Научная статья на тему 'РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ: ДИНАМИКА, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ: ДИНАМИКА, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1557
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ТЕКУЩИЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / SAUSAGE MARKET / THE MAIN FEATURES OF THE ORGANIZATION / CURRENT AND FUTURE TRENDS / IMPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котарев А.В.

Современный рынок колбасных изделий играет важную роль в системе продовольственного обеспечения населения нашей страны. Колбасные изделия занимают большую долю в рационе современного потребителя, как в натуральном выражении, так и денежном. Колбасные изделия - довольно популярный продукт на отечественном мясном рынке, и это обусловлено рядом причин и специфических обстоятельств: хорошие вкусовые качества; большой ассортимент по цене и качеству; относительно приемлемая стоимость по сравнению с другими видами данной категории продуктов питания; не требует приготовления; достаточно большой срок годности; является хорошим источником белков и жиров. Таким образом, исследование рыночной конъюнктуры данного продукта является весьма актуальным и значимым. Цель исследования заключается в изучении текущих особенностей функционирования данного отраслевого рынка, выявлении актуальных проблем и разработке перспективных направлений их решения. Объектом исследования выступили конъюнктурные изменения рынка колбасных изделий. В работе были применены системные, ситуационные и диалектические подходы, а также научные методы сравнения, экспертная оценка, анализ, синтез, рефлексия, обобщение, конкретизация, абстрагирование, а также графический метод. В работе представлены результаты исследования конъюнктурных изменений отечественного рынка колбасных изделий (объемы производства, структура рынка, основные производители), выделены текущие и перспективные проблемные моменты отраслевого рынка, изучен внешнеторговый баланс, а также приведены экспертные мнения относительно будущих тенденций развития данного рыночного сегмента с учетом ключевых факторов, имеющих наибольшее влияние на текущее состояние последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF SAUSAGE PRODUCTS IN RUSSIA: DYNAMICS, TRENDS, PROSPECTS

The modern market of sausage products plays an important role in the food supply system of the population of our country. Sausage products occupy a large share in the diet of the modern consumer, both in physical terms and monetary. Sausage products are quite a popular product in the domestic meat market and this is due to a number of reasons and specific circumstances: good taste; a large range of price and quality; relatively reasonable cost compared to other types of this category of food; does not require cooking; a fairly long shelf life; it is a good source of carbohydrates and fats. Thus, the study of the market situation of this product is very relevant and significant. The purpose of the research is to study the current features of the functioning of this industry market, identify current problems and develop promising ways to solve them. The object of the study was market changes in sausage products. The work used system, situational and dialectical approaches, as well as scientific methods of comparison, expert assessment, analysis, synthesis, reflection, generalization, concretization, abstraction, and graphic method. The paper presents the results of a study of market changes in the domestic sausage market (production volumes, market structure, main producers), highlights current and future problematic aspects of the industry market, examines the foreign trade balance, and provides expert opinions on future trends in the development of this market segment, taking into account the key factors that have the greatest impact on the current state of the latter.

Текст научной работы на тему «РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ: ДИНАМИКА, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.439/637.5

РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ РОССИИ: ДИНАМИКА, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

КОТАРЕВ А.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга в АПК Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, kotarew@gmail.com, (473) 253-86-51.

Реферат. Современный рынок колбасных изделий играет важную роль в системе продовольственного обеспечения населения нашей страны. Колбасные изделия занимают большую долю в рационе современного потребителя, как в натуральном выражении, так и денежном. Колбасные изделия - довольно популярный продукт на отечественном мясном рынке, и это обусловлено рядом причин и специфических обстоятельств: хорошие вкусовые качества; большой ассортимент по цене и качеству; относительно приемлемая стоимость по сравнению с другими видами данной категории продуктов питания; не требует приготовления; достаточно большой срок годности; является хорошим источником белков и жиров. Таким образом, исследование рыночной конъюнктуры данного продукта является весьма актуальным и значимым. Цель исследования заключается в изучении текущих особенностей функционирования данного отраслевого рынка, выявлении актуальных проблем и разработке перспективных направлений их решения. Объектом исследования выступили конъюнктурные изменения рынка колбасных изделий. В работе были применены системные, ситуационные и диалектические подходы, а также научные методы сравнения, экспертная оценка, анализ, синтез, рефлексия, обобщение, конкретизация, абстрагирование, а также графический метод. В работе представлены результаты исследования конъюнктурных изменений отечественного рынка колбасных изделий (объемы производства, структура рынка, основные производители), выделены текущие и перспективные проблемные моменты отраслевого рынка, изучен внешнеторговый баланс, а также приведены экспертные мнения относительно будущих тенденций развития данного рыночного сегмента с учетом ключевых факторов, имеющих наибольшее влияние на текущее состояние последнего.

