Научная статья на тему 'Рынок молочных продуктов: состояние и перспективы'

Рынок молочных продуктов: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / СЛИВОЧНОЕ МАСЛО / ТВОРОГ / МОРОЖЕНОЕ / ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ / ИМПОРТ / DAIRY PRODUCTS / BUTTER / ICE CREAM / FATTY ACID IMPORT / COTTAGE CHEESE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Л. И., Иванова О. Е., Солдатова А. П.

В данной статье даны современные представления об экономическом потенциале развития производства молочной продукции в России. Детально проанализированы рынок сливочного масла и прочей молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAIRY MARKET: STATUS AND PROSPECTS

This article presents current thinking on the economic development potential of dairy products in Russia. Detailed analysis of market butter and other dairy products.

Текст научной работы на тему «Рынок молочных продуктов: состояние и перспективы»

эластичности, относятся Сибирский и Дальневосточный.

Окончательные выводы о целесообразности увеличения инвестиционных вложений в выявленные точки экономического роста позволяет сделать, представленной в виде последовательности расчетов:

А I (1 %) ^ Э1 х Эврп© ^АВРП (%), (3)

где А I (1 %) - прирост инвестиций на 1 %;

Эi - средний частный коэффициент эластичности i-ой точки экономического роста, i е [1;25];

Эврп(i) - средний частный коэффициент эластичности ВРП в результате влияния i-ой точки экономического роста;

АВРП - прирост валового регионального продукта, %;

«^» - влечет за собой.

Такая последовательность обоснована, на наш взгляд, тем, что однофакторные модели выявили проценты приращения объемов производства отраслей при увеличении инвестиций на 1 %, а многофакторные модели получили проценты увеличения ВРП на душу населения при приросте объемов производства отрасли на 1 %.

Результаты таких последовательно проведенных расчетов показали, что в Центральном регионе наибольший эффект приращения ВРП на душу населения достигается посредством прироста инвестиционных вложений в производство обуви (1,58 %), затем в производство тканей (1,05 %) и производство мяса (0,51 %), а вложения в производство трикотажных изделий приносят лишь отрицательный эффект в виде сокращения ВРП на душу населения.

В Северо-Западном регионе к отраслям, которые приносят самое большое приращение ВРП, относятся производство лесоматериалов (5,48 %) и обрабатывающие производства (1,85 %), меньшее приращение ВРП достигается за счет вложений в производство цельномолочной продукции (0,42 %), а в производство легковых автомобилей вызывает отрицательный эффект -уменьшение ВРП на 0,17 %.

В Южном регионе 1 % инвестиций в оборот розничной торговли влечет за собой приращение ВРП на 1,45 %.

В Уральском регионе находится самое высокоэффективное производство черных металлов, вложение 1 % инвестиций в которое приводит к увеличению ВРП на 6,68 %, чуть меньшее приращение приносят инвестиции в производство электроэнергии (6,03 %), почти в 2 раза меньшее приращение вызывают вложения в добычу природного газа (3,06 %) и нефти (2,26 %). Менее выгодно вкладывать инвестиции в использование передовых технологий (0,78 %), производство железобетонных конструкций (0,44 %), изготовление товаров по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (0,08 %) и совсем невыгодно увеличивать инвестиционные вложения в добычу полезных ископаемых (-0,64 %), а особенно в выплавку стали (-11,41 %).

В Сибирском регионе дополнительные инвестиции в добычу угля могут увеличить ВРП на 1,24 %, а в посевные площади всех сельскохозяйственных культур, наоборот, существенно уменьшить (-130,35 %).

И, для Дальневосточного региона совершенно несущественное увеличение ВРП на 0,02 % происходит в результате привлечения дополнительных инвестиций в производство инновационных товаров, работ и услуг, а в добычу (производство) рыбы такие вложения приводят к уменьшению ВРП на 2,56 %.

