Научная статья на тему 'Рынок мяса и мясопродуктов в России: состояние и перспективы развития'

Рынок мяса и мясопродуктов в России: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1491
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ / MARKET OF MEAT AND MEAT PRODUCTS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / ПРОИЗВОДСТВО МЯСА / MEAT PRODUCTION / МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / METHODS OF STATISTICAL FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузаков Алексей Владимирович

В статье проведен статистический анализ состояния и перспектив развития российского рынка мяса и мясопродуктов в условиях неустойчивой внешней среды. Охарактеризована роль производства мяса в контексте продовольственной безопасности России, систематизированы основные направления обеспечения продовольственной безопасности в области мяса и мясопродуктов. Выполнено построение сезонной модели Бокса-Дженкинса на основании динамики производства мяса в России, на основе полученной модели рассчитаны краткосрочные прогнозы объемов производства мяса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEAT AND MEAT PRODUCTS MARKET IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Article features statistical analysis of current state and prospects of meat and meat products market in Russia in the conditions of unstable environment. The role of meat production in the context of food security in Russia is characterized, the basic guidelines for ensuring food security in the field of meat and meat products are systematized. According to the dynamics of meat production in Russia, Box-Jenkins seasonal model was constructed. Shortterm forecasts of meat production were calculated on the base of the model.

Текст научной работы на тему «Рынок мяса и мясопродуктов в России: состояние и перспективы развития»

РЫНОК МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

УДК 311:637

Алексей Владимирович Пузаков,

аспирант кафедры Математической статистики и эконометрики (МСиЭ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (499) 248-36-68 Эл. почта: APuzakov@mesi.ru

В статье проведен статистический анализ состояния и перспектив развития российского рынка мяса и мясопродуктов в условиях неустойчивой внешней среды. Охарактеризована роль производства мяса в контексте продовольственной безопасности России, систематизированы основные направления обеспечения продовольственной безопасности в области мяса и мясопродуктов. Выполнено построение сезонной модели Бокса-Дженкинса на основании динамики производства мяса в России, на основе полученной модели рассчитаны краткосрочные прогнозы объемов производства мяса.

Ключевые слова: рынок мяса и мясопродуктов, продовольственная безопасность, статистический анализ, производство мяса, методы статистического прогнозирования.

Alexey V. Puzakov,

Post-graduate student, Department of Mathematical Statistics and Econometrics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (499) 248-36-68 E-mail: APuzakov@mesi.ru

MEAT AND MEAT PRODUCTS MARKET IN RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Article features statistical analysis of current state and prospects of meat and meat products market in Russia in the conditions of unstable environment. The role of meat production in the context of food security in Russia is characterized, the basic guidelines for ensuring food security in the field of meat and meat products are systematized. According to the dynamics of meat production in Russia, Box-Jenkins seasonal model was constructed. Short-term forecasts of meat production were calculated on the base of the model.

Keywords: market of meat and meat products, food security, statistical analysis, meat production, methods of statistical forecasting.

1. Введение

Рынок мяса в его современном понимании появился в России во время перехода от плановой экономики к рыночной модели экономических отношений. В рамках плановой экономики действовал закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства, производство и распределение мясной продукции осуществлялось при отсутствии конкуренции, рыночного ценообразования и внешнеэкономического воздействия [1, 2].

Слабая конкурентоспособность продукции перерабатывающей промышленности относительно аналогичных импортных продовольственных товаров в начальный период формирования рыночной экономики стала одним из основополагающих факторов формирования структуры товарооборота на рынке мяса России на последующие десять лет [3]. Несмотря на положительную динамику развития отечественного агропромышленного комплекса на протяжении 2000-х годов, рынок мяса и мясопродуктов до сих пор остается весьма ослабленным сегментом агропродовольственного рынка страны, требующим постоянного внимания и контроля со стороны государства.

Несмотря на значительную степень разработанности проблемы, в современной научной литературе недостаточное внимание уделено вопросам комплексного статистического анализа состояния и тенденций развития российского рынка мяса и мясопродуктов, в особенности с учетом изменения внешнеэкономической рыночной конъюнктуры, вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Большую практическую значимость представляет оценка состояния продовольственной безопасности России в отношении мяса и мясопродуктов, прогнозирование обеспеченности страны мясом и мясопродуктами, что позволит получить аналитическую информацию для дальнейшей разработки программ поддержки и стимулирования отечественных производителей.

