Научная статья на тему 'РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ'

РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / финансирование модернизации и инноваций / государственная собственность / либеральный рынок / государственное управление / национальные цели / планово-распределительная экономика / отчуждение результатов труда / субсидии / профицит / импортозамещение / единство структуры целей / личная заинтересованность / конкурентные преимущества / investments / financing of modernization and innovation / state ownership / liberal market / public administration / national goals / planning and distribution economy / alienation of labor results / subsidies / surplus / import substitution / unity of purpose structure / personal interest / competitive advantages
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ»

Чернов В.А.

д.э.н., профессор, Нижегородский государственный университет

chernovva@rambler.ru

РЫНОК И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПРИОРИТЕТЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: инвестиции; финансирование модернизации и инноваций; государственная собственность; либеральный рынок; государственное управление; национальные цели, планово-распределительная экономика, отчуждение результатов труда, субсидии, профицит, импортозамещение, единство структуры целей, личная заинтересованность, конкурентные преимущества.

Keywords: investments; financing of modernization and innovation; state ownership; liberal market; public administration; national goals, planning and distribution economy, alienation of labor results, subsidies, surplus, import substitution, unity of purpose structure, personal interest, competitive advantages.

На пути к достижению национальных целей развития Российской Федерации по Единому плану до 2030 года1 экономическая политика и экономика России подвергается существенным изменениям. Многие идеологические и политические установки сторонников либеральной экономики оказались отвергнуты временем. Попытки, предпринимаемые с начала 90-х годов прошлого века, построить либеральный рынок, нерегулируемый государством, оказались безуспешными. Для подъема сельского хозяйства и несырьевого сектора промышленности потребовалось участие государства, методы которого весьма разнообразны. Эти методы и подходы раскрыты в многочисленных научных трудах и аргументированы эмпирически2. Начало активной фазы участия российского правительства в регулировании экономики следует отнести к периоду после дефолта 1998 г.3

Усилия государства в экономике направлены на увеличение инновационных производств в обрабатывающих отраслях. Мы видим, что темпы роста отгрузок обрабатывающих производств в 2018-2020 годах опережают темпы роста отгрузок добытых полезных ископаемых (табл. 1), и доля добычи относительно обработки сокращается. В 2021 г. достигнут наивысший рост несырьевого сектора за 4 года по отгрузкам (125,91%). Но при этом рост отгрузок от добычи существенно превзошел рост отгрузок обработки и тоже достиг наивысшего значения (161,5%). Отмечен существенный прирост соотношения отгрузок добывающих и обрабатывающих производств (37,47%), что не позволяет сократить зависимость российской экономики от топливно-сырьевого экспорта. Удельный вес отгрузок добытых полезных ископаемых остается высоким и колеблется от 22,61 до 28,97% за этот период.

1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. - https://www.economy.gov.ru/material/file/ ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

