Научная статья на тему 'Рынок 3D-печати: драйверы и барьеры'

Рынок 3D-печати: драйверы и барьеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / 3D-ПЕЧАТЬ / 3D PRINTING / РЫНОК / MARKET / СЕГМЕНТ / SEGMENT / ДРАЙВЕРЫ / DRIVERS / БАРЬЕРЫ / BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Борис Евгеньевич

Предлагаемый в данной статье анализ возможностей развития рынка 3D-принтеров является логическим продолжением обзора технологий 3D-печати и текущего состояния рынка 3D-принтеров. Автором было проведено desk-исследование о том, что способствует развитию этого рынка, и что ему противодействует. В статье определены и сгруппированы драйверы и барьеры рынка. Определение сил влияния на дальнейшее развитие рынка 3D-печати может стать следующей целью исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

3D Printing Market: Drivers and Barriers

The analysis of possibilities of development of the market of 3D printers proposed in this article is a logical continuation of 3D printing technologies and current market status reviews. The author was made desk research that shows forces for market development, and that oppose it. The article identified and grouped drivers and barriers of the market. Determination of influence forces on further market situation of 3D printing can be the next goal of the studу.

Текст научной работы на тему «Рынок 3D-печати: драйверы и барьеры»

РЫНОК ЭР-ПЕЧАТИ: ДРАЙВЕРЫ И БАРЬЕРЫ

Токарев Борис Евгеньевич,

к. т. н., доцент кафедры маркетинга, Государственный университет управления, 109542, Москва,

Рязанский просп. д. 99

tokarevboris@gmail.com

Предлагаемый в данной статье анализ возможностей развития рынка 3D-принтеров является логическим продолжением обзора технологий 3D-печати и текущего состояния рынка 3D-принтеров. Автором было проведено desk-исследование о том, что способствует развитию этого рынка, и что ему противодействует. В статье определены и сгруппированы драйверы и барьеры рынка. Определение сил влияния на дальнейшее развитие рынка 3D-печати может стать следующей целью исследования.

Ключевые слова: технология, 3D-печать, рынок, сегмент, драйверы, барьеры.

Анализ рынка 3D-принтеров, проведенный в работах [1, 2] показал, что рубеж 2013—2014 годов обозначил критический переход на следующую стадию развития. Можно с высокой степенью уверенности констатировать, что из нишевой стадии происходит переход на стадию активного рыночного роста в соответствии с представлением этапов жизненного цикла. Подтверждением этого вывода является практически двукратный ежегодный рост мирового производства 3D-принтеров в период с 2010 по 2013 гг. [3].

Согласно исследованиям Дж. Мура [4], стадия перехода от начального внедрения на рынок к быстрому росту, содержит очень опасный момент, который автор образно называет «пропастью». Этим он подчеркивает особую опасность, которая содержится в риске непреодоления этой «пропасти». Причин этого много, в число их входят объективные условия, противодействующие росту рынка со стороны правовых, экономических, конкурентных, культурных и других факторов, а также субъективные, характеризующие возможности и желание бизнеса развивать данное направление,

маркетинговые бюджеты на раскрутку и продвижение. Наконец, важное место в развитии рынка отводится конечному потреблению, т. к. именно оно при наличии спроса сможет обеспечить массовое производство принтеров и широкое применение как в домашних условиях, так и в практической деятельности компаний по предоставлению услуг. Именно широкое внедрение принтеров позволит существенно снизить цены на них от текущих уровней до приемлемых для большей части населения.

В текущем периоде основными потребителями 3D-принтеров, согласно статистике продаж, являются организации и компании, использующие их возможности для создания прототипов устройств, изготовления макетов объектов и отработки дизайна изделий. Таким образом, основное назначение принтеров в текущем периоде сводится к повышению ценности разрабатываемых новых продуктов для конечных потребителей.

Немаловажным является понимание целевых аудиторий потребителей продуктов 3D-печати. В настоящее время мы видим перспективные возможности приме-

нения изделий 3D-печати для следующих целевых аудиторий, для которых использование таких технологий позволяет выполнять работу быстрее, эффективнее и с более низкими затратами:

♦ Инженеры-конструкторы могут наглядно увидеть плоды своего труда в конструкциях, в макетах изделий. Они имеют возможности рассмотреть работу разработанных механизмов и устройств как бы «изнутри», создав конструкцию из прозрачного пластика.

♦ Дизайнерам технологии 3D позволяют создавать больше вариантов, оперативно их получать в реальном представлении и наглядно тестировать.

♦ Разработчикам прототипов удастся полностью воссоздать внешний вид, тактильные качества и функциональность деталей и устройств.

♦ Медики в условиях практической работы смогут создавать сложные изделия, заменяющие человеческие элементы опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, а в учебных целях использовать большое количество муляжей для демонстрации студентам.

♦ Компаниям мелкосерийного производства ЭЭ-печать поможет изготовить необходимые детали из материалов, поддерживаемых ЭЭ-принтерами, тем самым снижая время ожидания выполнения заказа и доставки деталей.

♦ Частным лицам в домашних условиях реализовывать креативность в создании необходимых изделий для быта и для хобби.

Аналитики приходят к выводу, что по мере распространения и признания ЭЭ-принтеров, последние смогут увеличить показатель проникновения как в производственных компаниях, так и в бытовых применениях. В настоящее время уже явственно проявляется тренд смещения из промышленной ЭЭ-печати в коммерческие применения принтеров, а оттуда — в конечные потребительские сегменты.