Ключевые слова: рынок колбасных изделий, основные особенности организации, текущие и перспективные тенденции, импорт, экспорт.

THE MARKET OF SAUSAGE PRODUCTS IN RUSSIA: DYNAMICS, TRENDS, PROSPECTS

KOTAREV A.V.,

Ph. D., associate Professor of the Department of management and marketing in the agroindustrial complex of the Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter I, kotarew@gmail.com, (473) 253-86-51.

Essay. The modern market of sausage products plays an important role in the food supply system of the population of our country. Sausage products occupy a large share in the diet of the modern consumer, both in physical terms and monetary. Sausage products are quite a popular product in the domestic meat market and this is due to a number of reasons and specific circumstances: good taste; a large range of price and quality; relatively reasonable cost compared to other types of this category of food; does not require cooking; a fairly long shelf life; it is a good source of carbohydrates and fats. Thus, the study of the market situation of this product is very relevant and significant. The purpose of the research is to study the current features of the functioning of this industry market, identify current problems and develop promising ways to solve them. The object of the study was market changes in sausage products. The work used system, situational and dialectical approaches, as well as scientific methods of comparison, expert assessment, analysis, synthesis, reflection, generalization, concretization, abstraction, and graphic method. The paper presents the results of a study of market changes in the domestic sausage market (production volumes, market structure, main producers),

highlights current and future problematic aspects of the industry market, examines the foreign trade balance, and provides expert opinions on future trends in the development of this market segment, taking into account the key factors that have the greatest impact on the current state of the latter.

Keywords: sausage market, the main features of the organization, current and future trends, import, export.

Введение. Данный сегмент продовольственного рынка имеет высокое значение в структуре питания современного потребителя, что подтверждается объемами производства и продаж данных изделий. Таким образом, исследование конъюнктурных изменений данного отраслевого рынка будет способствовать формированию качественной информационной базы в контексте разработки действенных методик и подходов, направленных на перевод последнего в тренд устойчивого роста и развития.

Материал и методика исследования. В работе были применены базовые научные подходы, которые весьма широко используются в современных исследованиях явлений и процессов экономического характера, в частности: системный, ситуационный и диалектический. Кроме того, на основе обозначенных подходов были использованы следующие методы: сравнения, экспертная оценка, анализ, синтез, рефлексия, обобщение, конкретизация, абстрагирование, классификация, графический метод, а также литературные источники [6-9].

Основная часть. Отечественный рынок колбасных изделий имеет высокую волатиль-ность и ему присущи значительные конъюнктурные колебания в аспекте воздействия множества факторов внешнего и внутреннего порядка. В частности, среди наиболее значимых из последних можно отметить: изменение уровня дохода и предпочтений потребителей; многие потребители ограничивают себя в потреблении

данного продукта по причине следования принципам здорового питания; относительно высокая стоимость по сравнению с другими группами продуктов питания; сегодня на рынке имеются недобросовестные производители некачественных колбасных изделий, что существенно подрывает имидж всего колбасного сегмента отраслевого рынка. В контексте последнего, многие потребители предпочитают покупать кусковое мясо (охлажденное и/или замороженное) или фарш. Анализ рыночных тенденций за период 2018 г. показал, что существенных изменений в структуре и организации данного рыночного сегмента не произошло. В частности, стоит отметить, что, начиная с 2014 г. объем рынка сокращался, по итогу 2018 г. было отмечено незначительное увеличение (+0,9 %), но, как отмечают многие эксперты и отраслевые специалисты, данная тенденция не будет носить долгосрочный тренд, а прогнозы его изменения в сторону устойчивого роста весьма мало вероятны (рисунок 1).

