Научная статья на тему 'Рынок алкогольной продукции в России: меры государственной поддержки и регулирования'

Рынок алкогольной продукции в России: меры государственной поддержки и регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА / РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / АКЦИЗНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА "ДОРОЖНЫХ КАРТ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Анна Викторовна

В статье изучена специфика современной акцизной налоговой системы в РФ, охарактеризована специфика кризисных условий международной и российской экономик, предложены меры реагирования в сфере межбюджетных отношений, проведен качественный и количественный анализ трех вариантов распределения доходов от акцизных сборов; рассмотрен подход «дорожной карты» как комплекса мероприятий государственного регулирования алкогольного рынка РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок алкогольной продукции в России: меры государственной поддержки и регулирования»

УДК 339.13.025(470) DOI: 10.12737/16820

РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Юдина А.В.1

В статье изучена специфика современной акцизной налоговой системы в РФ, охарактеризована специфика кризисных условий международной и российской экономик, предложены меры реагирования в сфере межбюджетных отношений, проведен качественный и количественный анализ трех вариантов распределения доходов от акцизных сборов; рассмотрен подход «дорожной карты» как комплекса мероприятий государственного регулирования алкогольного рынка РФ.

Ключевые слова: система государственного управления, государственный антикризисный менеджмент, бюджетная политика, межбюджетные отношения, государственное регулирование алкогольного рынка, рынок алкогольной продукции, производство алкогольной продукции, акцизная налоговая система, система «дорожных карт».

I

MARKET OF ALCOHOL PRODUCTS IN RUSSIA: MEASURES OF STATE SUPPORT AND REGULATION

YUDINA A. V. — Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: ann_yudina@mail.ru

In the article the specifics of the current excise tax system in the Russian Federation is studied, the specifics of crisis conditions of international and Russian economies is described, responses in the field of interbudgetary relations are suggested, qualitative and quantitative analysis of three options of the distribution of revenues from excise duties are conducted; the approach «road maps» as a complex of measures of state regulation of the alcohol market of Russia is examined.

Keywords: system of public administration, public crisis management, fiscal policy, interbudgetary relations, state regulation of the alcohol market, alcohol industry, excise tax system, system of «road maps».

Начиная с первой половины XV в. в России производство алкогольных изделий и их продажа становятся прерогативой государства. Объясняется это прежде всего тем, что данная сфера деятельности всегда являлась важнейшим источником пополнения доходов государственной казны.

На сегодняшний день одним из факторов, существенно влияющим на алкогольный рынок, являются акцизы. Впервые акцизное налогообложение в пореформенной России было введено в 1992 г. Акцизы стали входить в цену товара и оплачиваться покупателями.

По полноте прав пользования налоговыми поступлениями акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Юдина Анна Викторовна - аспирант кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: ann_yudina@mail.ru

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту, вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Это позволяет утверждать, что в определенной степени налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Отдельные виды подакцизных товаров на территории Российской Федерации, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке. Акцизные марки служат способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

В соответствии с классификацией налоговых ставок ставка налогообложения алкогольной продукции является твердой и устанавливается в абсолютном значении на единицу налоговой базы 1

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов по решению Правительства РФ в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен. Индексацию акцизов можно рассматривать в качестве одного из механизмов, направленного на ограничение потребления потенциально опасных товаров, а также как эффективное пополнение бюджета.

Согласно данным Налогового кодекса РФ, налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов в 2015 и 2016 гг. составит 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, по 2017 г. ставка увеличится до 523 рублей 2.

Таким образом в 2016 году цена литровой бутылки 40 градусного напитка только из расчета акциза будет начинаться от 200 рублей + затраты на производство, продажу продукта и т.д., а в 2017 - от 208,8 рублей. Цены на алкоголь будут расти вслед за повышением акцизов.

Начиная со второй половины 2014 года в силу ряда причин ситуация в российской экономике заметно ухудшается. В условиях адаптации мировой экономики к новым условиям и российской экономики к внешним ограничениям в виде санкций Правительство РФ было вынуждено обратиться к мерам антикризисного реагирования.

В целях поиска новых стимулов регионального развития в федеральном Правительстве уже не раз поднимался вопрос об изменении механизма распределения акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов как об инструменте государственного регулирования рынка.

Так, в апреле 2015 г. на заседании Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка протокольным поручением предписывается Минфину России, Минэкономразвития России и Росалкогольрегулированию подготовить предложения по изменению механизма распределения акцизов на алкогольную продукцию между бюджетами субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день действует механизм зачисления доходов от акцизов на алкогольную продукцию свыше 9 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту производства подакцизной продукции.

В качестве альтернативного механизма зачисления доходов рассматривается перераспределение из суммы общероссийского поступления доходов пропорционально численности населения региона.

