СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЫНОК И НРАВСТВЕННОСТЬ Эргашев У.А.1, Уринбаева М.С.2, Умурзаков А.М.3 Em ail: [email protected]
'Эргашев Улугбек Адхамович — преподаватель;
2Уринбаева Мафтуна Садиковна — старший преподаватель; 3Умурзаков Ахмаджон Махамадович — преподаватель, кафедра общественных наук, факультет механики - машиностроения, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается такая актуальная проблема переходной экономики, как вопрос нравственности. В трудные периоды истории, когда явно появляется проблема выживания для многих, вопрос о нравственности отходит на второй план, ведь рынок заставляет человека действовать, трудиться не жалея себя. Главными основами богатствами, наряду с природными условиями, являются своеобразие народа, его умелость, ловкость, предприимчивость и трудолюбие. Даже при суровых условиях жизни и ограниченности ресурсов, благодаря старанию, таланту, знаниям и надлежащей организации, эти народы могут достичь более высокого уровня развития по сравнению с народами, которым природа дала изобилие ресурсов. Когда сравнивают идеологию стран с переходной экономикой с идеологией стран Запада, рассматривая вопросы нравственности, упор делается на так называемую массовую культуру, где основное внимание обращают на нормы поведения, одежду, моду, развязность, взаимоотношение молодого и старшего поколения. Рыночные отношения меняют стереотипы мышления, поведение людей и саму культуру взаимоотношений. Встает вопрос профессионализма и нравственности.
Ключевые слова: актуальная проблема, переходная экономика, основы богатства, нравственный, материальный, интерес, ресурсы, поведение.
MARKET AND MORALITY Ergashev UA.1, Urinbaeva M.S.2, Umurzakov AM.3
'Ergashev Ulugbek Adkhamovich — Teacher;
2UrinbaevaMaftuna Sadikovna — Senior Teacher;
3Umurzakov Akhmadjohn Makhamadovich - Teacher, SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT, MECHANICS - MACHINE BUILDING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion considers such an actual problem of the transitional economy as an issue of morality. During difficult periods of the history, when the problem of the survival for people obviously appears, an issue of morality stands in the background, because the market economy causes the person to work without a pity. The main wealth as well as natural resources are unique features of the nation, its skillfulness, knack, enterprise abilities and hardwork. Even in difficult conditions of the life and limit of natural resources owing to efforts and talent, knowledge and appropriate organizing, these nations can achieve higher level of the development in comparison with other nations, which received variety of resources from the nature. When ideology of the country is compared with the transitional economy and ideology of the western countries, we consider the issues of morality, mass culture is discussed where the attention is given to norms of conduct, clothes, fashion, relationship between young and older generation. Market economic relations change stereotypes of thinking, conduct of people and the culture of mutual relations. The issues of professionalism and morality have raised.
Keywords: аctual problem, transitional economy, basis of the wealth, moral, tangible, interest, resources, conduct.
Отец экономики Адам Смит известен как автор книги о богатстве народов. В течение 10 лет он проделал огромную работу в деле изучения экономики. Он хотел понять, почему одни люди богаты, а другие едва сводят концы с концами. Почему одни государства богаты, а другие бедны? Он нашел закономерность человеческого поведения, в основе, которого лежит экономический эгоизм. Думая о собственном благе, думая о своём обогащении, действуя в
своих корыстных интересах любой человек, сам того не подозревая приносит пользу остальным людям, особенно предприниматель. В условиях ограниченности ресурсов, он хочет сделать нечто с минимальными издержками и, не теряя при этом качество производимых товаров или услуг, он еще получает прибыль. При этом он пополняет общество товарами и услугами, способствует, увеличению богатства, изобилию и его прогрессу.
Главными основами богатствами наряду с природными условиями является своеобразие народа, его умелость, ловкость, предприимчивость и трудолюбие. Даже при суровых условиях жизни и ограниченности ресурсов, благодаря старанию, таланту, знаниям и надлежащей организации, эти народы могут достичь более высокого уровня развития по сравнению с народами, которым природа дала изобилие ресурсов.
Когда на смену времен рыцарства пришло время предпринимателей в обществе начались меняться нравы. Все начало продаваться и покупаться. Даже семейные отношения начали приобретать рыночный характер. Дифференциация общества по уровню доходов привела к расслоению общества. Во всех взаимоотношениях на первое место начал выходить жесткий расчет, выгода, материальный интерес. Нравственные интересы начали уступать место материальным. Именно это обстоятельство заставило задуматься о смысле многих нравственных вопросов [1].
Переход к рыночной экономике на передний план поставил вопросы нравственности. Особенно в период первоначального накопления капитала, который у европейских народов происходил в 18-19 веках, в странах переходного периода занял лишь несколько десятков лет. Передел собственности, разгосударствление и приватизация привели к уменьшению собственности государства, к классовому расслоению общества, к снижению социальной защищенности и к падению нравственности в обществе.
Изменение политической и экономической структуры общества привели к тому, что государство, гарантировавшее в прошлом своим гражданам буквально все от работы до обеспечения пенсией на старости лет, хотя и не «высшей пробы», вынуждено больше заниматься «собственными» проблемами, то есть становлением и созданием принципиально новых институтов власти, адаптированных запросам рыночной экономики.
Перемены настолько стремительны, что не всегда можно дать им строгую научную оценку. Ученые обществоведы, отказавшись от идеологии прошлого, начали разрабатывать идеологию рыночной экономики. Но отказ от прошлых жизненных ценностей и установок носит двоякий характер. Одни специалисты пытаются максимально раскрыть преимущества и положительные моменты новых ценностей. Другие пытаются примирить вчерашний и сегодняшний день.
Когда сравнивают идеологию стран с переходной экономикой, с идеологией стран запада, рассматривая вопросы нравственности, упор делается на так называемую массовую культуру. Где основное внимание обращают на нормы поведения, одежду, моду, развязность, взаимоотношение молодого и старшего поколения. Рыночные отношения меняют стереотипы мышления поведение людей и саму культуру взаимоотношений. Встает вопрос профессионализма и нравственности [2].
Становление новых рыночных отношений не исключает, а наоборот усиливает вопрос подготовки высококлассных специалистов. Подготовка требует таких знаний и умений, которые приобретаются в процессе многолетнего образования, длительного специального обучения, которые предполагают от обучаемого прежде всего делать упор на их умственное, физическое, психологическое развитие и значительно меньше - нравственное совершенствование. Результатом является высокий функционализм работников, который не зависит от его моральных добродетелей в широком смысле слова.
Мировой опыт показывает, что большинство новых индустриальных стран пришли к высоким результатам в развитии своей экономики благодаря высокой нравственности лидеров, руководителей и идеологии направленной на построения гуманных рыночных отношений в основе которой лежит взаимопонимание и уважение власти и граждан. От сильного государства к гражданскому обществу. Это означает, что путь к этому лежит через правовую культуру. Равенства всех перед законом, уважение человеческих прав и свобод [3].
Список литературы / References
1. Трудный поворот к рынку. Под ред. Л.И. Абалкина. М. Экономика, 1990. С. 56-58.
2. Смит А. Теория нравственных чувств. М. Экономика, 2008. С. 62-67.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. Экономика, 2008.
С. 10-15.