ч\\\\\\\\\\\\\\ I
Мировой газомоторный рынок
Рынок КПГ в Турции: особенности и перспективы
Ю.В. Данович, аналитик
Статья посвящена исследованию рынка газомоторного топлива в Турции. Хотя объемы потребления КПГ в этой стране еще малы, а инфраструктура развита слабо, рынок КПГ демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. В перспективе турецкий рынок ГМТ может представлять интерес для России в связи с планируемым увеличением экспорта природного газа в эту страну.
Ключевые слова
компримированный природный газ, газомоторный рынок, АГНКС.
ынок моторного топлива Турции существенно отличается от большинства стран Европы. Около 41 % парка легковых автомобилей составляют транспортные средства (ТС), использующие сжиженные углеводородные газы (СУГ), при этом доля прочих ТС, использующих СУГ, не достигает и 1 %. Пропан-бутановая смесь активно внедрялась топливными компаниями, чему способствовала высокая цена на бензин и дизельное топливо. В результате с 2004 по 2010 г. доля автомобилей на СУГ выросла с 15 до 40 %, а численность за период 2004-2014 гг. выросла с 0,8 до 4,1 млн.
Компримированный природный газ (КПГ) как моторное топливо, напротив, применяется в крайне ограниченных масштабах (до 0,1 % автопарка), что, впрочем, сравнимо с такими странами, как ФРГ, Австрия или Чехия. Главной причиной низкой популярности КПГ на транспорте является состояние инфраструктуры, необходимой для развития этой сферы.
Природный газ используется в Турции с 1970-х гг., но относительно массовое его потребление населением и промышленностью было начато только в 1989 г. До 2003 г. природный газ применялся, в основном, для нужд электрогенерации и населения в крупнейших городах, поскольку высокая стоимость инвестиций и ограниченные возможности государства препятствовали развитию этой отрасли. В 2003 г. была запущена программа приватизации, которая привлекла значительный объем частных инвестиций и способствовала резкому росту потребления газа.
Несмотря на то, что природный газ составляет значительную долю (35 %) в энергобалансе страны, его потребление сосредоточено лишь в небольших по площади, но густонаселенных регионах на берегу Мраморного моря и в Анкаре. Восточная Турция, особенно Юго-Восточная Анатолия, практически не имеют доступа к природному газу.
В то же время преимущества природного газа способствуют поиску альтернативных вариантов обеспечения этим недорогим и экологичным топливом потребителей в удаленных районах. Одним из наиболее популярных способов является доставка природного газа в сжатом виде от компрессорной станции компании-продавца конечному потребителю при помощи специальных автомобилей-газовозов.
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)
упу У/////////////////////
Продажи КПГ осуществляются как на разовой основе, так и по абонентскому договору. Некоторые компании имеют в регионах так называемые дочерние компрессорные станции - они тоже служат для снабжения потребителей (в част-66 ности, автотранспорта) компримированным природным газом, но в отличие
от материнских не имеют подключения к газопроводу, а снабжаются от них газом, привезенным в сжатом виде.
Для осуществления деятельности по торговле КПГ в Турции существует два вида лицензий: на продажу КПГ и на его транспортировку. Обе лицензии выдает Государственная служба по регулированию рынка энергии (EPDK). Лицензии выдаются на продолжительный срок (до 30 лет). По состоянию на июнь 2015 г. лицензиями на транспортировку КПГ обладали 38 компаний, 30 компаний владели суммарно 77 лицензиями на продажи (компании необходимо получить несколько лицензий, если она осуществляет продажи в нескольких регионах или на нескольких объектах).
Таким образом, сфера применения природного газа в Турции значительно шире, чем в других странах, и доля КПГ, закупаемого стационарными потребителями, традиционно выше, чем доля, используемая в качестве моторного топлива. Поэтому многие компании-продавцы КПГ еще даже не оборудовали свои компрессорные станции для заправки автомобилей ввиду отсутствия потребителей.
В табл. 1 представлена структура потребления различных видов моторных топлив в Турции.