Таким образом, в Центральном регионе суммарный положительный эффект приращения ВРП на душу населения за счет однопроцентного приращения инвестиций в каждую из трех точек экономического роста составит 3,14 % (табл. 3).

В Северо-Западном регионе суммарный эффект также от развития трех отраслей за счет дополнительных инвестиций составит 7,75 %.

В Южном регионе этот эффект достигается лишь от вложений в оборот розничной торговли и равен 1,45 %.

В Приволжском регионе суммарный положительный эффект от вложения в две отрасли из трех составит 1,82 %.

В Уральском регионе вложения по 1 % инвестиций в каждую из семи отраслей, приносящих положительный эффект, приводят к увеличению ВРП на 19,33 %, а две отрасли, в которых наблюдается отрицательный эффект приращения, уменьшает ВРП на 12,05 %.

В Сибирском и Дальневосточном регионах, как было отмечено выше, наблюдается количественное соответствие отраслей, приносящих положительный и отрицательный эффект в пропорции 1:1. В первом регионе положительный эффект равен 1,24 %, во втором 0,02 %.

Литература

1. Замков, О. О. Математические методы в экономике / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. - М. : Дело и Сервис, 2001. - 368 с.

2. Ильченко, А. Н. Экономико-математические методы / А. Н. Ильиченко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 286 с.

Солдатова Л.И ', Иванова О.Е. 2, Солдатова А.П. 3

'Доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук; 2Доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук; 3 студентка 2 курса экономического факультета, ФГБОУ ВПО Костромская

государственная сельскохозяйственная академия РЫНОК МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В данной статье даны современные представления об экономическом потенциале развития производства молочной продукции в России. Детально проанализированы рынок сливочного масла и прочей молочной продукции.

Ключевые слова: молочные продукты, сливочное масло, творог, мороженое, жирные кислоты, импорт.

Soldatov L.I ', Ivanova O.E. 2, Soldatov A.P. 3

'Dotsent Department of Accounting, analysis and audit, PhD; 2Dotsent Department of Accounting, analysis and audit, PhD; 32nd year student of the Faculty of EconomicsVPO Kostroma State Agricultural Academy DAIRY MARKET: STATUS AND PROSPECTS

Abstract

This article presents current thinking on the economic development potential of dairy products in Russia. Detailed analysis of market butter and other dairy products.

Keywords: dairy products, butter, cottage cheese, ice cream, fatty acid import.

Рынок молока и молочных продуктов является одним из пяти стратегических рынков продовольствия. Особую значимость в современных условиях имеет исследование закономерностей развития рынка молочной продукции, так как молоко является обязательным и незаменимым продуктом питания человека.

Видовая структура молочного рынка связывается с различными потребительскими свойствами молочных продуктов. В разрезе видовых характеристик рынок молока и молочных продуктов целесообразно рассматривать как совокупность рынков молока пастеризованного, рынка кефира, рынка сметаны, рынка творога, рынка масла, мороженого и т.д.

68

С 1990 года по 2000 год производственный показатель в отношении сливочного масла в России упал на более чем в 3 раза. С 2005 года по 2008 года объем производства активно рос, за это время положительная динамика составила 7,1%. Но кризисный и пост кризисный период прервал данный рост и снизил показатели за 2 года (2009-2010гг) - на 23,5% в 2010 году по отношению к уровню 2008 года. В 2011 году тенденция в производственном секторе масла сливочная положительная. По итогам 2011 года масла сливочного было произведено на 4,8% больше, чем в 2010 году, а именно 218 тыс. тонн. Более 35% объемов производства масла сливочного приходится на Приволжский ФО. Лидером по объему выпуска в округе является Республика Татарстан. В Центральном ФО выпускается порядка 25% общероссийского объема производства сливочного масла, более 10% - на Сибирский ФО. Лидирующие позиции в данных округах соответственно занимают Воронежская область и Алтайский край. Наименьшая доля от всего объема производства масла сливочного производится в Уральском ФО и Дальневосточном ФО - в среднем 3% и 2% соответственно.

