Научная статья на тему 'РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ'

РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2066
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНШИЗА / БИЗНЕС / РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Оксана Васильевна, Восканян Нвард Артуровна

В статье рассмотрены особенности развития франчайзинга, как одного из самых эффективных способов ведения предпринимательской деятельности в России. Проанализирован рынок франчайзинга в России. Показано состояние современного рынка франчайзинга, а так же тенденции развития после пандемии COVID-19. Рассмотрен ряд характеристик, которые будут присущи рынку франчайзинга в будущем по мнение экспертов портала Topfranchise.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING MARKET IN RUSSIA

The article considers the peculiarities of franchising development as one of the most effective ways of doing business in Russia. The franchising market in Russia is analyzed. Shows the state of the modern franchising market, as well as development trends after the pandemic COVID-19. Considered a number of characteristics that will be inherent in the franchise market in the future according to the opinion of experts portal Topfranchise.ru.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ»

4. Майоров А.А. Геомаркетинговые исследования / Майоров А.А. // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - №5(8). - С. 43-48.

5. Горбунов И.Н., Толстяков Р.Р. Информационные системы геомаркетинга / И.Н. Горбунов, Р.Р. Толстяков // Вестник научных конференций. - 2015. - №1(7). С. 89-94.

6. Интернет-издание «vc.ru». - [Электронный ресурс] - URL: https://vc.ru/ (дата обращения 14.11.2021).

7. Интернет-сайт программы «2ГИС». - [Электронный ресурс] - URL: https://2gis.ru/ (дата обращения 15.11.2021).

8. Сайт компании «Центр пространственных исследований». - [Электронный ресурс] - URL: https://geointellect.com/ (дата обращения 15.11.2021).

Vartapetova Stella Akopovna, student (e-mail: vartapetovastellaakopovna@mail.ru)

Taranenko Oksana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor (email: ok-tar@mail.ru)

Pyatigorsk Institute (branch) of NCFU, Russia GEOMARKETING AS A MODERN TOOL TO INCREASE THE ATTRACTIVENESS OF THE TERRITORY

Abstract. The article considers geomarketing as a modern tool to increase the attractiveness of the territory. The aspects of the concept of "geomarketing", the goals and results of geomarketing research, their binding to the marketing of the territory, as well as the problem of Russian practice in this area of development are described. Special attention is paid to geoinformation systems that allow automating marketing research. Two large groups of geoinformation systems are presented.

Keywords: geomarketing, research, tools, geoinformation systems, territory, business, promotion, attractiveness.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.17 РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ Титова Оксана Васильевна, к.э.н., доцент,

(titova_ov@mail.ru) Восканян Нвард Артуровна, магистрант (nana.voskanyn13@mail.ru) Липецкий государственный технический университет, Россия

В статье рассмотрены особенности развития франчайзинга, как одного из самых эффективных способов ведения предпринимательской деятельности в России. Проанализирован рынок франчайзинга в России. Показано состояние современного рынка франчайзинга, а так же тенденции развития после пандемии COVID-19. Рассмотрен ряд характеристик, которые будут присущи рынку франчайзинга в будущем по мнение экспертов портала Topfranchise.ru.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза,бизнес, рынок франчайзинга.

Формирование слоя успешных предпринимателей, развитие малого и среднего бизнеса, увеличение рабочих мест - это все задачи, которые не раз озвучивались на самых высоких уровнях в РФ. Есть несколько спосо-

бов открыть свое дело: организовать самостоятельное предприятие с нуля, купить готовый бизнес или купить франшизу. Первый способ обладает наибольшими рисками и требует значительного опыта в управлении. Второй способ требует серьезных первоначальных капиталовложений. Поэтому, в последние годы популярным для открытия своего бизнеса в РФ выступает франчайзинг [1].

Франшиза (или франчайзинг) - это метод распространения продуктов или услуг с участием франчайзера, который устанавливает торговую марку или торговое название бренда и бизнес-систему, а также франчайзи, который платит роялти и обычно первоначальный взнос за право вести бизнес под именем и системой франчайзера [2].

В российском законодательстве нет понятия «франчайзинг». Для юридического закрепления отношений между франчайзером и франчайзи существует несколько форм: договоры поставки, лицензионные соглашения, агентские и дилерские договора и т.д. Наиболее полно соответствующим договору франчайзинга юридическим документом выступает договор коммерческой концессии. В нем содержатся права и обязанности франчайзера и франчайзи, устанавливаются ограничения по ценовой политике и объемам продаж. В Российской Федерации все подобные договоры (концессии или субконцессии) подлежат обязательной регистрации в Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности).

