Научная статья на тему 'Рынок книжной продукции'

Рынок книжной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1183
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок книжной продукции»

Рынок

книжной

продукции

A.A. Переверзева,

студентка группы ДР-3-4

Под книжной отраслью в России понимается деятельность по изданию и распространению книжной продукции любого типа, а также специализированных профессиональных и детских журналов.

Книжное дело было в числе первых отраслей, начавших переход к рыночным отношениям. В результате формирования рыночной экономики сложились условия, обеспечивающие возможность реализации основных ее принципов: свобода предпринимательства, конкуренция, установление цен в соответствии с конъюнктурой рынка, оплата труда по результатам деятельности предприятий.

Начало перехода отрасли к рыночным отношениям относится к 1987-1989 гг., когда было разрешено применять договорные цены сначала на подержанные книги, а затем и на значительную часть новых изданий.

Происходит пересмотр отношения к книге как к объекту предпринимательской деятельности, который должен не только компенсировать затраты на его производство и распространение, но и приносить прибыль. Эта прибыль должна обеспечивать финансово-экономическую и материально-техническую базу для развития отрасли. В рыночной экономике по-новому проявляются противоречия, обусловленные двойственным характером книги:

• явление культуры, носитель интеллектуально-духовного богатства общества;

• коммерческий товар.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. книжное дело было сверхприбыльной отраслью. С 1994 г. ситуация на книжном рынке меняется в сторону его насыщения, покупатели все тщательнее выбирают книги. Книжное дело перестает быть сверхприбыльным, усиливается конкуренция, все большее значение приобретает качество издательской, полиграфической и книготорговой деятельности, репутация фирмы.

Многомиллионные тиражи массовых книг, характерные для предыдущего десятилетия, ушли в прошлое, произошла дифференциация читательских интересов. Если в советский период популярность авторов и книг сохранялась довольно долго, то теперь список бестселлеров меняется очень быстро. Согласно данным Российской книжной палаты, в 2010 г. российскими книгоиздателями было выпущено 121 738 названий, число которых стабильно растет последние 10 лет на 6,3% в среднем в год. Главным показателем книгоиздания является общий тираж, который ведет себя достаточно циклично. Всплески пришлись на 2003 и 2008 гг. Они совпадали с бумом российской экономики и с выводом на рынок бестселлеров художественной литературы. За 10 лет среднегодовой темп роста тиража составил всего 2,1%.

По оценкам Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем рынка в рублевом выражении в 2010 г. составил 64,6 млрд рублей. Стоит отметить, что если в 2009 г. падение рынка было вызвано влиянием мирового экономического кризиса, то в 2010 г. -это следствие других, неэкономических факторов, таких как падение интереса к чтению и сокращение доли чтения в общем объеме медиа-потребления; перевод книг и информации в электронный вид; повсеместное распространение Интернета и цифрового телевидения и т. п.

Рассмотрим тенденции мировой книжной отрасли, которые присущи и российскому книжному рынку:

• Зависимость от фазы экономического цикла. Динамика книжного рынка во многом определяется уровнем потребительских расходов, которые сильно зависят от фазы экономического цикла. Так, например, в 2009 г. в связи с кризисом провалилась вся книжная торговля.

• Высокий уровень конкурентной борьбы. Российские издатели предлагают широкий ассортимент книжной продукции, которая зачастую связана с другими масс-медиа.

• Снижение интереса к чтению, появление и повсеместное распространение товаров-заменителей, высокая компьютеризация образования и культуры, появление электронных библиотек вынуждает издателей искать пути диверсификации производства.

• Увеличение активности слияний и поглощений, которое началось еще до кризиса и было подстегнуто как мировым экономическим кризисом, так и стагнацией книжного рынка.

• Рост доли интернет-продаж книг. Если в 2008 г. доля интернет-продаж составляла 6%, то в 2010 г. по консолидированной оценке экспертов книжного рынка эта доля превышает 8%.

• Рост продаж электронных книг. По оценкам компании «ЛитРес», объем рынка электронных книг в 2010 г. составил 2 млн долл. США (около 1% книжного рынка), демонстрируя рост на 100% ежегодно.

Рассмотрим те тенденции, которые характерны только для российского книжного рынка:

• Концентрация книжного бизнеса в Москве. Ситуация в регионах России очень сложная, именно там происходит катастрофическое снижение продаж в связи с падением интереса к чтению и сильным удорожанием потребительской корзины.

• Проблема пиратства и отсутствие законодательной базы об электронном книгоиздании. Это является серьезной причиной, тормозящей развитие электронных книг, поскольку доля пиратства составляет большую часть рынка.

