Научная статья на тему 'Рынок брендинговых услуг в России: новые услуги для стартапов'

Рынок брендинговых услуг в России: новые услуги для стартапов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брендинг / бренд / стартапы / брендинговые агентства / малый бизнес / branding / brand / startups / branding agency / small enterprises / small business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. О. Кузнецова

В статье описывается современное состояние рынка брендинговых услуг в России и раскрывается проблема начинающих предпринимателей, с которой они сталкиваются при заказе фирменного стиля. Трудность заключается в том, что стартапы не могут позволить себе услуги высококлассных агентств, поэтому вынуждены обращаться к сомнительным специалистам. Несколько брендинговых компаний нашли выход: они выпустили упрощенный продукт для стартапов, который отличается низкой стоимостью и быстрыми сроками реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MARKET OF BRANDING SERVICES IN RUSSIA: NEW SERVISES FOR STARTUPS

The article presents an analysis of current market conditions of branding services in Russia and an actual issue for novice entrepreneurs that they have when order branding for their companies. Startups can’t afford services of highly qualified agencies, so they are forced to order branding from suspicious specialists. Several branding companies have found a solution, they have released a simplified product for startups, which is different in low cost and quick implementation time.

Текст научной работы на тему «Рынок брендинговых услуг в России: новые услуги для стартапов»

РЫНОК БРЕНДИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ: НОВЫЕ УСЛУГИ

ДЛЯ СТАРТАПОВ

О.О. Кузнецова, магистрант

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11345

Аннотация. В статье описывается современное состояние рынка брендинговых услуг в России и раскрывается проблема начинающих предпринимателей, с которой они сталкиваются при заказе фирменного стиля. Трудность заключается в том, что стартапы не могут позволить себе услуги высококлассных агентств, поэтому вынуждены обращаться к сомнительным специалистам. Несколько брендинговых компаний нашли выход: они выпустили упрощенный продукт для стартапов, который отличается низкой стоимостью и быстрыми сроками реализации.

Ключевые слова: брендинг, бренд, стартапы, брендинговые агентства, малый бизнес.

Брендинг в России - это уже устоявшаяся сфера деятельности. В ней работают много разных специалистов - бренд-стратеги, бренд-менеджеры, дизайнеры, арт-директора, копирайтеры. В мире брен-динг развивается уже давно, а в России он зародился в начале 90-ых годов.

С профессиональной точки зрения, брендинг - это услуга, которая включает в себя стратегическое планирование и разработку фирменного стиля компании.

В общем понимании бренд - это набор ассоциаций, возникающих в сознании у потребителя, которые добавляют воспринимаемую ценность товару или услуге [1]. Это определение, которое ввел знаменитый американский специалист в области брендинга Кевин Келлер, встречается в современном мире чаще всего.

Исторически брендинг в России относился к деятельности рекламных агентств и только в 2005 году он стал самостоятельной профессиональной единицей. С этого времени начался рост бутиковых брендинговых агентств. Но вместе с ними, многие международные компании, связанные с маркетингом, также начали открывать брендинговые филиалы в России. Однако на стадии формирования этой сферы еще не было профильного обучения, поэтому специалисты приходили в брендинг из смежных профессий: дизайнеры, консультанты, пиарщики, юристы и т.д., но со временем стали зарождаться специализи-

рованные кафедры в институтах и отдельная школа по брендингу. В 2008 году появилось первое профессиональное сообщество - Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР) [2].

Надо сказать, что брендинговые агентства до сих пор продолжают бороться за место под солнцем. Сейчас, в 2019 году, рынок их услуг очень высококонкурентный. Специалисты из смежных отраслей (дизайн-студии, рекламные, креативные и коммуникационные агентства, фриланс-биржи) по-прежнему вступают на эту территорию и количество брендинговых агентств не перестает расти. Сейчас на рынке их порядка шестисот [2].

Стоимость брендинговых услуг в России существенно варьируется, так как их оказывают компании разного профессионального уровня. У лидеров рынка цены будут самыми высокими, а другие низкоквалифицированные агентства, фрилансе-ры и прочие специалисты из смежных сфер лишь обесценивают услуги на брен-динг, продавая их за копейки.

