Рынок хлеба: критерии формирования спроса Bread market: criteria for forming demand
Ь А МОСКОВСКИЙ ■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ '"Щ, ЖУРНАЛ
УДК 338
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10319 Миронов Никита Алексеевич,
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Казаков Максим Евгеньевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Mironov N.A., [email protected]
Kazakov M.E., [email protected]
Bulganina S.V., [email protected]
Lebedeva T.E., [email protected]
Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора хлебобулочных изделий. Уточнен потрет потребителя. Авторами раскрываются ключевые факторы
формирования спроса на данные продукты: любовь к продукту, частота приобретения хлеба, отношение к ценовым факторам, место покупок, отношения к критериям качества хлебобулочных изделий. Детально обсуждаются причины «избавления» от хлеба, уточняются факторы, приводящие к утилизации хлебобулочного изделия. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка. Сформулированные выводы соответствуют поставленным в статье целям и полученным результатам исследования. Summary. The article describes the results of a study of the factors of choice of bakery products. Refined consumer portrait. The authors reveal the key factors in the formation of demand for these products: love of the product, frequency of purchase of bread, attitude to price factors, place of purchase, attitude to quality criteria of bakery products. The reasons for "getting rid" of bread are discussed in detail, the factors leading to the utilization of a bakery product are specified. The factors of market formation are disclosed and discussed in detail. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the development of this market. The conclusions formulated correspond to the goals set in the article and the results of the study. Ключевые слова: хлебобулочные изделия, хлеб, критерии выбора, факторы формирования спроса, опрос, исследование.
Keywords: bakery products, bread, selection criteria, factors of demand formation, survey, research.
Все мы знаем, что хлеб является одним из самых востребованных продуктов в России. Все люди едят хлеб, ведь он содержит в себе множество питательных элементов, которые необходимы нам для жизни [2]. Хлебные заводы, в свою очередь, стараются расширить ассортимент хлебобулочных изделий, дабы соответствовать спросам потребителей [1].
Результаты отражают исследование потребителей хлеба, с целью изучить варианты или критерии выбора хлеба для потребления. Опрос проводился в марте 2020 года. Выборка составила 133 человека.
В исследовании приняли участие женщины и мужчины, преимущественно в возрасте 18 - 45 лет.
Более половины опрошенных (70%) людей любят хлеб, 30% - относятся нейтрально к данному виду продукта. По результатам опроса было выявлено, что почти 90,9% респондентов покупают хлеб, а вот 9,1% не преобретают хлеб по разным причинам.
Изучая вопрос частоты приобретения людьми хлеба, выяснилось, что большинство покупает его 1-3 раза в неделю (39%), чуть меньшее количество людей покупает его
Московский экономический журнал №5 2020
каждый день (27%), 4-6 раз в неделю приобретают хлеб всего 18% опрошенных. 15% покупают хлеб редко, либо не покупают воовсе (9% и 6% соответственно) (рисунок 1).
39,4%
Каждый день 4-6 раз дней в неделю 1 -3 раза в неделю Редко покупаю Восбщ-е не покупаю клеб
1в,2% / 27,3%
Рисунок 1 - Частота покупки хлеба людьми
При изучении стоимости, по которой респонденты приобретают хлеб, было выявлено: 46% - покупают хлеб за 31-50 рублей; 42% - за 20-30 рублей; 9% - 51-70 рублей и только 3% не покупают хлеб, а изготавливают его самостоятельно (рисунок 2).
По результатам исследования можно сделать вывод, что 48% потребляют ежедневно хлеб, 21% едят, но редко, 15% - 4-6 раз в неделю. Однако, только 12% опрошенных людей потребляют хлеб 1-3 раз в неделю (рисунок 3).
Глядя на статистику ответов на вопрос «Какой хлеб Вы потребляете?» можно сказать, что самый популярный для потребления хлеб среди людей - это ржаной (70%) и пшеничный (61%). Далее идёт зерновой и багет в равном процентном соотношении ответов (33% и 33% соответственно), также в равной степени отрубной и бездрожжевой хлеб (по 15%). Самые непопулярные виды хлеба стали такие, как: хлеб без муки (6%) и гречневый (3%). 18% опрошенных затрудняются ответить на вопрос «какой хлеб Вы потребляете?»
