Научная статья на тему 'Рынок информационно-консультационных услуг в АПК Иркутской области: сегодня и в перспективе'

Рынок информационно-консультационных услуг в АПК Иркутской области: сегодня и в перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / REGIONAL ECONOMICS / FARMING / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луговнина Виктория Владимировна

Проанализирован рынок информационно-консультационных услуг в АПК Иркутской области. Сформулированы предложения по развитию аграрной информационно-консультационной деятельности на рынке услуг региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and consulting services in the agroindustrial complex of Irkutsk region: today and in perspective

Information and consulting services market in the agro-industrial complex of Irkutsk Oblast is analyzed. Suggestions are made for further development of farming information and consulting services on the regional services market.

Текст научной работы на тему «Рынок информационно-консультационных услуг в АПК Иркутской области: сегодня и в перспективе»

B.B. ЛУГОВНИНА

Традиционно планировщики, сознательно или нет, абстрагируются от многомерности понятия «город» для облегчения процесса планирования. Однако сложность ситуации, в которой в настоящее время находится большинство городов России, и неясность перспектив заставляют задуматься о возможных альтернативах используемым в настоящее время подходам.

Глобальный рынок территорий, открытый для всех желающих, но при этом насыщенный, является одним из самых жестко конкурентных. Лидирующих позиций на этом рынке добиваются десятилетиями и даже столетиями. Хотя, умело используя сегментацию рынка и новые тенденции мирохозяйственного развития, новые участники могут выдерживать конкуренцию и занимать выгодную нишу.

Для ХХ в. характерно преобладание точки зрения, что неконтролируемый рост больших городов затруднит устойчивое развитие. Многие из тех, кто занимается проблемами охраны окружающей среды, опасаются такого сценария. Однако имеются сторонники и другой точки зрения, согласно которой города необходимы для повышения уровня национального экономического и социального благосостояния и это повышение в свою очередь ведет к улучшению ситуации в сфере охраны окружающей среды.

«Сказки» о городском преуспевании и «огни большого города» привлекают в города слишком много людей, что создает нагрузку большую, чем города могут выдержать. Это вызывает значительный рост безработицы в городах, а также расширение неформального сектора, в котором условия труда хуже, чем в формальном, охрана здоровья и бе-

зопасность труда не обеспечиваются, риск выше, а доходы ниже. Но, несмотря на эти проблемы, города играют главную роль в национальной и глобальной экономике и политике. Большие города, в частности, вносят существенный вклад в общую экономическую производительность нации, служат центрами торговли, коммерции, промышленности и культуры. Города являются двигателями роста национальной экономики вследствие приращения добавленной стоимости к продукции сельского хозяйства, обслуживания региональных рынков и привлечения иностранных инвестиций. По оценкам Всемирного банка, города производят 65-80% ВВП развивающихся стран. Они играют особую роль в экономике страны — роль экономических «локомотивов» развития, являются ресурсами развития своих наций3.

Российская практика управления территориями настоятельно требует проведения новых исследований в сфере изучения конкурентоспособности территорий, прежде всего городов. Для ответа на вызовы новых явлений и процессов во внешнем окружении территориальные управленцы нуждаются в новом теоретическом и практическом инструментарии.

Примечания

1 Конкуренция регионов в условиях глобализации: (по материалам института «Евроград») // http:// www.glazychev.ru / projects/2004_ProstRazv/2004_ DocladProstRazv_vstavka_01.htm.

2 Кастельс М. Глобальный капитализм и Россия // http://www.archipelag.ru/geoeconomics/ soobshestva/power-identity/capitalism/.

3 Auclair Ch. Taking the pulse of cities // Urban age. 1998. № 22.

В.В. ЛУГОВНИНА

старший преподаватель Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

РЫНОК ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ В АПК ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: СЕГОДНЯ И В ПЕРСПЕКТИВЕ

В современных условиях степень развития предложение и, соответственно, производи-

рынка услуг является одним из важнейших телей услуг и их потребителей. критериев конкурентоспособности страны. Несмотря на то что рынок услуг доста-

Рынок услуг выступает как система, увязы- точно древнее явление, в своем развитом

вающая между собой спрос на услуги и их виде он возник совсем недавно. Под рын-

© В.В. Луговнина, 2007

ком услуг подразумевают совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг1.

В укрупненной структуре рынка услуг одно из важнейших мест принадлежит рынку услуг в области управления, который в свою очередь является составляющей рынка услуг в сфере управления, регулирования и обмена. Сегодня пристальное внимание к проблемам управления как никогда значимо, поскольку оно выступает важнейшим фактором, создающим условия для эффективного развития производства.

