Научная статья на тему 'РЫНОК ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

РЫНОК ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
272
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пресса / тираж / аудитория / трансформация / press / circulation / audience / transformation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Г.Р. Рашидова

В статье рассматривается состояние рынка газет Республики Дагестан. Обосновывается идея необходимости трансформации традиционных печатных СМИ для привлечения аудитории и рекламодателей. Анализируя рынок печатных СМИ республики, автор акцентирует свое внимание на национальной прессе. Выделяются и описываются ее характерные особенности. Анализируются сложности, с которыми сталкиваются редакции газет на национальных языках. В статье представлены сведения о наиболее популярных негосударственных изданиях республики. Рассмотрена специализированная пресса. Автор приходит к выводу, что сокращение числа газет и падение тиражей неизбежно. Необходимо предпринять все усилия для минимизации потерь и сохранения многонациональной прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET OF NEWSPAPER PERIODICALS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article examines the state of the newspaper market in the Republic of Dagestan. The article substantiates the idea of the need to transform traditional print media to attract the audience and advertisers. Analyzing the print media market of the republic, the author focuses on the national press. Its characteristic features are highlighted and described. The article analyzes the difficulties faced by the editorial offices of newspapers in national languages. The article presents information about the most popular non-governmental publications of the republic. The specialized press is considered. The author comes to the conclusion that the reduction in the number of newspapers and the fall in circulation is inevitable. Every effort must be made to minimize losses and preserve the multinational press.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

подчинительной связью. В данном произведении притяжательные местоимения твое, твоих приобретают совершенно иное значение: речь идёт об обязательной субъектной валентности. Здесь главным является носитель признака: человек (или ангел, хранитель колыбели), к которому обращается лирический герой. Происходит перемещение субъектного значения одного члена предложения на другой: с собственно грамматического субъекта на грамматический объект, остающийся при этом все тем же логическим субъектом. Это указывает на существенную сложность такого механизма распространения. Описанное перемещение субъектного значения не сводится к простому приращению семантики поэтической строки. В большинстве случаев в подобных примерах в лирике Фофанова возникают явные изменения семантической структуры синтаксической конструкции. Вопрос о выражении семантического субъекта при синтаксическом построении инверсионного поэтического предложения возникает как один из самых существенных вопросов при характеристике бессубъектных предложений, в которых невозможно с большой точностью выделить определяемое и определяющее. Ярким стилистическим средством выражения экспрессии в данном произведении является такой стилистический прием, как умолчание, проявляемый в основном при помощи многоточия. При этом следует обратить особое внимание, что многоточие в лирике К. Фофанова употребляется не только как отдельный стилистический прием, но и в сочетании с другими знаками препинания: после восклицательных и вопросительных знаков. Тем самым автор проявляет модальные характеристики синтаксической конструкции: субъективная модальность эксплицируется не только семантически, но и графически:

Над ложем сумрачным склоняяся порой, Ты плачешь... ты грустишь не райскою тоской!.. [7].

Глагол грустишь и номинатив тоска, употребляемый в форме творительного падежа, открывают новую обязательную валентность косвенного объекта, который, метафорически переосмысливая предикат, приобретает характеристики инструмента, орудия. В приведенном примере Фофанов использует субстантивно-адъективное словосочетание, построенное на основе контрастного семантического соединения. Оксюморон, являющийся завершающей точкой данного произведения, также смещает семантический субъект: если до сих пор на протяжении всего произведения субъектом действия был ангел, то теперь перед нами нечто или некто, испытывающий эмоции иного характера. Такому семантическому наполнению во многом способствует отрицание при адъективе. Экспрессивность языковых средств в данном стихотворении неуклонно возрастает: мажорные тона в начале произведения сменяются к последней строке минорными. Оценочность также меняет регистр: от положительной оценочности при повествовании о днях «веры искренней» до отрицательной в последней строке.

Творчеству Фофанова характерно использование такого яркого стилистического приема, как парадокс, когда из семантически стройной организации посылок возникает совершенно неожиданный вывод. Здесь семантика приходит в противоречие с логикой. Парадоксальные выводы в лирике Фофанова навеяны, по нашему мнению, тем, как сложно складывалась жизнь поэта - романтика. Будучи вынужденным тяжело работать, обеспечивая 11 детей, Константин Фофанов не раз в своей поэзии обращался к минорным тонам.