2. Производство мяса и мясопродуктов в контексте продовольственной безопасности России

Проблема продовольственной безопасности населения России — одна из центральных в экономической, политической и социальной жизни страны. Последние пять лет руководством страны уделяется особое внимание вопросу продовольственной безопасности: была существенно укреплена нормативно-правовая база, результаты оценки и прогнозирования продовольственной безопасности страны ежегодно докладываются Президенту РФ, внесены коррективы в Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года [4].

Продовольственная безопасность - одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе [5]. Выполнение Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и обеспечение продовольственной безопасности ведет к общему повышению качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, является необходимым условием сохранения государственности и суверенитета России [6]. На основе Доктрины можно выделить основные направления обеспечения продовольственной безопасности страны в области мяса и мясопродуктов (рис. 1).

Существенное внимание улучшению производительности животноводства и мясной промышленности уделено в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продук-

Направления обеспечения продовольственной безопасности России в области мяса и мясопродуктов_

О

Развитие отечественного сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей _промышленности_

-О-

• ускоренное развитие животноводства;

• эффективное использование земель под пастбища;

• глубокая и комплексная переработка сырья, безотходное производство;

• создание новых методов хранения и транспортировки продукции, развитие трансп ортной инфраструктуры;

• укрепление научного потенциала и внедрение инновационных технологий в производство;

• комплексная модернизация АПК, в том числе обновление производственных фондов;

• устранение диспаритета цен на продукцию и материально-технические ресурсы,_

О

Устойчивое развитие сельских территорий

• увеличение финансирования социальных программ;

■ социальное обустройство сельских поселений;

■ мониторинг уровня безработицы и реальных доходов;

■ диверсификация занятости сельского населения.

о

Внешнеэкономическая политика

О

■ поэтапное снижение зависимости рынка мяса и мясопродуктов от импорта;

* рационализация соотношения экспорта и импорта через таможенно-тарифное регулирование;

* активная протекционистская политика по отношению к отечественным производителям мяса и мясопродуктов;

* сап тарный, ветеринарный и фитосанитар-ный контроль.

Рис. 1. Направления обеспечения продовольственной безопасности России в области мяса и мясопродуктов

Источник: составлено автором на основе [6,7]

ции животноводства» нацелена на обеспечение выполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ в сфере производства продукции животноводства и повышение эффективности производства животноводческой продукции и мясопродуктов. Объем бюджетных ассигнований на реализацию данной подпрограммы за счет средств федерального бюджета должен составить 34,6 млрд. руб [8]. Подпрограмма развития подотрасли животноводства предполагает увеличение производства скота и птицы на убой до 14,45 млн. тонн в живой массе в срок до конца 2020 года, планируется осуществить прирост мощностей по убою скота и его первичной переработке на 2167 тыс. тонн. Одним из основных итогов подпрограммы должен стать рост потребления мяса на душу населения до 73,2 кг [9].

На рис. 2 показаны объемы отечественного производства мяса и мясопродуктов, общий объем ресурсов мяса и мясопродуктов, а также удельный вес производства в общем объеме ресурсов за период с 1990 по 2013 год.

Согласно расчетам, произведенным по данным Федеральной службы государственной статисти-

ки [10], за период с 1990 по 2013 год самообеспечение России мясом и мясопродуктами не достигало уровня 85%. Наибольшее значение удельного веса производства отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме соответствующих ресурсов составляло 80,4% и наблюдалось в 1990 году. В последующие годы наблюдается тенденция снижения данного показателя, продолжавшаяся вплоть до 1997 года, когда удельный вес отечественного производства мяса в общем объеме ресурсов данного вида составлял всего 57,2%. Экономический кризис 1998 года является причиной

существенного снижения объемов импортируемого в Россию мяса и мясных продуктов, поэтому вплоть до 2000 года имеет место рост удельного веса отечественного производства мяса в общем объеме ресурсов. Стабилизация экономики и ее уверенный рост в 2000-е годы провоцируют рост импортируемого из-за рубежа объема мясной продукции, что в конечном счете отражается на уровне самообеспеченности страны отечественным мясом и мясопродуктами, снизившейся до 57,6% к 2005 году.

