Научная статья на тему 'Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга'

Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболева И.В.

В данной статье представлены результаты исследования рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга. Описаны проблемы, динамика, структурные изменения, лидеры и тенденции данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга»

Список литературы

1. Филиппенко А.С. Экономическое развитие: цивилизационный подход / А.С. Филиппенко. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. -260 с.

2. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 495 с. - (Учебники Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

3. Бард В.С., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В. С. Бард, С.Н. Бузулуков, И.Н. Дрогобыцкий, С.Е. Щепетова. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 320 с.

4. www.perm.ru.

5. www.gks.ru.

РЫНОК ГОСТИНИЧНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

© Соболева И.В/

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург

В данной статье представлены результаты исследования рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга. Описаны проблемы, динамика, структурные изменения, лидеры и тенденции данного рынка.

Рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга зависит от множества факторов. Важнейшие из них:

- потребность в гостиничной недвижимости;

- плотность застройки и цена на недвижимость по сегментам рынка недвижимости;

- поток инвестиций в отрасль и пр.

Потребность в гостиничной недвижимости значительно зависит от туристического потока. А поток этот (среди прочего) от состояния инфраструктуры города и качества гостиничной недвижимости.

Поток инвестиций в отрасль зависит от:

- политической и криминальной обстановки;

- доходности и сроков окупаемости инвестиций;

- потребности в гостиничной недвижимости, т. е. спроса.

♦ Доцент, кандидат технических наук, доцент

Доля услуг гостиниц и средств размещения в структуре платных услуг РФ за последние 10 лет сократилась на 1/6 и составила 2,5 %, гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20 %. Почти 8 % гостиничных номеров страны сконцентрировано в Санкт-Петербурге .В 1999-2000 гг. проблема развития и расширения гостиничной недвижимости стала особенно актуальна - близился юбилей Санкт-Петербурга. На тот период гостиниц среднего класса в центре города было всего две - «Октябрьская» и «Нева».

В 2004 году гостиничный комплекс Петербурга насчитывал 135 объектов размещения (гостиницы, хостелы, окрестные пансионаты и санатории, в том числе и ведомственные объекты) общей емкостью 16989 номеров (33474 места), включая 89 гостиниц первого, среднего и экономического классов (24204 мест). Более 6 тысяч мест давали пансионаты и дома отдыха.

В 2005 г. общая вместимость гостиниц Санкт-Петербурга по категориям составила: 7,6 % - доля гостиниц первого класса (5*), 49,6 % гостиницы среднего класса (3*-4*), 23 % гостиницы экономического класса (1*-2*) и 19,8 % гостиницы, которые не имели категории.

В 2006 году функционировали 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял 17844 номера, из них: 5* - 8 %, 4* - 19 %, 3* -48 %, эконом-класс - 24 %.

В 2007 г. в Санкт- Петербурге было 367 отелей на 19 543 номера. Средняя загрузка - 63 %. В 2007г. структура гостиничного рынка Санкт-Петербурга: 5* - 3 %, 4* - 5 %, 3* - 28 %, эконом-класс - 64 %.

Резкие изменения структуры рынка гостиничной недвижимости в Санкт-Петербурге объясняются тем, что этот рынок развивается поэтапно. Первоначально усилия сконцентрировались на модернизации и реконструкции старого фонда. В начале экономической стабилизации наступил этап интенсивного роста мини отелей. И это было оптимальное решение. Наибольшим спросом у растущего потока иностранных туристов пользуются средства размещения в центре города. Однако здесь площадок для строительства крупных отелей к этому времени практически не было. Или требовались слишком большие инвестиции. И, наконец, как следствие экономического роста, стабилизации политической и улучшения криминальной обстановки, на этом рынке расширил своё присутствие окрепший, «покрупневший» российский бизнес. Пришли и иностранные сетевые компании. Они предпочитают инвестироваться в отели 5*-3* и многофункциональные объекты.

Гостиничный бизнес относится к числу медленно окупаемых (более 10 лет). По подсчетам экспертов, отель 5* окупается за 6-8 лет, доходность составляет 15-18 %. Гостиница 4* окупается за 5-7 лет, доходность

- 18-21 %. Доля Санкт-Петербурга в доходах от основной деятельности всех гостиничных предприятий в 2007 составляла 12 %.

Рост рынка, не привел к сокращению дефицита гостиничных мест, насыщения этого сегмента пока не предвидится. Гостиничный рынок Петербурга имеет значительный потенциал для роста. По «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 гг.» к концу десятилетия город должен войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим потоком в 5 млн. туристов в год.