Библиографический список

Наряду с обращениями как излюбленным приемом лирики Фофанова, который не раз апеллировал к одушевленным и неодушевлённым номинативам, можно отметить такой синтаксический прием, как бессоюзное соединение частей сложного предложения. Бессоюзие в лирике поэта служит особой стилистической задаче: проявлению динамизма описываемых событий. Кроме того, бессоюзие проявляет и кинематографический прием фрагментарности изображенных пропозиций [6]. Нет долгого и растянутого союзного начала. Тема не вводится при помощи вступления: есть экспрессивное, сжатое повествование, которое сразу расставляет предикатные акценты: остывает, увлажнена, пахнет, пронеслась, поднялся, дрожит, спит, бредит, сказалася, засмеялась, разрыдалася, умолкла. В этих примерах из произведения «После грозы» перед нами проносится целая история, которая требует совсем немного уточнений, так экспрессивен глагол в творчестве поэта.

Остывает запад розовый, Ночь увлажнена дождем. Пахнет почкою березовой, Мокрым щебнем и песком [7].

Фофанов, как и в предыдущем произведении, прибегает к использованию климакса, который создается, в том числе, и при помощи интонационного наращивания бессоюзных предикативных частей. Только один раз возникает легкое замедление градации, когда вводится союз и (при 11 предикативных частях). Пронеслась гроза над рощею, Поднялся туман с равнин. И дрожит листвою тощею Мрак испуганных вершин [7].

Структурная нераспространенность строк способствует созданию стилистического эффекта динамизма [6]. Фофанов использует однородные члены предложения лишь трижды (в 4 - 5, 9 и 15 - 16 стихах), что наряду с бессоюзием создает сжатое повествование, насыщенное действием: Спит и бредит полночь вешняя, Робким холодом дыша... Засмеялась, разрыдалася И умолкла до утра!...[7].

Таким образом, поэзия романтика Серебряного века Константина Фофанова отличается яркой выразительностью синтаксических средств, экспрессивность которых тем выше, чем ярче их образность и оценочность. Интенсивный синтаксис поэта совершенно неоднороден, однако можно обозначить некоторые основные приметы его структурной организации. К их числу можно отнести актуализацию позиции темы, обращения, отсутствие распространенных однородных членов предложения, а также варьирование обязательности-факультативности валентностей объекта, обстоятельственных валентностей, квалитативных, что придает пропозиционную множественность монопредикативным структурам. Анализируя поэтический материал, который является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных лингвистов с точки зрения разных языковых уровней [8; 9; 10], стоит отметить, что язык лирики проявляет те глубинные семантические сдвиги, которые назревают в языковом сознании.

1. Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. Воронеж, 1973.

2. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. Москва, 2019.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.

4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. Москва, 2001.

5. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. Москва, 1996.

6. Джамалова М.К., Чупалаева С.Ш. Стилистические интенсивы синтаксиса в языке отечественной рок-поэзии. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 511 - 514.

7. Стихи русских поэтов. Available at: https://rupoem.ru/fofanov

8. Гин Я.И. О поэтике грамматических категорий. Петрозаводск, 2006.

9. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». Санкт-Петербург 2002.

10. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. Москва, 2019. References

1. Raspopov I.P. Ocherkipo teoriisintaksisa. Voronezh, 1973.

2. Solganik G.Ya. Sintaksicheskaya stilistika. Moskva, 2019.

3. Bahtin M.M. Problema rechevyh zhanrov. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva, 1986.

4. Peshkovskij A.M. Russkij sintaksis v nauchnom osveschenii. Moskva, 2001.

5. Vezhbickaya A. Yazyk kultura, poznanie. Moskva, 1996.

6. Dzhamalova M.K., Chupalaeva S.Sh. Stilisticheskie intensivy sintaksisa v yazyke otechestvennoj rok-po'ezii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 511 - 514.

7. Stihirusskih po'etov. Available at: https://rupoem.ru/fofanov

8. Gin Ya.I. O po'etikegrammaticheskih kategorj. Petrozavodsk, 2006.

9. 'Eko U. Zametki na polyah «Imeni rozy». Sankt-Peterburg, 2002.

