Научная статья на тему 'Рынок керамических стеновых материалов: итоги 2014 и прогноз на 2015 год'

Рынок керамических стеновых материалов: итоги 2014 и прогноз на 2015 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / STATISTICS / РОССТАТ / ROSSTAT / АНАЛИЗ РЫНКА / ANALYSIS OF MARKET / КЕРАМИЧЕСКИЕ СТЕНОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / CERAMIC WALL MATERIALS / КИРПИЧ / BRICK / КРУПНОФОРМАТНЫЕ БЛОКИ / LARGE-SIZE BLOCKS / КЛИНКЕР / CLINKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнов А. А.

Проанализировано состояние рынка керамических стеновых материалов за 2014 г. Вновь отмечено увеличение мощностей отрасли. Показано,что увеличение выпуска продукции сопровождается положительной динамикой роста. Приведена структура керамических стеновых материалов и ее характерные изменения за последние два года. Отмечено, что девальвация рубля в конце 2014 г. положительно сказалась наструктуре экспортно-импортных поставок керамических стеновых материалов. Перечислены негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на спрос. В зависимости от реализованного сценария развития экономики прогнозируется выпуск керамических стеновых материаловв 2015 г. в диапазоне 7,7-8,1 млрд шт. усл. кирпича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ceramic Wall Materials Market: Results of 2014 and Forecast for 2015

The state of the ceramic wall materials market in 2014 is analyzed. The increase in the capacity of the industry is again noted. It is shown that the increase in output is accompanied bypositive dynamics of growth. The structure of ceramic wall materials and its characteristic changes during the last two years are presented. It is notedthat the devaluation of the ruble inthe end of 2014 has a positive impact on the structure of export-import supplies of ceramic wall materials. Negative and positive factors, whichinfluence on the demand, are listed.Depending on the realized scenario of economic development the production of ceramic wall materials in 2015 is predicted within the range of 7.7-8.1milliard pieces of conditional brick.

Текст научной работы на тему «Рынок керамических стеновых материалов: итоги 2014 и прогноз на 2015 год»

УДК 666.3/7:339.13

А.А. СЕМЁНОВ, канд. техн. наук, генеральный директор ([email protected])

ООО «ГС-Эксперт» (125047, Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., 18, оф. 207)

Рынок керамических стеновых материалов: итоги 2014 и прогноз на 2015 год

Проанализировано состояние рынка керамических стеновых материалов за 2014 г. Вновь отмечено увеличение мощностей отрасли. Показано, что увеличение выпуска продукции сопровождается положительной динамикой роста. Приведена структура керамических стеновых материалов и ее характерные изменения за последние два года. Отмечено, что девальвация рубля в конце 2014 г. положительно сказалась на структуре экспортно-импортных поставок керамических стеновых материалов. Перечислены негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на спрос. В зависимости от реализованного сценария развития экономики прогнозируется выпуск керамических стеновых материалов в 2015 г. в диапазоне 7,7-8,1 млрд шт. усл. кирпича.

Ключевые слова: статистика, Росстат, анализ рынка, керамические стеновые материалы, кирпич, крупноформатные блоки, клинкер.

A.A. SEMYONOV, Candidate of Sciences (Engineering), General Manager ([email protected]) "GS-Expert", OOO (18, office 207, the 1st Tverskoy-Yamskoy Lane, 125047, Moscow, Russian Federation)

Ceramic Wall Materials Market: Results of 2014 and Forecast for 2015

The state of the ceramic wall materials market in 2014 is analyzed. The increase in the capacity of the industry is again noted. It is shown that the increase in output is accompanied by positive dynamics of growth. The structure of ceramic wall materials and its characteristic changes during the last two years are presented. It is noted that the devaluation of the ruble in the end of 2014 has a positive impact on the structure of export-import supplies of ceramic wall materials. Negative and positive factors, which influence on the demand, are listed. Depending on the realized scenario of economic development the production of ceramic wall materials in 2015 is predicted within the range of 7.7-8.1 milliard pieces of conditional brick. Keywords: statistics, Rosstat, analysis of market, ceramic wall materials, brick, large-size blocks, clinker.