2

Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С. Совершенствование государственной поддержки обрабатывающей промышленности с учетом влияния различных факторов // Экономика. Налоги. Право. 2020.- № 6. - С. 77-85. DOI: 10.26794/1999-849x-2020-13-6-77-85; Аветисян А.Г. Инвестиционная привлекательность страны: анализ основных факторов // Финансы: теорияи практика. 2020. - № 4. -С. 58-74. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-4-58-74; Букина И.С., Смирнов А.И. Направления налоговой политики России и возможность снижения налоговой нагрузки на отечественных производителей, ориентированных на внутренний рынок // Финансы: теория и практика. 2020. - № 4. - С. 104-119. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-4-104-119; Буклемишев О. Ручные инвестиции: как в Кремле пытаются подстегнуть экономический рост // Forbes. 16.03.2021. - https://www.forbes.ru/biznes/423475-ruchnye-investicii-kak-v-kremle-pytayutsya-podstegnut-ekonomicheskiy-rost; Вылкова Е.С. Инструменты налоговой политики по борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций // Экономика. Налоги. Право. 2020. - № 3. - С. 136-143. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-136-143; Зайцев Ю.К. Меры денежно-кредитной и фискальной политики в период экономического кризиса COVID-19 в России // Финансы: теория и практика. 2020,. - № 6. - С. 6-18. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-6-6-18; Какие льготы Минфин предложил бизнесу за инвестиции по плану Белоусова // РБК. План Белоусова. 2018. - 29 августа. - https://www.rbc.ru/business/29/08/2018/5b8688879a 79478bf2208112; Карпова В.В., Тищенко В.Ф., Остапенко В.Н., Иванов Ю.Б. Фискальные антикризисные меры в Европейском Союзе в условиях распространения COVID-19: оценки влияния на ВВП // Journal of Tax Reform. 2020. - Т. 6, № 3. - С. 225-243. -DOI: 10.15826/jtr.2020.6.3.083; Погорлецкий А.И., Зольнер Ф. Пандемии и налоговые инновации: чему нас учит история? // Journal of Tax Reform. 2020. - Т. 6, № 3. - С. 270-297. - DOI: 10.15826/jtr.2020.6.3.086; Сапир Е.В., Карачев И.А. Вызовы новой инвестиционной политики: защита и поощрение капиталовложений // Финансы: теория и практика. 2020. - № 3. - С. 118-131. DOI: 10.26794/2587-5671-2020-24-3-118-131

Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998-2002. - М..: Дело, 2003 - 832 с.

Таблица 1

Динамика прироста отгрузок добывающих и перерабатывающих производств1

Показатели Годы

2018 2019 2020 2021

Объем отгруженных товаров собственного производства, миллиардов рублей в том числе: добыча полезных ископаемых, миллиардов рублей 62 794 18 194 65 760 18 324 64 630 14 612 86 576 23 598

в проц. к предыдущему году 130,74 100,71 79,74 161,5

обрабатывающие производства 44 600 47 436 50 018 62 978

в % к предыдущему году 115,21 106,36 105,44 125,91

Соотношение добывающих и обрабатывающих производств, % 40,79 38,63 29,21 37,47

Удельный вес в общем объеме, % добыча полезных ископаемых, 28,97 27,86 22,61 27,26

обрабатывающие производства 71,03 72,14 77,39 72,74

Итого, % 100 100 100 100

При этом индексы производства показывают снижение темпов роста в добывающих и обрабатывающих отраслях с 2017 по 2021 годы (табл. 2). Но относительно динамики добывающих производств наметилась слабо выраженная тенденция опережения перерабатывающей промышленности. Такое изменение позитивно, но для освобождения от топливно-сырьевой зависимости, усиления импортозамещения в следовании стратегическим приоритетам Правительства Российской Федерации по достижению национальных целей развития2 необходим более существенный рост обрабатывающей промышленности относительно добывающих производств.

Таблица 2

Индексы производства в добывающих и перерабатывающих отраслях (в процентах к предыдущему году)

Виды экономической деятельности Годы

2017 2018 2019 2020 2021

Добыча полезных ископаемых 101,9 103,8 103,4 93,5 104,2

Обрабатывающие производства 105,7 103,6 103,6 101,3 107,3

В связи с этим в отдельных исследованиях предлагается повысить качество государственного управления на основе показателей обоснованности государственного вмешательства, его результативности и эффективности, повышение ответственности, выработки комплексного подхода к совершенствованию стратегии развития3.

Общеизвестно наличие дефицита финансирования инновационных производств и импортозамещения в экономике России. И, тем не менее, в 2022 г. в условиях ужесточающихся нелегитимных антироссийских санкций выявлен профицит платежного баланса в России в размере $270 млрд, на что указывает председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорный. Эта сумма близка размеру золотовалютных резервов ЦБ, блокированных в феврале 2022 г. ($300 млрд). В связи с этим у М. Задорного возникает вопрос не в части расчетов, а в устойчивом хранении или овеществления этих позитивных результатов нашей торговли4. Ведь хранение в американской и европейской валюте невозможно из-за вероятности их очередного блокирования. А покупка импортных товаров затруднена из-за нелегитимных санкций.