По оценкам экспертов, прогнозы на ближайшие 10 лет говорят о стагнации либо слабо отрицательных темпах роста. Издательский и книготорговый бизнес станет все более концентрированным, так как глубокое падение сильно ударит по мелким издательствам. Само определение книжной отрасли будет изменено в соответствии с мировым опытом. Художественная литература еще больше уйдет в дешевый электронный формат, специализированная литература будет постепенно перетекать в формат профессиональных онлайн-баз. Печатная книга перейдет в более высокий ценовой сегмент, в том числе в категорию товаров роскоши, вследствие чего доля подарочных изданий существенно вырастет.

С развитием научно-технического прогресса, появлением многофункциональных электронных устройств и изобретением емких носителей информации, над российской книжной отраслью нависла вполне реальная угроза «вымирания». Произведения популярных авторов сегодня уже читают с ридеров, экранов компьютеров или планшетов, и это не может не отражаться на продаже изданий в книжных магазинах. К сожалению, пока это в основном пиратские скачивания, что является основной угрозой для отрасли.

С этим можно бороться, но для этого необходимо прилагать усилия, и желательно, чтобы это были усилия всех участников рынка. Также очень многое зависит от государственного регулирования отрасли. Проблема заключается в несовершенном законодательстве об авторских правах и электронном контенте. Не менее важной будет роль государства, в усовершенствовании законодательства и пропаганде чтения, особенно среди молодежи.

В целом дальнейший рост российской и мировой книжной отрасли будет ознаменован превращением издательств в поставщиков

информации в различных форматах (бумажные и электронные книги, журналы, электронные базы данных и т. п.), а книготорговых компании -в мультифункциональные медиа-центры. Однако, по мнению экспертов, рынок бумажных книг сохранит свою актуальность благодаря традиционной системе образования и воспитания.

С целью более глубокого изучения вопроса было проведено социологическое исследование, в ходе которого были опрошены студенты нашего курса, 75% из которых любят читать и делают это часто. Остальные 25% читают несколько реже.

Однако, по оценкам ведущего издательства «Эксмо», «из интеллигентной нации наша страна постепенно превращается в нацию вэб-серферов: сегодня порядка 46% взрослого населения в России ВООБЩЕ не читают книг, не читающие родители воспитывают не читающих детей... »

На вопрос какую ценность, по вашему мнению, представляет книга, респонденты отвечали следующее:

• духовную, помогает в развитии личности. Ее воздействие на ум и сердце неоценимы;

• позволяет задуматься о жизни;

• любовь к чтению - это символ образованности;

• уход от реальности, новые впечатления, новые знания;

• книга сохраняет какую-то память: зрительную, осязательную, обонятельную;

• информационную;

• запах, шелест, тяжесть;

• развитие воображения, повышение грамотности, расширение кругозора, развитие интеллекта в целом.

В ходе опроса были выделены преимущества и недостатки бумажных изданий. Преимущества:

• книги развивают речь и ум;

• осязание книги, позволяет сохранить твои впечатления заметки на страницах, неповторимые ощущения от прикосновения к страницам;

• основное достоинство - материальность. Если книга красиво оформлена, то получаешь удовольствие не только от прочтения, но и эстетическое удовольствие;

• глаза не так устают, приятнее листочки переворачивать, чем пальцем по экрану водить;

• легче искать необходимый раздел, быстрее листать страницы, удобнее делать пометки;

• лучше для зрения.

Недостатки:

• тяжело носить с собой, особенно толстую классическую или учебную литературу;

• дороговизна качественной полиграфии;

• громоздкая;

• горит.

А также преимущества и недостатки электронной книги. Преимущества:

• легкие, дешевые, удобный поиск информации;

• практичность;

• скачать книгу с интернета дешевле, чем купить в магазине;

• в одной книге более 1000 произведений, что экономит время и деньги.

Недостатки:

• нет эмоциональной связи с книгой, как собеседником;

• не запоминается текст;

• экран дисплея надоедает и батарейки не всегда хватает;

• глаза быстро устаю;

• отсутствие эстетики чтения;

• если ломается, то явно не приклеешь что-то скотчем;

• малая скорость перелистывания страниц;

• ЖК-дисплеи портят зрение.

Из проведенного социологического исследования следует, что на данный период времени предпочтение студентами отдается электронной книге в силу ее практичности и доступности. Однако нельзя выпускать из внимания тот факт, что несмотря на ценовую политику, часто внушительные размеры бумажных изданий, студенты по-прежнему продолжают заходить в книжные магазины и покупать понравившиеся произведения, собирая свои собственные библиотеки. Любовь к книге заложена в нас с детства благодаря традициям и воспитанию. Хоть и рынок книжной индустрии со временем значительно сократится, в России книга всегда будет жить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.