Научная статья на тему 'РЫНОК ЛЕТАЮЩИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В КНР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?'

РЫНОК ЛЕТАЮЩИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В КНР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / экономика / летающие автомобили / аэротакси / городской трафик / роторы / несущие винты / мобильность / спутниковая связь / China / economy / flying cars / air taxis / urban traffic / rotors / rotors / mobility / satellite communications

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов Сергей Леонидович, Ильинская Ирина Дмитриевна

Сегодня многие водители в Китае, да и во всем мире, часами простаивающие в пробках, с нетерпением ожидают появления совершенно нового вида транспорта — «летающих» автомобилей, которые позволят им преодолевать все дорожные препятствия. В недалеком будущем сервис воздушного такси станет одной из важнейших транспортных систем, которая позволит снизить нагрузку на дорожную сеть в крупнейших мегаполисах мира и удовлетворить потребности горожан в мобильности на расстояние от 15 до 50 км внутри мегаполиса. Следует отметить, что процесс активного поэтапного внедрения аэротакси в повседневную жизнь может занять более 10 лет, что связано с рядом технологических, финансовых, инфраструктурных и юридических препятствий, над решением которых активно сегодня работают ведущие автопроизводители всего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF THE FLYING ELECTRIC VEHICLES IN THE CHINA: MYTH OR REALITY?

Today, many drivers in China, and all over the world, who stand idle for hours in traffic jams, are looking forward to the appearance of a completely new type of transport – “flying” cars that will allow them to overcome all road obstacles. In the near future, the air taxi service will become one of the most important transport systems, which will reduce the load on the road network in the largest megacities of the world and meet the needs of citizens for mobility at a distance of 15 to 50 km inside the metropolis. It should be noted that the process of active phased introduction of air taxi into everyday life can take more than 10 years, which is associated with a number of technological, financial, infrastructural and legal obstacles, which are actively being addressed by leading automakers around the world today.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ЛЕТАЮЩИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В КНР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 332.1; 338.47 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-6-125-137

РЫНОК ЛЕТАЮЩИХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В КНР: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сегодня многие водители в Китае, да и во всем мире, часами простаивающие в пробках, с нетерпением ожидают появления совершенно нового вида транспорта — «летающих» автомобилей, которые позволят им преодолевать все дорожные препятствия. В недалеком будущем сервис воздушного такси станет одной из важнейших транспортных систем, которая позволит снизить нагрузку на дорожную сеть в крупнейших мегаполисах мира и удовлетворить потребности горожан в мобильности на расстояние от 15 до 50 км внутри мегаполиса. Следует отметить, что процесс активного поэтапного внедрения аэротакси в повседневную жизнь может занять более 10 лет, что связано с рядом технологических, финансовых, инфраструктурных и юридических препятствий, над решением которых активно сегодня работают ведущие автопроизводители всего мира.

Ключевые слова: Китай, экономика, летающие автомобили, аэротакси, городской трафик, роторы, несущие винты, мобильность, спутниковая связь.

Космические технологии на службе низковысотного транспорта

Водители, застрявшие в пробках, нередко мечтают облететь оживленные дороги. Это, казалось бы, неосуществимое желание, стало сегодня намного ближе к воплощению в реальность. Исследование рынка городской воздушной мобильности, проведенное Rolls-Royce, показало, что к 2050 году над городами мира будет летать более 160 тысяч коммерческих электрических электромашин [2].

Согласно отчету консультантов McKinsey, более 250 компаний по всему миру разрабатывают и производят такие транспортные средства, и их список растет. Хотя они называются «летающими» автомобилями или воздушными такси (аэротакси), у этих транспортных средств обычно нет колес. Они

С. Л. Сазонов

И. Д.Ильинская

летают со скоростью от 100 до 300 км/ч и могут перевозить несколько пассажиров. Крылья аэротакси содержат ряды канальных вентиляторов, установленных в закрылках, которые поворачиваются на 90 градусов, выталкивая воздух вниз во время взлета и посадки и назад во время полета. Питаемые от аккумуляторных батарей, воздушные такси имеют менее сложные детали, чем обычные транспортные средства, и безопаснее, чем легкие самолеты или вертолеты. Они также более тихие и, как ожидается, будут дешевле. Эти транспортные средства предназначены для предоставления быстрых услуг «точка-точка» городским пассажирам и тем, кто срочно нуждается в медицинской помощи [21].