Вступление в силу эмбарго на поставки нефти в Евросоюз по прогнозам банка «Открытие» приведет к падению поставок от 525 млн тонн в 2022 году до 475 млн тонн в 2023, что значительно повлияет на экономику5.

Кроме того, у российских предприятий истощаются запасы материалов и оборудования, импортные поставки которых прекращены. Отсутствуют многие критически важные компоненты и оборудование, что станет препятствием развитию и функционированию ряда отраслей. Поэтому, согласно М. Задорному, рост российской экономики в 2023 году окажется в разы медленнее роста экономик всех крупных конкурентов.

При наличии комплекса отмеченных угроз и недостатка источников финансирования инновационных производств странным выглядит вопрос хранения или овеществления денег как результата бюджетного профицита. Более

1 Исчислено по данным источника: Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб. / Росстат. - М., 2022. - С. 371.

2 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года - https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed 40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

3 Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Диагностика качества российского государственного управления // Экономическая политика. 2021. - Т. 16, № 4. - С. 170-197. DOI: 10.18288/1994-5124-2021-4-170-197; Звонова Е.А., Пищик В.Я., Алексеев П.В. Оптимизация деятельности институтов содействия инвестициям в устойчивый рост российской экономики // Финансы: теория и практика. 2021. - № 4. - С. 110-120. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-110-120; Папава В., Чкуасели М. Корономика, финансовая поддержка экономики и ее зомбирование (в контексте пятого фактора производства) // Финансы: теория и практика. 2021. - № 5. - С. 6-23. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-5-6-23

4 Задорнов М. Отсутствие глубокого спада не должно создавать иллюзий // Деловой квартал. 20.12.2022. - https://www.dk.ru/ news/237177559

5 Там же.

очевидна проблема их острой недостаточности в финансировании мероприятий по решению проблем импортозаме-щения и промышленного развития1, нежели поиски способов хранения денег.

Одним из примеров поддержки государством инновационного развития по сообщению пресс-службы правительства Нижегородской области стали субсидии, которые компенсировали 200 млн руб. затрат на покупку оборудования нижегородским предприятиям из разных сфер - производство электрооборудования, металлообработка, химия, машиностроение.

По словам заместителя губернатора Нижегородской области Андрея Саносяна данная мера поддержки нижегородского бизнеса направлена на обновление производственных мощностей. Она помогает поддерживать высокое качество и конкурентоспособность продукции, в том числе импортозамещающей, а также увеличивать объемы произ-водства2.

Отмеченная господдержка финансируется из бюджета области при софинансировании Минпромторга РФ, что было отмечено министром промышленности, торговли и предпринимательства региона Максимом Черкасовым. Субсидии предоставлены 50 предприятиям на закупку оборудования в 2021-2022 гг.3

Указанные субсидии предоставлены государством за счет бюджета, формируемого из средств налогоплательщиков. Таким образом, частный бизнес финансируется косвенно за счет граждан с отчуждением результатов их труда. Справедливо ли это и оправдано ли? По нашему убеждению, правильнее было бы сделать государство дольщиком на сумму финансирования в виде акций или вклада в уставный капитал так, чтобы часть собственности данного бизнеса на сумму субсидий стала принадлежать государству. Государственные предприятия, так же как и частные, имеют право на свободное участие на рынке.

Низкая инвестиционная привлекательность для частного бизнеса и преобладание добывающих отраслей в России объективно диктуют условия, при которых государство играет особую роль в экономике. По количеству природных ресурсов Россия превосходит большинство стран мира, что приводит к необходимости государственного распределения ресурсов, а значит, к необходимости усиления роли государства в национальной экономике.

Создавать формы собственности в экономике следует, исходя не из догм и стереотипов, политических и идеологических установок, принимаемых за абсолютную истину без учета места, времени и обстоятельств. Отношения собственности необходимо строить, исходя из реальных условий и возможностей на основе их тщательного анализа4. И при остром недостатке частных инвесторов для финансирования реального сектора экономики, инвестором вынужденно становиться государство, распределяющее природные богатства страны в целях развития экономики.