При изучении производства масла сливочного в натуральном выражении с детализацией по товарным группам отметим, что прирост за период с января по август 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. наблюдается в размере 9 % по производству «Масла сладко-сливочного с массовой долей жира от 50 % до 79 %» и по производству «Масла сливочного подсырного» в размере 45% [1].

Рост оптовых цен на масло сливочное в сентябре 2011 года по сравнению с сентябрем 2010 года составил 13,8%. По данным ФГБУ «Спеццентручет в АПК», минимальные оптовые цены в сентябре 2011 года наблюдались на масло сливочное (105,94 руб./кг) -в Центральном федеральном округе (Тверская область). Максимальные оптовые цены отмечены (360,00 руб./кг) - в Северо- Западном федеральном округе (Республика Коми). По сравнению с сентябрем 2010 года потребительские цены в сентябре 2011 года на масло сливочное отечественное составляет 14,2%. По данным еженедельного обзора, проводимого Министерства сельского хозяйства России, потребительские цены на 14 мая 2012 года по маслу сливочному с начала 2012 года снизились на 0,1 % и составляют 252,44 руб/кг; по сравнению с данными на 01 января 2010 года данное значение увеличилось на 29,7% [2].

Рост потребительских цен сдерживается, отчасти, ростом импорта, т.к. на российском рынке доля импорта составляет значительную часть. По итогам 2011 года импорт масла сливочного составил 135 тыс. тонн, что по сравнению с уровнем 1995 года больше в 5,6 раз. Относительно уровня 2010 года объем импорта увеличился незначительно - на 0,7%. Основной экспортер сливочного масла в Россию - Новая Зеландия. В тройке лидеров также Финляндия и Уругвай. Экспорт же отечественного масла незначителен. По оценкам экспертов, скорее всего, в течение 5 лет стабилизируется производство сливочного масла, которое станет нишевым продуктом. Чтобы достичь экономического роста развития рынка молочной продукции в России, одних мер аграрной политики уже недостаточно. Проблемой развития рынка масла сливочного остается то, что, к сожалению, конъюнктура рынка складывается не в пользу отечественного производителя. Кроме того, обостряется данная ситуация тем, что молочная отрасль Республики Беларусь имеет неограниченный доступ на российский рынок. Государству в Беларуси принадлежат сельхозпредприятия и молокозаводы: оно определяет закупочные цены на сырое молоко, оно продвигает готовую продукцию на российский рынок, оно определяет цены реализации. И всю ответственность за убытки и прибыли организаций несет государство. В начале 2012 года белорусское государство директивно установило цену на сырое молоко на уровне 9-10 рублей. Российские предприятия такой цены себе позволить не могут. Чтобы хоть как-то конкурировать, российские переработчики вынуждены снижать закупочную цену на сырое молоко до 12-13 руб./кг. Вследствие этого возникает неблагоприятная ситуация, которая заключается в том, что себестоимость сливочного масла отечественного производства составляет 166 - 185 руб./кг, а белорусского - 90 - 100 руб./кг.

Одним из универсальных продуктов питания является творог, который содержит наибольшее количество легкоусвояемых белков из всех молочных продуктов. Творог представляет собой белковый кисломололный продукт, кроме полноценного молочного белка, в нем содержатся ценные для человека минеральные вещества: кальций (140 - 1б4 мг на 100 г продукта), фосфор (130-160 мг на 100 г продукта), а также железо, магнии и др. [3].

В настоящее время в сегменте производства творога фиксируется неустойчивая тенденция. По итогам января-августа 2011 года фиксируется снижение объемов производства творога на 6,25% в течение представленного периода. В августе 2011 г. наблюдается положительная тенденция производства творога на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

При изучении производства творога в натуральном выражении с детализацией по товарным группам отметим, что наибольший темп прироста наблюдаем в отношении группы «Творог для питания детей раннего возраста» - с 6,9 тыс. тонн в январе-августе 2010 года до 18,9 тыс. тонн в 2010 году. Отрицательная динамика отмечается по двум позициям: производство творога зернистого - объем производства сократился на 0,3% до отметки 1 621 тонн; массы творожной произвели на 29% меньше (3 093 тонн). В целом по итогам 2011 года наблюдается снижение производства творога по сравнению с 2010 годом на 2,9% и составляет 381 тыс. тонн.. Но, несмотря на это, валовой объем производства данного вида продукции в декабре 2011 года в сравнении с данными ноября 2011 года выше на 8,7%.

