Научная статья на тему 'РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ГРУЗООБОРОТ'

РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ГРУЗООБОРОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортный комплекс / грузооборот / грузоперевозки / груз / тариф / transport complex / cargo turnover / cargo transportation / cargo / tariff

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.И. Солдатова

В статье рассматривается эффективность функционирования транспортной системы, факторы, влияющие на ее развитие, такие как: внешнеторговый оборот, торговые партнеры РФ, объемы торговли со странами СНГ, структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта, перевозки грузов и грузооборот автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARGO TRANSPORTATION MARKET AND CARGO TURNOVER

The article discusses the efficiency of the transport system, factors affecting its development, such as: foreign trade turnover, trade partners of the Russian Federation, trade volumes with the CIS countries, the structure of freight turnover and traffic volume by mode of transport, cargo transportation and freight turnover by road.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ГРУЗООБОРОТ»

РЫНОК ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ГРУЗООБОРОТ Л.И. Солдатова, канд. экон. наук, доцент

Костромская государственная сельскохозяйственная академия (Россия, пос. Караваево)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-235-238

Аннотация. В статье рассматривается эффективность функционирования транспортной системы, факторы, влияющие на ее развитие, такие как: внешнеторговый оборот, торговые партнеры РФ, объемы торговли со странами СНГ, структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта, перевозки грузов и грузооборот автомобильным транспортом.

Ключевые слова: транспортный комплекс, грузооборот, грузоперевозки, груз, тариф.

Вопросы эффективности функционирования транспортного комплекса и развития транспортной инфраструктуры играют важную роль в развитии российской экономики по причине обширной территории страны и больших расстояний между центрами производства и центрами потребления. Однако на сегодняшний день эффективность работы российского транспортного комплекса недостаточно высока по сравнению с другими странами. Согласно исследованию Всемирного банка, Россия занимает 75 место в мире по индексу эффективности логистики [1].

Одним из основных драйверов развития транспортных систем является рост мировой торговли. В 2021 г. внешнеторговый оборот России составил 789,4 млрд. долл. США и по сравнению с 2020 г. увеличился на 37,9% [2].

Основой российского экспорта в 2021 г. традиционно являлись топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 54,3%, что больше чем в 2020 г. 4,6%. В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров составила 58,5%, в страны СНГ -26,4%. По сравнению с 2020 г. стоимостный объем топливно-энергетических товаров возрос на 59,3%, а физический остался на уровне 2020 г. В экспорте товаров топ-

ливно-энергетического комплекса возросли физические объемы электроэнергии в 1,9 раза, керосина - на 28,3%, угля каменного - на 6,4%, газа природного - на 0,5%. Вместе с тем снизились физические объемы поставок бензина автомобильного на 24,5%, нефти сырой на 3,8% [3].

Среди основных причин можно выделить экономические ограничения, введенные рядом стран ЕС против России, и ответные ограничения со стороны России, а также ужесточение экологической политики некоторых стран ЕС [4].

В страновой структуре внешней торговли России на долю Европейского Союза в 2021 г. приходилось 35,9% российского товарооборота, на страны АТЭС - 33,3%, на страны СНГ - 12,2%, на страны ЕАЭС -8,8%.

Основными торговыми партнерами России в 2021 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 140,7 млрд. долл. США, Германия - 57,0 млрд. долл. США, Нидерланды - 46,4 млрд. долл. США, США -

34.4 млрд. долл. США, Турция - 33,0 млрд. долл. США, Италия - 31,4 млрд. долл. США, Республика Корея - 29,9 млрд. долл. США, Соединенное Королевство - 26,7 млрд. долл. США, Польша -

22.5 млрд. долл. США, Франция - 22,0 млрд. долл. США.

Таблица 1. Объемы торговли со странами СНГ в январе-декабре 2020-2021 гг. млн. долл. США_

Страна Экспорт Импорт

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Азербайджан 2074,6 2323,0 813,8 1031,7

Армения 1660,5 1893,0 646,5 710,0

Беларусь* 16939,8 23281,9 13156,7 16224,9

Казахстан 14051,5 18477,7 5054,8 7143,3

Кыргызстан 1456,9 2153,7 240,2 333,3

Молдова, Республика 954,1 1755,4 353,2 412,4

Таджикистан 795,5 1114,1 42,6 98,4

Туркменистан 649,5 725,4 320,7 139,7

Узбекистан 4659,6 5204,9 1221,8 1694,8

Украина 6310,5 8129,5 3694,2 4154,8

* Включены досчеты на неучтенные объемы взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Беларусь

За последние 10 лет, структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта практически не изменилась [5].

Рис. 1. Структура грузооборота по видам транспорта в 2010 г. и 2020 г., %

Более 90% грузооборота приходится на трубопроводный и железнодорожный транспорт, которые имеют конкурентное преимущество при перевозке массовых низкодоходных грузов на дальние расстояния. Причем за последние 10 лет, несмотря на строительство новых трубопроводов, доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота немного увеличилась. Это в основном обусловлено ростом перевозок угля в экспортном направлении. Общая длина дорожной сети мира превышает 23 млн км. Треть дорог сосредоточена в Северной Америке, четверть - в Западной Европе. Ключевую роль играют трансконтинентальные магистрали. Это, например, шоссе через пустыню Сахара в Африке, дорога от Атлантического до Ти-

хого океана через всю территорию США, Панамериканское шоссе, соединяющее Северную и Южную Америку, и ряд других [6].