Динамика ВВП в значительной степени зависит от изменения структуры расходов государственного бюджета5. По данным проведенных исследований, увеличение расходов на национальную экономику на 1% ВВП при сохранении общей суммы расходов на неизменном уровне приводит к увеличению темпов роста ВВП на 1,1 п. п.6

В общем, необходимость государственного вмешательства становится все более очевидной, так как отказ от вмешательства в таких условиях приводит к остановке развития, значимым рискам и угрозам для общества, экономи-

7

ки и граждан .

С усилением роли государства неизбежно будет расти количество государственных предприятий, что уже происходит, начиная с 2010 года (табл. 3). Однако в 2021 г. суммарная доля государственной и муниципальной собственности не достигла уровня 2010 г. и остается на уровне 8%. К тому же удельный вес частных организаций (84,4%) существенно превышает уровень 2010 г. Данные соотношения указывают на возможности существенного увеличения предприятий с государственной собственностью. И если увеличение доли государства на рынке приведет к существенному увеличению удельного веса несырьевых производств, то при отсутствии иных способов, данное условие становится необходимым. При этом важно, чтобы действия государства были беспристрастными и недискриминацион-ными8. А государству необходимо создавать конкурентные преимущества российской экономики за счет обилия национальной топливно-сырьевой добычи. Способы обращения природных богатств России из топливно-сырьевой зависимости в конкурентные преимущества раскрыты нами в монографии9.

Уровень поступлений налогов в бюджет от добывающих отраслей в США выше, чем в России. Но увеличение налогообложения за счет внутренних налогов приводит к увеличению цен для отечественных производителей и потребителей, а значит, к уплате налогов и соответствующему увеличению поступлений в бюджет за счет производите-

1 Задорнов М. Отсутствие глубокого спада не должно создавать иллюзий // Деловой квартал. 20.12.2022. - https://www.dk.ru/ news/237177559

2 Нижегородским предприятиям компенсировали 200 млн руб. затрат на покупку оборудования // Деловой квартал. 20.12.2022. - https://nn.dk.ru/news/237177694

3 Там же.

4 Чернов В.А. Анализ финансового состояния организации // Аудит и финансовый анализ. 2001. - № 2. - С. 50-67. -http://www.a uditfin.co m/fm/2001/2/fm_2001_21_rus_02_01.pdf

5 Звонова Е.А., Пищик В.Я., Алексеев П.В. Оптимизация деятельности институтов содействия инвестициям в устойчивый рост российской экономики // Финансы: теория и практика. 2021. - № 4. - С. 110-120. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-4-110-120

6 Балаев А. Влияние структуры бюджетных расходов на экономический рост в России // Экономическая политика. 2018. -Т. 13, № 6. - С. 27, 31. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-6-8-35

7 Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Диагностика качества российского государственного управления // Экономическая политика. 2021. - Т. 16, № 4. - С. 173. DOI: 10.18288/1994-5124-2021-4-170-197

8 Там же.

9 Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации России: монография / М.Ю. Малкина, В.Я. Захаров, Н.А. Безрукова [и др.]; под ред. М.Ю. Малкиной, В.Я. Захарова. - М.: Русайнс, 2022. - С. 127-154

лей несырьевых отраслей и потребителей, а не добывающих отраслей. Поэтому увеличение налогообложения следует регулировать не внутренними налогами, а таможенной политикой и налогами на топливно-сырьевой экспорт1.

Ощутив себя в роли предпринимателей на рынке, государство в лице предприятий с государственной собственностью будет непосредственно заинтересовано в увеличении конкурентных преимуществ, экономии в ценах на природные ресурсы, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности несырьевых производств. Эти государственные предприятия будут индикатором условий, эмпирических данных, в которых работает бизнес для государственного регулирования рынка. И вот тогда государство для всех участников рынка перейдет к механизмам в отношениях собственности, ценовой, налоговой и таможенной, кредитной политики к обращению природных богатств России из топливно-сырьевой зависимости в конкурентные преимущества, механизмы которой раскрыты нами в названной ранее монографии2.