Китай не хочет отставать в гонке за низковысотное воздушное пространство. «Поскольку большинство летающих автомобилей находится на стадии испытаний, трудно сказать, насколько велик технологический разрыв между странами в этом секторе»,— заявил генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей (англ. China Passenger Car Association, CPCA) Цуй Дуншу. Однако главные преимущества Китая в области транспортных средств на новой энергии и искусственного интеллекта (ИИ) обеспечат технологическую поддержку и опыт для разработки летательных аппаратов, считает Цуй.

С начала 14-й пятилетки (2021-2025 годы) в КНР набирает обороты гонка научно-исследовательских разработок в таких сферах, как «космос для бизнеса» и внедрение информационно-коммуникационных технологий в развитие будущей отрасли «летающих» такси.

В январе 2022 года Государственный совет КНР объявил о плане дальнейшего содействия развитию цифровой экономики страны в течение 14-го пятилетнего плана (2021-2025) [10], согласно которому к 2025 году объем добавленной стоимости базовых отраслей цифровой экономики составит 10% ВВП (по сравнению с 7,8% в 2021 году), а цифровая трансформация отрасли выйдет на новый уровень [5].

В начале 2021 года крупнейший частный производитель автомобилей в Китае, компания Zhejiang Geely Holding Group официально запустила свой проект спутникового Интернета в г. Циндао (провинция Шаньдун) в демонстрационной зоне Шанхэ на площади 20474,3 кв. м. с общим объемом инвестиций в размере 4,12 млрд юаней (637 млн долларов) и поручила своему суббренду GeeSpace заняться его реализацией. Это позволит китайскому автопроизводителю наравне с американским концерном Tesla развивать отрасль аэрокосмической навигации. В августе

2020 года управляющий комитет демонстрационной зоны Шанхэ подписал с компанией Geely Technology Group контракт о сотрудничестве в разработке интернет-спутников на низкой околоземной орбите, а дочерняя компания Geely, Zhejiang Shikong Daoyu Tech Co, была названа в качестве основного исполнителя данного проекта. Фирма Shikong Daoyu, основанная в 2018 году, специализируется на развитии и коммерческом применении космических технологий Китая. По словам ее генерального менеджера Ван Яна, использование интернет-устройств при навигации беспилотных и летающих ЭМ поставит новые задачи перед отраслью предоставления телекоммуникационных услуг. С одной стороны, работа наземных автономных станций станет более совершенной и корректной при навигации, с другой — спутниковая связь необходима и для создания нового поколения «летающих» такси, передвигающихся на малых высотах. Низкоорбитальные спутники будут обеспечивать выве-ренность в несколько сантиметров, в отличие от спутников на средней орбите, таких как глобальная система позиционирования США Global Positioning System (GPS), точность которой измеряется в метрах [4]. Эта навигационная система позволит использовать преимущества современной цифровой экономики и обеспечит покрытие маршрутов движения как наземных, так и «летающих» такси, которые могут находиться вне зоны досягаемости наземных сетей, а применение новых технологий радиосвязи, обеспечивающее прием сигналов, даст возможность более эффективно использовать радиочастотный спектр [13].