Уверенное наращивание объемов производства мяса и мясопродуктов в России началось в 2006 году: в среднем с 2006 по 2013 год ежегодный прирост производства мяса составлял 450 тыс. тонн или 7%. Вслед за ростом отечественного производства, стала улучшаться и ситуация с самообеспечением страны мясом и мясопродуктами. В 2013 году на территории Российской Федерации было произведено 8,5 млн. тонн мяса и мясопродуктов, а удельный вес производства в общем объеме ресурсов составил 72,0%. Таким образом, обеспеченность страны мясом возросла на 14,4 п.п. по сравнению с 2005 годом и на 14,8 п.п. по сравнению с 1997 годом. Однако показатель самообеспечения страны мясом и мясными продуктами, установленный Доктриной продовольственной безопасности РФ на уровне 85%, так и не был достигнут.

При сохранении интенсивности наращивания производства на том

Рис. 2. Обеспеченность России мясом и мясопродуктами, 1990-2013 гг.

Источник: расчеты автора по данным Федеральной службы государственной статистики

Таблица 1

Рейтинг стран по величине глобального индекса продовольственной безопасности

Позиция в рейтинге Страна Значение индекса

2012 г 2013 г. 2014 г.

1 США 88,6 87,6 89,3

2 Австрия 83,9 83,6 85,5

3 Нидерланды 85,2 84,0 84,4

4 Норвегия 84,1 83,6 84,4

5 Сингапур 81,5 81,6 84,3

38 Уругвай 65,1 64,6 65,0

39 Турция 62,4 62,3 63,8

40 Россия 66,0 63,4 62,7

41 Венесуэла 59,4 62,5 62,5

42 Китай 60,9 61,0 62,2

же уровне, установленная Доктриной величина самообеспечения страны мясом и мясопродуктами, может быть достигнута только к 2025 году. Правительство Российской Федерации поставило задачу к 2018 году увеличить удельный вес российской продукции в общем объеме данных ресурсов минимум до 86% [11]. Следовательно, чтобы выполнить предписание Доктрины и установленный Правительством план, в ближайшие годы следует произвести коренную перестройку и реформирование мясного животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности, что предусмотрено Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и Госу -дарственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

3. Сравнение потенциала продовольственной безопасности России с другими государствами

На мировом уровне оценка потенциала продовольственной безопасности определяется с помощью глобального индекса, который был разработан компанией Economist Intelligence Unit при финансовой поддержке компании DuPont. Гло -бальный индекс продовольственной безопасности является композитным индексом, включающим в себя взвешенные значения трех индексов: ценовой доступности продовольствия, физической доступности продовольствия, качества и безопасности продовольствия. Для расчета индексов применяется динамическая модель количественного и качественного сравнения 28 индикаторов, объективно отражающих состояние продовольственной безопасности той или иной страны [12].

По данным за 2014 год, Россия занимает 40 место в рейтинге стран по величине Глобального индекса продовольственной безопасности, значение которого составляет 62,7. Всего в рейтинге участвует 109 стран. Лидируют по величине указанного индекса США, Австрия и

Источник: http://foodsecurityindex.eiu.com/

Нидерланды (таблица 1). Страны, соседствующие с Россией в рейтинге — Уругвай и Турция, уровень продовольственной безопасности оценен в этих странах выше, чем в России, а также Венесуэла и Китай, у которых значения индекса меньше значения России.

Необходимо отметить, что значение Глобального индекса продовольственной безопасности, рассчитанного для России, имеет отрицательную динамику с 2012 по 2014 год. По данным за 2012 год, российский индекс составлял 66,0, к 2014 году индекс снизился на 5%. Обратившись к значениям индексов, формирующих композиционный глобальный индекс, можно определить за счет какой группы факторов произошло снижение индекса России (таблица 2).

Согласно методике расчета Гло -бального индекса продовольствен-

Источник: http://foodsecurityindex.eiu.com/

ной безопасности, снижение значения индекса России на протяжении 2013-2014 гг. происходило в основном за счет уменьшения индекса физической доступности продовольствия. За указанный временной интервал он упал на 12,3% до значения 51,2. По значениям индексов ценовой доступности продовольствия и качества и безопасности продовольствия Россия практически сохранила свои позиции, опустившись в рейтингах по каждому из показателей на 1 место в 2014 году по сравнению с 2012 годом; по значению индекса физической доступности продовольствия Россия опустилась на 15 позиций до 62 места. Причиной подобного изменения индекса может служить временное ограничение импорта пищевой продукции в РФ, введенное в августе 2014 года.