Относительно данных января 2012 года можно заключить, что средняя производственная цена по России на творог в январе 2012 года составила 123,1 руб/кг. В сравнении с аналогичным показателем прошлого года наблюдается положительная динамику на уровне 2,5%. Среди федеральных округов снижение ценовой планки на творог за год отмечено только в Дальневосточном ФО - на 1% до

188,6 руб/кг в январе 2012 года.

Максимальный положительный прирост зафиксирован в Уральском ФО - на 7% до 133,6 руб/кг. В Северо-Западном ФО ценник вырос на 4% до 139,8 руб/кг, в Сибирском ФО - на 3% до 122,2 руб/кг, в Центральном ФО - на 1% до 118,0 руб/кг. По остальным округам рост находится на уровне 2%.

Кисломолочные продукты - это группа молочных продуктов, которые вырабатываются из молока или его производных путем сквашивания различными заквасками. Они вырабатываются из молока почти всех домашних животных - коров, овец, коз, кобыл и др [4]. Наиболее распространенные видами кисломолочных продуктов для российских потребителей являются: Йогурт, кефир, простокваша, ряженка,варенец, сметана, биолакт, ацидофилин и ацидофильное молоко

В 2011 г предложение кисломолочных продуктов в России достигло 3,3 млн. т, на 10% превысив аналогичный показатель 2007 г. По оценкам специалистов BusinesStat, в период с 2007 по 2011 гг. увеличение предложения кисломолочных продуктов наблюдалось только в 2010 году и составило 14,5% относительно предыдущего года. Производство вносит максимальный вклад в предложение кисломолочных продуктов на российском рынке. Доля импортной продукции в 2007-2011 гг. колебалась в пределах 0,4-0,8% от общего объема предложения. Стоимостный импорт кисломолочной продукции в России вырос на 32,8%: с 35,4 млн. долл. в 2007 году до 47,0 млн. долл. в 2011 году.

В структуре производства кисломолочных продуктов в России наибольшую долю занимает кефир. В 2011 году в России было произведено более 1 млн. тонн кефира, что составило 36,3% от производства всей кисломолочной продукции в России. На втором месте находится йогурт, на долю которого в 2011 году приходилось 24,7% от всей произведенной в России кисломолочной продукции.

В структуре российского производства кефира почти треть продукции отечественного происхождения выпускается в Центральном федеральном округе, 18,5% пришлось на предприятия Приволжского федерального округа. Доли Северо-Западного,

69

Сибирского и Уральского федеральных округов в данной структуре производства кефира составили по 10% каждого. В региональной структуре российского производства кефира на г. Москву приходится 8,8%, на долю Краснодарского края - 8,6% производства.

Для рынка мороженного в России характерны те же проблемы и особенности, что и для всей продовольственной отрасли: укрупнение производителей и торговых сетей, низкая рентабельность, высокая конкуренция на рынке. Мороженое - продукт, к которому мы привыкли с детства.

По итогам 2011г. в России было произведено 334,70 тыс. тонн мороженого, снижение производства за год составило 13,5%. В стоимостном выражении большая часть рынка мороженого приходится на Uniliver, также высока доля «Русского Холода» и «Айсберри». По итогам 2011 года общая доля лидирующей «тройки» игроков составила 31,5% национального рынка мороженого. По расчетам аналитиков, в 2011 г. объем производства мороженого в стоимостном выражении составил 43,54 млрд руб. (в ценах производителей). В сравнении с предыдущим годом объем производства в стоимостном выражении снизился на 6%, с учетом того, что инфляция составила 6,1% .