В начале 2021 года руководство Geely объявило, что запустило на низкую орбиту два спутника, а в конце 2021 года инженеры Shikong Daoyu доложили, что еще три «полностью готовы к запуску» [11]. В феврале

2021 года Государственный комитет по развитию и реформе Госсовета КНР одобрил выдачу лицензии на коммерческое использование спутниковой связи производителю спутников Geely Technology Group компании Taizhou Xingkong Zhilian. То есть первый в Китае завод по производству коммерческих спутников для аэромобилей, расположенный в г. Тайчжоу (провинция Чжэцзян), обладающий высокотехнологичными аэрокосмическими технологиями, запустит сборочные линии для модульных конструкций спутников.

Кроме китайских автопроизводителей наземных и «летающих» такси, возможностями коммерческих спутников станут пользоваться морские и авиационные компании, операторы связи, фирмы, предоставляющие

информационные услуги, центры обработки данных дистанционного зондирования Земли и передачи технологий, причем, по оценкам аналитиков TF Securities, объем рынка спутникового интернета Китая в 2028 году составит 400 млрд юаней [15].

Обладая столь мощным космическим «тылом», Китай постепенно открывает свое низковысотное воздушное пространство для гражданского пользования, выступая таким образом рынком с большим потенциалом для «летающих» автомобилей. Согласно средне- и долгосрочному плану, КНР активизирует исследования и разработки «летающих» такси, что потребует прорывов в интеграции таких автомобилей с традиционными транспортными средствами, а также плавного перехода от полетов к вождению на дороге. Главный редактор журнала Aerospace Knowledge Ван Янань сказал, что «широкомасштабное внедрение летающих автомобилей займет не менее 10-15 лет, причем реальный способ добиться этого — внедрять аэромобили поэтапно, первоначально — в менее населенных районах». Тем не менее развивающаяся отрасль производства летающих такси постепенно рассматривается как хорошее решение проблемы городских пробок и новая альтернатива личной мобильности в городах. По данным глобальной компании финансовых услуг Morgan Stanley, ожидается, что к 2040 году объем мирового рынка летающих такси в стоимостном выражении вырастет до 1 трлн долларов, а к 2050 году — до 9 трлн долларов [1].

Современные инновации в области автотранспорта

В сентябре 2022 года в провинции Цзянсу прошли испытания электромобиля (ЭМ) при движении на магнитной подвеске по технологии Maglev (производное от magnetic levitation — магнитная левитация). ЭМ удерживается над полотном шоссе, приводится в движение силой электромагнитного поля и в процессе движения не касается дороги. Между днищем автомобиля и поверхностью автомобильного шоссе существует зазор, что исключает трение, а единственной тормозящей силой становится встречное аэродинамическое сопротивление. В ходе испытаний машина массой 2,8 т, разработанная Юго-Западным университетом Цзяоатун города Чэнду, приподнялась на 35 мм над поверхностью автодороги и проехал (или пролетела?) по шоссе расстояние протяженностью 7,9 км. Модификация автомобиля, адаптированная для движения над контактным рельсом с постоянными магнитами,

позволила ЭМ развить скорость 220 км/час. Это тестирование было организовано Управлением транспорта провинции Цзянсу и нацелено на изучение конструкции дорог и анализ возможных мер безопасности при скоростном вождении ЭМ. Всего на этом участке автомобильной дороги было протестировано восемь автомобилей, в том числе пять ЭМ, максимальная скорость движения которых приблизилась к 230 км/час. По мнению китайских экспертов, в будущем применение технологии Maglev обеспечит уменьшение потребления энергии и увеличение запаса хода электромобиля [23].

Между тем крупнейшая компания Азии по производству «летающих» автомобилей — дочернее подразделение китайского стартапа по производству электромобилей Xpeng (главный конкурент корпорации Tesla в Китае), компания Aeroht Xpeng в сентябре 2022 года представила «летающий» электромобиль (ЭМ) X2 на выставке «GITEX Global 2022», одном из самых влиятельных технологических событий в мире, проходившем в Дубае (ОАЭ).