Указ Президента Российской Федерации № 560 «О применении

Таблица 2

Структура глобального индекса продовольственной безопасности

Показатель Значение индекса Позиция в рейтинге

2012 2013 2014 2012 2013 2014

Глобальный индекс продовольственной безопасности 66,0 63,4 62,7 35 40 40

- Индекс ценовой доступности продовольствия 72,1 68,9 70,7 32 34 33

- Индекс физической доступности продовольствия 57,5 54,4 51,2 47 53 62

- Индекс качества и безопасности продовольствия 74,2 74,3 74,3 29 30 30

отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 6 августа 2014 года существенно повлиял на конъюнктуру международных отношений в рамках ввоза импортной продукции на территорию России [13]. В перечень сельскохозяйственной продукции, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, вошли говядина, свинина, мясо и пищевые мясные субпродукты птицы, а также мясо соленое, в рассоле, сушеное и копченое. Как следствие Указа Президента, произошли изменения в структуре стран-импортеров мяса и мясопродуктов в РФ, а отечественные производители мяса и мясопродуктов получили дополнительные возможности скорейшего развития производства. В сложившихся экономико-политических условиях на российском рынке мяса бесспорный приоритет получили товары отечественного производства. Вопросы прогнозирования обеспеченности страны мясом и мясопродуктами собственного производства становятся центральными в рамках статистического мониторинга показателей российского рынка мяса.

4. Краткосрочное прогнозирование объемов производства мяса в России

Обеспечение устойчивости отечественного рынка мяса и мясопродуктов в современных условиях остается одной из первостепенных целей, стоящих перед российским государством, от достижения которой во многом зависит социально-политическая стабильность страны. Устойчивость рынка мяса возможна только в случае наличия развитого собственного производства мяса и мясопродуктов внутри страны, способного обеспечить потребности населения в данных продуктах питания. Это обуславливает актуальность прогнозирования объемов производства мяса и мясопродуктов в России.

Рис. 3. Производство скота и птицы на убой в живом весе в России, январь 2000 - сентябрь 2014 г.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

На рис. 3 представлен временной ряд производства скота и птицы на убой в живом весе в России с января 2000 года по сентябрь 2014 года. Данный показатель является ключевой характеристикой масштаба производства отечественного мяса, которое в дальнейшем будет переработано и выпущено на рынок в виде ассортимента мясопродуктов и охлажденного мяса. Временному ряду характерны возрастающий тренд и наличие сезонности, связанной с жизненным циклом выращиваемого для убоя скота: основная масса мясного скота откармливается в весенне-летний период, забой происходит в ноябре-декабре.

С 2000 года в России наблюдается значительный экономический рост в агропромышленном комплексе, в том числе происходит существенное увеличение объемов производимого мяса. В 2013 году было произведено 12,2 млн. тонн скота и птицы на убой в живом весе, что превышает показатель 2000 года на 80%. Однако ни общая стабилизация, ни положительная динамика основных показателей производства не позволяют с уверенностью сказать, что сельское хозяйство полностью восстановлено после кризисного постсоветского времени 1990-х [14].

Прогнозирование производства мяса должно производиться

Рис. 4. Результаты прогнозирования производства скота и птицы на убой в

живом весе в России

Источник: расчеты автора

на основе гибкого и современного статистического инструментария, позволяющего получить достоверные результаты при оперативной оценке конъюнктуры рынка мяса России и принятии управленческих решений. При прогнозировании использовались адаптивные модели, основанные на экспоненциальном сглаживании, включавшие различные виды тренда в сочетании с аддитивной сезонностью, а также модели ARIMA.

На основе комплексного анализа характеристик «качества» моделей для оценки производства скота и птицы на убой на краткосрочную перспективу была выбрана сезонная модель Бокса-Дженкинса — ARIMA(1,1, 2)(0,1, 0) [15,16]. Таким образом, к исследуемому временному ряду сначала было применено простое дифференцирование, после чего была взята сезонная разность. Параметры авторегрессии и скользящего среднего выбраны исходя из общего вида автокорреляционной и частной автокорреляционной функций. На рис. 4 представлены смоделированные значения производства скота и птицы на убой в живом весе, а также прогноз данного показателя до марта 2015 года.

