Научная статья на тему 'Рынок электронных денег в России'

Рынок электронных денег в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

736
84
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ – АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламгалеева М. Ф., Филиппова М. А., Шатаева О. В.

Electronic money – absolutely normal, transparent business, but de facto they are outside the law. This creates a sense of uncertainty.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исламгалеева М. Ф., Филиппова М. А., Шатаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Рынок электронных денег в России»

пришедших в негодность и запрещенных к применению, крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют отходы горнодобывающих и перерабатывающих производств; формирование и развитие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов, бытовых отходов, разработка актов нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения отходов, способствующих снижению техногенной нагрузки на окружающую среду; развитие сети особо охраняемых природных территорий как гаранта сохранения ландшафтного и биологического разнообразия; внедрение селективного сбора твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов муниципальных образований; внедрение на предприятиях топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства мероприятий по снижению выбросов парниковых газов.

Библиографические ссылки

1. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года. / Приказ Минпромэнерго России от 14 марта 2008 года №119.

2. www.gks.ru

УДК 66.047

М.Ф. Исламгалеева, М.А. Филиппова, О.В. Шатаева

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РЫНОК ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ В РОССИИ

Электронные деньги - абсолютно нормальный, прозрачный бизнес, но де-факто они находятся вне закона. Это создает ощущение неуверенности.

Electronic money - absolutely normal, transparent business, but de facto they are outside the law. This creates a sense of uncertainty.

Электронные деньги (англ. e-money, e-cash, digital money, digital cash) — термин, часто применяемый к широкому спектру платежных инструментов, основанных на инновационных технических решениях. Единого определения электронных денег, которое бы однозначно характеризовало их экономическую и правовую сущность, пока не существует. В России рынок электронных денег функционирует с 1997 года.[1].

В России выделяют три основные группы электронных денег:

• интернет-деньги, или электронные кошельки (Яндекс.Деньги, WebMoney); требуют, в зависимости от системы, установки на компьютер программного обеспечения (интернет-кошелька) или заведения виртуального кошелька в Интернете, на сайте компании;

• платежные терминалы с функцией пополнения счета в «Личном кабинете» без конкретной цели (КиберПлат, QIWI);

• мобильные платежи для приобретения товаров и услуг, доставляемых не на телефон (i-Free).

Таким образом, пополнение банковского счета через платежный терминал, покупка нового рингтона с помощью SMS, предоплаченные

целевые (допустим, телефонные, топливные и др.) карты электронными деньгами не считаются. [2]

В 1997 году в России начали функционировать CyberPlat (КиберПлат)

- первая электронная платёжная система - и PayCash, первый электронный кошелёк (в 2002-2007 годах работал совместно с компанией «Яндекс» под брендом Яндекс.Деньги). Первый обменный пункт, который позволял пользователям менять электронные деньги различных платёжных систем друг на друга по установленному курсу, был запущен в 2002 году. В 2001 году в Интернете появился первый из череды вирусов, написанных специально для кражи денег пользователей с их электронных кошельков.

На первом этапе развития электронных денег подчёркивалось, что их пользователи получают полную анонимность, которой нельзя было добиться при расчётах с использованием пластиковых карт. Однако в 1999 году на рынок вышла электронная платёжная система WebMoney, которая намеренно отказалась от анонимности, заменив её системой аттестации на основе представляемых паспортных данных.

В 2006 году в результате проведённого Romir Monitoring опроса выяснилось, что 25 % активных интернет-пользователей в России предпочитают использовать систему WebMoney, 20 % - Яндекс.Деньги, 2 %

- CyberPlat. Остальные не используют электронные деньги, однако 66 % опрошенных сообщили, что в будущем планируют начать (или продолжить) их использование.

В 2009 году электронными кошельками воспользовались около 20 млн россиян, а оборот отрасли электронных денег составил порядка 40 млрд руб. По итогам 2010 года эта сумма должна была увеличиться вдвое. Фактически оборот платежей в российских системах электронных денег вырос в 2010 году до 70 млрд рублей, электронные кошельки имели 30 млн человек. Прогноз оборота рынка на 2011 год - 140 млрд рублей.

