Научная статья на тему 'Рынок аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: проблемы и перспективы развития'

Рынок аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / РЫНОК / АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕМПИНГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕТЬ АУДИТОРОВ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / AUDIT SERVICES MARKET / AUDIT FIRM / DUMPING / INTERNATIONAL AUDIENCE NETWORK / KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободян М. Л.

Статья посвящена оценке рынка аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе Югре, а также перспективам его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: проблемы и перспективы развития»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2016 г. Выпуск 4 (43). С. 69-74_

УДК 339.13:657.6(571.122)

РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

М. Л. Слободян

Аудиторские услуги - это общественно значимый вид экономической деятельности. Миссия аудиторской организации - обеспечивать социально-экономическую стабильность в стране, отдельном регионе. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности хозяйствующего субъекта, позволяет защитить интересы учредителей акционерных обществ при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности и выплате дивидендов, интересы инвесторов, участвующих в инвестиционных проектах, граждан и юридических лиц при обращении в финансовые институты. Поэтому оценка тенденций развития рынка аудиторских услуг является важным элементом анализа состояния экономики в целом.

Оценивая современное состояние рынка аудиторских услуг России, следует отметить общее снижение как количества аудиторских организаций, так и аудиторов. Эта тенденция характерна и для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (таблица 1).

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015г./2013г., %

Аудиторские организации, имеющие право на осуществление аудиторской деятельности - всего, ед. 31 29 28 90,3

Аудиторы - всего, чел. 77 74 72 93,5

из них: имеющие единый аттестат 6 7 8 133,3

Так, общее количество аудиторских организаций в регионе снизилось на 9,7 %, количество аудиторов снизилось на 6,8 %. Отрицательная динамика стабильна на протяжении последних лет. По состоянию на 21.11.2016 г. в реестре аудиторских организаций и аудиторов числится уже 26 аудиторских организаций и 69 аудиторов. Во многом наблюдаемая стагнация в отрасли объясняется кризисом в экономике, как следствие аудиторские фирмы теряют клиентскую базу, заказы становятся меньше, многие аудиторские фирмы уходят с рынка. В этих непростых экономических условиях наиболее адаптированы аудиторские организации, имеющие большой опыт работы, положительную деловую репутацию, постоянную клиентскую базу. Именно такие аудиторские организации в большей степени представлены на рынке аудиторских услуг (таблица 2).

Таблица 2

«Возраст» аудиторских организаций

2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015г./2013г.,

Количество лет %

работы на рынке Коли- Уд. Коли- Уд. Коли- Уд. Коли- Уд.

чество, Вес, чество, Вес, чество, Вес, чество, Вес,

ед. % ед. % ед. % ед. %

Аудиторские организации, работающие менее года 1 3,2 1 3,4 1 3,6 0 100

Аудиторские организации, работающие от 1 до 5 лет 6 19,4 5 17,3 4 14,3 -2 66,7

Аудиторские организации, работающие 5 и более лет 24 77,4 23 79,3 23 82,1 -1 95,8

Общее количество аудиторских организаций 31 100 29 100 28 100 -3 100

Аудиторские организации, работающие на рынке пять лет и более, являются наиболее представленной «возрастной» категорией, и доля их из года в год увеличивается. Так, по состоянию на 2015 год 23 аудиторских организации из 28 - это фирмы со стажем пять лет и более. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних десяти лет, рынок аудиторских услуг достаточно закрыт, между действующими аудиторскими организациями и их клиентами устанавливаются длительные, прочные коммерческие отношения, новичкам сложно занять свою нишу на этом высоко конкурентном рынке.

Существенно осложняет развитие рынка аудиторских услуг кадровая проблема. Сокращается численность аттестованных аудиторов, молодые специалисты не идут в профессию. По мнению многих экспертов, такая ситуация объясняется чрезмерно завышенными требованиями к процедуре аттестации аудитора. По статистике, собранной консалтинговой компанией «Мэверик», процент сдавших упрощённый экзамен едва дотягивает до 30 % (от общего числа сдававших).