Таблица 1
Объем продаж КПГ и других моторных топлив
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 1-6/2015
Всего КПГ, млн м3 В том числе автоКПГ 29,1 36,5 33,9 46,2 55,5 54,9 11,1 76,9 24,5 120,1 16,7 73,3 9,3
Всего СУГ, тыс. т В том числе автоСУГ 3525.2 2006.3 3460,4 2111,6 3620,3 2305,2 3659.4 2489.5 3745,8 2642,0 3705,6 2694,9 3663,9 2726,9 3724,0 2838,4 1884,3 1405,1
Дизельное топливо, тыс. т 13394,2 13574,5 13714,9 13896,9 14728,4 15448,0 16721,0 17430,3 9287,9
Бензин, тыс. т 2490,4 2227,7 2186,7 2075,2 1978,5 1847,3 1856,7 1916,2 958,5
Из таблицы видно, что объем продаж КПГ демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Падение продаж КПГ на транспорте в 2014 г. вызвано скорее всего особенностями учета и техническими причинами, нежели рыночными: в марте 2014 г. взрыв уничтожил АГНКС в Болу, что остановило продажи КПГ на несколько месяцев. Кроме того, строительство новых АГНКС и условия концессионных соглашений приводят к тому, что потребность некоторых транспортных компаний в КПГ начинает решаться не путем покупки-продажи топлива, а через внутреннее потребление на собственных станциях, которое не отражено в статистике продаж.
В табл. 2 представлена динамика потребления и продаж компримированного природного газа транспортом в 2015 г.
Рынок КПГ в Турции поделен неравномерно. Три крупнейших игрока уже много лет подряд контролируют 70...80 % рынка, причем более 50 % продаж традиционно приходится на бессменного лидера отрасли (рис. 1, 2).
чЧШШШШШШШ
Таблица 2
Продажи и потребление КПГ на транспорте в 2015 г., млн м3
Месяц Продажа Потребление
Январь 1,74 7,25
Февраль 1,50 6,59
Март 1,56 6,89
Апрель 1,54 6,78
Май 1,54 6,89
Июнь 1,46 9,38
Итого 9,34 43,78
67
Крупнейшим продавцом КПГ является компания Naturelgaz Sanayi ve Ticaret A.§. (Naturelgaz), основанная в 2004 г. Она же обладает наибольшими в стране мощностями по хранению и транспортировке КПГ. Своим основанием она обязана группе Goldenberg Group, которая ранее успешно осуществила внедрение СУГ в Турции (переоборудовала более 850 тыс. автомобилей и запустила около 150 АГЗС). Глава Goldenberg Group Аксель Голденберг до сих пор возглавляет Naturelgaz и владеет в ней 20 % долей, в то время как другие члены этого семейства продали свои доли в компании. Главным собственником компании (80 %) является многоотраслевой холдинг Global Investment Holdings.
Naturelgaz не только занимается реализацией КПГ, но и содействует его популяризации, применяя, подчас, нестандартный подход к этой задаче. Так, в компании было создано техническое подразделение по переоборудованию топливной системы автомобилей для использования КПГ и государственной регистрации таких транспортных средств. Совместно с компанией NGV Motori (Италия) были разработаны проекты по переоборудованию наиболее популярных моделей ТС на турецком рынке. Мощность конвертационного центра, открытого в январе 2013 г. в Курткёй (Kurtkoy, Стамбул), достигает 3200 автомобилей в год. В августе 2013 г. компания стала эксклюзивным дистрибьютором битопливных модулей итальянского производителя Landi Renzo для переоборудования автомобилей в Турции. В 2015 г. заключено партнерское соглашение с фирмой Teknosis, которая представляет инжиниринговую компанию Omnitek Engineering Corp. (США, Калифорния) на территории Турции.
Рис. 1. Объем продаж КПГ по компаниям в 2014 г.
Рис. 2. Объем продаж КПГ по компаниям в первом полугодии 2015 г.
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)
ЙУ V//////////////////////
В настоящее время №Шге1да2 управляет большей частью АГНКС в стране. Строительство газовых заправочных станций ведется, главным образом, на основе концессионных договоров, а заказчиком выступают муниципальные власти круп-68 ных городов и агломераций. О намерении построить АГНКС неоднократно заяв-
ляли муниципалитеты Эскишехира, Гебзе (ил Коджаэли), Самсуна, Диярбакыра и др. Однако реальная работа по поиску инвесторов или кредиторов, объявлению тендера на строительство и эксплуатацию, закупке или переоборудованию автопарка и т.д. ведется гораздо медленнее, чем об этом заявляют в СМИ, и численность АГНКС остается крайне низкой. Тем не менее, с 2011 г. общее число АГНКС удвоилось, и новые станции, что немаловажно, открыты для публичного доступа (табл. 3).