По данным Росстата, по состоянию на начало 2015 г. мощности действующих российских производителей керамических стеновых материалов (без учета малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) составляли около 9,2 млрд шт. усл. кирпича, причем производственные мощности в размере 390,6 млн шт. усл. кирпича были введены в 2014 г., что почти на 70% больше, чем в 2013 г. [1]. Отметим, что на протяжении последних десяти лет в России наблюдался стабильный ежегодный рост производственных мощностей. За период с 2007 г. суммарные производственные мощности российских заводов увеличились на 73%. При этом, по различным оценкам, средняя загрузка производственных мощностей в 2014 г. составила от 65 до 80%. В отрасли в настоящее время действует более 200 крупных и средних производителей керамических стеновых материалов и несколько сотен малых кирпичных заводов и ИП.

В 2014 г. суммарный объем производства керамических стеновых материалов в стране составил около 8,3 млрд шт. усл. кирпича, в том числе керамических крупноформатных блоков 407 млн шт. усл. кирпича (по данным Росстата). Однако специалисты «ГС-Эксперт» оценивают выпуск крупноформатных блоков в 2014 г. около 830 млн шт. усл. кирпича. Проблема учета данного вида продукции заключается в том, что ряд производителей относит ее к самостоятельной товарной группе 26.40.11.120 «Блоки керамические строительные для обычной кладки — пустотелые или цельные готовые изделия», а другие производители учитывают крупноформатные блоки совместно с выпуском керамического кирпича в товарной группе 26.40.11.110 «Кирпич керамический неогнеупорный строительный». Некоторые производители вообще не учитывают товарный выпуск данной продукции.

Как видно из представленных на рис. 1 данных, по итогам 2014 г. темпы роста объемов производства керамических стеновых материалов в стране несколько увеличились по сравнению с 2013 г. При этом с учетом данных по малым предприятиям (статистика подводится во

втором полугодии), по нашим предварительным оценкам, рост объемов производства керамических стеновых материалов в 2014 г. составил около 3,5%.

В данных официальной статистики за январь—февраль текущего года зафиксирован рост объемов производства на 4,4% к аналогичному периоду предыдущего года.

Если сопоставить темпы роста производства керамических стеновых материалов с другими штучными стеновыми материалами, то можно отметить, что в последние годы они существенно ниже, чем силикатных стеновых материалов и блоков из автоклавного ячеистого бетона [2, 3]. При этом по итогам 2014 г. объем производства керамических стеновых материалов в России примерно в 1,5 раза превысил уровень докризисного 2007 г., в то время как производство силикатных стеновых материалов все еще на четверть ниже уровня 2007 г. Лидером по темпам роста производства являются блоки из ячеистого бетона, выпуск которых уже в 2,4 раза превышает уровень 2007 г. (см. таблицу).

■ Темпы роста, %

Рис. 1. Динамика производства керамических стеновых материалов за период 2007 - февраль 2015 г. Источник: Росстат, данные предприятий, оценка «ГС-Эксперт»

h] ®

научно-технический и производственный журнал

апрель 2015

3

Керамические строительные материалы

Темпы роста производства штучных стеновых материалов

Темпы роста производства, % к предыдущему году

Керамический кирпич и блоки Силикатный кирпич и блоки Блоки из ячеистого бетона (автоклавный газобетон, газосиликат)

2012 г. + 13 + 14 +28

2013 г. +2 +5 + 14

2014 г. +3 +9 + 15

Январь - февраль 2015 г. +4 + 19 +34

Объем производства в 2014 г. в % от уровня 2007 г. +47 -24 +237

Источник: Росстат, НААГ, оценка «ГС-Эксперт».

По итогам 2014 г. десять отечественных производителей кирпича преодолели рубеж выпуска 100 млн шт. усл. кирпича. Лидером по объемам выпуска стеновых керамических материалов среди российских предприятий на протяжении последних лет стабильно оставалось ООО «Винербергер Кирпич». Два завода компании, расположенные во Владимирской обл. и Республике Татарстан, в 2014 г. произвели более 320 млн шт. усл. кирпича, улучшив производственные показатели на 13%. Однако по итогам 2014 г. компания уступила первое место объединению «ЛСР-Стеновые». Суммарный объем выпуска керамических стеновых материалов четырьмя заводами компании, расположенными в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, увеличился по итогам 2014 г. более чем на 19% и превысил 340 млн шт. усл. кирпича.

За последние три года товарная структура производства претерпела некоторые изменения [4—6]. Можно отметить устойчивый рост доли выпуска крупноформатных стеновых керамических блоков и лицевого пустотелого кирпича на фоне сокращения доли производства рядового кирпича и стенового камня (рис. 2). При этом наиболее быстро растущим сегментом являются керамические крупноформатные стеновые блоки.