Количество гостиничных мест на тысячу жителей в Петербурге составляет 5 номеров. По сравнению со многими другими крупными городами цифры невелики - в Москве этот показатель равен 10, в Праге - 13, Берлине - 14, Вене - 26, Амстердаме - 35. Среднеевропейские цифры: 1215 номеров на 1000 жителей. Общий потенциальный спрос гостиничного рынка оценивается в 161 тысяч мест или 80500 номеров. К 2011 году с учетом заявленных проектов общий потенциал гостиничного рынка составит более 34,6 тысяч номеров.

С учетом того, что по планам администрации города к 2010 году северную столицу будет посещать 5 млн. туристов, спрос на качественные отели класса 3* (и выше) будет только расти. В 2008 году планировалось открыть 20 новых гостиниц разного класса (12 тысяч мест).

Наиболее востребованы рынком проекты отелей 2* и 3*. В городе явный дефицит отелей класса 3*. Цены в таких гостиницах завышены и не соответствуют уровню предоставляемого сервиса.

Городу всё ещё не хватает качественных отелей, соответствующих международным стандартам, что наряду с недостаточным количеством ресторанов, низким уровнем сервиса и другими проблемами тормозит развитие туризма в Санкт-Петербурге.

За период 2005-2007 г. гостиницы строили в центральных районах, в которых сосредоточено порядка 92 % номерного фонда городских гостиниц. Причём к 2007 г. 46 % гостиниц располагалось в Центральном районе. По числу гостиниц класса 5* Центральный район традиционно в лидерах, здесь расположены: «Гранд Отель Европа» «Коринтия Невский Палас», «Гранд Отель Эмеральд», «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик», «Рэдиссон САС Ройал» и «Елисеев Палас Отель».

И вот появилась новая тенденция: Московский район становится популярным - здесь открываются новые гостиницы. Гостиницы в спальных районах города ориентируются на деловых приезжих. В 2007 году заявлены проекты, располагаемые за пределами города и рассчитанные на рекреационный туризм. Среди них отели в Ломоносове, Пушкине, Зелено-горске, Павловске и Кронштадте. Класс объектов - 3*. Ещё пример, проект гостиницы Crowne Plaza в МФК «Пулково-3».

Одной из главных проблем развития туризма в Санкт-Петербурге является фактор сезонности, в результате которого отели города пустуют зимой и переполняются летом. Гостиницы разрабатывают собственные программы повышения загрузки в «мертвый сезон», но эффективность их воздействия на общую заполняемость пока минимальна. Среднегодовая заполняемость петербургских отелей всех категорий составляет около 60 %, при этом в мини-отелях показатель средней заполняемости на 510 % выше, чем в крупных гостиницах, что связано с ценовой привлекательностью этого сегмента.

Как следствие фактора сезонности возникают проблемы. Рост стоимости услуг размещения в отелях Санкт-Петербурга составляет в среднем 12-15 % в год, при этом рост цен наиболее выражен в отелях верхнего сегмента, постояльцы которых наименее чувствительны к стоимости номера. Разница цены на услуги размещения в зависимости от сезона может отличаться на 20-40 % в зависимости от категории отеля

В период Петербургского экономического форума 2008г. цены на гостиничные услуги поднимались на 80-100 %. Удалось доказать факт ценового сговора в отношении 11 гостиниц. Среди них: «Европа», «Амбасса-дор», «Талион клуб», «Топаз», «Park Inn Прибалтийская» и «Park Inn Пулковская». Они наказаны штрафом в размере 1-15 % от оборота, а отель «Вест Бридж Отель» оштрафован на 14,5 млн. рублей. Однако менеджмент гостиниц считает, что сговора не было. Есть рыночная конъюнктура. Рост цен на время крупных мероприятий - обычная мировая практика.

Санкт-Петербург становится все более дорогим для путешествий городом: происходит переориентирование с сегмента «бюджетного туризма» на платежеспособных туристов, в связи с чем к туристической инфраструктуре и качеству услуг предъявляются дополнительные требования.

За последние годы насыщение рынка гостиничной недвижимости происходило в основном за счет небольших объектов. Мини-гостиницы компенсируют нехватку отелей среднего класса в Петербурге. Особенно доходными они были в 2000 - 2001г. По данным компании Astera St. Petersburg, на 31 декабря 2007 года в Санкт-Петербурге насчитывалось 255 мини-отелей (2828 номеров). Доля их на гостиничном рынке Санкт-Петербурга составила более 15 %. На сегодня малых гостиниц Санкт-Петербурга, уже более 500. Но малые гостиницы Петербурга далеко не все находятся на легальном положении

В гостиничный бизнес РФ входят инвесторы из иных отраслей. В последние годы к гостиничной недвижимости проявляли интерес представители торговых, нефтяных, фармацевтических компаний

Гостиничный бизнес консолидируется. В гостиничном бизнесе входной барьер высок, без партнерства со сложившимся кругом операторов вход на рынок практически невозможен.