Таблица 3
АГНКС в Турции (2015 г.)
Провинция Район Оператор/бренд Примечание
Анкара Чанкая EGO Непубличная, 4400 м3/ч
Анкара Енимахалле EGO Непубличная, 4400 м3/ч
Анкара Мамак EGO Непубличная, 4400 м3/ч
Анкара Алтындаг EGO Непубличная, 4400 м3/ч
Анкара Синджан EGO Непубличная, 4400 м3/ч
Анкара Мамак А1аегк Лкагуакй/ ОМУ Ре^о1 Ofisi
Газиантеп Шехиткамиль А1аегк Акагуакй 3 900 м3/ч
Кайсери Коджасинан А1аегк Акагуакй
Бурса Османгази То£а§/НаЬа§ Sinai Непубличная, при заводе То£а§
Анталья Дёшемеалты ШШге^аг
Бурса Гюрсу ШШге^аг
Сакарья Адапазары №1:иге1да2
Измир Торбалы ШШге^аг
Айдын Герменджык ШШге^аг
Текирдаг Чорлу ШШге^аг
Османие Топраккале Nature1gaz
Болу Болу Nature1gaz Взорвалась 24.03.2014 г., восстановлена
Афьонкарахисар Афьонкарахисар Nature1gaz
Маниса Маниса ШШге^аг 1500 м3/ч
Конья Каратай Nature1gaz
Кайсери Коджасинан Nature1gaz
Ризе Ризе Nature1gaz Нет сведений об открытии для публичного пользования
Дюздже Дюздже Nature1gaz
Коджаэли Чайырова Nature1gaz
Стамбул Эюп Nature1gaz
Стамбул Байрампаша Закрыта
чЧШШШШШШШ
Парк газобаллонных автомобилей (ГБА) пока еще очень мал. При регистрации государственными органами ГБА не выделяются в отдельную категорию, и потому статистика таких транспортных средств не ведется. Тем не менее, согласно мониторингу, проводимому Ассоциацией операторов АГНКС (Odider), в марте 2010 г. в стране насчитывалось 3056 ГБА (в том числе 1492 автобуса и 1564 легковых автомобиля). К декабрю 2011 г. их численность увеличилась до 3850 ед. (2000 автобусов и 1850 легковых). С учетом того, что рост парка газомоторных транспортных средств в Турции в 2012-2014 гг. значительно ускорился, в настоящий момент их численность должна составлять около 10 тыс. ед.
Среди наиболее значимых контрактов последних лет по закупке автотехники на ГМТ можно назвать следующие.
Анкара. Крупнейшим оператором автобусов на метане в Турции является перевозчик EGO. С 2006 г. его парк пополняется метановыми автобусами MAN. В настоящее время их насчитывается 1289 ед. (200 сочлененных и 1089 обычных). Компания пользуется пятью собственными АГНКС (по одной в каждом депо), закрытыми для публичного доступа.
Стамбул. В 2012 г. был заключен контракт между перевозчиком IETT и турецким автопроизводителем Karsan на поставку газовых автобусов KARSAN B Avancity+ CNG. На 2015 г. их число в парке IETT составляет 240 ед. Парк второго по величине перевозчика Ю§ в 2012-2013 гг. пополнился 66 газовыми автобусами TCV Karat (на одном из них произошло возгорание в 2015 г.), 18 MAN Lion's City CNG, а также 110 газовыми Temsa Avenue LF. В 2014 г. перевозчик получил еще 24 таких автобуса.
Кайсери. В 2009 г. в городе началась замена парка маршрутных такси, был заключен контракт на приобретение 191 газового миниавтобуса BMC 260 CB. Также в 2009 г. для муниципального автобусного перевозчика были поставлены первые автобусы Belde 281-CB CNG. В декабре 2013 - январе 2014 г. его парк пополнился 16 автобусами TCV Karat L CNG, а в феврале 2014-го еще пятью автобусами MAN. В 2015 г. парк пополнился 30 автобусами Temsa Avenue.
Афьонкарахисар. В 2013 г. в сотрудничестве с Naturelgaz на метан переведены 100 общественных автобусов Otokar Sultan 125S. Результатом стало снижение цены билета на 25 %.