Двухместный X2 весом 560 кг предназначен для использования на малой высоте, способен летать до 35 минут, а его максимальная скорость в воздухе составляет 130 км/час (рисунок 1). Разработчики предполагают, что модель подойдет для полетов по городу на малой высоте и будет идеальным вариантом для городских поездок на небольшие расстояния. Президент Xpeng Брайан Гу отмечает, что компания достигла значительного результата и описал это как «важный шаг в исследовании будущей мобильности» [6]. ЭМ разработан для полетов и для движения по дорогам. Автомобиль оснащен элегантной системой складывания несущего винта для плавного перехода от вождения к полету. На каждом из четырех его углов установлено по два пропеллера, приводящихся в движение индивидуальными двигателями — это решение позволяет машине сохранять устойчивость в воздухе даже в случае отказа отдельных моторов. Он оснащен новой системой управления полетом с функцией отказоустойчивого управления и резервной системой с двумя двигателями для обеспечения безопасности, говорится в пресс-релизе компании. Демонстрация в ОАЭ стала первым публичным зарубежным полетом модели китайского производства, а руководство стартапа Xpeng заявило, что модель X2 поступит в серийное производство в 2024 году по цене ниже 1 млн юаней (139,2 тысячи долларов) [22]. Тем не менее эксперты осторожны в оценках успеха коммерциализация аппарата, которая, по

их мнению, займет 10-15 лет, учитывая ряд недоработок, технических и законодательных, таких как безопасность, малая дальность полета, а также нормы регулирования в воздушном пространстве.

Рисунок 1. Летающий электромобиль X2 Источник: [19]

В 2020 году автопроизводитель Volkswagen Group China запустил проект вертикальной мобильности, который включает в себя развитие рынка городских авиаперевозок и вывод городского трафика в воздушное пространство, а в августе 2022 года компания представила прототип своего первого «летающего» автомобиль. Эта модель, имеющая конфигурацию x-wing длиной 11,2 м и шириной 10,6 м, приводится в действие восемью несущими винтами для создания вертикальной подъемной силы и двумя пропеллерами для горизонтального полета. Руководство компании заявило, что автомобиль, основанный на современных инновационных решениях для автономного вождения и технологии высокопроизводительных аккумуляторных батарей, является частью ее стратегии по изучению новых возможностей полностью электрических «летающих» автомобилей. До конца 2022 года компания Volkswagen Group China провела несколько испытательных полетов, а улучшенный прототип подвергнется дальнейшему тестированию в конце лета 2023 года.

В начале августа 2022 года в Гуанчжоу (административном центре провинции Гуандун) состоялось открытие первого завода компании по производству «летающих» автомобилей, на котором руководство

Volkswagen Group China сообщило, что в будущем полностью автоматизированный ЭМ семейства eVTOL сможет перевозить четырех пассажиров и багаж на расстояние до 200 км, а автомобиль, скорее всего, изначально будет позиционироваться как продукт премиум-класса для состоятельных китайских клиентов, пользующихся, например, услугами «VIP air shuttle». Бывший генеральный директор Volkswagen Group China, С. Велленштейн заявил, что «это новаторский проект, который молодая команда китайских экспертов начала с нуля, а новое транспортное средство будет играть значительную роль в перевозках между перегруженными мегаполисами Китая» [18].