Таблица 3

Динамика количества предприятий и организаций по формам собственности3 в % к итогу)

Предприятия и организации по формам собственности Годы

2000 2010 2019 2020 2021

Число предприятий и организаций по формам собственности: государственная 4,5 2,5 2,5 2,6 2,7

муниципальная 6,5 5,1 4,8 5,2 5,3

частная 75 85,1 85,2 84,6 84,4

собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 6,7 3,3 3,5 3,7 3,9

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную 7,4 4,1 4,0 3,9 3,7

Итого 100 100 100 100 100

Итак, увеличение количества государственных предприятий обусловлено острым недостатком частных инвесторов. Поэтому такое увеличение не становится препятствием для частного бизнеса. Вновь созданные государством предприятия или часть собственности бизнеса, принадлежащая государству, в любое время может быть продана частным предпринимателям, если появится спрос на их покупку или финансирование со стороны частного бизнеса. Продажа может проводиться в виде акций или другими способами. И когда государство создаст предприятие с устойчивой работой на рынке, желающих приобрести этот бизнес и инвесторов будет существенно больше, чем инвестировать во вновь создаваемые предприятия с существенно большим риском, в стартапы. Например, при уходе с российского рынка зарубежных компаний, зарекомендовавших себя финансовой устойчивостью, их место без промедления занимают отечественные предприниматели, согласившиеся на инвестиции в устоявшийся на рынке бизнес с меньшим риском.

Так же в недавнем прошлом при недостатке частного инвестирования, зарекомендовавший себя отечественный бизнес в России с низким риском, становился объектом иностранного инвестирования и скупки зарубежными компаниями, например, известные кондитерские фабрики, производители молочной продукции и др. Поэтому рынок способен регулировать долю государственной собственности в бизнесе в соответствии с возникающими потребностями и реальными возможностями субъектов рыночных отношений. Препятствие таким процессам приводит лишь к торможению экономики.

При активизации частных инвесторов их доля в бизнесе на рынке способна увеличиться, в том числе за счет приобретения части собственности, контрольного пакета акции или полной собственности у государственных предприятий, созданных государством из средств бюджетного финансирования.

Таким образом, помимо льготных кредитов бизнесу или государственных субсидий роль кредитования может быть трансформирована в создание государственных или с участием государства предприятий, вложения в которые будут возвращены государству после запуска и устойчивой работы этих предприятий при их продаже. И тогда проблема устойчивого хранения или овеществления позитивных результатов торговли государства, которая беспокоит М. Задорного, будет решена в пользу экономического развития страны. А государство может продавать вновь созданные государственные предприятия частому бизнесу, если сочтет это целесообразным для стратегического развития экономики.

Сторонники либерального нерегулируемого рынка, противники государственной собственности вместо её запрета в бизнесе пусть продемонстрируют свои возможности привлечь частные инвестиции к созданию новых высокотехнологичных производств, что приветствуется государством, и государство испытывает в них острый недостаток и готово оказывать им финансовую поддержку, что уже происходит в том, что мы видим на примере Нижегородской области. Государство также принимает участие в организации венчурного инвестирования4.

1 Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации России: монография / М.Ю. Малкина, В.Я. Захаров, Н.А. Безрукова [и др.]; под ред. М.Ю. Малкиной, В.Я. Захарова. - М.: Русайнс, 2022. - С. 128-142.

2 Там же, с. 127-154.

3 Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. - М., 2022. - С. 328

4 Езангина И.А., Маловичко А.Е. Рынок венчурного инвестирования в условиях пандемии: реалии времени и перспективы будущего // Финансы: теория и практика. 2021. - № 5. - С. 92-116. DOI: 10.26794/2587-5671-2021-25-5-92-116

Государственная собственность на предприятия не будет эффективна, если финансирование проводить по принципам советской планово-распределительной системы, когда у предприятий изымалась прибыль, а предприятию оставляли минимальную сумму, необходимую для воспроизводства (фонд накопления) и финансирования социальной сферы (фонд потребления). Планирование от достигнутого приводило к тому, что если план будет перевыполнен, то в следующий плановый период план производства будет увеличен на сумму перевыполнения. При этом вновь созданная стоимость не будет принадлежать тем, кто её создал, а будет изъята государством. Так происходило отчуждение результатов труда, обостряя противоречия между интересами работодателя и исполнителя, а в данном случае между государством и кадровым составом предприятий. Темпы роста производства, превышающие плановое задание, были не в интересах руководства и сотрудников предприятия.