Более двух третьих общероссийского производства мороженного приходится на 3 региона: Центральный ФО, Сибирский ФО, Приволжский ФО. Лидер по объему производства в ЦФО - Московская область, в Сибирском округе - Омская область, в Приволжском федеральном округе - Нижегородская область.

Большая часть выпускаемого мороженого идет на внутренне потребление, за рубеж экспортируется менее 2%. Удельный вес импортного мороженого на российском рынке также мал (менее 3%). Основными импортерами продукции являются Германия, Франция и Швейцария. Доли этих стран составляют 32,2%, 19,1% и 17,3% в натуральном выражении соответственно и 27,1%, 24,3% и 23,5% в стоимостном выражении [5].

На современном этапе можно выделить двух самых крупных производителей мороженого, конкуренция между которыми на российском рынке продолжается уже больше 10 лет: «Инмарко» и «Русский холод». «Инмарко» с 2008 года является частью Unilever, «Русский холод» самостоятельно развивается и постепенно продвигается на Запад (их продукция представлена в странах ЕС и США). Постепенно происходит сокращение количества мелких производителей в Центральной России, так как рынок все больше поглощается крупными концернами с развитыми торговыми марками.

Расширение ассортимента происходит постоянно в связи с техническими нововведениями, а также необходимостью создания отличительных сортов мороженого. Однако основной набор в виде рожков, стаканчиков, пломбиров и фруктовых льдов остается неизменным.

Главной проблемой, касающейся производства мороженого, является плохое качество исходного материала, особенно остро встает вопрос применения растительных жиров, так как данный ингредиент, по мнению экспертов, уже превращает мороженое в качественно другой продукт - мелорин. Однако использование кокосового или пальмового масел на порядок дешевле использования сливочного масла, а значит, и производители, стремясь сократить затраты на производство, с трудом откажутся от заменителя сливочного масла в пользу чего-то более дорогостоящего.

Для крупных компаний характерна инновационная активность. Так, в числе новых предприятий можно назвать фабрики мороженого «Русский холод» (Московская обл.), «Талосто» (г. Шахты, Ростовской обл.). Компания «Калинов мост» (Нижегородская обл.) завершает строительство новой фабрики и холодильника, запущен новый холодильник компанией «Инмарко» в городе Омске. В перспективе «Инмарко» предполагает построить фабрику мороженого в Туле производительностью 45-50 тыс. тонн в год, вложив в нее около 50 млн долларов; компания «Бородино» планирует инвестировать 8-10 млн долларов в развитие производства мороженого.

На рынке мороженого производитель стремится выступать также в роли дистрибутора и розничного продавца. Это помогает как снизить издержки на коммерческие расходы, так и более грамотно управлять производством в условиях сильной подверженности эффекту сезонности. Помимо «Инмарко» и компании «Русский холод», наиболее крупными производителями мороженого на российском рынке можно назвать: Baskin-Robbins, Nestle, «Чистую линию» и «Айсберри».

Сегодня наблюдается тенденция к появлению олигополии на рынке мороженого, то есть крупные производители поглощают мелкие комбинаты, что приводит к выделению 5-6 основных производителей. Ассортиментный ряд мороженого очень широк, но каждый производитель старается охватить все основные направления, так как спрос существует на все виды продукции.

Основные производители на рынке мороженого - это крупные иностранные компании, имеющие свои производственные мощности на территории России. Данные компании стремятся либо открыть в России свои заводы, либо провести сделку слияния (поглощения) с какими-либо крупными отечественными компаниями. В ближайшие несколько лет тенденция к консолидации рынка только усилится, что приведет к образованию нескольких крупных игроков, контролирующих до 90% рынка.

Среди наиболее успешных дистрибьюторов мороженого на российском рынке можно выделить:Tradeby, «Зимняя сказка», «Замороженные продукты», Dimarco-Trade, «Ледар».

