Рынок ноотропных препаратов
44 ^ РШЩЦЦМ
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Ноотропные препараты — психотропные средства метаболического действия, впервые синтезированные в 1963 г., оказывающие положительное влияние на обменные процессы, кровоснабжение мозга, прямое активирующее влияние на интегративные механизмы мозга, ускоряющие процессы обучения, улучшающие концентрацию внимания, память и умственную деятельность, повышающие устойчивость мозга к «агрессивным» воздействиям, улучшающие кортико-субкортикальные связи. Эти препараты облегчают передачу информации между полушариями головного мозга, стимулируют передачу возбуждения в центральных нейронах, улучшают кровоснабжение и энергетические процессы мозга, повышают его устойчивость к гипоксии, стимулируют окислительно-восстановительные процессы, повышают энергетический потенциал организма, восстанавливают и стабилизируют нарушенные функции мозга.
В статье представлены результаты исследования российского рынка ноотропных препаратов, которое охватывало период 2009—2010 гг. и включало продажи розничного аудита (по данным исследовательской компании IMS Health). Все данные приведены в ценах конечного потребления. По итогам 2010 г. объем рынка ноотропных препаратов составил 37 млн.
упаковок на сумму 8,4 млрд. руб. По сравнению с 2009 г. рынок вырос на +5,8% в денежном выражении, при этом в натуральных единицах произошло некоторое сокращение объемов (-0,9%) (рис. 1).
На российском рынке ноотропных препаратов представлено около 40 торговых наименований, производимых более 70 компаниями, среди которых
на долю отечественных компаний приходится 63,6% в натуральном и 45,3% в денежном выражении. Лидирующую позицию в сегменте занимает компания Ever Neuro Pharma (препарат Церебролизин), сократившая объемы продаж по итогам 2010 г. как в натуральном, так и стоимостном выражении. Второе место в рейтинге принадлежит российской компании «Герофарм», показавшей наибольший прирост продаж и рост доли на фоне конкурентов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (табл. 1). Объем реализации компании составил 1,1 млн. упаковок на сумму 1,0 млрд. руб. Продукция компании «Герофарм» представлена на рынке ноотропных средств торговым наименованием Кортексин® в форме лиофилизата для приготовления раствора для в/м введения в дозировках 10 мг и 5 мг (для детей). Кортек-син® уверенно занимает второе место в
Динамика рынка ноотропных препаратов
Объем продаж сегмента, млн. упак.
40 г -0,9% 40 г +5,8%
35 - 35 -
30 - 38,1 37,7 30 - 7,9
25 - 25 -
20 - 20 -
15 - 15 -
10 - 10 -
5 - 5 -
0 , 0
2009 2010 2009
Объем продаж сегмента, млрд. руб.
8,4
2010
рисунок 2 Структура продаж ноотропных препаратов
Ведущие брэнды сегмента ноотропных препаратов Доля продаж в денежном выражении,%
1 — Церебролизин, 23,9
2 — Кортексин, 12,1%
3 — Фенотропил, 8,8%
4 — Глиатилин, 8,0%
5 — Фезам, 6,3%
6 — Пирацетам, 5,2%
7 — Пантогам, 5,1%
8 — Прочие, 30,6%
Ведущие отечественные брэнды сегмента ноотропных препаратов Доля продаж в денежном выражении,%
8
1 — Кортексин, 26,7%
2 — Фенотропил, 19,4%
3 — Пантогам, 11,2%
4 — Пирацетам, 9,9%
5 — Церепро, 8,1%
6 — Пикамилон, 5,4%
7 — Фенибут, 5,1%
8 — Прочие, 14,1%
рисунок
8
КОРТЕКСИН®
Полноценная работа мозга!
Показания к применению:
Машите Чн.тргГчнтго крсини^ртицеиия (ц[1ГСЧ)Г1«1ИЙ Н
■Л1игфП.ЮППТ11И (досццркунлюриня. ГНХТфГШМПТИЧСч.кАЧ^ ШНХЧОСКХВ И .ip.ll
• ЧСре1ГНОЧШ1*№11Я цкинчи Г « ПОСЛЕДСТВИЯ
ьнр^-лии н бактсрналыше кАраннфекщы Е1 их иослгцстннн
• л &|>{Л111Г|££к.11£ лш^-филиги и аш.и^лпмиС.ип-ы рил1р1гп.1 и и^нромигшм
» ■САМЯЧККНС СОСТОЯНИИ
• этигепсин
• нарушения иимягн и мышления реалтвого гмеи
• ОНЕШН СПКЛСНШТи X ОбучеНШф |>ч итиппми?11"11" 1нм
» различные фор^Л-1 ДРТТКО!1^ жришвд
• ЧЩСрЖКИ ПСИХОМОТОРНОГО II рС'КВиЛО |\| ;|1И"Г Ч У ЦСТСП
Г1Г
ГЕРОФАРМ
+ ЛР ■ чи[ к I р'чкСИ ■ р С к Г 41"г 1
Рыпг.1|ыи.п.1ы- .ж номерР моонича.-ты:ЕО ГГ- ГП
Телефон горячей линии:
МО Ро«ИИ &«ппатчый1
46 X РШЩЦЦМ
МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА
таблица^^ Рейтинг ведущих компаний на рынке ноотропных препаратов по итогам 2010 г.
Компания Объем продаж, 2010 Доля продаж, 2010 Рост доли, п.п. Темп роста продаж, %
Млн. упак. Млрд. руб. упак. руб. упак. руб. упак. руб.
Ever Neuro Pharma 2,0 2,0 5,3 23,9 -0,4 -0,3 -7,5 4,3
«Герофарм» 1,1 1,0 2,8 12,1 0,6 1,5 28,2 20,6
«Валента» 1,7 0,9 4,5 10,8 0,1 -0,8 1,7 -1,2
Italfarmako 1,1 0,7 2,9 8,0 0,3 -0,7 12,4 -2,6
Actavis 3,1 0,5 8,1 6,3 0,7 0,3 8,4 11,5
Итого 23,7 61,0 1,4 0,0 -0,9 5,8
сегменте ноотропов, а также является абсолютным лидером отечественного рынка ноотропных средств (рис. 2). Кортексин® — пептидный препарат отечественного производства, производимый компанией «Герофарм» по
собственной разработанной технологии. Его появление стало возможным после открытия низкомолекулярных пептидов, осуществляющих передачу информации, необходимой для нормального функционирования, взаимо-
действия и развития клеток. Применение Кортексина® основано на способности препарата оказывать нормализирующее воздействие на многие функции головного мозга.
Ф
■ мрльнв kCCO JIIJL4P ПО -т-скср 41- ■ ЙН ■ '.■» I-
/ . и ;'ГкЛпчкрс4мсй :(MKJL+j-n;pjrHH i4À<MAJi! bpOnfVC-JM оииюптх; "В М+фийЧОМтМ
(ИШвЦМ (шм раиш
ни и A HTkld h крсйчш л kiiJ+IÏPr-pù П H ri fcfju-Сммисщеч rjiVAniK/ni-'-iu миинчскишш^я-
НГ'-ЧП M iv. MJ^LH^I-J puw IL-M HFtfKOR fclHSLm
ГАРИAT КОНГРЕССА
DL CM 3A №1 ."^ITi ^fi'.-tiVihl' ,:IIF П1 I^Tïpier ■rtwwjinbi iriLiytariuTMKjj