Научная статья на тему 'РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТРАХОВАНИЕ / CAR INSURANCE / АВТОКАСКО / ОСАГО / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / ПРОГНОЗ / FORECAST / ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / MAJOR PROBLEMS / MOTOR HULL INSURANCE / CMTPL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домнина О. Л., Шувалова Ю. И.

Основная часть страховых премий в России приходится на автострахование. В последние годы этот сегмент страхового рынка нестабилен в своем развитии. Данная статья посвящена анализу наблюдающихся тенденций в развитии автокаско и ОСАГО, выявлению причин этих тенденций и прогнозированию развития автострахония с ученом факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTO INSURANCE MARKET: THE STATUS ANALYSIS AND DEVELOPMENT TRENDS

The main part of insurance premiums in Russia is for car insurance. In recent years this segment of the insurance market is unstable in its development. This article is aimed at the analysis of existing trends in the development of motor hull insurance and CMTPL, identifying the reasons for these trends and predicting in car insurance development taking into account the factor analysis.

Текст научной работы на тему «РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

транспортной системы для пропуска транзита или экспорта природных ресурсов, а неотъемлемой частью экономики регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, инициируя их дальнейшее хозяйственное освоение и интенсивное развитие всей экономической сферы России и, соответственно, повышения положения Российской Федерации в мировой хозяйственной системе, укрепления ее роли на политической карте мира.

Список литературы:

[1] https://wiki2.org/ru/Список_стран_по ВВП (ППС)

[2] Гончаренко С.С, Прокофьева Т.А., Сергеев В.И. Лидирующая роль России в формировании северной зоны Евроазиатских международных транспортных коридоров: «Северный морской путь - Енисей - Северо-Российская Евразийская магистраль - Транссиб»

[3] Арктика на пороге третьего тысячелетия. Санкт-Петербург. Наука. 2000, с. 104.

[4] Збаращенко В.С. Стратегические транспортные коридоры России. Морские вести 2013. № 5.

THE NORTHERN SEA ROUTE AS A STRATEGIC THOROUGHFARE

S.S. Goncharenko, V.N. Kostrov

Key words: Northern Sea Route, infrastructure, northern rivers

The article presents the analysis of possibilities of intensifying the exploitation of the Northern Sea Route and its infrastructure, as well as adjacent areas and river basins

Статья поступила в редакцию 30.05.2017 г.

УДК 368.21/.22

О.Л. Домнина, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Ю.И. Шувалова, магистрант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: автострахование, автокаско, ОСАГО, тенденции развития, прогноз, основные проблемы

Основная часть страховых премий в России приходится на автострахование. В последние годы этот сегмент страхового рынка нестабилен в своем развитии. Данная статья посвящена анализу наблюдающихся тенденций в развитии автокаско и ОСАГО, выявлению причин этих тенденций и прогнозированию развития автостра-хония с ученом факторного анализа.

В России автострахование, объединяющее добровольное страхование автотранспортных средств (КАСКО), обязательное и добровольное страхование ответственности их владельцев (ОСАГО и ДСАГО соответственно), выступает в качестве одного из основных видов страхования. На протяжении последних нескольких лет оно обеспечивает чуть менее половины всех страховых сборов на российском страховом рын-

ке. Поэтому результат деятельности страховых компаний по автострахованию влияет на развитие страхового рынка в целом.

Структура и динамика страховых премий по данным видам страхования представлена в табл. 1 и проиллюстрирована на рис. 1 и 2.

Таблица 1

Динамика и структура страховой премии в РФ (тыс.руб.) [1, 2, 3]

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016

КАСКО 164 527 696 196 012 146 212 306 873 218 554 418 187 237 290 170 672 096

ОСАГО 103 297 575 121 437 522 134 248 054 150 917 830 218 693 047 234 368 827

ДСАГО 6 392 831 8 082 091 7 675 346 7 068 891 6 388 266 6 831 601

Прочие 389 444 866 486 937 259 550 633 286 611 231 448 611 500 715 768 759 064

Всего: 663 662 968 812 469 018 904 863 559 987 772 587 1 023 819 318 1 180 631 588

250 000 000

200 000 000

1|50 000 000

2100 Н 000 000

50 000 000 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 1. Структура страховых премий в РФ в 2016 году

Рис. 2. Динамика страховых премий по автострахованию

Из рис. 1 и 2 видно, что основная доля страховых премий собирается страховыми компаниями ОСАГО. На долю этого вида страхования приходилось в 2016 году 19,9% страховых премий. Второй год подряд объем собранных премий по этому виду страхования превысил страховые премии по страхованию автокаско. Резкий рост собираемых премий по данному виду страхования вызван значительным ростом тарифов ОСАГО в связи с увеличением законодательно установленных лимитов ответственности и обязательностью наличия полиса.

Динамика и структура страховых выплат по автострахованию приведены в табл. 2 и проиллюстрированы рис. 3 и 4.