Возможности производить крупноформатные керамические стеновые блоки в настоящее время имеются не менее чем у 16 предприятий отрасли. Наибольшая доля выпуска блоков в структуре производства керамических стеновых материалов характерна для предприятий ООО «Винербергер Кирпич». По данным компании, она составляет в последние годы от 80 до 94%. Также значительная доля выпуска крупноформатных блоков (более 40% от общего объема производства керамических стеновых материалов) отмечена у ОАО «Славянский кирпич» (Краснодарский край), ООО «ЛСР-Стеновые» (Ленинградская обл.), ООО «КЗ «Браер» (Тульская обл.), ООО «Пятый эле-

мент» (Калининградская обл.), ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов» (Самарская обл.).

Рассматривая состояние внешнеторговых операций, можно отметить, что в последние годы наблюдается существенное преобладание объемов импорта керамических стеновых материалов над объемами экспорта этой продукции.

Однако по итогам 2014 г. впервые с 2009 г. отмечено снижение объемов импорта керамического кирпича. По сравнению с 2013 г. в Россию было ввезено на 18% меньше этой продукции. Во многом снижению импорта способствовала девальвация рубля (весной и в ноябре-декабре 2014 г.), сделавшая импортную продукцию существенно менее конкурентоспособной на российском рынке.

В 2014 г. поставки керамического кирпича в Россию осуществлялись из 27 стран мира. Безусловным лидером по объемам поставок керамического кирпича на российский рынок в последние годы стабильно остается Республика Беларусь. По итогам 2014 г. на долю поставок из этой страны пришлось около 69% от общего объема импорта.

Объемы экспорта керамического кирпича и блоков российскими компаниями, как уже отмечалось, были существенно ниже объемов импорта данной продукции. При этом необходимо отметить, что доля зарубежных поставок в последние семь лет не превышала 1% от общего объема производства керамического кирпича в России. Таким образом, экспортные поставки не оказывали существенного влияния на состояние российского рынка этой продукции.

Поставки российского керамического кирпича осуществляются в ограниченное число стран, преимущественно в страны СНГ. Лидером по объемам поставок является Казахстан, куда в 2014 г. было поставлено свыше 12 млн шт. усл. кирпича, что составило порядка 90% от общего объема российского экспорта этой продукции.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

15% 14%

19% 20%

3% 3% I I I

□ 2012 □ 2014 ё

!

э £

§

7% 6% 8% 10% О Ш сс о

1, 1% 1% с 2

V

л

А®

О'

хГ 4«

Рис. 2. Товарная структура производства керамических стеновых материалов. Источник: оценка «ГС-Эксперт»

400

300

200

100

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 3. Динамика внешнеторговых операций с керамическими стеновыми материалами в 2008-2014 гг., млн шт. усл. кирпича. Источник: оценка «ГС-Эксперт» на основе данных ФТС РФ, Белстата и КТК МФ РК

%

0

научно-технический и производственный журнал J\^)г\*^\~

апрель 2015 М *

По итогам 2014 г. потребление керамического кирпича в России оценивается в 8,5 млрд шт. усл. кирпича, что на 3,9% превышает уровень 2013 г. При этом следует отметить, что за прошедший год складские запасы производителей выросли на 6% и превысили 1 млрд шт. усл. кирпича по состоянию на 31.12.2014 г. Доля импортной продукции на российском рынке в 2014 г. снизилась до 3%.

В 2015 г. спрос на керамические стеновые материалы в России будет удовлетворяться преимущественно отечественными производителями, а доля импортной продукции на российском рынке не превысит 2%. При этом в текущем году мы прогнозируем существенное сокращение объемов ввоза этой продукции как из европейских стран, так и из Белоруссии. К основным негативным факторам, которые будут влиять на развитие отечественного рынка керамических стеновых материалов, можно отнести следующие:

• общее снижение объемов строительных работ в текущем году;

• дальнейшее усиление конкуренции с продуктами-заменителями;

• снижение доли применения керамического кирпича в качестве конструкционного стенового материала;

• рост тарифов естественных монополий;

• высокая стоимость кредитов.

В то же время отмеченные ниже факторы будут оказывать безусловное положительное влияние на развитие отрасли:

• импортозамещение;

• рост объемов применения керамических стеновых материалов в каркасно-монолитном и монолитном домостроении;

• устойчивый спрос на качественный облицовочный керамический кирпич;

• рост объемов применения клинкера.

