкурентные преимущества участников рынка труда. Важная роль отведена образованию - с улучшением подготовки студентов увеличивается уровень экономической активности, что по цепной реакции снижает риски безработицы, растет заработок, территориальная и профессиональная мобильность [5].

Современная экономика находится на стадии динамичного развития, когда работникам постоянно необходимо повышать свою квалификацию. Работники, имеющие более высокий уровень образования, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам. Переход российской экономики от сырьевого типа к инновационной и социально-ориентированной экономике сопровождается пересмотром места человека в этом процессе. Существует деятельность государственных органов управления, направленная на качественное развитие человеческого капитала. Так, в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. значительно увеличены инвестиции в человеческий капитал. Концепция подчеркивает, что условием совершения рывка в повышении конкурентоспособности российской экономики является рост качества человеческого капитала [17].

На портале открытых данных Правительства Москвы представлены наборы информации по следующим категориям: даты приведения ярмарок вакансий, Единая база вакансий Правительства города Москвы и органов исполнительной власти, коворкинги, отделы трудоустройства, перечень вакансий в Москве для лиц с ограниченными возможностями здоровья, список специализированных центров труда и занятости населения, список центров занятости населения и социально-трудовой адаптации и профориентации [14]. Москва, являясь городом федерального значения, столицей Российской Федерации, позиционируется как самый финансово-привлекательный регион. Ситуация на рынке труда самая лучшая в стране: низкий уровень безработицы (1,8 в 2015 г.), высокая доля экономически-активного населения (от 55,8 % до 58,1 % в 2014 г.), большой выбор занятости. В то же время, наблюдается высокая безработица среди молодого населения (см. табл. 1). Так, среди безработ-

ных в городе Москве преобладают лица в возрасте 20-29 лет (42,6 %) и 30-39 лет (26,8 %). Средний же возраст безработного - 34,5 лет, а занятого - 40,8 лет [19].

Таблица 1

Распределение численности занятого и безработного населения г. Москвы

по возрасту в 2015 г., % [19]

В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет

15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72

Занятые 0,2 18,6 27,9 23,1 22,1 6,0 40,8

Безработные 1,2 42,6 26,8 11,7 16,9 0,9 34,5

Безработные

■ высшее профессиональное □ среднее профессиональное = среднее (полное) общее

■ основное общее

3 %

Занятые

■ высшее профессиональное □ среднее профессиональное = среднее (полное) общее

■ основное общее

Рис. 1. Распределение численности занятых и безработных в г. Москве по уровню образования в 2015 г., % [19]

Среди занятого и безработного населения наблюдаем наивысший процент граждан с высшим профессиональным образованием (48 % и 40 %, соответственно) и средним профессиональным образованием (45 % и 38 % соответственно) (см. рис. 1). Данная картина обусловлена несоответствием выпускников высших и средних профессиональных заведений требованиям работодателей. В результате, последние не готовы рисковать и брать на работу молодого, без опыта работы сотрудника [21]. Мнение работодателей относительно общего уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности варьируется от оценки «скорее низкий уровень» (57 %) до «очень низкий уровень» подготовки (23 %). Сами же выпускники не склонны к самокритике, и свою подготовку оценивают на высоком уровне (49 %) [15]. Таким образом, может говорить о высокой безработице среди молодого населения, особенно среди выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов.

350 300 250 200 150 100 50 0

2010 2011 2012 2013 2014

□ Выпуск специалистов высшего и среднего профессионального образования

I Потребность в работниках, завленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения

Рис. 2. Выпуск студентов и потребность рынка труда, тыс. чел. [18]

В соответствии с представленными данными (см. рис. 2) наблюдаем значительный разрыв между выпуском специалистов высшего и среднего профессионального образования и потребностью в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятость населения, так в 2014 г. данный разрыв составляет 39,9 % [18].

В декабре 2016 г. было проведено онлайн-анкетирование среди студентов и выпускников высших учебных заведений, таких как ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева», ГОУ ВО МО «МГОУ» и ФГБОУ ВО «РГСУ» (123 студента и 76 выпускников). По его результатам 87 % студентов совмещают учебу и работу. При этом 98 % работающих студентов трудоустроены не по специальности. Что же касается выпускников, то только 13 % смогли трудоустроиться по специальности. Учебное заведение оказало помощь в поиске работы 3,9 % (3 выпускникам).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о слабом взаимодействии между рын-ком труда, образовательными организациями и органами власти при регулировании рынка труда молодых специалистов. Оторванность теоретического обучения в вузах от нужд и потребностей предприятий, особенностей организации различных производственных подсистем, создает трудности при адаптации и вхождении молодых специалистов в производственную среду. Для решения проблемы предлагается усовершенствованная схема взаимодействия между этими структурами (см. рис. 2).