10. Arutyunova N.D. Predlozhenie i ego smysl. Logiko-semanticheskie problemy. Moskva, 2019.

Статья поступила в редакцию 15.03.21

УДК 811

Rashidova G.R., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: rashidovag1978@mail.ru

THE MARKET OF NEWSPAPER PERIODICALS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article examines the state of the newspaper market in the Republic of Dagestan. The article substantiates the idea of the need to transform traditional print media to attract the audience and advertisers. Analyzing the print media market of the republic, the author focuses on the national press. Its characteristic features are highlighted and described. The article analyzes the difficulties faced by the editorial

offices of newspapers in national languages. The article presents information about the most popular non-governmental publications of the republic. The specialized press is considered. The author comes to the conclusion that the reduction in the number of newspapers and the fall in circulation is inevitable. Every effort must be made to minimize losses and preserve the multinational press. Key words: press, circulation, audience, transformation.

Г.Р. Рашидоеа. канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: rashidovag1978@mail.ru

РЫНОК ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье рассматривается состояние рынка газет Республики Дагестан. Обосновывается идея необходимости трансформации традиционных печатных СМИ для привлечения аудитории и рекламодателей. Анализируя рынок печатных СМИ республики, автор акцентирует свое внимание на национальной прессе. Выделяются и описываются ее характерные особенности. Анализируются сложности, с которыми сталкиваются редакции газет на национальных языках. В статье представлены сведения о наиболее популярных негосударственных изданиях республики. Рассмотрена специализированная пресса. Автор приходит к выводу, что сокращение числа газет и падение тиражей неизбежно. Необходимо предпринять все усилия для минимизации потерь и сохранения многонациональной прессы.

Ключевые слова: пресса, тираж, аудитория, трансформация.

Состояние рынка периодической печати в России характеризуется как неудовлетворительное. Согласно отраслевому докладу «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» за 2020 год, сохраняется рост неблагоприятных для российского рынка печатных СМИ трендов. К ним относятся: «развитие цифровой коммуникации, проблемы рынка дистрибуции печатных СМИ, ухудшение ситуации в экономике в связи с пандемией коронави-руса, девальвация рубля» и др. [1, с. 5].

Общая негативная тенденция сказалась и на состоянии рынка региональной периодической печати, в частности Республики Дагестан. Согласно докладу «Дагестан в цифрах - 2020» количество периодических изданий в республике сокращается, уменьшаются тиражи. Так, общее число изданий в 2018 году составило 116. По сравнению с 2017 годом - на 4 меньше. Разовый тираж в 2018 году составил 368, 9 тыс. экз., в 2017 - 426,1 тыс. экз., в 2016 - 426,6 тыс. экз. Годовой тираж в 2018 году был равен 13,2 млн. экз., тогда как в 2017 году - 14,6 млн. экз. [2, с. 98].

Несмотря на негативную тенденцию развития печатных СМИ в стране и в некоторых субъектах Российской Федерации, Республика Дагестан все же остается лидером по числу периодических изданий на Северном Кавказе. При этом работ, посвященных исследованию рынка печатных СМИ республики, очень мало. Среди них статьи ГА. Магомедова «Становление негосударственной прессы Республики Дагестан», М.З. Мамаевой «Типология религиозной прессы республики Дагестан», П.А. Ибрагимовой «Дагестанская журналистика на современном этапе: основные тенденции развития», диссертационное исследование А.А. Камалова «Национальная пресса Дагестана как важный фактор сохранения и развития культур и языков народов республики».

Рынок периодической печати республики Дагестан включает в себя государственные и негосударственные издания различной тематической направленности.

На сегодняшний день государственные издания представлены следующими республиканскими газетами: «Дагестанская правда» - ежедневная общественно-политическая газета на русском языке (тираж - 3 137 экз.); «Молодежь Дагестана» - общественно-политический еженедельник на русском языке (тираж - 2 500 экз.); Истина» - общественно-политический еженедельник на аварском языке (тираж - 8 033 экз.); «Замана» - общественно-политический еженедельник на даргинском языке (тираж - 3 930 экз.); «Елдаш» - общественно-политический еженедельник на кумыкском языке (тираж - 4 018 экз.); «Лезги газет» - общественно-политический еженедельник на лезгинском языке (тираж -8 000 экз.); «Илчи» - общественно-политическое издание на лакском языке (тираж - 2 600 экз.); «Зори Табасарана» общественно-политический еженедельник на табасаранском языке (тираж - 2 700 экз.); «Дербент» - общественно-политическая газета на азербайджанском языке (тираж - 2 020 экз.); «Ватан» - общественно-политическое издание на татском языке (тираж - 1 200 экз.); «Вести Агула» - общественно-политическая газета на агульском языке (тираж - 1 295 экз.); «Рутульские новости» - общественно-политическая газета на рутульском языке (тираж - 1 700 экз.); «Нур» - общественно-политическая газета на цахур-ском языке (тираж - 1 200 экз.); «Нийсо-Дагестан» - общественно-политическое издание на чеченском языке (тираж - 3 100 экз.); «Голос степи» - общественно-политическая газета на ногайском языке (тираж - 2 000 экз.).