Лидерами отрасли являются электронные кошельки Яндекс.Деньги и WebMoney - вместе они занимают 90 % рынка, а их обороты по сравнению с 2008 годом выросли к 2010 году на 40%. В 2011 году к двум лидерам присоединился бренд QIWI - по итогам проведённого компанией TNS по заказу компании Яндекс.Деньги среди 18-45-летних москвичей исследования наиболее известным оказался бренд Яндекс.Деньги (78 % опрошенных), далее следовали WebMoney (66 %) и QIWI (26 %).

К 2009 году каждый 15-й житель России открыл интернет-кошелёк хотя бы в одной системе электронных платежей. Хотя бы 1 раз в квартал электронными деньгами пользуется около 30 млн человек - примерно по 10 млн человек в каждом из трёх сегментов рынка, а ежемесячно и регулярно -около 2,2 млн человек старше 18 лет. Большинство пользователей электронных денег проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Для москвичей препятствиями к использованию электронных денег, по данным исследования компании TNS, в 2011 году стали:

• отсутствие необходимости иметь электронный кошелёк, привычка платить другим способом (64 % опрошенных);

• отсутствие доверия к электронным деньгам (38 %);

• отсутствие достаточной информации об электронных деньгах (24 %);

• неудобство, сложности использования (20 %);

• несоответствие целям пользователя (19 %);

• негативные отзывы знакомых (5 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие или неподходящий размер комиссии (1 %).

После принятия в 2011 году закона «О национальной платёжной системе» над созданием собственных полноценных сервисов электронных денег начали работу несколько банков. По информации MoneyNews, среди них Сбербанк, Альфа-банк, Промсвязьбанк, Росбанк, Связной банк и Банк Русский Стандарт. [3] Интернет-деньги: Яндекс.Деньги

В июле 2002 года компания PayCash и холдинг «Яндекс» объявили о запуске совместной системы электронных платежей Яндекс.Деньги. Первоначально с помощью Яндекс.Денег можно было оплатить мобильные телефоны, доступ в Интернет, счета за коммунальные услуги, покупки в интернет-магазинах. Для работы необходимо было скачать и установить на компьютер специальное программное обеспечение - интернет-кошелёк. В 2005 году Яндекс.Деньги были интегрированы в одну систему с Яндекс.Почтой, и пользователи смогли работать со своим счётом непосредственно в Интернете, используя тот же логин, что и для входа в Яндекс.Почту. К 2006 году общее число пользователей Яндекс.Денег достигло 200 тыс. человек. С 2006 года появилась возможность управлять Яндекс.Деньгами с КПК и мобильных телефонов. В октябре 2011 года система Яндекс.Деньги появилась в iPhone.

Счёт в системе Яндекс.Деньги можно было пополнить через банковский счёт или с помощью предоплаченных скретч-карт, а также через терминалы оплаты и банкоматы. Для снятия денег необходимо было открыть счёт в банке, а для получения наличных у партнёров «Яндекса» - предъявить паспорт. Таким образом, Яндекс.Деньги отказались от принципа анонимности.

В 2010 году в системе было уже зарегистрировано более 8 млн электронных кошельков, ежедневно открывались более 8 тыс. новых счетов. В 2011 году ежедневно проводились более 80 тыс. платежей, а число партнёрских интернет-магазинов превысило 3 тыс. [4] WebMoney

Система электронных платежей WebMoney вышла на российский рынок в 1998 году. В ноябре 2000 года WebMoney запустила сервис кредитования: владельцы электронных кошельков могли передавать друг другу электронные деньги в долг. В 2002 году появился первый пункт обмена WebMoney на Яндекс.Деньги и обратно. Для работы с системой WebMoney пользователю необходимо выбрать и установить интернет-кошелёк WebMoney Keeper одного из выбранных типов: Classic - устанавливаемая на компьютер программа WebMoney Keeper; Light - интернет-версия WebMoney Keeper Classic, которая не требует установки на компьютер;

Mini - облегчённая интернет-версия, доступная также для КПК; Mobile - версия для мобильных телефонов.