Таблица 2

Динамика автострахового рынка России по объему страховых выплат, тыс. руб. [1,2,3]

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Каско 105 742 017 125 962 648 155 797 448 171 773 011 143 978 689 97 472 694

ОСАГО 56 196 327 11 709 282 77 374 829 90 306 430 123 571 154 172 645 917

ДСАГО 1 561 733 2 475 635 4 000 078 5 697 302 5 761 823 4 045 731

Прочие 139 634 308 230 634 388 183 596 675 204 491 844 235 905 811 231 625 768

Всего: 303 134 385 370 781 953 420 769 030 472 268 587 509 217 477 505 790 110

КАСКО

0,8%

Рис. 3. Структура страховых выплат в РФ в 2016 году

Рис. 4. Динамика страховых выплат по автострахованию

Как видно из рис. 3, совокупная доля выплат по автострахованию существенно больше, чем совокупная доля премий (54,2% против 34,9%). При этом лидером по страховым выплатам также является ОСАГО, как и в страховых премиях. Как видно из рис. 4, в целом тенденции изменения страховых выплат повторяют тенденции изменения страховых премий, Но темпы роста страховых выплат опережают темпы роста страховых премий по ОСАГО.

Динамика коэффициента убыточности по отдельным видам автострахования приведена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика коэффициента убыточности по видам автострахования, %

Вид страхования 2011 2012 2013 2014 2015 2016

ДСАГО 24,4 31,1 52,1 80,6 90,6 59,2

ОСАГО 54,4 53,4 57,6 59,8 56,5 73,7

Каско 64,3 64,2 73,4 78,6 76,9 57,1

Исходя из табл. 6 можно отметить, что коэффициент убыточности по ОСАГО достаточно стабилен и постепенно растёт. Это, на наш взгляд, связано с ростом лимитов ответственности и стоимостью запасных частей автомобилей. По другим видам страхования значение коэффициента достаточно нестабильно. По КАСКО за последние 2 года коэффициент упал на 27%. Значение ДСАГО в 2016 году снизилось на 35% по отношению к 2015 году. Это связано с существенным ростом тарифов на фоне усложнения условий получения выплат.

Для анализа сложившихся на рынке последних тенденций развития автострахования проанализируем динамику заключенных договоров и среднего размера страхового тарифа по автокаско (рис. 5) и ОСАГО (рис. 6), а также динамику реальных доходов населения (табл. 4).

Рис. 5. Динамика средней премии и количества заключённых договоров по автокаско

Рис. 6. Динамика средней премии и количества заключённых договоров по ОСАГО

Таблица 7

Динамика реальных доходов населения

Показатель 2013 2014 2015 2016

Инфляция, % 6,5 11,4 12,9 5,4

Средняя заработная плата, руб./мес. 29 792 32 611 33 925 35 405

Темп роста, % - 9,4 9,9 4,4

Реальная заработная плата, руб./мес. 29 792 25 468 23 467 21 683

Темп снижения реальной заработной платы, % снижение на 2% Снижение на 8% по отношению к 2014 году и снижение на 10% к 2013 году. Снижение на 7,6% по отношению к 2015 году и снижение на 16,5% к 2013 году.

Как видно из представленных рисунков основной проблемой автокаско является рост средней страховой премии по договору на фоне снижения реальной заработной платы населения. Как следствие этого - падение количества договоров. Причем эта тенденция наблюдается как в КАСКО, так и в ОСАГО.

ОСАГО в 2016 году характеризовал рост страховых премий, вызванный повышением тарифов. Однако в 2017 году тенденции могут смениться на противоположные. Предвестником этого является динамика количества заключённых договоров. В 2016 году более 1,6 миллионов автовладельцев отказались от приобретения легальных полисов ОСАГО, в основном, в силу их недоступности по цене.

Поскольку ОСАГО является обязательным видом страхования, для него не должна работать зависимость объёма продаж от цены, наблюдаемая в добровольных видах страхования. И в период до 2014 г. включительно именно так оно и было. Плавный рост средней премии в диапазоне 9,8-12,2% в год сопровождался неуклонным возрастанием количества заключаемых договоров (4,1-6,7% в год). Первый «тревожный звонок прозвенел» ещё в 2014 году, когда было заключено всего на 0,9% больше договоров, чем годом ранее, несмотря на более высокую динамику автопарка в стране. Но в 2015 году огромный скачок премий (+44,9%), который продолжился в 2016 году и вырос ещё на 7,3%, но привёл к падению продаж на 7,3% в 2015 году, и падению на 3,6% в 2016 году, несмотря на продолжающийся рост автопарка и все принимаемые меры по обеспечению выполнения гражданами и предприятиями требований закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев.