В настоящее время франчайзинг в России продолжает активно развиваться. По данным сайта franshiza.ru на конец 2020 года количество франшиз в РФ составляет 2780 (рисунок 1).

Рис.1 - Количество франшиз в России (по данным franshiza.ru) на начало года

За последний год около 430 новых проектов заявили о своем выходе на рынок, при этом около 250 компаний отказались от своих франшиз. По от-

раслевой принадлежности большинство закрывшихся проектов приходятся на рестораны и рынок розницы .

Таким образом, объем рынка в РФ за 2020 годпо количеству предложений вырос почти на 7%. Основным фактором роста выступил административный ресурс: согласно новой программе развития субъекты федерации должны стимулировать появление местных франшиз и выводить их на федеральный уровень.

Что касается точек продаж по франшизе, то за 2020 год с учетом открытия и закрытия бизнеса, их количество увеличилось на 5,1%. При этом можно отметить, что рост точек был отмечен в начале года и в конце.

Пандемия оказала влияние на отраслевую принадлежность открывающихся франшиз: наибольший рост был отмечен в сфере курьерских служб, сервисов доставки, фаст-фуда, аптек, медицинских офисов, магазинов автозапчастей и ремонтных мастерских.

Статистика по договорам коммерческой концессии (согласно данным Роспатента) подтверждает увеличение франшиз. По итогам 2020 года количество зарегистрированных договоров больше на 3,8% по сравнению в 2019 г.

Выручка франчайзинговых компаний в 2020 году составила 2,04 трлн. рублей, что на 27% ниже показателя 2019 года (2,8 трлн. рублей). Падение связано с остановкой многих компаний в период пандемии и падением спроса в различных отраслях экономики.

Численность персонала в франчайзинговых компаниях составила 971 тысяча человек, что на треть меньше чем в 2019 году. Это можно объяснить как общим сокращением объемов продаж, так и из-за изменения форматов бизнеса - на смену крупным ресторанам и магазинам открывались в основном малые предприятия с меньшим числом работников.

Структура российского франчайзинга на начало года в 2014-2021 годах представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура франчайзинга в РФ (на начало года), в %

Отрасль 2014 г. 2017 г. 2019 г. 2021 г.

Розничная торговля непродовольственными товарами 44 37 22 17

Розничная торговля продовольственными товарами 4 7 7 9

Общественное питание 15 16 24 22

Услуги для бизнеса и населения 31 34 43 48

Производство и строительство 5 4 3 4

Иное 1 2 1 0

Анализ структуры показывает, что в последние годы наибольшую долю занимают франшизы из сферы услуг. Вторым по популярности сегментом

выступает общественное питание, представленное, прежде всего фаст-фудом.

Наибольшее количество франшиз представлено отечественными брендами - их доля около 86%. Территориально распределение российских франчайзеров выглядит следующим образом: Москва - 19%, Санкт-Петербург - 10%, остальные регионы - 71%.

Кризисные явления и пандемия получили отражение в стоимости предлагаемых франшиз - увеличилась доля бюджетных проектов и сократилась доля дорогих франшиз (рисунок 2). Данная тенденция наблюдается в последние 4 года. Высокостоимостные франшизы практически не появлялись в прошедшем году.

7%

6%

менее 1 млн 1-3 млн 3-6 млн 6-10 млн более 10 млн

Рисунок 2 - Структура предлагаемых франшиз в 2020 году по стоимости

Согласно мнению экспертов портала Topfranchise.ru рынок франшиз испытал определенное давление в период пандемии, при этом они выделили ряд характеристик, которые будут присущи данному рынку в будущем [4].

1. Франшизы более конкурентоспособны, чем отдельный бизнес. Взаимопомощь, поддержка франчайзи, лояльность партнеров, компетентность управляющей компании, заинтересованность франчайзера в успехе фран-чайзи и совместное прохождение в период кризиса - все это повышает выживаемость в конкурентной среде.

2. Повышение значимости наличия онлайн-платформ. Без автоматизации и онлайн-платформ бизнес (и франшизы в частности) в новых условиях удаленной работы не имеет возможности окупаться и быть успешным. Самыми проблемными оказались франшизы по наиболее популярным направлениям: услуги в сфере образования и общественного питания. Наибольшего успеха в условиях пандемии добились те компании, которые разрабатывали собственные информационные системы и дистанционные форматы обслуживания.