Таким образом, по оценкам специалистов «ГС-Эксперт», из-за общего негативного состояния российской экономики и прогнозируемого сокращения объемов жилищного строительства объемы производства и потребления керамических стеновых материалов в 2015 г. сократятся впервые с 2009 г. При условно благоприятном [7] развитии экономической ситуации в стране в 2015 г. потребление керамических стеновых материалов снизится на 4—6%, до 8—8,1 млрд шт. усл. кирпича. При реализации пессимистического сценария объем потребления данной продукции не превысит 7,7 млрд шт. усл. кирпича (-8—10% к уровню 2014 г.). При этом темпы снижения объемов производства будут существенно ниже благодаря импортозамещению и при реализации оптимистического сценария сохранятся на уровне 2014 г.

Список литературы

1. Семёнов А.А. Состояние российского рынка керамических стеновых материалов // Строительные материалы. 2014. № 8. С. 9-12.

2. Сомов Н.В. Проблемы развития российской силикатной промышленности // Строительные материалы. 2013. № 3. С. 48-49.

3. Вишневский А.А., Гринфельд Г.И., Куликова Н.О. Анализ рынка автоклавного газобетона России // Строительные материалы. 2013. № 7. С. 40-44.

4. Бегоулев С.А. Факторы развития в условиях кризиса на примере кирпичного объединения «Победа ЛСР» // Строительные материалы. 2009. № 4. С. 12-13.

5. Ананьев А.И., Лобов О.И. Керамический кирпич и его место в современном строительстве // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 10. С. 62-65.

6. Гаврилов А.В., Гринфельд Г.И. Краткий обзор истории, состояния и перспектив рынка клинкерного кирпича в России // Строительные материалы. 2013. № 4. С. 20-22.

7. Баранов А.О., Павлов В.Н., Тагаева Т.О. Тревожные перспективы: прогноз развития экономики России на 2015-2017 гг. // ЭКО. 2014. № 12. С. 15-35.

References

1. Semyonov A.A. The State of the Russian Market of Ceramic Wall Materials. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2014. No. 8, pp. 9-12.

2. Somov N.V. Problems of Development of Russian Silicate Industry. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2013. No. 3, pp. 48-49.

3. Vishnevsky A.A., Grinfeld G.I., Kulikova N.O. Analysis of Autoclaved Aerated Concrete Market of Russia. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2013. No. 7, pp. 40-44.

4. Begoulev S.A. Development of Production under Crisis Conditions, the Brick Union «Pobeda LSP» as an Example. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2009. No. 4, pp. 12-13.

5. Ananev A.I., Lobov O.I. Ceramic brick and its place in the construction of modern buildings. Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitelstvo. 2014. No. 10, pp. 62-64.

6. Gavrilov A.V., Grinfeld G.I. A Brief Review of History, Conditions and Prospects of Clinker Brick Market in Russia. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2013. No. 4, pp. 20-22.

7. Baranov A.O., Pavlov V.N., Tagaeva T.O. Troubling Prospects: Forecast of the Russian Economy Development for the Period 2015-2017. ECO. 2014. No. 12, pp. 15-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Lags-expert

исследования рынков минерального сырья и стройматериалов

Специализируется на проведении маркетинговых исследований и мониторинге рынков в области строительных материалов и минерального сырья в России и ряде стран СНГ.

Осуществляет постоянный мониторинг и всесторонний анализ текущей ситуации и основных тенденций на рынках исследуемой продукции, включая анализ данных о ее производстве и потреблении, экспортно-импортных поставках, сырьевой базе, состоянии ведущих участников рынка, а также законодательства, касающегося этих отраслей.

Предлагаем готовые аналитические обзоры рынков, проведение исследований по вашим индивидуальным заказам, а также услуги по мониторингу цен и объемов поставок продукции (внутренние поставки и анализ ВЭД) на ежемесячной или ежеквартальной основе.

Выполнены работы:

• по минеральному сырью: гипсовому камню, полевому шпату, различным видам глин, стекольным и формовочным пескам, карбонатным породам (доломиту, мелу, известняку), кварцу, бентониту, волластониту, диатомиту и др.;

• по строительным материалам: цементу, извести, гипсу, листовому стеклу, щебню, гравию, теплоизоляционным и кровельным материалам, архитектурному профилю из алюминиевых сплавов и ПВХ, кирпичу, ячеистому бетону и др.

125047, Москва, 1-й Тверской-Ямской пер., д. 18, оф. 230 Тел:(499) 250-48-74, (916) 507-83-77 Факс: (499) 250-48-74 www.gs-expert.ru E-mail: [email protected]

rj научно-технический и производственный журнал

M ® апрель 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.