После регистрации каждый получает персональный цифровой идентификатор - WMID и кошельки выбранных типов, которым присваиваются уникальные номера.

В 2007 году система WebMoney в ходе исследования маркетингового агентства Step by Step была признана самой защищенной. Из 8 критериев безопасности в ней были использованы все 8, тогда как в Яндекс.Деньгах - 4.В 2009 году система получила премию Рунета в номинации «Экономика и бизнес». В 2010 году в системе WebMoney было зарегистрировано 10 млн человек. [5] Платёжные терминалы: QIWI

В 2004 году в России была основана компания Объединённые системы моментальных платежей (ОСМП), которая к 2008 году вышла на первое место в России по количеству платёжных терминалов и темпам роста.

В 2008 году компания ОСМП запустила бренд QIWI, под которым стали работать все её платёжные терминалы. В конце 2007 года компания ОСМП вывела на рынок услугу «Личный кабинет QIWI» (с марта 2010 года - «QIWI Кошелёк»). «QIWI Кошелёк» позволил пользователю через любой терминал QIWI пополнить счёт на сумму до 15 тыс. руб., а затем перевести их на другой счёт в системе QIWI, обменять на другие электронные деньги (WebMoney, Яндекс.Деньги, «РБК Money») оплатить множество услуг, вывести их из системы на банковскую карту или денежным переводом в системах Unistream и «Контакт» (Contact).

С 15 марта 2011 года QIWI прекратила пополнение электронных кошельков систем Яндекс.Деньги, «Рамблер Плюс», Delta Key, IntellectMoney, Money Money, MoneyMail, RBK Money, WebCreds, Webtransfer, Z-Payment, «Монетами». Партнёром системы остался «дополняющий сервисы QIWI» сервис WebMoney Transfer, с которым ОСМП начала создание сервиса расчётов электронными деньгами в обычных магазинах.

Комиссия при совершении платежа с электронного кошелька QIWI составляла в апреле 2011 года 1 %. В течение того же года «QIWI Кошелёк» стал доступен пользователям социальных сетей, владельцам мобильных телефонов и смартфонов, планшетов BlackBerry PlayBook и iPad, была усилена безопасность при авторизации, появилась возможность оплачивать счета в барах и ресторанах, без комиссии перечислять налоговые платежи и т. д., была начата разработка сервиса удалённой идентификации (в качестве потенциальных партнёров ОСМП рассматривает «Почту России», банки, системы удалённых переводов).

15 ноября 2011 года на российском рынке появилась пластиковая карта QIWI Visa, с возможностью совершать по ней все операции электронного кошелька, а также безкомиссионные офлайновые расчёты в торгово-сервисных предприятиях и обналичивание электронных денег в любых банкоматах с комиссией 3 % (не менее 90 рублей). [6] Мобильные платежи

В 2007 году Мининформсвязи РФ было принято решение о разработке в России концепции мобильных платежей (m-payments) и создании для них единой платформы. Предполагалось, что в первую очередь

будет создана поддержка оплаты услуг ЖКХ и Интернета, а также переводы с телефона на телефон между физическими и юридическими лицами на банковском уровне. Опытной зоной для внедрения платёжной платформы были названы Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

К началу 2010 года мобильный телефон стал одним из самых доступных инструментов проведения денежных расчётов - проникновение сотовой связи в среднем по стране достигло 143,5 % (143,5 сим-карты на 100 человек). По данным «Вымпелкома», в 2010 году сектор мобильной коммерции ежемесячно прирастал 20 % новых пользователей.

Среди проблем мобильных платежей - необходимость иметь собственный банковский счёт для оплаты услуг через мобильный телефон и психологическое недоверие к крупным SMS-платежам. Кроме того, не хватало законодательной основы: по мнению главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, рынок мобильных платежей готов к полноценной работе, осталось только принять закон, который позволит осуществлять мобильные платежи по единой схеме. Такой закон был принят Госдумой в первом чтении в октябре 2010 года.