3. Усиление важности единых высоких стандартов оказания услуг, обслуживания клиентов и строгого контроля их выполнения. В прошедшем году стало отчетливо понятно, что очень важным для успешного ведения

бизнеса является положительное мнение о качестве предоставляемых услуг. Во время пандемии, нехватка товаров и общего перехода в интернет такие факторы, не сильно заметные в прошлом, стали играть более важную роль и отражаться на прибыльности и рентабельности. Компаниям пришлось находить варианты правильной реакции на отрицательные отзывы, учитывать пожелания клиентов и поставщиков, оказывать тот уровень обслуживания и сервиса, который не позволит им уйти к конкурентам.

4. Гибкость и мультиформатность - ключевые преимущества жизнеспособности франшиз. Переключение с Ь2Ь-услуг на услуги b2c, вместо поиска помещений с витринными окнами открывать пункты выдачи, точки самообслуживания, форматы «навынос», переходить с премиум-сегмента на эконом, переезжать из бизнес-центров в жилые кварталы и спальные районы - это те примеры, которые позволили компаниям выжить в период кризиса.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что в РФ, что франчайзинг, как способ ведения предпринимательской деятельности , очень сильно развивается во всех отраслях и становится все популярней.

В России уже появились такие конкретные предложения, как франчайзинг букмекерской конторы, франшизы компании по созданию и продвижению сайтов, лыжных школ, компании по музыкальному оформлению мест отдыха, пекарен и так далее. Вероятно, рынок франшиз в последнее время пресытился "нормальными" предложениями, и будущее за творчески разными проектами, которые удивят потребителя [5].

Решение многих экономических проблем современной России нуждается в новых экономических механизмах. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно констатировать, что франчайзинг в настоящее время является одним из важнейших инструментов повышения эффективности бизнеса.

Список литературы

1.Кокаев, М. И. Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка / М. И. Кокаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 468-470. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38647/ (дата обращения: 11.05.2021).

2. International Franchise Association (ША)[Электронныйресурс] / URL: https://www.franchise.org (датаобращения 22.10.2021)

3. Российский франчайзинг 2021 - статистика рынка[Электронный ресурс] / URL: https://franshiza.ru/article/read/statistika_rynka_franchisinga_2021 (дата обращения 22.10.2021)

4. Итоги 2020 года: чему франчайзинг в России научился за этот год [Электронный ресурс] / URL: https://topfranchise.ru/stati/itogi-2020-goda-chemu-franchayzing-v-rossii-nauchilsya-za-etot-god/ (дата обращения 22.10.2021)

5. Franchising As a Key To Success. TheRussianWay.[Электронный ресурс] / URL: http://www.russia-ic.com/business_law/in_depth/1686#.YKqJqfxR2M9 (дата обращения 22.10.2021)

Titova Oksana Vasilyevna Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Lipetsk State Technical University

Voskanyan Nvard Arturovna Undergraduate

Lipetsk State Technical Universit

FRANCHISING MARKET IN RUSSIA

Annotation: The article considers the peculiarities of franchising development as one of the most effective ways of doing business in Russia. The franchising market in Russia is analyzed. Shows the state of the modern franchising market, as well as development trends after the pandemic COVID-19. Considered a number of characteristics that will be inherent in the franchise market in the future according to the opinion of experts portal Topfranchise.ru. Keywords: franchising, franchisor, franchisee, franchise, business, franchise market.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.18 ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ Титова Оксана Васильевна, к.э.н., доцент, (titova_ov@mail.ru) Липецкий государственный технический университет, Восканян Нвард Артуровна, магистрант (nana.voskanyn13@mail.ru) Липецкий государственный технический университет, Россия

Осознание сути процесса импортозамещения актуально в современных условиях и важно для реализации стабильных темпов развития экономики на государственном уровне. В статье проанализированы основные направления формирования и развития теории импортозамещения. Систематизированы различные подходы к трактовке категории «импотозаме-щение» отечественными и зарубежными экономистами. Определен ряд отличительных признаков, присущих процессу импортозамещения. Рассмотрена трактовка термина «импортозамещение», которая даёт возможность учесть совокупность всех его формирующих предпосылок в комплексе.

Ключевые слова: импортозамещение, импорт, политика импортозамещения, экономическое развитие, экономическая безопасность.

Понятие «импортозамещение» первый раз было использовано в 1960-е годы Организацией Объединенных Наций (ООН) в целях отражения существующих сложностей в странах, которые ранее были колониями с монокультурным экономическим строем, а затем также для обозначения политики экономического характера в развивающихся странах, нацеленных на рост индустриализации экономики, посредством протекционистских инструментов, которые являются защитой национальных игроков от конкурентов. Важно отметить, что в таких странах почти весь объём продукции, требующейся для экономической деятельности, ввозился из-за рубежа [1].

Отметим также, что еще в Х1Х веке немецкий экономист Ф. Лист делал акцент на изучении взаимосвязи роста государственной экономики и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.