В частности, большие трудности отраслевой рынок испытал в период 2014-2016 гг., это было обусловлено резкой девальвацией национальной валюты и введенным продуктовым эмбарго, что привело к проблеме дефицита сырьевого обеспечения (отечественные предприятия не смогли за такой короткий срок нарастить объемы производства мяса, чтобы полностью заместить импорт).

Рисунок 1 - Объемы производства колбасных изделий в России, тыс. т.

Особенно эта проблема отмечалась в сфере производства говядины, и в результате валютных колебаний стоимость импортной говядины значительно возросла. Также весьма существенно подорожали ингредиенты для производства колбасных изделий, пищевые добавки и вспомогательные материалы. Это обусловлено тем, что большое количество пищевых ингредиентов (добавок) импортируется из-за рубежа, соответственно цена на них зависит от изменения курса национальной валюты. В среднем сырье и ингредиенты за данный период подорожали на 50-55 %, но цены на готовую продукцию возросли только на 20-25 %, что было обусловлено действием механизма государственного регулирования, по итогам которого, стоимость продукта не превысила допустимые пределы для данного ценового сегмента [1].

Тем не менее, несмотря на колебания, объем рынка относительно стабилен, а динамика колебаний не превышает 5 %. За последний семилетний период отклонения между максимальными и минимальными положениями объема рынка составили не более 8 млн т, рынок колбасных изделий весьма стабилен и сохраняет высокую степень устойчивости.

Относительно структуры производства можно сказать, что за 2018 г. она практически не претерпела изменений по сравнению с 2017 г. В 2018 г. в натуральном выражении лидировали колбасы фаршированные, доля продаж которых в общем объеме составила более 65 %. К данной группе колбасных изделий относятся

вареные колбасы, сосиски и сардельки (рисунок 2) [2].

В региональном аспекте производство колбасных изделий распределено неравномерно. Ключевыми факторами данной ситуации являются: наличие перерабатывающих мощностей и развитость сырьевой базы. Исходя из данных факторов, в 2018 г. Центральный ФО стал лидером по динамике прироста объемов производства данной продукции, далее следовал Южный ФО, а третье место занял Северо-Кавказский ФО. Отметим, что довольно большое сокращение объемов производства колбас наблюдалось в Северо-Западном ФО (более 12 %).

В настоящее время на отечественном рынке колбасных изделий зарегистрировано более 2 тыс. экономических субъектов, которые в своей хозяйственной деятельности ориентированы на производство колбасных изделий. Если говорить о лидерстве, то ключевыми игроками на рынке являются крупные агропромышленные холдинги с полным циклом производства (сырьевое обеспечение - убой скота - переработка мяса - производство колбас - реализация через собственные и крупные торговые сети). К производителям-лидерам отечественного рынка колбасных изделий стоит отнести: ПАО «ГК «Черкизово», АО «Останкинский мясоперерабатывающий завод», ОАО «Великолукский мясокомбинат» (Великолукский агропромышленный холдинг), ЗАО «Микояновский мясокомбинат» и ООО МПК «Атяшевский» (Группа компаний «Талина»).

Рисунок 2 - Структура рынка колбасных изделий по видам за 2018 г. в натуральном выражении, %

Важным критерием функционирования и развития отечественного рынка колбасных изделий является наличие в нем высокой конкуренции и высокого уровня монополизации данного рыночного сегмента со стороны крупных производителей в зависимости от региона.

Если говорить о торговом балансе, то он низкий по сравнению с другими видами продовольственных товаров. В общем можно отметить, что доля импорта, и доля экспорта от общего объема производства занимают менее 2 %.

Отметим, что за 2018 г. во внешней торговле колбасными изделиями произошли определенные изменения, которые могут стать ключевыми тенденциями в будущей перспективе. Так, впервые за последние четыре года экспорт колбас и колбасных изделий вырос, прирост составил 4 %. Начиная с 2015 г., экспорт в натуральном выражении регулярно сокращался, а с 2006 г. - и в стоимостном. То есть за период 2016-2017 гг. средняя стоимость экспортируемых колбасных изделий снижалась. В 2018 г. структура экспорта трансформировалась, и средняя цена экспорта выросла на 9 %. Сильнее всего на это повлиял рост стоимости поставок в Казахстан и Украину, которые лидируют в структуре экспорта отечественных колбасных изделий (рисунок 3) [3].