Конья. В июле 2014 г. был заключен контракт на 40 газовых автобусов для муниципального перевозчика. В феврале 2014 г. парк составлял уже 100 ед.
Коджаэли. В 2015 г. муниципалитет объявил тендер на закупку и поставку в течение 210 дней 200 газовых автобусов. Предположительно, все они будут турецкого производства.
Болу. Муниципалитетом были приобретены в июне 2012 г. девять мусороуборочных машин Iveco Stralis. Экономический эффект от внедрения КПГ стимулировал власти начать перевод на ГМТ и другого служебного транспорта. Кроме того, в 2012-2014 гг. около 60 частных легковых автомобилей было переведено на КПГ.
Одной из первых частных компаний, переоборудовавших часть своих автомобилей на КПГ, стала крупная транспортная компания Reysaç Lojistik. В 2012 г. конвертационный центр Naturelgaz осуществил перевод 30 грузовиков Mercedes Axor с дизельного топлива на метан. В результате топливные затраты на каждый грузовик сократились на 30 %. В 2013 г. был заключен контракт на перевод еще 80 грузовиков, а всего проектом предусматривалось конвертировать 200 машин.
69
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)
fjy У/////////////////////
"^еоци»^
В центре Nature1gaz были переоборудованы и 60 мусороуборочных машин холдинга А1Ьаугак.
Но до сих пор во многих крупных городах и агломерациях, даже имеющих 70 доступ к газовой сети, ТС на метане практически не встречаются.
Текущая непопулярность КПГ в качестве автомобильного топлива связана, как и во многих других странах, с неразвитостью сети АГНКС и сервисов по обслуживанию ГБА. В стране отсутствуют газомоторные коридоры, позволяющие пересекать ее территорию без необходимости дозаправки традиционным топливом. Тем не менее на рынке присутствуют компании, заинтересованные в развитии этой отрасли. Опыт внедрения СУГ на транспорте показывает, что эта цель вполне достижима, причем, в умеренные сроки. Высокая стоимость бензина и дизельного топлива (около 1,8 долл. США за литр) является существенным стимулом для поиска путей снижения расходов на топливо, способным преодолеть предубежденность населения по отношению к КПГ и удобству его использования.
Неожиданным образом неразвитость газотранспортной системы в Турции сыграла роль не препятствующего, как в большинстве иных стран, а стимулирующего фактора в развитии рынка ГМТ. Высокая потребность в природном газе при невозможности подключения к газопроводу привела к тому, что основным потребителем КПГ является не транспорт, а стационарные предприятия. С одной стороны, это привело к появлению в регионах большого числа высокопроизводительных компрессорных станций, с другой - ликвидировало одно из серьезнейших препятствий к развитию сети АГНКС, характерное для европейских стран, - проблему окупаемости АГНКС, связанную с низким спросом на газомоторное топливо из-за ограничения сферы его применения и малочисленности потребителей.
Рынок ГМТ в Турции обладает высоким потенциалом. Уровень автомобилизации населения остается довольно низким, и это послужило причиной создания хорошо развитой сети общественного транспорта, который считается главной сферой роста для парка ТС на ГМТ. В стране насчитывается 211 тыс. автобусов и 427 тыс. микроавтобусов, ежегодно на дорогах прибавляется по 15 тыс. новых единиц таких транспортных средств. В последние годы доля автобусов, оснащенных газобаллонным оборудованием, неуклонно растет.
По ряду причин в стране слабо развит железнодорожный транспорт, и автомобильные грузоперевозки часто не имеют альтернативы. Опыт ЯеуБа^ Lojistik показывает, что и в этом сегменте газомоторный транспорт имеет хорошие перспективы.
Массовый спрос на ГМТ может сформироваться при внедрении его на водном транспорте. В настоящее время более 30 тыс. судов, зарегистрированных в Турции, в год потребляют около 700 тыс. т топлива.
Власти на всех уровнях признают пользу внедрения ГМТ, однако до сих пор не выработали единой стратегии развития этой сферы. В правительстве страны считают, что после приватизации газовой отрасли расходы на инфраструктуру и обновление газомоторного парка должны нести бенефициары - частные и муниципальные компании, а местные власти ждут от правительства решений по вопросам развития газотранспортной системы внутри страны и строительства (при участии иностранных партнеров) новых мощностей по импорту газа, в частности, проекта «Турецкий поток».