Между тем китайский автопроизводитель Zhejiang Geely Holding Group, которому принадлежит бренд Volvo, одним из первых вошел в отрасль производства «летающих» ЭМ. В 2021 году компания объединилась с немецкой фирмой Volocopter, которая специализируется на производстве автономных летательных аппаратов. Volocopter, основанная в 2011 году, производит аэротакси с электрическим приводом с целью сэкономить время людей и помочь мегаполисам преобразовать свои транспортные системы в более устойчивое будущее, добавив новые возможности мобильности для городских жителей. Компания произвела три поколения аэротакси Volocopter, два из которых получили лицензии на пилотируемые и беспилотные полеты с общим объемом финансирования в размере 35 млн евро [12]. Причем две объединившиеся компании (Zhejiang Geely Holding Group и Volocopter) создали совместное предприятие в Чэнду (провинция Сычуань), нацеленное контролировать производство и сбыт продукции совместного предприятия в Китае. Кроме того, СП, которое в течение следующих трех-пяти лет станет генератором развития городской воздушной мобильности в Китае, уже подписало заказы с Volocopter на 150 беспилотных ЭМ для обеспечения логистических перевозок в пределах городов Китая. Партнерство компаний направлено на то, чтобы в ближайшие три-пять лет обеспечить городскую воздушную мобильность в Китае, что генеральный директор Volocopter Ф. Рейтер рассматривает как «крупнейшую рыночную возможность для городских транспортных средств, обеспечивающих транспортировку людей по воздуху» [12]. Никаких подробностей о том, как будет осваиваться китайский рынок, не сообщается, но Volocopter уже разработала расписание полетов в Рим при поддержке местного оператора аэропортов Aeroporti di Roma и его ос-

новного акционера компании Atlantia. В августе 2021 года руководство Volocopter заявило, что к 2025 году компания предложит 20-минутную услугу «летающего» такси между римским аэропортом Фьюмичино и центром города. Также в компании отметили, что все еще необходимо доработать соответствующие правила полетов и разработать «вертикальные порты» для вертикального взлета и посадки воздушных такси. Летающее такси VoloCity, которое будет использоваться в Риме, имеет 18 независимых роторов и может двигаться с максимальной скоростью 110 км/ч в течение 35 минут. Первоначально транспортное средство будет перевозить пилота и одного пассажира, но способно будет взять двух пассажиров, когда сможет летать в автономном режиме. Полезная нагрузка аэротакси VoloCity составляет 200 кг, включая пассажиров и багаж, а после завершения полета литий-ионные аккумуляторы могут быть демонтированы в течение пяти минут, что обеспечивает быструю замену батарей. Согласно заявлению руководства компании Volocopter, запланированная 20-минутная поездка на «летающем» такси из аэропорта Фьюмичино в центр города обойдется в 140 евро по сравнению с 48 евро за обычное такси или 14 евро за 32-минутную поездку на поезде [14].

Конкуренция между производителями чудо-машин постепенно растет. Так, EHang Holdings Ltd, ведущая технологическая компания в области автономных летательных аппаратов, или AAV, с 2016 года наращивает усилия по продвижению коммерческих операций пассажирских автономных аэротакси и расширению своего присутствия в мировой индустрии городской аэромобильности. В 2018 году после тысячи тестовых полетов компания представила одноместное аэротакси Ehang 184, способное выдерживать горизонтальные и вертикальные порывы ветра до 50 км/час, поднять в воздух одного пассажира весом до 100 кг, развивая при этом скорость до 100 км/час.

Директор по вопросам стратегии развития EHang Э. Сюй отмечает: «Как разработчик ЭМ вертикального взлета и посадки, EHang стремится стать первой компанией, которая запустит коммерческие операции AAV по всему миру, что, вероятно, произойдет во второй половине 2023 года». Компания, базирующаяся в Гуанчжоу (провинция Гуандун), на начальном этапе планирует разработать 100 маршрутов воздушной мобильности с акцентом на район Большого залива Гуандун-Сянган-Аомэнь, а затем постепенно расширить свое присутствие в других частях страны. Э. Сюй оптимистично оценивает перспективы развития китайского рынка

аэротакси на электрической тяге, которые помогут решить проблему пробок в мегаполисах, значительно сократить выбросы углекислого газа и улучшить качество воздуха в городских районах. Однако он отмечает, что «из-за высоких стандартов безопасности и эксплуатационных характеристик, которые должны быть соблюдены, такие аэротакси все равно будут подвергаться строгим испытаниям, прежде чем можно будет начать крупномасштабные коммерческие полеты» [17].

Компания EHang намерена расширять присутствие в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В конце августа 2022 года ее представители объявили о получении предварительного заказа на 100 аэротакси EH216-S от индонезийской авиационной компании Prestige Aviation, что стало самым крупным предварительным заказом, который EHang получила на свои «летающие» ЭМ в Азии.