Рост экспорта по объему в 2018 г. был обеспечен за счет поставок данной продукции

в Казахстан и Азербайджан. Всего за период 2018 г. экспорт колбасных изделий вырос на 1235 т.

Относительно импорта стоит сказать, что за 2018 г. данный показатель в натуральном выражении составил порядка 39 млн. т (+2,4 % по сравнению с 2017 г.). Крупнейшим импортером колбасных изделий в нашу страну является Белоруссия (в структуре импорта ей принадлежит более 97 % в натуральном и более 96 % в стоимостном выражении). Отметим, что в структуре рынка колбасных изделий на импорт приходится довольно незначительный процент, так в 2018 г. он составил около 1,5 % [4].

Важным фактором в торговом балансе данной продукции стало снижение импортных поставок. Отметим, что за период 2016-2017 гг. темпы прироста импортных поставок были весьма значительными, а по итогам 2018 г. наблюдалось резкое изменение в отрицательную сторону. Это привело к тому, что экспортные объемы и импортные поставки почти сравнялись. Если использовать ретроспективную оценку, то импортные поставки колбас всегда значительно превышали экспортные объемы. Только в 2015 г., по причине сильной девальвации национальной валюты, импорт оказался ниже экспорта. Итоги 2018 г. показали минимальную разницу между экспортом и импортом (рисунок 4).

Рисунок 3 - Структура экспорта колбасных изделий из Российской Федерации за 2018 г.

Рисунок 4 - Превышение импорта колбасных изделий над экспортом в Российской Федерации

На наш взгляд, сегодня нельзя однозначно утверждать, что рост экспортных поставок и снижение импортных - это устойчивый тренд с явно выраженной динамикой. Однако, в контексте стагнации спроса на данную продукцию, такой экономический сценарий является весьма логичным и закономерным. В подтверждение последнему стоит отметить, что доля экспорта в общем объеме производства сейчас ниже, чем была до кризиса 2014-2015 гг., и умеренный рост ее до показателей периода 2013-2014 гг. является вполне обоснованным [5].

Результаты исследования. Проведенные исследования установили особенности и выявили общие тенденции развития отечественного рынка колбасных изделий, в частности, были определены ключевые сдерживающие факторы развития данного рыночного сегмента, а также исследован внешнеторговый баланс.

В частности, за последние три года на рынке произошли изменения, которые в большей мере были определены чисто экономическими факторами: продуктовое эмбарго, девальвация национальной валюты, рост цен на импортное сырье и вспомогательные материалы, проблемы с обслуживанием кредитов. Также отмечался уход с рынка мелких и средних игроков. В целом отечественный рынок колбасных изделий относительно стабилен, а динамика колебаний роста и падения не превышает 5 %, и это свидетельствует о том, что в целом рынок адаптировался после событий 2014-2016 гг. и перешел на новый этап развития.

Согласно прогнозам экспертов, в период 2019-2020 гг. на отечественном отраслевом рынке серьезных изменений не ожидается. Прогнозируется положительная динамика роста, так как рынок колбасных изделий весьма разнообразен по ассортиментному составу и на данный вид продукции всегда имеется платежеспособный покупательский спрос.

В целом в период 2019-2020 гг. российский рынок колбасных изделий будет расти за счет таких факторов, как рост платежеспособности отдельных категорий населения, продуктовая диверсификация, проведение активных рекламных акций и доступных предложений.