Международные перевозки автомобильным транспортом наиболее гибкие. Они позволяют доставить груз в любую точку, где есть дорога. Авто успешно комбинируют с другими видами транспорта [7].

Вид автотранспорта во многом влияет на стоимость доставки грузов. Конкуренция существует не только между сферами, но и между конкретными фирмами. Поэтому система тарифов, применяемая перевозчиками, очень гибкая. И позволяет к каждому клиенту подходить индивидуально. Тарифные ставки включают в себя

конкретные характеристики груза и отражают общую заинтересованность государств в поддержании конкретного грузопотока [8].

Автомобильным транспортом перевозится две трети российских грузов - он, напротив, имеет конкурентное преимущество при доставках на короткие расстояния. При этом эффективное расстояние

перевозки, на котором использование автомобильного транспорта экономически целесообразно, увеличивается на протяжении последних лет. Прочие виды транспорта - морской, внутренний водный и воздушный - по различным причинам составляют малые доли в структуре как объема перевозок, так и грузооборота.

Рис. 2. Структура объемов перевозок грузов по видам транспорта в 2010 г. и 2020 г., %

Рынок железнодорожных грузоперевозок начал снижаться в 2019 г., еще до начала пандемии. Так, в 2019 г., после трех лет роста, погрузка на сети ОАО «РЖД» сократилась на 0,9% главным образом из-за снижения погрузки высокодоходных грузов - черных металлов на 6% и лома черных металлов на 8%. Также снижение наблюдалось по наиболее массовым грузам - на 0,8% по углю в результате ухудшения конъюнктуры на внешних рынках и

на 2% по нефти с нефтепродуктами из-за усиления конкуренции со стороны других видов транспорта. Наибольшее падение в 2019 г. наблюдается по перевозке зерна на 20% по причине снижения экспорта после низкого урожая 2018 года. В 2020 г., под влиянием негативных макроэкономических тенденций, снижение усилилось. По итогам 2020 г. снижение погрузки составило 2,7%, до 1244 млн. тонн.

Рис. 3. Динамика перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта в России,

2016-2020 гг.

Российский рынок автомобильных грузовых перевозок характеризуется невысо-

кой долей коммерческих перевозок. Большая часть грузов транспортируется пред-

приятиями для собственных нужд, а пере- ках в междугороднем и международном возки на коммерческой основе составляют сообщении [9].

лишь около четверти объема перевезенных В 2019 году объем перевозок грузов ав-

грузов и половины грузооборота. При этом томобильным транспортом вырос относи-более высокая доля в грузообороте по тельно 2018 года на 3,4%, а грузооборот -сравнению с объемом перевозок свиде- на 6,3%, это стало возможным благодаря тельствует о более высокой средней даль- увеличению сбора зерновых, росту боль-ности коммерческих перевозок. Это, в шинства категорий обрабатывающей про-свою очередь, позволяет сделать вывод о мышленности и увеличению объема вы-том, что коммерческие перевозки имеют полненных работ в строительстве. конкурентное преимущество при перевоз-

Библиографический список

1. Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Контроллинговая система управления работой грузового автотранспорта в Костромской области: Монография. М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Департамент науч.-технологической политики и образования, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Костромская гос. с.-х. акад. - Кострома, 2011.

2. Shmidt Y., Zhupley I., Schmidt Y., Soldatova L. Management of demographic processes in the countryside of the Far East of Russia // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 353 LNNS. С. 424-433.

3. Федеральная таможенная служба - экспорт-импорт за 2021 год. customs.gov.ru. Дата обращения: 25 марта 2022.

4. Салих Х.С. Постановка задачи определения технической готовности подвижного состава автотранспортного предприятия / Х.С. Салих, С.Я. Егоров, А.В. Затонский // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и Технические Науки. - 2020. - №2.

5. Волкова Е.А., Смолянинова Н.О., Синеговский М.О., Малашонок А.А. Анализ состояния машинно-тракторного парка Российской Федерации АПК // Экономика, управление. - 2021. - №8. - С. 52-60.

6. Федеральная служба государственной статистики - Внешняя торговля России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: rosstat.gov.ru.

7. Шмидт Ю.И. Структурные сдвиги в аграрном секторе экономики: Монография. -Тверь: Изд-во Тверской ГСХА, 2014. - 208 с.

8. Жуплей И.В. Аграрный сектор России и ВТО: критический анализ // Аграрный вестник Приморья. - 2020. - №1 (17). - С. 52-55.

9. Солдатова Л.И. Современное состояние и перспективы развития работы грузового автотранспорта в России / Л.И. Солдатова, О.Е. Иванова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - №1.

CARGO TRANSPORTATION MARKET AND CARGO TURNOVER

L.I. Soldatova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kostroma State Agricultural Academy (Russia, Karavaevo)

Abstract. The article discusses the efficiency of the transport system, factors affecting its development, such as: foreign trade turnover, trade partners of the Russian Federation, trade volumes with the CIS countries, the structure of freight turnover and traffic volume by mode of transport, cargo transportation andfreight turnover by road.

Keywords: transport complex, cargo turnover, cargo transportation, cargo, tariff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.