Учитывая, что нет никаких оснований рассчитывать на рост реальных доходов населения и восстановление платёжеспособного спроса в 2017 году, количество «отказников» может вырасти ещё больше, тем более, что внедрение средств инструментального контроля, способных частично справиться с этой проблемой, только планируется. Кроме того, для эффективной работы системы контроля необходимо согласование действий страхового сообщества, МВД и, возможно, ФССП, что также является трудоёмкой и небыстро решаемой задачей.

Очевидно, что дальнейший рост тарифов автострахования невозможен. Реальные доходы потребителей, которые падают с каждым годом, и никакие дополнительные меры принуждения в данной ситуации уже не помогают. Остаётся искать пути оптимизации затрат, в первую очередь, на ремонт автомобилей пострадавших, снижения уровня страхового мошенничества и сокращения судебных издержек за счёт изменения процедур урегулирования убытков и работы с претензиями страхователей, для чего и был введён закон о натуральном возмещении.

Учитывая высокую ценовую эластичность продаж, можно утверждать, что именно решение вопроса со стоимостью привлечения договоров, в том числе за счёт перехода на прямые продажи и онлайн-страхование может стать также одним из ключе-

вых факторов увеличения продаж на рынке каско в 2017 году. Поэтому главной задачей страховых компаний в сегменте автокаско является модернизация продуктового предложения в сторону экономичных продуктов, и минимизация расходов на выплату комиссий, в том числе за счёт продаж онлайн. В связи с этим необходимо решить техническую проблему удалённого осмотра транспортных средств, подлежащих страхованию, а также проблем с зависанием сайтов.

На основе проведенного анализа посмотрим перспективы развития автострахования.

На развитие страховой отрасли экономики оказывают влияние многие факторы. Выявление и изучение этих факторов способствует грамотному прогнозированию в страховом деле. В таблице 8 подробно представлены факторы, влияющие на развитие автострахования.

Таблица 8

Факторы, оказывающие влияние на динамику развития автострахования

Виды страхования Факторы, оказывающие влияние

Автострахование КАСКО Объем продаж автомобилей, объем потребительского кредитования, реальные доходы населения, стоимость полиса

Добровольное страхование автогражданской ответственности Реальные доходы населения

Обязательное страхование автогражданской ответственности Реальные доходы населения, законодательные изменения, объем электронного ОСАГО

Проанализировав перечень различных факторов, влияющих на развитие видов страхования, следует перейти к рассмотрению динамики данных факторов и их прогнозу на 2017 г. Внесем полученную информацию в табл. 9.

Таблица 9

Динамика факторов, оказывающих влияние на автострахование

Наименование фактора Единица измерения 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г. (прогноз)

Объем продаж автомобилей млн. ед. 2,5 1,6 -0,05 0,05

Темпы прироста величины потребительского кредитования % 14 10 13 14

Темпы роста ВВП % 0,7 -3,7 0,6 1,5

Темпы роста промышленного производства % 0.6 -3,5 1,1 2,4

Темпы прироста величины реальных располагаемых доходов населения % -0,7 -8 -7,6 -5

Темп роста стоимости КАСКО % -2,6 17,1 -4,0 1,0

Объем продаж электронного ОСАГО Тыс. - 55 330 1400

Результаты прогноза страховых премий на 2017 г. с учетом влияния динамики факторов по всем отраслям автострахования сведены в табл. 10.

По результатам прогноза в 2017 году будет наблюдаться незначительный рост страховых премий по КАСКО. Прогноз сборов по ОСАГО является тоже положительным. Что касается ДСАГО, здесь прогнозируется дальнейший спад страховых премий.

Таблица 10

Результаты прогнозов страховых премий по автострахованию на 2017 г. с учетом факторного анализа

Виды автострахования Страховые премии в РФ, млрд. руб.

КАСКО 179,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСАГО 250,8

ДСАГО 6,5

Таким образом, обобщая проведенный анализ необходимо отметить, что если не будут предприняты меры по модернизации продуктового предложения в сторону экономичных продуктов, минимизации расходов на выплату комиссий и поиска путей оптимизации затрат, то рынок автострахования ждет незначительный рост, не покрывающий инфляцию или дальнейшая стагнация страхового рынка.

Список литературы:

[1] Домнина О.Л. Прогноз развития страхования на транспорте/ Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2012. № 4. С. 172-178.

[2] Домнина О.Л. Анализ состояния российского страхового рынка / Домнина О.Л., Заборин А.// Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 35. С. 231-237

[3] Официальный сайт Центрального Банка РФ // http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/ sv_insurance/

THE AUTO INSURANCE MARKET: THE STATUS ANALYSIS AND DEVELOPMENT TRENDS

O.L. Domnina, Y.I. Shuvalova

Key words: car insurance, motor hull insurance, CMTPL, development trends, forecast, major problems

The main part of insurance premiums in Russia is for car insurance. In recent years this segment of the insurance market is unstable in its development. This article is aimed at the analysis of existing trends in the development of motor hull insurance and CMTPL, identifying the reasons for these trends and predicting in car insurance development taking into account the factor analysis.

Статья поступила в редакцию 15.08.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.