Для осуществления бесконтактных мобильных платежей необходимы телефоны со специальным встроенным NFC-функционалом, и в ноябре 2011 года «большая тройка» заявила о готовящемся массовом завозе в Россию таких телефонов. Технология NFC (Near Field Communication, «коммуникация ближнего поля») продвигается платёжными системами VISA (бесконтактная технология PayWave) и MasterCard (бесконтактная технология PayPass) и позволяет оплачивать товары и услуги в местах с большим потоком людей. При этом на NFC-чипе можно также хранить информацию - о покупателе, дисконтах, купонах и т. п. Среди российских банков-партнёров внедряемой технологии - Банк «Таврический», Райффайзенбанк, Петрокоммерцбанк, Альфа-банк [7].

Прогнозируется, что в ближайшее время начнётся сокращение количества держателей пластиковых карт, поскольку для оплаты небольших покупок всё чаще будут использоваться такие мобильные устройства, как iPhone, AnDroid и BlackBerry. Системы бесконтактных платежей будут развиваться быстрыми темпами. Если в дальнейшем мы сможем обеспечить достаточную защищённость транзакции, то карта в конечном итоге полностью мигрирует в мобильный телефон. И он будет, с одной стороны, средством платежа, а с другой - тем же коммуникационным устройством, для чего он изначально и выпускался. - Оксана Смирнова-Крелль, руководитель блока ИТ Банка Москвы.

Библиографические ссылки

1. Электронные платёжные системы: на пути к универсализации. Internet.ru, 11 августа 2000 года

2. России по кредитным картам 90 % операций — обналичивание: интервью управляющего группы PayCash. ИА «REGNUM», 14 декабря 2009 года.

3. Мещеряков, В. «Яндекс.Деньги» нашли, чем помериться с конкурентами. CNews (22 апреля 2011 года).

4. Дементьева, К.; Нантай, В. Культ онлайн-наличности. «Коммерсантъ» № 196 (4737) (19 октября 2011 года).

5. Официальный сайт компании ,№еЬтопеу

6. Платёжный сервис (КИВИ) теперь предлагает пользователям оплату услуг 750 провайдеров. С№,№8, 10 июня 2009 года

7. Заславская, О. Мобильник вместо кошелька. «Российская бизнес-газета» № 823 (41) (15 ноября 2011 года).

УДК 332.142.6

Семина Е.М., Т.Н. Шушунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА МИКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Меры стимулирования внедрения экологического законодательства влияют на формирования микроэкономической политики предприятия, доходность и размер чистой прибыли как в случае применения современных экологических стандартов, так и без них. Ключевым вопросом является оправданность введения системы мер экологического регулирования на предприятии согласно новым стандартам, а так же срок окупаемости процесса модернизации оборудования предприятия.

The measures for the stimulation of the introduction of ecological legislation influence molding of the micro-economic policy of enterprise, profitableness and size of clean profit both in the case of applying the contemporary ecological standards and without them. Key issue is the justification of the introduction of the system of the measures for ecological regulation in enterprise according to new standards, and so the payback period the process of the modernization of the equipment of enterprise.

Проблема экологического оздоровления производства и соответствующих территорий - острейшая проблема, стоящая перед химическими предприятиями в период модернизации. Государством применяются различные стимулирующие механизмы, включая налоговые льготы, льготное кредитование, разработку и внедрение механизма залоговой стоимости тары и упаковки, товарной продукции, утратившей потребительские свойства, софинансирование при использовании возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, обезвреживании и использовании отходов производства и потребления, при реализации НИР и НИОКР по разработке экологически чистых технологий.

Ключевая статья расходов предприятия при внедрении экологического законодательства называется расходами на систему управления отходами. Система управления отходами - это комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, переработке, вторичному использованию или утилизации отходов и контролю всего процесса. С одной стороны, внедрение передовых технологий может уменьшить, например, потребление квоты на выброс вредных веществ в атмосферу по Киотскому протоколу, что позволит сократить расход госбюджета на закупку квот на выбросы у стран третьего мира. Это выразится в налоговых послаблениях и экономических льготах. С