Сейчас работа дистрибьютора уходит на второй план, так как производители берут данную функцию на себя, поэтому дистрибьюторам все сложнее привлечь клиентов. Из-за данных сложностей вырабатываются дополнительные функции, которые компании готовы предоставить клиенту. На рынке представлен широкий спектр дистрибьюторов, но в основном они делятся на поставщиков мороженого ресторанам/кафе и продуктовым магазинам.

Среди дистрибьюторов нет компаний, которые занимаются только продажей мороженого. Это объясняется тем, что в силу сезонности продаж мороженого оборудование будет простаивать. Из-за этого в зимние месяцы оптовые компании увеличивают в ассортименте долю полуфабрикатов и замороженной плодовоовощной продукции. Кроме этого, большинство производителей на рынке стремятся выступать также в роли дистрибьюторов, что делает незначительной долю выручки от продаж мороженого в общей выручке оптовых компаний.

По результатам проведенного исследования рынка основных видов молочных продуктов хотелось бы отметить, что в решении проблемы дальнейшего его развития большую роль играют сложившаяся инфраструктура в регионе, потенциальные возможности сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий, спрос населения на молочные продукты. К сожалению, конъюнктура рынка молочных продуктов складывается не в пользу отечественного производителя. Поэтому Делегаты Ш Съезда Национального союза производителей молока («Союзмолоко») выступили с предложения для дальнейшего развития и роста экономического потенциала молочной отрасли России, основными из которых являются: ограничение объемов поставок молочной продукции из Республики Беларусь на российский рынок, что позволит отечественной молочной отрасли пережить сезон «большого молока», в кратчайшие сроки в полном объеме принять разработанную минсельхозом Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, которая увеличивает меры по поддержке молочной отрасли. Особенно важной мерой считаем выделение субсидий из федерального бюджета из расчета 2,5 - 3 рублей за 1 литр товарного молока высшего и первого сорта.

70

В связи с вступлением России в ВТО, на переходный период (2013-2015 годы) необходимо обеспечить максимально допустимый уровень защитных мер и государственной поддержки в размере 26 млрд. рублей ежегодно. Также следует учесть особые риски для таких молокоемких подотраслей, как производство сухого молока, сливочного масла и сыра. Ввести оперативный мониторинг за динамикой импорта молочной продукции и незамедлительное принятие ограничительных мер в случаях резкого роста объемов. В рамках гармонизации условий работы в ВТО, увеличить срок кредитования в молочной отрасли как минимум до 15 лет, понизить уровень кредитной ставки и ввести отсрочку по началу выплаты кредита на 5 лет. Не допустить снижения уровня таможеннотарифной защиты на импортные растительные жиры тропического происхождения. Для обеспечения равных конкурентных условий внутри Таможенного союза необходимо разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в его рамках, а также гармонизировать уровень государственной поддержки с учетом долгосрочных планов по национальному развитию стран - участниц Союза. До момента принятия соответствующей системы следует ужесточить контроль за выполнением Балансов торговли молочными продуктами и соблюдением индикативных цен.

Внести изменения в пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывающие проблему в начислении НДС при применении сельхозтоваропроизводителями льготной системы налогообложения и при применении перерабатывающими предприятиями общей системы налогообложения. Также предлагается продлить нулевую ставку налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей до 2020 года. Реструктурировать кредиты, выданные производителям молока из регионов, пострадавших от засухи 2010 года, последствия которой помешали им аккумулировать денежные средства для возврата кредита.