А уже в августе т.г. можно говорить и о еще об одном варианте распределения доходов между субъектами РФ с акцизов. По итогам совещания при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Министерству финансов РФ поручено представить расчеты предполагаемых

1 Налоговый кодекс РФ, ст. 193

2Правовая система «Консультант Плюс» — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base= LAW;n=176373 (дата обращения: 11.10.2015)

выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ и возможного перераспределения доходов указанных бюджетов в случае зачисления 100% акцизов на крепкую алкогольную продукцию в федеральный бюджет с дальнейшим распределением между субъектами РФ пропорционально объему розничной реализации алкогольной продукции.

Согласно данным Минфина России, общероссийский объем фактического поступления акцизов на алкогольную продукцию свыше 9 процентов в 2014 г. превысил 58 млрд. рублей!

Наибольшее количество приходится на: Московскую область - 13 %, Республику Татарстан - 10,4%, Омскую область - 5,3%, Республику Мордовия - 4,73%, Тульскую область - 3,99%, Республику Башкортостан - 3,88 %, Новосибирскую область - 3,87 %, Кемеровскую область - 3,46%.

В случае применения распределения пропорционально численности населения образуются выпадающие доходы у 25 субъектов, а дополнительные доходы в 60 регионах. Произойдет перераспределение доходов между регионами в общем объеме 25,8 млрд. рублей.

Наибольший прирост поступлений придется на Москву; Краснодарский край; Ростовскую, Свердловскую и Челябинскую области. В это же время наибольший дефицит поступлений образуется у Московской области; Республик Татарстан и Мордовия; Омской, Тульской, Вологодской и Новосибирской областях.

В случае применения распределения пропорционально объему розничной реализации алкогольной продукции образуются выпадающие доходы у 26 субъектов, а дополнительные доходы в 59 регионах. Произойдет перераспределение доходов между регионами в общем объеме 26,5 млрд. рублей.

Наибольший прирост поступлений придется на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Свердловскую область, Республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край.

Вариант о возможном перераспределении доходов от акцизов на крепкую алкогольную продукцию по субъектами РФ пропорционально объему розничной реализации продукции возник в русле дискуссии по поводу внедрения «дорожной карты» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке РФ.

«Дорожная карта» представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и сприртосодержащей продукции и базируется на предложениях федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества.

Целями «дорожной карты» являются: повышение эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке; снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения России.

Основной контрольный показатель - увеличение суммы начисленных акцизов на спирт этиловый, алкогольную и сприртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ, в т.ч. за счет увеличения объемов легального производства алкогольной продукции. Расчет производится согласно данным ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система).

При введении новых механизмов перераспределения акцизов остается неясным финансовый источник выпадающих доходов бюджетов субъектов. В любом случае это дополнительная нагрузка на федеральный бюджет, что в условиях реального экономического кризиса представляется маловероятным.

Кроме того, потребуется выработка общего правила расходования субъектами полученного дополнительного дохода. Возможно, для регионов это будет дополнительная возможность развить экономически емкие производства, но скорее всего, в тяжелых экономических условиях дополнительные финансы регионы направят на погашение внутренних долгов.

1 Министерство финансов РФ — URL: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 11.10.2015)

Ввиду вышесказанного, на наш взгляд, наиболее адекватной мерой антикризисного реагирования в сфере регулирования российского алкогольного рынка и мерой способствующей повышению экономической активности регионов считаем перераспределение доходов от зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию в федеральный бюджет с дальнейшим распределением между субъектами РФ пропорционально объему розничной реализации алкогольной продукции.

Полагаем, что механизм «дорожных карт» весьма действен как инструмент реализации программно-целевого подхода социально-экономического развития страны и как вектора мер антикризисного реагирования.

В рассмотренном случае «дорожной карты» по рынку алкогольной продукции стоит отметить объективную экономическую эффективность. Вместе с тем автор статьи выражает некоторое опасение, что в ходе реализации «дорожной карты» неизбежен конфликт двух основных целей плана мероприятий - по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке.

В погоне за увеличением розничного объема продаж алкогольной продукции и соответственно за увеличением пропорции полученного акциза власти региона будут стимулировать покупку алкогольной продукции населением, что неизбежно приведет к росту алкоголизации населения.

Также хочется особо отметить морально-этическую сторону вопроса достижения увеличения розничного объема продаж алкоголя на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в закрытых моногородах и шахтерских поселениях, где такой подход решительно неприемлем.

Библиография / References:

1. Ермакова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Юрайт, 2008. - 320 с.

2. Ермасова Н.Б. Бюджетная система. - М.: Высшее образование, 2009. - 401 с.

3. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. - М.: Юнити, 2010. - 374 с.

1. Ermakova, N.B. (2008) Gosudarstvennye i munitsipal'nye finansy [State and municipal finances]. -M.: Iurait. - 320 p. (In Russ.)

2. Ermasova, N.B. (2009) Biudzhetnaia sistema [The budget system]. - M.: Vysshee obrazovanie. -401 p. (In Russ.)

3. Suglobov, A.E., Cherkasova, Iu.I. (2010) Mezhbiudzhetnye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii [Intergovernmental relations in the Russian Federation]. - M.: Iuniti. - 374 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.