Если говорить о вкусах каждого человека индивидуально, то большинству людей нравятся такие виды хлеба, как: ржаной (21%), пшеничный (21%) и багет (21%). Далее по убыванию идут такие виды хлебов, как: бездрожжевой (6%); зерновой (6%); отрубной (3%); гречневый (3%). В свою очередь, только 3% опрошенных людей не едят хлебе вообще, а 15% - затрудняются ответить на представленный вопрос.
Анализируя полученные ответы можно сделать вывод, что большинство людей не отказываются от употребления хлеба (79%), а малая часть опрошенных не употребляют хлеб только по двум причинам: диета и занятия спортом (18% и 18% соответственно).
Изучая вопрос какие критерии для себя выделяют люди при выборе хлеба, можно подвести итог, что для большинства опрошенных важен такой показатель, как мягкость хлебного изделия (85%), следующими немаловажными критериями, по мнению людей, считаются такие как: срок годности хлеба (61%), запах (52%), состав хлебного изделия (42%) и цена (36%). Чуть меньше половины опрошенных людей (45%) приобретают хлеб в ближайщем магазине. Треть опрошенных людей (30%) ответили, что покупают хлеб в одном и том же магазине, где уверены в качестве продукции, 15% - в пекарне, 6% -покупают хлеб в гипермаркетах О'Кей, Ашан, Перекрёсток, 3% - пекут хлеб самостоятельно дома (рисунок 4).
ф В любом ближайшем магазине
# В одном и том же магазине, где уверен в качестве продукции
В пекарне
# Пеку хпеб дома Ф Покупаю только в гипермаркетах
ОнКей.Ашан, Перекрёсток
Рисунок 4 - Критерии выбора хлеба, влияющие на его приобретение
Углубимся в выборку дополнительных ингредиентов для хлеба у опрошенных людей. Так, на первом месте популярнее всего такой компонент, как семечки (52%), орехи (33%), изюм (30%) и тмин/кориандр (20%). Остальные добавки для хлеба также имеют место быть, но в меньшей степени пользуются своей популярностью у потребителей: цукаты (9%); сухофрукты (6%) и овощи (3%).
Большинство опрошенных людей (48%) редко выбрасывают хлеб. Почти четверть опрошенных людей (24%), в свою очередь, никогда не выбрасывают хлеб, 9% - часто это делают (рисунок 5).
Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Выбрасываете ли Вы хлеб?»
Исследуя ответы опрошенных людей о причинах избавления от хлеба, можно сделать следующий вывод, что: 68% - утилизируют хлеб по причине появление плесени на самом изделии; 42% - по причине окончания срока годности; 12% - хлеб перестал быть мягким, каким был при его покупке; 9% - хлеб потерял свои вкусовые особенности. Однако, стоит учесть тот факт, что 27% опрошенных людей вовсе не выкидывают хлеб.
Таким образом можно сделать ряд выводов почти каждый человек употребляет хлеб практически каждый день и готов за него отдать среднюю стоимость, в размере от 30 до 50 рублей. Самым популярным видом хлеба среди опрошенных людей является пшеничный и ржаной, который должен соответствовать при покупке следующим основным критериям: срок годности, мягкий на ощупь и приятный аромат хлебного изделия. Однако, цена хлебного изделия, к моему удивлению, большой роли при его покупке не играет. Если говорить о предпочтениях потребителей хлеба в плане дополнительных ингредиентов, то наиболее распространенные варианты ответов можно услышать это: семечки, орехи и изюм. К сожалению, наблюдается тенденция избавления хлеба, в большинстве случаев, из-за появленья плесени или же истечения срока годности.
# Часто 9 Редко
• Никогда
0 Затрудняюсь ответить
Список литературы
1. Булганина С.В., Григорян Н.М., Грашина П.А., Деулина Е.А. Маркетинговые исследования рынка хлебобулочных изделий// Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 3-3. С. 4347.
2. Булганина С.В., Ротанова В.А., Власова А.А., Биндюкова А.П. Маркетинговое исследование рынка кондитерских изделий// Глобальный научный потенциал. 2019. № 11 (104). С. 172-176.
References
1. Bulganina S.V., Grigoryan N.M., Grashina P.A., Deulina Ye.A. Marketingovyye issledovaniya rynka khlebobulochnykh izdeliy // Nauka Krasnoyar'ya. 2017. T. 6. № 3-3. pp. 4347.
2. Bulganina S.V., Rotanova V.A., Vlasova A.A., Bindyukova A.P. Marketingovoye is-sledovaniye rynka konditerskikh izdeliy // Global'nyy nauchnyy potentsial. 2019. № 11 (104). pp. 172-176.