«Дагестанская правда» - единственное ежедневное республиканское издание. Оно начало издаваться в 1918 году под названием «Дагестанский труженик». Современное название закрепилось за газетой с 1932 года. Первым редактором газеты был Алибек Алибекович Тахо-Годи. Ныне газетой руководит Бурлият Мов-саровна Токболатова. Газета выходит форматом А 2 ежедневно и форматом А3 -по четвергам. Такая периодичность дает возможность оперативно передавать информацию о происходящих событиях, откликаться на самые острые вопросы.

Газеты на национальных языках всегда испытывали сложности: проблемы были связаны с нехваткой финансов для регулярного издания периодики и

укрепления технической и полиграфической базы. И сегодня ситуация с национальными газетами крайне сложная. Интерес населения республики к чтению национальных газет падает. В связи с этим особенно остро стоит вопрос сохранения прессы на национальных языках, так как она играет важную роль во внутриполитической жизни республики, влияет на возрождение и развитие духовной культуры.

Процесс цифровизации массовых коммуникаций бурно развивается. Стремительно меняющееся информационное пространство требует от традиционных изданий создания такой концепции развития, которая совмещала бы в себе различные ее версии: печатную, электронную. Об этом говорил и министр печати и информации Дагестана Умаросман Гаджиев на «круглом столе» в здании Дагестанского государственного университета, посвященном сохранению национальных языков республики.

Муниципальный сектор периодической печати представлен городскими газетами «Махачкалинские известия» (г. Махачкала), «Буйнакские известия» (г. Буйнакск), «Кизлярская правда» (г. Кизляр), «Кизилюртовские вести» (г. Кизи-люрт), «Дружба» (г. Хасавюрт), «Дербентские известия» и «Дербентские новости» (г Дербент), «Трудовой Каспийск» (г. Каспийск), «Наш Избербаш» (г. Избер-баш), «Дагестанские Огни» (г Дагестанские Огни) и 43 районными газетами.

Первый номер газеты «Махачкалинские известия» вышел 6 июля 1991 года. До этого времени у столицы республики не было собственного издания. Сложная обстановка в стране, смена власти спровоцировала появления огромного количества газет, листовок. Городу нужен был свой печатный орган, который информировал бы горожан о происходящих событиях, освещал бы существующие проблемы.

Сегодня газета «Махачкалинские известия» снабжает аудиторию местной информацией, выполняет функцию трибуны местной общности, формирует общественное мнение в местных масштабах, отражает на своих страницах деятельность местных властей, выполняет развлекательную функцию, реализуемую на местной тематике, является публикатором важных документов местного самоуправления. При этом читателей у газеты не так много. Это связано и с общими негативными тенденциями состояния и развития печати, о которых мы говорили в начале статьи. Другой причиной является простота и незатейливость контента, отсутствие аналитических материалов. Вынужденная скромность связана с «огосударствлением данного типа СМИ» [3, с. 28].

В республике функционируют и негосударственные общественно-политические издания. Гамид Магомедов, доцент кафедры печатных СМИ Дагестанского государственного университета, в статье «Становление негосударственной прессы Республики Дагестан» связывает ее появление с особенностью общественно-политической ситуации в стране в 90- годы: развалом страны, демократизацией общества, наделением субъектом России суверенитетом [4].

Наиболее популярными негосударственными изданиями сегодня являются «Новое дело», «Черновик», «Свободная республика».

Газета «Новое дело» стала выходить в свет с августа 1991 года. Первоначально целевой аудиторией издания было бизнес-сообщество. Газета публиковала тексты документов, связанных с предпринимательской деятельностью. Такая информация была очень востребована среди предпринимателей, ведь Интернета практически не было. В дальнейшем издание было вынуждено переориентироваться на широкую аудиторию. В газете стали появляться рубрики новостные, политические, экономические, ориентированные, например, на молодежь, на религиозного читателя и т.д. Несмотря на популярность издания, негативные тенденции коснулись и газеты «Новое дело». Тираж издания сократился и составляет 3 000 экз.