Если крупный бизнес или государственные корпорации могут позволить себе услуги топовых агентств, то начинающим предпринимателям до сей поры приходилось обращаться к фриланс-биржам и фирмам сомнительного качества. Хотя именно этот сегмент клиентов как никто чувствует необходимость в качественном брендинге в начале пути. В ответ на этот

запрос ряд крупных агентств решил поддержать начинающих бизнесменов. Для того, чтобы стартапы не «обжигались» на услугах непроверенных специалистов, некоторые агентства предложили специальный продукт в виде экспресс-брендинга.

В чем же разница этого продукта с классическими услугами агентств?

Во-первых, состав работ в экспресс-брендинге будет сокращенный - только самое необходимое для запуска нового бизнеса. Рассмотрим и сравним состав работ в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение базового и упрощенного состава работ

Классический состав работ Состав работ в экспресс-брендинге

• Установочная встреча с клиентом • Согласование, корректировка и подписание договора • Созвон с клиентом • Подписание типового договора

• Проведение нескольких интервью с клиентом • Ситуационный анализ/аудит бренда • Проведение исследования с целевой аудиторией • Разработка платформы/позиционирования бренда • Разработка коммуникационной стратегии • Очная встреча с клиентом по защите стратегии • Ключевая идея и платформа бренда (опционально)

• Разработка названия торговой марки • Разработка слогана • Разработка названия торговой марки (опционально)

• Разработка логотипа • Разработка фирменного стиля • Разработка набора носителей бренда (8-10 групп носителей) • Разработка концептуального дизайна упаковки • Структурный дизайн - разработка формы упаковки • Предпечатная подготовка макетов упаковки • Разработка брендбука (объем 80-120 страниц) • Разработка логотипа • Разработка фирменного стиля • Разработка набора базовых носителей бренда • Разработка дизайна упаковки (опционально)

• Итоговая презентация готовой работы на очной встрече • Отправка готовых материалов по электронной почте.

Стоит отметить, что классический состав работ взят из исследования АБКР [3] и дополнен личным опытом, а состав работ в экспресс-брендинге взят с сайтов агентств, продающие такой продукт [4-7]. В левом столбце перечислены основные работы по брендингу, но важно понимать, что каждому клиенту оказывается индивидуальный перечень работ в соответствии с его запросом. Количество концепций и корректировок не прописаны в таблице, но

при обычном типе работ они всегда есть и также рассчитываются индивидуально. В упрощенном продукте существенно меньше работ и, что самое главное, внесение корректировок невозможно.

Отсюда вытекает вторая особенность экспресс-брендинга - низкая стоимость. Для того, чтобы сравнить цены, обратимся снова к исследованию АБКР [3]. В таблице 2 приведены цены на классические услуги по брендингу.

Таблица 2. Цены на базовые брендинговые услуги [3]

Классический состав работ Цены (без НДС), тыс. руб.

Разработка платформы / позиционирования бренда 800

Разработка названия торговой марки 500

Разработка концепции идентификации бренда (Разработка логотипа, фирменного стиля) 800

Разработка набора носителей бренда (8-10 групп носителей) 2000

Разработка концептуального дизайна упаковки, включая доработку 800

Итого 4900

В данной таблице перечислены только те услуги, которые идентичны услугам, входящие в экспресс-брендинг. Согласно исследованию АБКР [3] в общей сумме они стоят 4,9 млн. рублей. Самая дорогая позиция здесь - это «Разработка набора носителей бренда», но здесь учитывается большое количество носителей. Конечно, сумма в 4,9 млн. рублей - это усредненная стоимость среди агентств высокого уровня. Но важно понимать, что за эту стоимость клиент получает несколько полностью проработанных концепций и может вносить корректировки в процесс. Например, что касается разработки позиционирования бренда, за полную стоимость будет проведено глубокое исследование рынка, конкурентов, тенденций и так далее, а в рамках экспресс формата сделать подробный анализ невозможно. То же самое и с неймингом - в полном варианте,

как правило, предлагается большое количество наименований торговых марок на выбор, а экспресс-брендинге не будет такого ассортимента.

Из-за такого большого количества ограничений стоимость экспресс-брендинга будет порядка 300 тысяч рублей. (Подробнее экспресс услуги рассмотрены в следующей таблице).