Более того, убыточным предприятиям убытки возмещали из государственного бюджета. Такое авторитарное уравнительное управление, основанное на плановом перераспределении, приводило к ослаблению личной заинтересованности в максимизации трудовых усилий, что поощряло иждивенческие настроения и бесхозяйственность в производстве. Это вело экономику к застою (рецессии). И это главный фактор ослабления советской экономики, препятствующий её развитию, эффективности и повышению конкурентоспособности.

В современных рыночных отношениях прибыль после уплаты налогов по фиксированной ставке остается в распоряжении предприятия. Поэтому руководство заинтересовано в росте производства и его эффективности. Но для увеличения количества таких производств необходимо формирование конкурентных преимуществ и повышение инвестиционной привлекательности отечественных производств1. Необходимо также разрешение противоречий между интересами владельцев предприятия и наемными работниками. Это возможно при достижении единства структуры целей руководства и персонала, направленной на увеличение прибыли, капитализации, стоимости предприятия с помощью формы оплаты по трудовому вкладу в доле от прибыли, раскрытой в публикации2, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности3.

На смену формации финансианализма с господством банковского эмиссионного капитала приходит экономика доступа - эксизм (от англ. access - доступ) с господством информационного капитала в виде информационно-коммуникационных ресурсов и технологий (ИКРТ). Эксизм многократно увеличивает угрозы и риски существенного ослабления и утраты функций государства при отсутствии достаточного государственного контроля над информационным капиталом и управления им. Информационный капитал при эксизме дополняется бизнес-моделями экосистем с платформенным взаимодействием4.

Влияние в обществе владельцев платформенно-организационного капитала зависит от того, в какой мере им принадлежат информационно-коммуникативные ресурсы и технологии, работающие на цифровой платформе. Поэтому, обладая существенными преимуществами, платформенное строение несет в себе определенные риски и угрозы. Многие начинающие предприятия, не способные конкурировать с экосистемой, поглощаются ею5. Такие процессы требуют правового, антимонопольного регулирования и контроля со стороны государства.

В этой связи усиление участия государства в организации и контроле бизнес-процессов становится все более необходимым. Именно государству следует быть организатором таких платформ, не препятствуя созданию экосистем платформенного взаимодействия частными предпринимателями. Цифровая платформа экосистемы открывает новые возможности для государственного управления, контроля и планирования. Искусственный интеллект ИКРТ позволяет осуществлять планирование, мониторинг реализации планов, контроль, отклик системы планирования на всех его участках и этапах реализации плана, исправление ошибок и адаптацию к изменяющимся условиям в режиме реального времени. В этой связи в международной практике создаются государственные технологии - Гостех (Government Technologies, GovTech). Гостех функционирует на платформе с нейросетевой технологией искусственного интеллекта «умное государство». Платформа объединяет всевозможные государственные информационные системы, создавая общую онлайн-среду взаимодействия граждан, бизнеса и госструктур. Её ресурсы позволяют совершенствовать механизмы координации и коммуникации между государством, гражданами и бизнесом. «Гостех» позволяет государству регулировать доступ участников платформы к её ресурсам. Так государство получает возможность сдерживать хаоти-зацию социально-экономических процессов, устанавливая «правила игры», что особенно необходимо для совершенствования госрегулирования и планирования6.

Функционирование бизнеса невозможно без человеческого капитала. И это ещё один компонент эксизма, объединяющего три вида капитала: информационный, платформенно-организационный, человеческий (рис. 1).

1 Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации России: монография / М.Ю. Малкина, В.Я. Захаров, Н.А. Безрукова [и др.]; под ред. М.Ю. Малкиной, В.Я. Захарова. - М.: Русайнс, 2022. - С. 127-154.