Газета «Свободная республика» начала выходить в феврале 2006 года и получила известность благодаря критическим публикациям в отношении местных властей. Несмотря на падение тиража, она все же сохраняет устойчивую читательскую аудиторию.

Первый выпуск газеты «Черновик» вышел 4 сентября 2003 года. В газете публикуются заметки, отчеты, интервью, статьи, комментарии, посвященные общественно-политическим событиям, происходящим в республике и за ее пределами. Правозащитная тематика является ключевой для газеты. Тираж газеты составляет 8 137 экз.

Информационную картину разбавляют региональные выпуски многотиражных центральных изданий, таких как «Аргументы и факты» («АиФ в Дагестане»), «Московский комсомолец» («МК в Дагестане»), «Российская газета» («Российская газета. Неделя в Махачкале»).

В республике функционируют и специализированные издания. Важную роль в развитии этой тенденции сыграл аудиторный фактор. Стали учитываться информационные потребности личности, различных аудиторных групп: производственно-профессиональной, женской и мужской аудитории, различных конфессий и других групповых образований. Так, религиозная печать представлена преимущественно исламскими изданиями. Официальным органом ДУМД является газета «Ас-салам», входящая в состав Медиа-Холдинга при Духовном управлении Муфтията Дагестана. «С 1999 г. газета выходит на шести языках -русском, аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и лакском, а с 2004 г. - и на табасаранском языке» [5, с. 2]. Главной темой газеты «Ас-салам» на протяжении длительного времени являлось развенчание идеологии ваххабизма [6]. Особенностью газеты является то, что она использует религиозную проповедь в публицистике.

Кроме «Ас-салама» религиозная пресса в республике представлена газетами «Исламский вестник» и «Нурул Ислам». Многие исламские издания не только пропагандируют ценности ислама, но и уделяют особе внимание общественно-политическим вопросам.

Несмотря на то, что деловая пресса является одним из успешно развивающихся секторов в мире и в стране, деловая журналистика в республике представлена несколькими журналами и одной газетой - «Бизнес Дагестана».

К рекламно-справочным изданиям относятся газеты «Квадратный метр в Дагестане», «Работа плюс услуги в Дагестане», «Все для вас», «Недвижимость Дагестана». Издания содержат в себе большое количество рекламных модулей об услугах, товарах, идеях и обращены к группе потенциальных покупателей. При этом с нового календарного года ни одно из перечисленных рекламно-справоч-ных изданий на прилавки киосков города не поступало.

Единственной республиканской газетой для детей и подростков на русском языке является «Орленок-Дагестан». Газета выходит каждую неделю. Читателями и авторами материалов являются юные корреспонденты - ученики 5 - 11 классов.

Другим специализированным изданием является газета «Учитель Дагестана». Газета уделяет внимание развитию образовательной системы республики, совершенствованию учебно-методической работы, пропаганде инновационных процессов в сфере образования, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и нравственности.

«Медицина Дагестана» - республиканская еженедельная газета - начала издаваться с 1998 года. Газета выходит со слоганом «О здоровье профессионально» и освещает деятельность учреждений здравоохранения, в частности Министерства здравоохранения Республики Дагестан, Дагестанского медицинского университета, медицинских училищ; рассказывает о достижениях республиканской медицины; публикует интервью с работниками в сфере здравоохранения.

Сегодня Республика Дагестан является одним из ведущих спортивных регионов страны. Об этом свидетельствуют многочисленные победы дагестанских спортсменов на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. Самым популярным видом единоборств в республике является борьба. При этом «Ан-жи-Спорт» - единственное специализированное спортивное издание в республике. Газета учреждена Мурадом Дадаевым в 1999 году. Выходит на 4 полосах форматом А3. Основная площадь газеты отведена под информационные, аналитические материалы, посвященные футболу. Остальные полосы занимает акту-

Библиографический список

альное интервью из мира бокса и ММА, а также заметки, статьи, посвященные другим видам спорта.