На российский рынок гостиничных услуг интенсивно проникают международные сетевые компании. В мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн. номеров из почти 13 млн. (более 50 % гостиничных номеров в мире). Количество номеров возрастает в мире ежегодно на 1015 %.

На начало 2008 года в России работало порядка 260 гостиниц в составе сетевых цепочек. Крупнейшей российской сетью является «АЗИМУТ Сеть Отелей». В 2007 оборот «АЗИМУТ Сеть Отелей» составил $54 млн., темп прироста более 30 %. Лидер рынка - сеть Heliopark Hotels & Resorts с 11 отелями - занимает на нем не более 1,5 %, около 1 % принадлежит сети Amaks Grand Hotels с 14 отелями, столько же - ВАО «Интурист» (8 гостиниц).

Британская компания London & Regional Properties (L&RP) в 20072010 годах намерена построить 20 гостиниц в регионах России. Гостиница «Гранд Отель Европа» вошла в немецкую сеть отелей Kempinski.

В 2007 году появилась тенденция - инвестирование гостиниц преми-ум класса. Были введены в эксплуатацию: SPA отель Holiday Club St. Petersburg (Управляет объектом SOK Holding.), первая очередь отеля Ibis St. Petersburg Moskovski Vokzal (инвестор компания «Кеско», управление Accor Group.), Sokos Hotel Vasilievsky и Sokos Hotel Olympic Garden» и другие, управляемые международными операторами.

С начала 2007 года произошло несколько крупных покупок в сегменте гостиничной недвижимости. Британский фонд Northern European Properties Limited (NEPR) приобрел Sokos Hotel Vasilievsky. Отель открылся в начале 2008 года под брендом Holiday Club. Норвежский фонд Linstow приобрел у холдинга «Адамант» строящуюся в Санкт-Петербурге гостиницу Reval Hotel .Оператором отеля, который планируется открыть в 2009 году, станет эстонская компания Reval Hotels, принадлежащая фонду. Швейцарская компания Evimmo AG гостиницу «Андерсен Отель». Балтийская строительная компания (БСК) продала недостроенную гостиницу.

В 2008 г. запланированы ещё 60 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции отелей. Одним из наиболее значимых инвесторов может стать кувейтская компания Sovereign Hospitality Holdings, которая недавно объявила о своих инвестиционных планах на рынке СНГ.

В 2008-2009 годах процесс завоевания гостиничного рынка Петербурга международными операторами продолжается. К 2009г. их доля в новостройках достигает 25 %. Гостиничный рынок Петербурга постепенно выходит на новый качественный уровень, появляются крупные международные гостиничные операторы: Accor, Marriot, Best Western и прочие.

За три последних года рынок стал свидетелем ряда заявлений о развертывании крупных гостиничных проектов на территории России. Эко-

номический кризис заставил инвесторов и девелоперов пересмотреть свои планы: из запланированных к вводу в 2009 г. реально будет введена лишь четверть. Достраиваться будут те гостиницы, строительство которых близко к завершению.

Список литературы:

1. http://www.peterout.ru.

2. http://www.gostat.spb.ru.

3. http://www.fas.gov.ru.

4. http://www.fortuna-travel.ru.

5. http://www.grand-hotel europe.com.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

© Тассо А.Ю/

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В настоящее время экономические отношения развиваются под влиянием мирового экономического кризиса. В этой связи страны ищут такие методы антикризисного регулирования, которые позволили бы преодолеть текущий кризис с наименьшими потерями. Но для того, чтобы разработать действительно эффективную антикризисную политику, необходимо провести исследования основных сфер экономики с учетом региональной специфики исследуемого государства и выявить наметившиеся в них негативные тенденции. В данной статье приводится исследование банковского сектора, инвестиционной активности и внешнеторговых операций Краснодарского края.

В настоящее время экономические отношения развиваются под влиянием мирового экономического кризиса. В этой связи страны ищут такие методы антикризисного регулирования, которые позволили бы преодолеть текущий кризис с наименьшими потерями.

Поскольку российские регионы существенно различаются между собой характером имеющегося ресурсного потенциала и степенью сравнительной значимости и остроты различных социально-экономических проблем, применение к ним одинаковых мер поддержки представляется неэффективными, необходима комплексная политика, основанная на анализе основных сфер экономики региона. В рамках данной статьи приводится

♦ Кафедра Мировой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.