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года, не подлежат обмену. Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не должны проходить переобучение и пересдавать экзамен. Тем не менее практика показывает, что всё больше и больше компаний-работодателей выдвигают наличие нового, единого аттестата аудитора в качестве обязательного требования при приёме на работу. И связано это с требованиями всё того же Ф3-307: без единого аттестата специалист не имеет права осуществлять обязательный аудит негосударственных пенсионных фондов, федеральных государственных унитарных предприятий и государственных корпораций. Как следствие, сфера профессионального применения аудиторов со «старым» аттестатом сильно сокращается. Им остаётся возможность участия в обязательном аудите ограниченного круга коммерческих организаций, а также инициативный аудит. Единый же аттестат даёт возможность проводить аудит организаций всех сфер деятельности и организационно-правовых форм [1].

Следует отметить, что по данным государственного реестра аудиторов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре всего 8 аудиторов имеют единый аттестат, или 11,1 % от общего числа аудиторов, в то время как по стране этот показатель составляет 17,6 %.

Для успешной работы многие аудиторские фирмы объединяются в международные сети аудиторских организаций. Вступление в сеть дает аудиторской фирме ряд конкурентных преимуществ: возможность получить новых клиентов, оказание услуг клиентам при возникновении у них бизнес-интересов в других странах, внедрение передовых научных методик проведения аудита.

Иногда факт членства в сети - это один из критериев выбора аудитора. И это не случайно, ведь членство в сети означает, что аудиторская организация перед вступлением в сеть прошла «входной» контроль качества работы и периодически подвергается со стороны сети

Рынок аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: проблемы и

перспективы развития

проверкам соблюдения стандартов. Само членство в сети является своеобразным «знаком качества», которое легко проверить потенциальному клиенту аудиторской организации.

В настоящее время в России зарегистрировано пять международных сетей аудиторов: PricewaterhouseCoopers International Limited, HLB International, Nexia International, BDO и KPMG International.

В России на сегодняшний день только 71 аудиторская организация является участником международной сети. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре ни одна аудиторская фирма не входит в какую-либо международную аудиторскую сеть. Такая ситуация объясняется тем, что в регионе работают средние и мелкие фирмы, которые опасаются поглощения в связи с вступлением в международную сеть. Кроме того, членство в международной сети требует поддержания высокого качества оказания аудиторских услуг, что требует существенных затрат на разработку и применение методологии аудита во внутренних стандартах аудиторской организации, дополнительных затрат на обучение сотрудников, постоянное повышение квалификации. Немногие аудиторские организации готовы сегодня к таким значительным расходам. Этот вывод подтверждается статистическими данными Министерства финансов РФ. Доходность оказания аудиторских услуг снижается (таблица 3).

Таблица 3

Показатели типичной аудиторской организации (медиана)

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015г./2013г., %

Количество лет ведения аудиторской деятельности 11,0 12,0 12,0 109,1

Количество сотрудников, человек 6,0 6,0 5,0 83,3

Количество аудиторов, человек 4,0 4,0 4,0 100,0

Количество клиентов, единиц 8,0 8,0 9,0 112,5

Доходы - всего, млн руб. 1,8 1,9 1,8 100,0

Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, тыс. руб. 104,4 104,9 96,3 92,2

Доходы в расчете на одного сотрудника, тыс. руб. 304,0 311,7 310,8 102,2

Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, тыс. руб. 216,7 214,5 226,7 104,6

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб. 339 313 318 93,8

Так, доходы типичной аудиторской организации численностью не более 5 человек в среднем на протяжении трех лет остаются неизменными и составляют 1800000 руб. Доходы в расчете на одного сотрудника увеличились на 2,2 %, на одного аудитора - на 4,6 %. Эта положительная динамика свидетельствует о более высокой интенсивности труда. В то же время показатели доходности аудиторских услуг снижаются. Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента в 2013 году составляли 104400 руб., а в 2015 году - 96300 руб., наблюдается снижение дохода на 7,8 %. Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, также сократился за последние три года на 6,2 %.

