Научная статья на тему 'Рынок экологически чистых товаров и услуг через призму общего подхода экономической теории'

Рынок экологически чистых товаров и услуг через призму общего подхода экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ТОВАРЫ / ЭКОТОВАРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Анастасия Александровна

В статье анализируется рынок экологически чистых товаров и услуг, предлагаются общие ключевые определения экологического рынка, выявляются критерии отнесения экономических благ к категории экологически чистых товаров и услуг, определяются потребители и производители данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок экологически чистых товаров и услуг через призму общего подхода экономической теории»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ОБЩЕГО ПОДХОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Соколова А.А.

Соколова Анастасия Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется рынок экологически чистых товаров и услуг, предлагаются общие ключевые определения экологического рынка, выявляются критерии отнесения экономических благ к категории экологически чистых товаров и услуг, определяются потребители и производители данного рынка. Ключевые слова: рынок экологически чистых товаров и услуг, экологическая услуга, экологически чистые товары, экотовары, экологические детерминанты.

Анализ рынка экологически чистых товаров и услуг оголяет наличие современной проблемы: в экономической литературе отсутствует единая теоретическая и методологическая база, которая позволила бы дать общие определения экологического рынка, сформировать критерии отнесения экономических благ к категории экологически чистых товаров и услуг, обеспечила бы процесс их дифференциации по различным классификационным признакам, др.

В результате проведенного исследования, анализа и обобщения научных трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, предлагаются следующие ключевые определения, представленные ниже.

Под экологической услугой следует понимать - услугу, оказываемую населению или предприятиям, результатом которой является предупреждение и/или снижение вреда, нанесенного человеку, его имуществу и окружающей среде вследствие производства и потребления продукции промышленного и потребительского назначения.

Экологически чистые товары (экотовары) - это товары, реализуемые торговыми предприятиями, не оказывающие негативного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, производственный процесс предполагает использование технологии замкнутого цикла.

В общем виде классификация экологических услуг может быть представлена с помощью следующих критериев анализа:

1) по территориальному признаку:

- услуги, оказываемые на глобальном рынке;

- услуги, оказываемые на рынке стран, имеющих общие границы (сухопутные или морские);

- услуги, оказываемые на национальном рынке;

- услуги, оказываемые на региональных рынках;

- услуги, оказываемые на местных рынках.

2) по этапу производственно-технологической цепочки, на котором применяется экологический вектор:

- услуги по проектированию и разведке новых ресурсов;

- услуги по переработке сырья;

- услуги по изготовлению продукции;

-услуги по упаковке и транспортированию;

- услуги по утилизации;

-услуги по переработке отходов и их вторичному использованию.

3) по объекту природной среды, на который направлено экологическое предпринимательство:

- услуги, направленные на защиту атмосферы;

- услуги, направленные на защиту земельных ресурсов;

- услуги, направленные на защиту водных объектов.

4) по сфере применения:

- услуги, направленные на теоретические исследования состояния и защиты окружающей природной среды;

- услуги, направленные на практическое применение для неограниченного количества участников;

- услуги, направленные на практическое применение для конкретного предприятия или домохозяйства.

5) по источнику финансирования:

- услуги, финансируемые из государственного или муниципального бюджета;

- услуги, финансируемые из платежей предприятий или граждан, использующих определенное оборудование или технологии;

- услуги, финансируемые из отчислений от штрафов за загрязнение окружающей природной среды;

- услуги, финансируемые из добровольных отчислений в форме благотворительности или создания специальных фондов.

6) по материальности / нематериальности средств, используемых в процессе оказания услуг и в результате оказания услуг:

- нематериальные услуги с использованием общих средств;

- нематериальные услуги с использованием специфических средств;

- материальные услуги с использованием общих средств;

- материальные услуги с использованием специфических средств.

7) по источнику формирования спроса:

- услуги, инициированные соблюдением обязательных требований государства;

- услуги, инициированные повышением конкурентоспособности предприятия за счет повышения качества продукции;

- услуги, инициированные соблюдением требований ИСО 14000;

- услуги, инициированные спросом потребителей на экологически чистые товары и услуги [2], [1].

Потребителями экологически чистых товаров и услуг могут выступать:

- предприятия и организации различной формы собственности, заинтересованные в формировании экологического вектора развития собственной деятельности;

- органы государственной власти и управления, выступающие заказчиками услуг, связанных с охраной окружающей природной среды;

- население, экологически образованное, имеющее желание и стремление к созданию экологически безопасной среды.

Производителями экологических услуг выступают предприятия и организации экологического предпринимательства и специально уполномоченные государственные организации, выполняющие функции охраны окружающей природной среды.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности, экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.

Под рынком экологически чистых товаров и услуг следует понимать организационно-экономический механизм, обеспечивающий взаимодействие его участников в сфере обеспечения предотвращения загрязнения окружающей природной среды на всех этапах производства, потребления и утилизации продукции за счет реализации экологических услуг для стороннего потребления [2]. К субъектам рынка экологически чистых товаров и услуг следует отнести

32

промышленные предприятия, домохозяйства, предприятия, оказывающие экологические услуги, государство.

В процессе формирования современного рынка экологически чистых товаров и услуг важная роль принадлежит инфраструктуре данного рынка, которая имеет несколько взаимосвязанных уровней и органов, которые в свою очередь регулируют рынок, к ним можно отнести: предприятия, муниципальное образование, регион, государство, международный уровень, глобальный уровень [3].

На формирование спроса и предложения на рынке экологически чистых товаров и услуг воздействует ряд различных факторов. Выделим ключевые факторы, влияющие на спрос на экологически чистые товары и услуги, разобьем факторы:

1) на непосредственно влияющие:

- спрос на природные ресурсы и общественные блага;

- развитие техники и технологии;

- число и доход потребителей товаров и услуг.

2) на косвенно влияющие:

- инфляционные ожидания;

- деятельность экологических общественных организаций.

К ключевым факторам, влияющим на предложение экологически чистых товаров и услуг, следует отнести ниже представленные детерминанты:

1) непосредственно влияющие:

- степень монополизации рынка;

- стоимость взаимозависимых товаров;

2) косвенно влияющие:

- налоги и дотации;

- инфляционные ожидания [2].

Многофункциональность услуг, предоставляемых в рамках экологического подхода к экономике, зачастую мешает отнести данные услуги к экологическим в чистом виде. Примерами таких услуг являются проектирование и консультирование с учетом экологических требований законодательства, проведение изыскательских работ при соблюдении необходимых природоохранных условий, установка ресурсосберегающего и защитного оборудования и т.д. В общероссийской классификации видов экономической деятельности экологические услуги не выделены в отдельный раздел и в него не включены работы и услуги по предотвращению загрязнения окружающей среды в явном виде, а также по разработке и внедрению новых технологий, направленных на внедрение экологического подхода к производству товаров и услуг [3].

Общий подход экономической теории к рынку экологически чистых товаров и услуг позволяет выявить объекты рынка, провести классификационный анализ, определить особенности, связанные со специфическими качествами объектов исследования, которые определяются, прежде всего, отношениями собственности на природные объекты, продемонстрировать потенциал развития рынка.

Список литературы

1. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 170 с.

2. Курбатов А.В. Формирование рынка экологических услуг. Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом», 2012. № 6. С. 1-6.

3. Соколова А.А. Рынок экологически чистых товаров и услуг: проблемы и перспективы развития // «Роль и значение науки и техники для развития современного общества» сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018. С. 179-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.