Отсутствие значимой автокорреляции остатков у полученной модели подтверждает визуальный анализ автокорреляционной и частной автокорреляционной функций (рис. 5). Статистические характеристики свидетельствуют о высокой точности модели: средний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

относительный модуль ошибки полученной модели — 1,45%, максимальный относительный модуль ошибки — 6,55%.

Согласно полученному прогнозу производство скота и птицы на убой в живом весе с октября 2014 года по март 2015 года возрастет в среднем на 4,1% по сравнению с соответствующими периодами 2013 и 2014 года. Суммарный объем скота и птицы на убой в живом весе в России по полученным оценкам составит в 2014 году 12,7 млн. тонн, что на 3,6% больше показателя предыдущего года. За первые три месяца 2015 года производство мяса составит 2,9 млн. тонн. Результаты прогнозирования производство скота и птицы на убой в живом весе свидетельствуют о наличии тенденции к стабильному росту производства мяса в России в ближайшие полгода.

4. Заключение

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и развития отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности приобрели особую актуальность в последние годы. Сложная внешнеполитическая обстановка и постоянно меняющаяся конъюнктура мирового рынка продуктов питания требуют особого внимания со стороны государства к такому стратегически важному сегменту агропродоволь-ственного рынка, как рынок мяса и мясопродуктов.

Основная задача регулирования рынка мяса и мясопродуктов со стороны государства состоит в ведении протекционистской политики по отношению к отечественным производителям. Государственная поддержка предполагает повышение конкурентоспособности мясного подкомплекса пищевой и перерабатывающей промышленности России, чтобы отечественные производители в полной мере могли конкурировать с зарубежными. Главными задачами государственного регулирования и поддержки рынка мяса и мясопродуктов являются [17,18]:

• повышение рентабельности животноводческой отрасли;

• снижение доли импортных товаров на внутреннем рынке страны;

• мониторинг цен на корма для животных и другое сырье;

• развитие транспортной, рыночной и информационной инфраструктуры для снижения уровня региональной дифференциации цен на мясо и мясопродукты, а также для более равномерного распределения производственных мощностей с целью повышения самообеспечения отдельных регионов мясом и мясными продуктами;

• создание условий для наращивания объемов экспорта мясной продукции и укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке.

С учетом реализации данных мер, направленных на повышение устойчивости российского рынка мяса и мясопродуктов, а также при сохранении положительных тенденций производства мяса, подтвержденных полученным прогнозом, к 2018-2020 году в России в полной мере будут реализованы условия продовольственной безопасности, определенные Доктриной [6].

Литература

1. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917 - 1950 гг.). М.: Наука, 1978. - 493 с.

2. Дудин С.Я. Мясное скотоводство и перспективы его развития в СССР: Автореф. дис. д-ра с.-х. наук. Дубровицы, 1965. - 55 с.

3. Балкаров В. Л. Рыночный механизм управления предприятиями

Рис. 5. Автокорреляционная и частная автокорреляционная функции

остатков модели

Источник: расчеты автора

перерабатывающей промышленности АПК: дисс. ... канд. экон. наук. -Ростов-на-Дону, 2002. - 170 с.

4. Хамитова И.А., Хамитов Р.З. Меры по обеспечению продовольственной безопасности российской экономики // Научный журнал «Фундаментальные исследования» - 2009 - №3 (приложение). - С. 53-55.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537.

6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120

7. Лобачева Т.И. Продовольственная безопасность как важнейшая составная часть национальной безопасности / Теоретико-методологические проблемы измерения, прогнозирования и управления продовольственной безопасностью России. - М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2014. -С. 150-152.

8. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1421 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»

9. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. URL: http://www.mcx.ru/documents/ file_document/v7_show/22028.342. htm (дата обращения: 25.10.2014)

10. Федеральная служба государственной статистики: Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/ doc_1286360627828 (дата обращения: 25.10.2014)

11. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года. URL: http://government.ru/

media/files/41d4469723e7e2a0d5b5. pdf (дата обращения: 25.10.2014)

12. Global Food Security Index. URL: http://foodsecurityindex. eiu.com/Index (дата обращения: 25.10.2014)

13. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin. ru/acts/46404 (дата обращения: 25.10.2014)

14. Пузаков А.В. Анализ и прогнозирование динамики производства мяса в России // Математическое моделирование в экономике и управлении рисками: материалы III Международной молодежной научно-практической конференции. Саратовский государственный университет. Саратов, 2014. С. 321-326.