2 Чернов В.А. Анализ и финансовое управление трудовыми ресурсами // Финансовый менеджмент. 2015. - № 5. - С. 12-39.

3 Бухгалтерский учет в торговле: учеб. пособие / М.И. Баканов, И.М. Дмитриева, М.Б. Чиркова, Н.А. Тарасова, Л.Р. Смирнова и др.; под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2002. ЕБ№ ТКиЕ7; Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 127 с. ЕБ№ WHABFT

4 Бизнес-модели экосистем платформенного взаимодействия представлены в работе: Чернов В. А. Экосистемные изменения структуры социально-экономических отношений // Мир новой экономики. 2022. - № (3). - С. 113-124. Б01: 10.26794/2220-64692022-16-3-113-124

5 Жданов Д.А. Цифровая трансформация: платформенные экосистемы как инструмент управления высокотехнологичным бизнесом // Управленческие науки. 2021. - № 4. - С. 35. Б01: 10.26794/2404-022Х-2021-11-3-25-39

6 Мухаметов Д.Р., Симонов К.В. «Умное государство»: перспективы внедрения цифровых технологий государственного управления в России // Мир новой экономики. 2021. - № 3. - С. 18, 23, 25. Б01: 10.26794/2220-6469-2021-15-3-17-2

Информационный и платформенно-организационный капитал не могут быть задействованы без рабочей силы в виде человеческого капитала. В формирующейся общественной надстройке эксизма ведется борьба за контроль над духовной сферой человека и над его социальным поведением с помощью информационных систем и технологий (гаджетов, социальных сетей и др.). Это борьба за смену культурного кода с призывами к «разнообразию» в виде отрицания общечеловеческих ценностей, культурных основ, морали, духовности с помощью антикультуры, антиискусства ведет к формированию человека без свойств, без исторической, половой, этнической, культурной, нравственной, духовной, интеллектуальной идентичности.

Когда человек лишен принципов и убеждений, нравственных ориентиров, он не способен осознанно и рационально управлять собой, своим поведением и волей, руководствоваться принципами, правилами и убеждениями, так как у него их нет. Лишаясь способности управлять собой осознанно и рационально, он полностью попадает под внешнее влияние, социальное «зомбирование». Личностные качества человека утрачиваются, обращая его в ослеплённый, деморализованный, ведомый «человеческий капитал», приносящий прибавочную стоимость, лишенный общечеловеческих ценностей, общественных ориентиров, самосознания.

Именно государство способно взять под контроль конструктивное управление человеческими ресурсами с целью увеличения благосостояния общества и его защиты от культурной, духовной, нравственной, интеллектуальной, эстетической деградации, деморализации, приводящих к разрушению государства.

Географические и природные особенности нашей страны в наибольшей степени предрасполагают к участию государства в эффективном формировании экосистем на базе цифровых платформ, содержание и принципы работы которых раскрыты в нашей статье1. Структурная интеграция платформенного строения и взаимодействия организации способна обеспечить научное развитие, расширить инновационные производства, объединяющие в себе как государственный заказ, так и выпуск продукции на свободный рынок с активным участием государства в привлечении инвестиций, создании льготных условий финансирования и налогообложения, обеспечении энергетическими, топливно-сырьевыми ресурсами по трансфертным ценам. В грядущей формации эксизма для эффективного противостояния возникающим качественно новым угрозам и рискам государству необходимо взять под контроль информационный капитал и платформы взаимодействия бизнеса в экосистемах, что нами обосновано и аргументировано2. Платформенное взаимодействие в экосистемном подходе вполне может организовать государство для эффективного взаимодействия частного бизнеса, инновационных разработчиков и коммерциализации инноваций, поставщиков энергии, топлива и сырья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Чернов В. А. Экосистемные изменения структуры социально-экономических отношений // Мир новой экономики. 2022. -№ 3. - С. 113-124. Б01: 10.26794/2220-6469-2022-16-3-113-124

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.