Республиканская пресса содержит в своей структуре и такое звено системы СМИ, как партийная пресса. Теоретики журналистики Л.Л. Реснянская, А.А. Грабельников сходятся во мнении, что партийную прессу нельзя отнести к строго специализированной, так как она содержит в себе и черты универсального издания. Это выражается и в реализации множества функций партийной печати, и в многообразии публикуемых материалов. Республиканская партийная пресса представлена газетой «Советский Дагестан», которая является органом дагестанского республиканского комитета КПРФ.

Несмотря на сокращение числа периодических изданий и уменьшение их тиражей, стоит отметить, что уровень интереса дагестанской аудитории к республиканской прессе все же сохраняется. При этом редакции газеты не могут не обратить внимания на то, что большая часть аудитории для получения информации все чаще прибегает к различным электронным носителям. Согласно докладу «Дагестан в цифрах - 2020» показатели использования Интернета населением республики в возрасте от 15 лет и выше заметно увеличились. Так, население, «использовавшее сеть Интернет в течение последних трех месяцев 2019 года, составило 81,9%; в 2018 году - 75,9%; а 2017 году - 75,3% от общей численности населения. А количество никогда не использовавших сеть Интернет, соответственно, уменьшилось и составило в 2019 году 11,7% против 17,8% за 2017 год» [7, с. 253].

Редакции газет улучшают свой контент, совершенствуют стиль, формат и используют для этого различные платформы. Все русскоязычные газеты обзавелись собственными web-страницами и электронными почтовыми ящиками, а также имеют свои странички в популярных социальных сетях: Instagram, Telegram, Fasebook, ВКонтакте. Кроме того, меняется и способ продажи продукта. Помимо привычной покупки свежего номера газеты в киоске или подписки на издание, читатели могут приобрести его, не выходя из дома, на свою электронную почту.

Национальные СМИ Дагестана за последние годы также стали осваивать сеть Интернет. Но сайты таких изданий, как «Лезги газет», «Зори Табасарана», «Замана» публикуют информацию в сети на русском языке. Редакторы национальных изданий понимают, что процесс трансформации газет необходим для того, чтобы сделать свою газету привлекательной для аудитории и для рекламодателей. Но есть и другая сторона вопроса: многотысячные просмотры на порталах этих страниц формируются за счет заходов с Яндекс-топ по ссылке. Демонстрируемая успешность и востребованность изданий не всегда соответствует действительности, так как многие посетители не задерживаются на страницах этих изданий и редко читают новостную информацию. Недостаточно просто перейти на мультимедийный формат. Необходимо сделать свою газету читабельной за счет разнообразия материалов.

Существенным недостатком изданий на национальных языках является и отсутствие аналитических публикаций. Редакционные структуры не стремятся к тому, чтобы собрать такой авторский коллектив, который обеспечил бы обсуждение на страницах своего издания важных общественных проблем.

Самым востребованным медиаресурсом в Дагестане за 2020 год, по данным разработчика автоматической системы мониторинга и анализа СМИ «Меди-алогия», является информационное агентство «Дагестан» с индексом цитирования 227,47, на втором месте газета «Черновик» с индексом цитирования 165,98, на третьем - «Аргументы и факты - Махачкала» с индексом цитирования 62,34. Пятую и шестую позиции занимают газеты «Новое дело» и «Дагестанская правда» с индексом цитирования 40,89 и 39,27 соответственно [8].

Таким образом, несмотря на сокращение газет и уменьшение тиражей, печатные средства массовой информацию не растеряли своей значимости. При этом трансформация традиционных печатных СМИ необходима, она является ответом на вызовы времени. Перестройка деятельности редакции газеты, освоение новых способов передачи информации и другие меры необходимы для обеспечения жизнедеятельности издания в условиях нового времени.

1. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*=IQUAev259X6aq%2

2. Дагестан в цифрах-2020. Основные социально-экономические характеристики Республики Дагестан. Available at: https://istmat.info/files/uploads/62858/dagestan_v_ cifrah_2020.pdf

3. Мельник ГС., Тепляшина А.С. Современная местная газета. Типология, особенности функционирования, перспективы развития. Санкт-Петербург, 2011.

4. Магомедов Г.А. Особенности становления негосударственной прессы Дагестана. Available at: https://revolution.allbest.ru/journalism/c00937973.html

5. Гусаева К.Г. Конфессиональные отношения в современном Дагестане. ЖССА. 2006; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konfessionalnye-otnosheniya-v-sovremennom-dagestane

6. Арефьева Л.В. Проблема разжигания национальной и религиозной нетерпимости в современных СМИ. Российский следователь. 2012; № 19: 27 - 29.