По мнению большинства ученых, с которыми согласен и автор, одна из положительных тенденций развития сферы услуг заключается в создании современного спектра услуг, в том числе информационных и консультационных.

Исследуемая тема приобретает большую актуальность, так как она связана с изучением современного спектра услуг. Применительно к данной теме последний представлен информационно-консультационной деятельностью в агропромышленном комплексе, которую осуществляют информационно-консультационные службы (далее — ИКС) АПК России.

Мировой опыт функционирования ИКС показывает высокую эффективность их деятельности как для интенсификации сельскохозяйственного производства, так и для устойчивого развития сельской местности в целом. Однако процесс создания ИКС в России осложняется рядом факторов. Важнейшими из них являются:

- недостаточная разработанность законодательной базы;

- отсутствие целенаправленной политики государства по поддержке консультационных служб;

- недостаток соответствующим образом подготовленных кадров всех категорий на всех уровнях.

Несмотря на все сложности, ИКС уже созданы практически во всех субъектах Российской Федерации, где имеется достаточно развитое сельское хозяйство.

Заметным этапом в развитии отечественной ИКС стал Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйс-

тве (АРИС), реализованный за счет кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26 регионах страны ИКС способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформ, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования. Этот проект коснулся и Иркутской области. Определенную роль сыграли также проекты, осуществленные при поддержке международных организаций и фондов (такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях).

Многие службы организуются по инициативе отдельных людей, убежденных в необходимости развития информационно-консультационной деятельности. Ярким примером создания такой службы является информационно-консультационный центр (далее — ИКЦ) в г. Иркутске. Важнейшее условие эффективной деятельности этого центра — наличие профессиональных кадров.

Основной задачей центра является формирование конкурентоспособного аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений и более эффективном ведении своего хозяйства. Эта задача реализуется согласно приоритетному направлению — оказание информационно-консультационных услуг сельским товаропроизводителям.

Создание ИКЦ было вызвано тем, что сельхозтоваропроизводители зачастую не имели необходимых знаний и опыта, нуждались в специальных консультациях, обучении. Причем потребность в пополнении знаний по ведению производства возрастает по мере обострения конкуренции. Проводимые социально-экономические преобразования в АПК способствовали существенному изменению типа отечественного сельхозтоваропроизводителя. У него появились тяга к новым идеям, стремление стать рыноч-ноориентированным. Однако увеличение потока информации привело к тому, что самостоятельно сельхозтоваропроизводители уже были не в состоянии обработать этот поток и у них возникла необходимость

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

В.В. ЛУГОВНИНА

в советах опытных специалистов — квалифицированных консультантов, т.е. распространителей передового опыта, знаний по организации производства и управления, а также в области инновационных разработок и т.д. Возрастание интереса к ИКЦ наблюдается не только у субъектов АПК, в не меньшей степени в работе центра заинтересованы и органы управления АПК всех уровней. Через ИКЦ они реализуют аграрную политику и обеспечивают научно-технический прогресс в отрасли путем внедрения в производство достижений науки, техники и передового опыта.

Анализ сложившейся в регионе ситуации (какие специалисты остались работать в хозяйствах и сколько их, каковы уровень их образования, жилищные условия, оплата труда, а также материально-техническая база хозяйств, существует ли возможность повышения квалификации и т.д.) не внушает оптимизма в отношении молодых, грамотных специалистов, поскольку в большинстве случаев они в таких условиях работать не будут. В этой ситуации единственным выходом остается привлечение в хозяйства специалистов извне. В частности, их можно найти в региональном ИКЦ.

Сказанное ранее и определило актуальность данного исследования, связанного с развитием информационно-консультационной деятельности в АПК региона.

Иркутский ИКЦ постоянно стремится к расширению перечня услуг, оказываемых товаропроизводителям АПК. Статистика развития рынка информационно-консультационных услуг показывает, что за период деятельности центра (с 2003 по 2007 г.) количество хозяйств, пользующихся его услугами, увеличилось в 26,6 раза, а стоимость предоставленных им услуг — в 3,9 раза. В 2,1 раза выросло и число хозяйств, пожелавших работать с ИКЦ на постоянной основе. Стоит отметить, что вызвано это возрастающим с каждым годом авторитетом центра и, соответственно, повышающимся качеством предлагаемых услуг. Расширению рынка услуг способствует также и организационная модель построения ИКЦ — в форме коммерческого предприятия, что, по мнению автора, обусловливает высокую мотивацию к максимальному удовлетворению потреб-

ностей сельхозтоваропроизводителей в качественных услугах.