Кроме того, авторы считают, что среди факторов, которые будут оказывать влияние на развитие молочного рынка в ближайшие время, — повышение уровня жизни и доходов населения, которые без сомнения, скажутся на выборе продуктов питания, государственная политика поддержки участников отрасли, которая должна повлиять как на расширение предложения со стороны производителей молочных продуктов, так и на уровень цен. Необходимо осуществлять рост значения маркетинговой составляющей: несмотря на то, что на данный момент среди потребителей все еще популярны небрендированные молочные продукты — сметана под называнием «Сметана», молоко под названием «Молоко» — постепенно имя, производитель, репутация, рекламная поддержка бренда, на наш взгляд, станут все более важными. Внимание потребителей будет сосредоточено на новых продуктах, брендах, характеристиках товаров, следствием чего станет развитие зонтичных брендов. Все большую популярность обретут собственные торговые марки (СТМ). Кроме того, в России, как и в Европе, люди все большее значение придают здоровому образу жизни, благодаря чему полезность продукта становится одним из главных критериев выбора. Мы уверены, что без принятия этих мер невозможно создать рентабельное производство и переработку молока в условиях, когда рост себестоимости производства сопровождается усилением конкуренции, вызванной присоединением России к ВТО и Таможенному союзу. Без принятия этих мер невозможно выполнить «Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации» и сохранить молочную отрасль Российской Федерации.

Литература

1. Масло сливочное, сыры, творог: динамика рынка / Режим доступа: http://inline-ltd.ru/blog/?p=914 - заглавие с экрана

2. Рынок молока - текущая ситуация. Еженедельный обзор (по данным Министерства сельского хозяйства России) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/rinok/rinok_1080.html - заглавие с экрана

3. Виды творога, творожных продуктов и десертов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zapokupkami.com/issues/vidy-tvoroga-tvorozhnykh-produktov-i-desertov - заглавие с экрана

4. Анализ рынка молока и сливок в России в 2007-2011гг, прогноз на 2012-2016гг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bestmarketing.ru/work/research_idM1017 - заглавие с экрана

5. Артющенко В.А. Развитие и современное состояние систем учета затрат [Текст]/В.А. Артющенко // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №22. - 5-10 с.

Табункова М.П.

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

АНАЛИЗ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕРСОНАЛУ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕГО

СПРОСА

Аннотация

В статье рассмотрено - особенности сферы услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей применительно к условиям российского бизнеса. Детально рассмотрены проблемы управления персоналом автосервисных предприятий, аспекты, влияющие на формирование их трудового поведения. Также рассмотрены характеристики менеджеров автосервисного предприятия, роль которых претерпевает существенные изменения под влиянием роста спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Ключевые слова: персонал, автосервисное предприятие, управление персоналом.

Tabunkova M.P.

Postgraduate student, Saint Petersburg State University of Engineering and Economics THE ANALYSIS OF SPECIAL REQUIREMENTS TO THE PERSONNEL OF THE ENTERPRISES OF CAR SERVICE IN

THE CONDITIONS OF THE GROWING DEMAND

Abstract

In article it is considered - features of a services sector on service and car repairs in relation to conditions of the Russian business. Problems of human resource management of the autoservice enterprises, the aspects influencing formation of their labor behavior are in details considered. Characteristics of managers of the autoservice enterprise which role undergoes essential changes under the influence of increase in demand for services in maintenance and car repairs are also considered.

Keywords: personnel, autoservice enterprise, human resource management.

Отрасли сферы услуг подразделяют на отрасли материально-бытового обслуживания и отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, интеллектуальных, духовных потребностей человека [1].

Применительно к предмету нашего исследования следует остановиться на особенностях автосервисных предприятий. Долгое время в России автомобиль относили к предметам роскоши. Но с ростом благосостояния населения, данное представление претерпело кардинальные изменения. Сегодня автомобилезация населения неуклонно растет, о чем свидетельствует рост количества автомобилей на дорогах страны. В этой связи можно справедливо предположить, что растет и спрос на приобретение автомобилей, частую их смену, а также послепродажное обслуживание. В связи с увеличением сегмента клиентов - владельцев транспортных средств, возрастает и конкуренция на рынке сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Соответственно, требования к обслуживанию также возрастают. В соответствии с этим, в последние годы менеджерами автосервисных предприятий применяются различные меры по привлечению и удержанию клиентов в свою организацию.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.