7. Дагестан в цифрах-2020. Основные социально-экономические характеристики Республики Дагестан. Available at: https://istmat.info/files/uploads/62858/dagestan_v_ cifrah_2020.pdf

8. Медиалогия. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7927/ References

1. Rossijskaya periodicheskaya pechat'. Sostoyanie, tendencii i perspektivy razvitiya. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1&*=IQUAev259X6aq%252

2. Dagestan v cifrah-2020. Osnovnye social'no-'ekonomicheskie harakteristikiRespubliki Dagestan. Available at: https://istmat.info/files/uploads/62858/dagestan_v_cifrah_2020.pdf

3. Mel'nik G.S., Teplyashina A.S. Sovremennaya mestnaya gazeta. Tipologiya, osobennosti funkcionirovaniya, perspektivy razvitiya. Sankt-Peterburg, 2011.

4. Magomedov G.A. Osobennostistanovleniya negosudarstvennojpressy Dagestana. Available at:<https://revolution.allbest.ru/journalism/c00937973.html

5. Gusaeva K.G. Konfessional'nye otnosheniya v sovremennom Dagestane. ZhSSA. 2006; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konfessionalnye-otnosheniya-v-sovremennom-dagestane

6. Aref'eva L.V. Problema razzhiganiya nacional'noj i religioznoj neterpimosti v sovremennyh SMI. Rossijskijsledovatel'. 2012; № 19: 27 - 29.

7. Dagestan v cifrah-2020. Osnovnye social'no-'ekonomicheskie harakteristikiRespubliki Dagestan. Available at: https://istmat.info/files/uploads/62858/dagestan_v_cifrah_2020.pdf

8. Medialogiya. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7927/

Статья пооступила в редакцю 16.03.21

УДК 7.097

Khadisova E.B., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: hadisova.elvira@yandex.ru

Alipulatov I.S., Head of Department of Television and Radio Broadcasting and Director of the Institute of Visual Arts and Journalism, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: alipulatov@mail.ru

LANGUAGE, STYLE AND GENRES OF ANALYTICAL PROGRAMS WITH REFERENCE TO DAGESTAN TV CHANNELS. The article highlights the language and style of presentation of information in art programs on local television; what role a journalist plays when choosing a particular style of speech when talking to officials, with the audience in the studio and when addressing viewers; what styles of speech a journalist uses for his program and how appropriate his style of speech is. This topic is one of the most relevant today, due to the possibility of influencing the mass audience through television programs. On the basis of theoretical material taken from the TV programs of the regional channels of RGBC Dagestan and the State Television and Radio Broadcasting Company Dagestan, the materials of local journalists of Dagestan television are analyzed. In addition, the analysis of practical material comes from theoretical information: how much theory and practice intersect or diverge in the process of work.

Key words: media language, media style, Dagestan television, art programs.

Э.Б. Хадисова, магистрант, ФГБОУВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: hadisova.elvira@yandex.ru

И.С. Алипулатов, зав. каф. телевидения и радиовещания и директор института визуального искусства и журналистики

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: alipulatov@mail.ru

ЯЗЫК, СТИЛЬ И ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ДАГЕСТАНСКИХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье освещается язык и стиль подачи информации в аналитических программах местного телевидения; рассматривается, какую роль занимает журналист при выборе того или иного стиля речи при беседе с должностными лицами, со зрителями в студии и при обращении к телезрителям; какие стили речи он использует для своей программы, и насколько его речь является уместной. Данная тема представляется одной из наиболее актуальных на сегодняшний день в силу возможности воздействия на массовую аудиторию через телевизионные программы. На основе теоретического материала, взятого из телепередач региональных каналов РГВК «Дагестан» и ГТРК «Дагестан», проводится анализ материалов местных журналистов дагестанского телевидения. Кроме того, анализ практического материала исходит из теоретических сведений: насколько теория и практика пересекаются или расходятся в процессе работы.

Ключевые слова: язык СМИ, стиль СМИ, дагестанское телевидение, художественные программы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что вопрос языка и стиля современного телевидения на дагестанском ТВ имеет огромное значение, потому что, как мы уже сказали выше, телевидение имеет возможность влиять на большую часть населения. А то, каким образом происходит влияние на массу, имеет немалое значение для качественного продукта и правильного воздействия.