15. Дуброва Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов : учеб. пособие. М.: Маркет ДС, 2007. - 192 с.

16. Дуброва Т. А., Бакуменко Л.П., Швецова Н.К., Бурков А.В. Анализ временных рядов и прогнозирование в системе «Statistical» / Учебное пособие // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М. , 2002. - 83 с.

17. Гончарова Н.З. Развитие рынка мясной продукции скотоводства в Российской Федерации (теория, методология, практика): дисс. ... доктора экон. наук. - М., 2008. - 295 с.

18. Пожидаева Е.С. Развитие рынка мяса и мясной продукции в Российской Федерации (теория, методология, практика): дисс. ... доктора экон. наук. - М., 2012. - 278 с.

19. Дуброва Т.А. Методологические вопросы прогнозирования производства важнейших видов промышленной продукции // Вопросы статистики. 2004. № 1. С. 52-57.

References

1. Dyachenko V.P. History of Finance of the USSR (1917-1950 gg.).M.: Nauka, 1978. - 493 s.

2. Dudin S.Ya. Meat animal husbandry and prospects of its develop-

ment in the USSR: Avtoref. dis. d-ra s.-h. nauk. Dubrovicy, 1965. - 55 s.

3. Balkarov VL. Market mechanism of enterprise management of agrarian and industrial complex processing industry: diss. ... kand. ekon. nauk. -Rostov-na-Donu, 2002. - 170 s.

4. Hamitova I.A., Hamitov R.Z. Measures to ensure food security of the Russian economy // Nauchnyj zhurnal «Fundamentalnye issledovaniya» -

2009 - №3 (prilozhenie). - S. 53-55.

5. The National Security Strategy of the Russian Federation to 2020, approved by Presidential Decree of May, 12 2009 №537.

6. Food Security Doctrine of the Russian Federation, approved by Presidential Decree of January 30,

2010 №120.

7. Lobacheva T.I. Food security as an important component of national security / Teoretiko-metodologichesk-ie problemy izmereniya, prognozirov-aniya i upravleniya prodovolstvennoj bezopasnostyu Rossii. - M.: VIAPI imeni A.A. Nikonova: «Enciklope-diya rossijskih dereven», 2014. - S. 150-152.

8. Government Decree of 19 December 2014 № 1421 "On Amendments to the State Program of Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013 - 2020"

9. The State Program of Agricultural Development and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food for 2013-2020. URL: http:// www.mcx.ru/documents/file_docu-ment/v7_show/22028. 342. htm (Access Date: 25.10.2014)

10. Federal State Statistics Service: consumption of basic foodstuffs population of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/ doc_1286360627828 (Access Date: 25.10.2014)

11. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period until 2018. URL: http://government.ru/media/ files/41d4469723e7e2a0d5b5.pdf (Access Date: 25.10.2014)

12. Global Food Security Index. URL: http://foodsecurityindex.eiu.com/ Index (Access Date: 25.10.2014)

13. Presidential Decree of August 6, 2014 №560 "On the application of certain special economic measures to ensure the security of the Russian Federation". URL: http://www. kremlin.ru/acts/46404 (Access Date: 25.10.2014)

14. Puzakov A.V Analysis and Forecasting of Meat Production Dynamics in Russia // Matematicheskoe modelirovanie v ekonomike i uprav-lenii riskami: materialy III Mezhd-unarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratovskij

gosudarstvennyj universitet. Saratov, 2014. S. 321-326.

15. Dubrova T.A. Forecasting of the socio-economic processes: ucheb. posobie. M.: Market DS, 2007. - 192 s.

16. Dubrova T.A., Bakumenko L.P., Shvecova N.K., Burkov A.V Time series analysis and forecasting using "Statistics" software / Ucheb-noe posobie // Moskovskij mezh-dunarodnyj institut jekonometriki, informatiki, finansov i prava. - M., 2002. - 83 s.

17. Goncharova N.Z. Develop-

ment of the meat market of cattle breeding products in the Russian Federation (theory, methodology, practice): diss. ... doktora ekon. nauk. -M., 2008. - 295 s.

18. Pozhidaeva E.S. Development of meat and meat products market in the Russian Federation (theory, methodology, practice): diss. ... doktora ekon. nauk. - M., 2012. - 278 s.

19. Dubrova T.A. Methodological issues of major industrial products output forecasting // Voprosy statistiki. 2004. № 1. S. 52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.