Тесный контакт автора с консультантами и руководством центра, частое подключение к проектам, внедряемым этой организацией, позволяют ему внести следующие предложения по дальнейшему развитию аграрной информационно-консультационной деятельности на рынке услуг региона:

1. На наш взгляд, назрела острая необходимость построения трехуровневой организационной структуры ИКЦ: областное ООО «ИКЦ»-районные филиалы (дочерние 000)-сельские (поселенческие) представители.

2. Поскольку большинство товаропроизводителей не готовы оплачивать предоставляемые комплексные услуги ИКЦ из-за, как правило, неудовлетворительного финансового положения (а именно такие организации, крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства нуждаются в услугах консультантов), то важно привлечь к этому процессу областную и местные администрации. В прорабатываемой Минсельхозом России программе развития АПК до 2012 г. целесообразно рекомендовать местным бюджетам компенсировать до 70% стоимости информационных и до 50% стоимости консультационных услуг. Дифференциацию процентов можно сделать зависимой от периодичности услуг (разовые — минимальный процент, на постоянной основе — максимальный), что будет стимулировать сельхозтоваропроизводителей к долговременным связям со специалистами и в конечном итоге приведет к улучшению положения в хозяйствах.

3. Назрела необходимость объединения кредитных кооперативов с ИКЦ, поскольку специалисты ИКЦ владеют информацией по всем товаропроизводителям и эта информация также необходима кооперативам в качестве гарантии при выделении кредитов. При объединении двух структур сокращаются непроизводительные издержки и потери времени на передачу информации, повышается ответственность консультантов за оказываемые услуги.

4. Как вариант, в создании и функционировании районных филиалов ИКЦ может участвовать и Россельхозбанк РФ. Такие предложения руководству Иркутской об-

Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)

ласти им высказывались, и мотивом был интерес, описанный в предыдущем пункте: банку также нужна качественная информация по кредитозаемщикам, которой владеют консультанты ИКЦ.

Сегодня рынок информационно-консультационных услуг в АПК, по нашим расчетам, заполнен на 10-15% и реально конкуренцию ООО «ИКЦ» не готово составить ни одно из

научных или учебных заведений отрасли. Еще и по этой причине участие государства в развитии данной структуры как монополиста, на наш взгляд, закономерно и необходимо.

Примечание

1 Бурменко Т.Д., Даниленко H.H., Туренко Т.А. Экономика сферы услуг: учеб. пособие. Иркутск, 2005. С. 134.

Е.Ю. КЕНЗИНА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ СТОИМОСТНООРИЕНТИРОВАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

В последние несколько лет на российском рынке наблюдается повышенный интерес инвесторов к сектору коммерческой недвижимости. С точки зрения инвестиционных приоритетов инвесторов в коммерческую недвижимость можно классифицировать следующим образом:

- финансовые инвесторы, рассматривающие объект инвестиций с позиции роста стоимости недвижимости;

- прямые инвесторы, целью которых является приобретение непосредственно объекта;

- стратегические инвесторы, рассматривающие объект инвестиций в качестве актива, позволяющего получать дополнительные возможности для развития основного бизнеса.

Сейчас, в связи с тем что российский рынок открыл инвесторам пути получения сверхприбылей, на нем наблюдается бурный рост количества финансовых и стратегических инвесторов.

Финансовые и стратегические инвесторы различаются стратегиями инвестирования, в основе которых лежат разные цели и интересы (табл. 1).

Особенность стоимостноориентирован-ной стратегии в российских условиях заключается в том, что она под влиянием различных экономических и политических факторов становится спекулятивной стратегией (рис. 1). Спекулятивность достигается за счет падения ставок капитализации. То есть основная цель стоимостноориенти-рованных инвесторов — приобретение недвижимости по существующей ставке капитализации (10-12%) с последующей ее перепродажей через несколько лет с более низкой доходностью (6-8%). Такая стратегия позволит инвесторам получить доход более 50%.

Финансовые инвесторы могут выходить как на первичный, так и на вторичный рынок коммерческой недвижимости (рис. 2).

Девелоперы и девелоперские структуры ФПГ являются единственными инвесторами, создающими объект недвижимости. Достижение задачи максимизации стоимости объекта зависит от того, насколько правильно девелопер выстроит весь процесс реализации девелоперского проекта.

Таблица 1

Сравнительная характеристика стратегий инвестирования

Стратегия Стоимостноориентированная Доходноориентированная

Инвесторы Финансовые Стратегические

Вид дохода От продажи объекта От эксплуатации объекта

Основной критерий, используемый Ликвидность Доходность

при выборе стратегии

Основной показатель инвестицион- Максимальная стоимость объекта Максимальный доход от эксплуа-

ного проекта недвижимости тации

© ЕЮ. Кензина, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.