Перспективы «летающего» рынка

По данным Главного управления гражданской авиации Китая, в 2021 году в отрасли авиации общего назначения страны действовали 523 компании, владеющие 2892 самолетами. Китайские отраслевые аналитики полагают, что рынок аэротакси будет расти по мере того, как страна проводит пилотную реформу низковысотного воздушного пространства, начиная с провинций Хунань, Цзянси и Аньхой, и с мерами, которые включают упрощенные процедуры подачи заявок. При этом Т. Ридель, партнер глобальной консалтинговой фирмы McKinsey, отмечал, что усовершенствованная воздушная мобильность — это «следующая революция в автомобильной отрасли, но она будет совсем не похожа на то, как это изображается в фильмах, например, поездка на летающем такси в продуктовый магазин. По самому оптимистичному предположению авторов, через 10 лет в большом городе будут летать сотни аэротакси, но я не думаю, что они станут разумной альтернативой автобусам, автомобилям или поездам в этот период времени» [19].

Цифровая экономика Китая добилась заметного прогресса, при этом нарастает роль технологий в процессе выхода экономики из пандемии COVID-19. Согласно официальному документу о глобальной цифровой экономике, опубликованному Китайской академией информационных и коммуникационных технологий в 2021 году, объем цифровой экономики Китая был вторым по величине в мире, составляя 7,1 трлн долларов [8] и уступая только США с объемом цифровой экономики в 13,6 трлн дол-

ларов [26]. В документе отмечается, что «большая часть дополнительной добавленной стоимости должна быть получена за счет преобразования традиционных отраслей в цифровые с помощью передовых инновационных технологий, таких как наземные «умные» ЭМ и аэромобили. Китай будет активно и неуклонно продвигать развитие и модернизацию космической информационной инфраструктуры, ускорять развертывание сетей спутниковой связи с использованием национальной навигационной системы «BeiDou» (англ. China's BeiDou Navigation Satellite System, BDS) и содействовать созданию спутникового интернета, способствующих генерированию значительного мультипликативного и экстернального эффектов в различных отраслях промышленности КНР, и в отрасли производства «умных» наземных ЭМ и аэромобилей в первую очередь.

Следует отметить, что BDS является крупнейшей космической системой Китая и одной из четырех глобальных навигационных сетей наряду с американской GPS, российской ГЛОНАСС и европейской Galileo. Разработанная в КНР, система использует 45 спутников, находящихся на орбите и сформировавших относительно полный сервисный потенциал для глобального позиционирования, и применяется в транспортной, энергетической отраслях, при предотвращении стихийных бедствий, а также в сфере связи и коммуникаций. По сообщению Министерства промышленности и информатизационных технологий КНР, в 2022 году среднее ежедневное число активных пользователей китайской навигационной спутниковой системы BeiDou (BDS) достигло 40,3 млн человек, причем ежедневно система использовалась 320 млн раз. По данным аналитиков ГКРР, в 2022 году более 1 млрд устройств и терминалов использовали функцию позиционирования системы BDS по всей стране, систему использовали более 1 млн грузовиков. В начале 2021 года общая стоимость услуг системы BDS превысила 400 млрд юаней (57 млрд долларов) [3].

В январе 2022 года Государственный совет КНР объявил о плане дальнейшего содействия развитию цифровой экономики страны в течение 14-го пятилетнего плана (2021-2025) [10], согласно которому к 2025 году объем добавленной стоимости базовых отраслей цифровой экономики составит 10% ВВП (по сравнению с 7,8% в 2021 году), а цифровая трансформация отрасли выйдет на новый уровень [5].