Выбор темы определяется нашим стремлением глубоко и всесторонне рассмотреть язык и стиль художественных программ на местном телевидении.

Научная новизна работы заключается в том, что мы на основе теоретических изданий в области языка и стиля, используемого на телевидениия. попытались дать всесторонний и системный анализ проблемы, подкрепляя теоретические выкладки примерами из практики.

Степень изученности данной темы достаточно велика. За столетие существования телевидения развивалась не только техника, но и язык через каждую новую возможность применения современной техники. На тему языка телевизионных программ имеется достаточное количество теоретического материала, но про стиль художественных программ написано гораздо меньше. Этой проблемой занимались такие ученые, как Быков РЕ. («Телевидение»), Серпи-кова М.Б. («Язык и стиль СМИ»), Джакония В.Е. («Телевидение»), Алипулатов И.С. («Фразеологизмы в телевизионной речи»), К.И. Шарафадина, Н.С. Зеликина, Л.А. Евдокимова, И.А. Сухотина, Е.И. Колесникова («Язык и стиль СМИ») и др.

Средства массовой информации менялись постоянно, начиная от своего становления и по сегодняшний день. Сегодня невозможно представить мир без СМИ, так как они являются неотъемлемой частью современного общества. Функции у СМИ разнообразны, например, одной из важнейших является то, что СМИ способны создавать стереотипы и влиять на массовый поток сознания, зарождать идеалы у зрителей. Среди всех СМИ телевидение по праву считается наиболее эффективным по той причине, что оно вбирает в себя качества радио и печатных СМИ. Отличается телевидение от других видов СМИ тем, что в периодических печатных изданиях текст по праву считается основным оружием печатных СМИ, радио использует звук для создания картины, а телевидение вбирает в себя качества других средств массовой информации, дополняя их картинкой. Этот вид СМИ с самого начала своего зарождения охватывает большее количество людей относительных других видов распространения информации.

Бесчисленные беседы и интервью, публикуемые газетами и журналами, рождают иллюзию, что диалогическое общение воспроизводится в напечатанных текстах почти без потерь. Телевизионный диалог при таком понимании - не

более чем льготная зрительная надбавка: возможность увидеть, как выглядят собеседники, как одеты, как держатся перед камерой.

В многолетней дискуссии об экранном приоритете слова или изображения неоднократно провозглашалось, что именно слово, и только оно одно, открывает перед искусством телевидения захватывающие перспективы. «Именно слово пробуждает зрителя от пассивного разглядывания картинки, - утверждал один из критиков в журнале «Советское радио и телевидение» в 1964 году, - ибо только за словом сохраняется преимущество прямого, непосредственного выражения мысли».

Защитники «картинки» не уступали своим оппонентам ни в решительности оценок, ни в категоричности интонации. «На телевидении изображение во всех случаях, - подчеркивал В. Саппак, - превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями слуховыми... Для меня очевидно, что, сидя перед телевизором, мы целиком находимся во власти экрана, а наше ухо воспринимает для себя лишь то и лишь так, как ему подсказывает глаз».

Однако телевидение, родившееся, в отличие от кинематографа, не немым, а звучащим, заявило о себе, прежде всего, именно как искусство изустной речи, возражала противная сторона. «Не потому ли телевидение долго называли «радиовидением», а его аудиторию - сперва «радиозрители», потом «телеслушатели», и только сравнительно недавно стали называть «телезрители»?» - высказывала догадку М. Андроникова [1, с. 23].

Телевидение появилось всего век назад, однако уже успело стать самым популярным среди других видов СМИ. Развивалось оно быстро и привлекало к себе интерес все большего количества людей. В первую очередь это достижение науки, но без труда многих творческих людей оно бы не стало популярным, и вовсе не было бы таким необходимым. Был создан язык, используемый на телевидении, а также разработана методика его употребления [2].

В середине 20 века, когда стала развиваться техника, свое совершенствование стало приобретать с быстро растущей силой и телевидение. Из-за этого печатное слово стало иметь сильнейшего конкурента в форме устной речи на телевидении.

Язык и стиль телевидения настоящего времени включает в себя самые разнообразные языковые стили: научный стиль; публицистический стиль; художественный стиль; официально-деловой стиль, а также разговорный.

Хотя на данном этапе можно наблюдать формирование особого типа телевидения - некий синтез разговорного и кодифицированного литературного языка, который еще не имеет точного лингвистического определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.