С одной стороны, падение доходности аудиторских услуг связано с ухудшением финансового благополучия клиентов. С другой стороны одной из проблем рынка аудиторских услуг является демпинг, особенно в сфере государственных закупок.

Как показывает практика, организация конкурсов по выбору аудиторской организации представляет собой выбор наименьшей из предложенных цен, при этом деловая репутация, добросовестность и профессиональная компетентность являются второстепенными критериями отбора.

Проблему демпинга пытается решить профессиональное сообщество, разрабатывая методологические основы расчета стоимости аудиторских услуг. Со стороны государства также предприняты меры по решению этой задачи, так в 2014 году были одобрены Советом по аудиторской деятельности «Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской отчетности организаций».

Но пока со стороны заказчиков аудиторских услуг наблюдается потребность в «формальном» аудите, отсутствие заинтересованности в независимой, профессиональной оценке своего бизнеса, ситуацию в корне не изменить. На сегодняшний день рынок аудиторских услуг - это рынок потребителя. Поэтому клиентов необходимо просвещать, убеждать в пользе аудиторских проверок.

Поскольку условия на рынке аудиторских услуг диктуют потенциальные и действующие клиенты, для аудиторских организаций в ближайшей перспективе будет наблюдаться снижение спроса на проведение аудита и увеличение заказов на прочие услуги.

Это объясняется перераспределением активов организаций-заказчиков аудиторских услуг, необходимостью оптимизации налоговой нагрузки, юридического и ГГ-сопровождения. Состав и динамика структуры доходов аудиторских организаций за последние три года представлены в таблице 4.

Таблица 4

Состав и динамика структуры доходов аудиторских организаций (в %)

Виды услуг 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, 2015г./2013г., %

Проведение аудита 52,3 52,5 53,6 102,5

Сопутствующие аудиту услуги 8,7 5,9 5,0 57,5

Прочие услуги 39,0 41,6 41,3 105,9

Так, за анализируемый период доля сопутствующих аудиту услуг в общей структуре доходов сократилась на 42,5 %.

К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:

а) обзорные проверки;

б) согласованные процедуры;

в) компиляция финансовой информации [3].

Доля прочих услуг возросла на 5,9 % и составила по итогам 2015 года 41,3 %. К прочим услугам, связанным с аудиторской деятельностью в соответствии с ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности», относят:

3) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

4) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

5) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

6) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

Рынок аудиторских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: проблемы и

перспективы развития

7) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

8) оценочную деятельность;

9) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов [2].

Перспективы развития рынка аудиторских услуг будут связаны не с аудитом финансовой отчетности, а в большей степени с прогнозами развития бизнеса клиента. Этот прогноз должен быть зафиксирован в аудиторском заключении для повышения его полезности и информативности.

Будущее аудита неразрывно связано с информационными технологиями. Все большую актуальность приобретает аудит компьютерных систем и бухгалтерских баз данных. В связи с переходом к электронному документообороту более активно начнет развиваться и электронный аудит.

Вектором развития, безусловно, будет переход на международные стандарты аудита с 2017 года. Применение международных стандартов обеспечит интеграцию российского аудита в мировую практику. Методологические подходы, представленные в международных стандартах аудита, выведут аудиторские организации на качественно новый уровень развития, что благотворно повлияет на рынок и повысит престиж аудиторских услуг.

Литература

1. Кумова, С. Единый аттестат аудитора: плюс или минус при трудоустройстве? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a111/502399.html (дата обращения 28.11.2016).

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения 28.11.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38848/(дата обращения 28.11.2016).

4. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/ (дата обращения 28.11.2016).

5. ГОСТ Р 56507-2015 Заполнители термолитовые на основе кремнистого сырья. Технические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.