Выводы. Российский рынок колбасных изделий играет большую роль в системе сбалансированного питания населения [6, 7, 8]. Для российского рынка колбасных изделий характерны высокая конкуренция и наличие в каждом регионе собственных лидеров. Если говорить о преобладающих тенденциях, то стоит отметить, что с 2014 г. объем рынка сокращался, по итогу 2018 г. было произведено 2276 тыс. т. колбасных изделий (+0,9 % к уровню 2017 г.). Большие трудности отраслевой рынок испытал в период 2014-2016 гг., что было обусловлено девальвацией национальной валюты и введенным продуктовым эмбарго, что привело к проблеме дефицита сырьевого обеспечения. Стоит отметить, что рынок колбасных изделий весьма стабилен и сохраняет высокую степень устойчивости, в частности, за последний семилетний период отклонения между максимальными и минимальными положениями объема рынка составили не более 8 млн. т. Если рассмотреть про-

изводство колбас в 2018 г. по регионам, то самый высокий положительный прирост по отношению к 2017 г. наблюдался в ЦФО. В 2018 г. в натуральном выражении лидировали колбасы фаршированные (65 %). Отметим, что на российском рынке зарегистрировано более 2 тыс. отраслевых компаний, лидером отечественного рынка является ПАО «Группа «Черкизово». За период 2018 г. экспорт колбасных изделий вырос на 1235 т, которые был обеспе-

чен за счет поставок данной продукции в Казахстан и Азербайджан. Крупнейшим импортером колбасных изделий в нашу страну является Белоруссия (97 % в натуральном виде). Отметим, что в структуре рынка колбасных изделий на импорт приходится довольно незначительный процент, так в 2018 г. он составил около 1,5 %. Весьма важным моментом в балансе внешней торговли стало снижение импорта.

Список использованных источников

1. Итоги 2018 года на рынке колбасных изделий. Независимый портал для специалистов мясной индустрии «Мясной Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: https://meat-expert.ru/articles/168-itogi-2018-na-rynke-kolbasnykh-izdeliy (дата обращения: 16.03.2020).

2. Обзор российского рынка колбасы и колбасных изделий. Исследования компании «NeoAnalytics» [Электронный ресурс]. URL: http://www.foodmarket.spb.m/current?artide=2553 (дата обращения: 15.03.2020).

3. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.03.2020).

4. Российский рынок мяса близок к насыщению. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/367425/ (дата обращения 17.03.2020 г.).

5. Рынок мяса в России, итоги 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moshol14.ru/press-centr/novosti-rynka/rynok-myasa-2018/ (дата обращения 18.03.2020 г.).

6. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Обеспечение экономической безопасности региона // Региональный вестник. - 2019. - № 23(38). - С. 65-67.

7. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Современные подходы к сущности и оценке конкурентоспособности региона // Региональный вестник. - 2018. - № 5 (14). - С. 34-35.

8. Алтухов А.И. Достижение продовольственной независимости страны на основе новой государственной аграрной политики // Региональный вестник. - 2016. - № 2 (3). - С. 2-5.

9. Малиновская И.Н., Карокин Е.А. Обоснование приоритетных направлений улучшения качества и повышения экономической эффективности производства продукции // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2015. - № 2. - С.63-69.

List of sources used

1. The end of 2018 on the market of sausage products. Independent portal for meat industry specialists «Meat Expert» [Electronic resource]. URL: https://meat-expert.ru/articles/168-itogi-2018-na-rynke-kolbasnykh-izdeliy (date accessed: 16.03.2020).

2. Overview of the Russian market of sausages and sausage products. Research of the company «NeoAnalytics» [Electronic resource]. URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current?article=2553 (date accessed: 15.03.2020).

3. Official website of Rosstat [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/ (date accessed: 18.03.2020).

4. The Russian meat market is close to saturation. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.eg-online.ru/article/367425/ (date accessed: 17.03.2020).

5. Meat market in Russia results of 2018 [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.moshol14.ru/press-centr/novosti-rynka/rynok-myasa-2018/ (date accessed: 18.03.2020).

6. Zolotareva E.L., Zolotarev A.A. Ensuring the economic security of the region // Regional Bulletin. -2019 .-- No. 23 (38). - S. 65-67.

7. Zolotareva E.L., Zolotarev A.A. Modern approaches to the essence and evaluation of the competitive ability of a region // Regional Bulletin. - 2018 .-- No. 5 (14). - S. 34-35.

8. Altukhov A.I. Achieving the country's food independence on the basis of the new state agrarian policy // Regional Bulletin. - 2016. - No. 2 (3). - S. 2-5.

9. Malinovskaya I.N., Karokin E.A. Justification of priority areas for improving quality and increasing the economic efficiency of production // Scientific almanac of the Central Black Earth Region. - 2015. -No. 2. - P.63-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.