Предполагается создание интернет-платформы с помощью которой будет анализироваться ситуация на рынке труда и образовательных услуг. Данная интернет-платформа буде представлять собой некоторую базу данных, в которую образовательные организации будут вносить информацию о выпуске студентов, а организации и предприятия информацию о трудоустройстве к ним выпускников. Так же в данную систему организации и предприятия рынка труда будут вносить информацию о предполагаемых на ближайшие несколько лет вакансиях и профессиональных требованиям к ним. Предполагается, что на основе данных, передаваемых в систему интернет-платформы, будут создаваться профессиональные стандарты (которые смогут корректировать работодатели, т.е. будет проходить голосование за отдельные его положения). И на их основе образовательные стандарты (при этом в образовательных стандартах будет больше возможности использования «вариативной» части с учетом взаимодействия образовательной организации с конкретными предприятиями).

Таким образом, обладая информацией с данной интернет-платформы, органы власти смогут регулировать спрос и предложение на рынке труда через установку квот на набор абитуриентов для различных образовательных организаций, а также профориентационную политику в средних общеобразовательных организаций (так, к общим мероприятиям по профессиональной ориентации

школьников, можно организовать показ короткометражных фильмов о профессиях, востребованных в будущем, на федеральных телевизионных канал и в сети Интернет). При условии, что данная интернет-платформа будет обладать информацией по всем работодателям и образовательным организациям, в будущем она станет «мозгом» в системе трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Данная схема взаимодействия позволит произвести набор и подготовку студентов, которые на выпуске будут востребованы на рынке труда.

Рис. 3. Схема интернет-платформы для регулирования рынков образовательных услуг и трудоустройства

молодых специалистов

Новая структура взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг будет иметь следующие положительные эффекты. 1. Организации подбирают сотрудников, соответствующих требованиям работодателя и специфики деятельности организации. 2. Увеличится численность трудоустроенных молодых специалистов по специальности. 3. Появится возможность трудоустройства выпускников вузов в зависимости от их интересов, умений, навыков (личная удовлетворенность от работы у будущего сотрудника). Все это будет способствовать решению множества проблем современного рынка труда молодых специалистов.

Библиографический список

1. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг ; пер. с англ. - М. : ИНФА-М, 2011. - 328 с.

2. Баскин, А. С. История экономических учений. Курс лекций / А. С. Баскин, М. С. Ишманова // Ижевск : ИЭиУ ГОУ ВПО «УдГУ», 2010. - 195 с.

3. Берестнева, О. Г. Построение интеллектуальной системы для оценки потенциала студентов / О. Г. Берст-нева, Т. А. Пискунова // Сб. «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и ме-

дицине». - Томск : Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2016. -С. 690-693.

4. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью : учебник / С. И. Григорьев [и др.]. - М. : ИНФРА-М. -2009. - С. 28.

5. Евенко, В. В. Развитие теории интеллектуального капитала как база анализа психологических аспектов его человеческой составляющей [Электронный ресурс] / В. В. Евенко, Е. М. Кожемякина // Психология в экономике и управлении. - 2011. - № 2. - Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=21815734 (дата обращения : 09.01.2017).

6. Жук, С. С. Управление качеством человеческих ресурсов в социально-экономических системах : автореф. дис. ... док. экон. наук : 08.00.05 / С. С. Жук. - М., 2015. - 53 с.

7. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации : учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФА-М, 2010. - 695 с. - (Высшее образование).

8. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник / Е. А. Климов. - М. : ЮНИТИ, 1988. - 300 с.

9. Кугушев, Р. Р. Совершенствование процесса трудовой миграции как фактор повышения эффективности занятости населения : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Р. Р. Кугушев. - М., 2015. - 148 с.

10. Липсиц, И. В. Экономика. Базовый курс : учебник / И. В. Липсиц. - 9-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2009. -272 с.

11. Ляшенко, Е. Е. Формирование человеческого капитала в условиях реформирования высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. Е. Лященко. - М., 2012. - 26 с.

12. Никишина, О. Ю. Нестандартная занятость как форма рационального использования рабочего времени в условиях инновационных преобразований : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. Ю. Никишина. - М., 2015. - 189 с.

13. Николаева, А. А. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / А. А. Николаева, К. Г. Караханян // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 11. - С. 15-18.

14. Основные разделы категории «трудоустройство» по городу Москве. Портал открытых данных Правительства Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://data.mos.ru/opendata?categoryId=142 (дата обращения : 14.04.2016).

15. Отчет опроса среди студентов и работодателей от 07.08.2014 г. [Электронный ресурс] // Информационный портал «CAREER.RU». - Режим доступа : https://career.ru/article/15186 (дата обращения : 17.10.2016).

16. Платонов, К. К. Вопросы психологии труда : учебник / К. К. Платонов. - М. : Медгиз, 1962. - 218 с.

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Российская газета. - 2008. - № 4799.

18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / М. : Росстат, 2015. - 1266 с.

19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 : стат. сб. / М. : Росстат, 2016. - 1326 с.

20. Римашевская, Н. М. Непрерывное образование в России / Н. М. Римшевская [и др.] // Народонаселение. -2015. - № 2. - С. 4-8.

21. Савченко И. А. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации / И. А. Савченко, А. В. Варавкина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1. - С. 1034-1036.

22. Федеральный закон от 19.04.1991 г. № 1042-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями от 22.12.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения : 04.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.