Литература [References]

1. Компания Hyundai к 2025 году обеспечит аэропорты летающими такси // News. 2021. 16 июня. URL: https://news.myseldon. com/ru/news/index/252653354 (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

2. Разин А. По прогнозам Rolls-Royce, к 2050 году в эксплуатации будут находиться до 160 тысяч электрических летательных аппаратов // 3dnews. URL: https://3dnews.ru/1065505/po-prog-nozam-rollsroyce-k-2050-godu-v-ekspluatatsii-budut-nahoditsya-do-160-tisyach-elektricheskih-letatelnih-apparatov (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

3. Average number of active users of BDS hits 40m/day, as application scale expands. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202209/1275699.shtml (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

4. China has over 300 satellites in orbit. URL: http://www.chinadaily. com.cn/a/202102/27/WS603a5245a31024ad0baab8f7.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

5. China unveils plan to boost digital economy in 2021-2025 period. URL: http://www.china.org.cn/business/2022-01/13/con-tent_77986296.htm (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

6. Chinese flying cars expect to take off, 'hurdles like safety concerns need to be addressed'. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202210/1278011.shtml (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

7. Du Qiongfang. Affordable air taxi travel expected to enter commercial use in China around 2024. URL: https://www.globaltimes. cn/page/202109/1233496.shtml (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

8. Experts call for cooperation to boost high-quality digital economy development. URL: http://www.bjreview.com/Business/202208/ t20220802_800302449.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

9. Fan Feifei. EHang seeks to be 1st to land air taxis in China. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202204/14/ WS62577fcea310fd2b29e56ec0.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

10. Fan Feifei. Manufacturers embrace the digital economy. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/202205/09/ WS627863a1a310fd2b29e5b58f_2.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

11. Geely officially launches a 4.12b yuan internet satellite project in Qingdao. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202111/1214083. shtml (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

12. Geely to bring flying car to China in around 2024 in partnership with Volocopter. URL: https://www.globaltimes.cn/ page/202103/1216861.shtml?id=11 (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

13. Geely to start making satellites. URL: http://www.china.org.cn/ business/2021-02/19/content_77227149.htm (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

14. Geely,Volocopterteamupforaircraftjointventure.URL:https://global. chinadaily.com.cn/a/202109/23/WS614c24eca310cdd39bc6b033. html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

15. Geely's satellite factory obtains production license from top regulator. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1215835.shtml (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

16. Jet engine maker joins flying taxi race. URL: http://www.chinadaily. com.cn/cndy/2018-07/17/content_36587636.htm (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

17. Li Fangfang. Fly as Easy as You Want. URL: http://www.bjreview. com/Multimedia/Video/201706/t20170630_800099410.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

18. Li Fusheng. Carmakers ready for takeoff in future of urban transport. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202208/01/ WS62e738a3a310fd2b29e6f7d0_2.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

19. Li Fusheng. Cars of the future await clearance for takeoff. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202211/11/ WS619ed31ca310cdd39bc775fc.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

20. Li Fusheng. Geely to start making satellites. URL: http://www.chi-nadaily.com.cn/a/202102/19/WS602f0f48a31024ad0baa9902.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

21. Li Fusheng. Vehicles of tomorrow move step closer to takeoff. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202211/11/ WS636d8a8ca3104917543290b2_6.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

22. Li Fusheng. Xpeng 2-seater car flies in Dubai to better explore 'future mobility'. URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/202210/12/ WS63461698a310fd2b29e7bfb2.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

23. Maglev car technology tested on highway in East China. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/202211/11/ WS631d1e16a310fd2b29e7709a.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

24. Qiu Quanlin. EHang Holdings completes unmanned demo flight tour in Japan. URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/202207/26/ WS62df41f2a310fd2b29e6e59f.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

25. Sky's the limit: auto firms push ahead with flying cars. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202206/17/ WS60caa073a31024ad0bac99a7.html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

26. Xu Wei. Targets set for growth of digital sector. URL: http://www. chinadaily.com.cn/a/202201/13/WS61 df638fa310cdd39bc80b08. html (дата обращения: 10 декабря 2022 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.