И, в-третьих, отличается сам процесс работы клиента с агентством. Как правило, в упрощенном продукте нельзя редактировать договор, общение между заказчиком и исполнителем минимизировано, отсутствует возможности внесения корректировок и зачастую предлагается только одна концепция.

Далее рассмотрим четыре агентства, которые имеют в своем портфеле экспресс-продукт. В таблице 3 перечислены их основные характеристики.

Таблица 3. Общее описание экспресс-продуктов агентств

Название агентства Coruna Branding [4] Depot WPF [5] GetBrand [6] Ufagra [7]

Название продукта Coruna Express Branding Brand hub Тариф «Стартап» Ufagra Exspress Brand

Сроки 1,5-2,5 месяца - 7-10 рабочих дней 1 месяц

Стоимость, руб. - 150.000 - 380.000 100.000 - 300.000 164.000

Преимущества Качество - Хорошее продвижение - Возможность корректировок - Есть служба поддержки (почта) Специализируются на дизайне потребительских товаров и ритейле

Недостатки Длительное исполнение - Нет общения с клиентом - Исполнители -привлеченные люди Возможно, услуга недоступна для Москвы и других городов

*Знак «-» в ячейках означает, что на сайте не было указано данной информации.

Практически у всех компаний экспресс-брендинг располагается на основном сайте. Стоимость упрощенных услуг варьируется от 100 до 380 тысяч рублей. Но кроме цены эти продукты имеют еще одно общее преимущество - экспресс-брендинг выполняется быстрее по сравнению с базовыми услугами. Самые короткие сроки среди экспресс-продуктов составляют 7 дней, самые длительные - 2 месяца. В среднем же начинающие предприниматели смогут получить экспресс-брендинг через 2 недели.

Как уже говорилось выше, в большинстве продуктов нельзя вносить корректировки. Они возможны только в сервисе «Brand hub» в зависимости от выбранного пакета. Преимущества и недостатки данных продуктов каждого агентства описаны в таблице.

Итак, основными предпосылками к созданию упрощенного продукта стали:

- Рост числа конкурентов, предлагающих дешевые услуги низкого качества;

- Желание помочь начинающим предпринимателям в развитии.

Так зародились первые экспресс услуги по брендингу, которые обладают следующими характеристиками:

- Низкая стоимость;

- Нет возможности внесения корректировок и создается, как правило, только одна концепция;

- Подписание типового договора;

- Минимум общения между агентством

брендингом. Безусловно, в каждом есть свои плюсы и минусы, но теперь предприниматели могут сами выбирать что им больше подходит исходя из целей и бюджета.

Пока что нет информации о новых проектах с точки зрения прибыли и успешности, но судя по потребностям аудитории и анализу рынка, спрос на такие продукты

и клиентом. есть, а предложение со стороны агентств

В статье описаны основные отличия будет расти. между базовыми услугами и экспресс-

Библиографический список

1. Келлер, К.Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. - пер. с англ. 2-е изд. - М.: Вильямс, 2005. - 704 с.

2. Алексей Андреев, Depot: брендинг «тогда» и «сейчас». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/42734626-aleksey-andreev-depot-brending-togda-i-seychas/ (дата обращения: 17.11.2019)

3. Исследование АБКР «Стоимость брендинговых услуг». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://russianbranding.ru/docs/ (дата обращения: 18.11.2019)

4. Страница продукта «Coruna Express Brand». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.coruna.ru/express/ (дата обращения: 20.11.2019).

5. Страница сервиса «Brand hub». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://brand-hub.ru (дата обращения: 24.11.2019).

6. Страница экспресс продукта от GetBrand. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.getbrand.ru/express-design/ (дата обращения: 20.11.2019).

7. Страница экспресс продукта от Ufagra. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufagra.ru/uslugi/ekspress-brending-ufa/ (дата обращения: 24.11.2019).

A MARKET OF BRANDING SERVICES IN RUSSIA: NEW SERVISES FOR

STARTUPS

O.O. Kuznetsova, Graduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents an analysis of current market conditions of branding services in Russia and an actual issue for novice entrepreneurs that they have when order branding for their companies. Startups can't afford services of highly qualified agencies, so they are forced to order branding from suspicious specialists. Several branding companies have found a solution, they have released a simplified product for startups, which is different in low cost and quick implementation time.

Keywords: branding, brand, startups, branding agency, small enterprises, small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.