С развитием рынка ЭЭ-печати предприниматели смогут перестроиться, отказавшись от посреднической модели перепродаж принтеров, освоив бизнес-услуги в области предложения печати для потребителей. Изменение модели бизнеса сможет создать кумулятивный эффект, результатом которого станет существенный рост осведомленности потенциальных потребителей о возможностях ЭЭ-печати.

Усиление проникновения ЭЭ-печати и расширение сфер применения в различных областях будут способствовать эффекту «вытягивания» новых бизнес-стартапов, которые в той или иной мере вовлекаются на рынок. Например, для практического использования ЭЭ-принтеров в изготовлении объектов требуется наличие их компьютерной электронной модели, в результате чего будет разви-

ваться сегмент информационных технологий. Для обслуживания принтеров независимо от других направлений необходимо формировать сегмент сервисных услуг и гарантийного ремонта.

Пользователи, которые не в состоянии самостоятельно содержать и обслуживать ЭЭ-принтер, видимо, в перспективе смогут потреблять услуги ЭЭ-печати в специализированных центрах. Вполне вероятно, что нишу коммерческой трехмерной печати займут печатные центры и киоски, которые в настоящее время оказывают услуги по сканированию, копированию и распечатке документов, тем самым расширив спектр предоставляемых розничных услуг.

ЭЭ-печать сможет стать доступной потребителям, однако при существенном условии, если состоится заметное для потребителей снижение цен на новые модели ЭЭ-принтеров, что приведет к доступности этих устройств для промышленного применения в предпринимательстве, а также в целях домашнего использования.

В компании ЮTechEx [5] аналитики полагают, что наибольшее проникновение ЭЭ-печати состоится в нишах, которые можно обозначить как сСо Луои^е//, т. е. в домашнем применении в виде различных хобби и поделок для дома.

Конкуренция на рынке ЭЭ-печа-ти, описанная в работе [6], не ограничивается только внутренней — между производителями принтеров, но осложняется давлением со стороны альтернативных технологий, позволяющих получать аналогичные продукты.

Отметим, что понимание конкуренции для ЭЭ-печати значительно сложнее и многограннее, нежели только среди производителей

принтеров. Эксперты отмечают станки с числовым программным управлением (ЧПУ) как одну из сильных конкурентоспособных технологий, противодействующую внедрению ЭЭ-принтеров. ЧПУ — это хорошо освоенная технология, обладающая невысокими затратами и обеспечивающая высокую эффективность производства изделий.

В некоторых областях технология ЭЭ-печати способна существенно изменить представление технологов компаний о разработке, прототипировании и изготовлении продукции. Например, для отрасли производства электронных компонент и плат, технология может полностью видоизменить производственные процессы, что сформирует новые бизнесы, а также возможную ответную реакцию со стороны распространенных ныне технологий напыления и травления электронных плат.

По назначению применения можно констатировать, что в настоящее время стали очевидными следующие направления применения ЭЭ-печати:

♦ макетирование и прототипиро-вание;

♦ визуализация концепций и идей;

♦ функциональное тестирование и испытания изделий;

♦ проверка совместимости, собираемости конструкций;

♦ тестирование формы, цвета, эргономики новых изделий;

♦ создание предметов и объектов искусства;

♦ создание мастер-моделей для промышленного литья и микролитья;

♦ создание имплантов, протезов и медицинских наглядных учебных пособий;

♦ создание конечной продукции;

♦ тестирование образцов продукции;

♦ отработка дизайна;

♦ создание макетов для презентаций;

♦ проектирование и оптимизация архитектурных объектов;

♦ создание и тестирование упаковки;

♦ создание макета ландшафта (геоинформационные задачи);

♦ создание образцов макетов для обучения в школах и вузах. Так или иначе, рынок 3D-прин-

теров уже сформировался, требуется понять его перспективы. Нужно согласиться с тем, что текущий ландшафт рынка 3D-печати отражает сегодняшнее развитие технологий и их применения в продуктах. Мы ожидаем продолжения активных работ по усовершенствованию технологий и поиску новых, что в результате позволит сформировать условия для прорывов в данном направлении.

Ниже предлагается текущий анализ драйверов и барьеров развития рынка 3D-печати. Данные получены на основе мониторинга публикаций открытых источников о рынке. Мы полагаем, что такой анализ, носящий качественный характер, поможет участникам рынка в поиске перспективных направлений бизнеса и определении своих возможностей.

ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА 30-ПЕЧАТИ

1. Технологии 3D-печати сближают производителей и потребителей, позволяя потребителям самостоятельно по электронным моделям изготавливать изделия.

2. Ускоряют процесс производства геометрически сложных и штучных изделий.

3. Развитие рынка 3D-печати может внести некоторые изменения в спрос на рабочую силу. Обслуживание таких принтеров формирует повышенные требования

к квалификации персонала. Любопытное сравнение можно провести с традиционным производством в военной и высокотехнологичных областях, где требуются малые количества оригинальных деталей. Ранее в таких производствах все держалось на ручной работе нескольких уникальных мастеров, которые могли сделать любую деталь. Однако их опыт, да и сами они, в большинстве своем практически утеряны. Поэтому технологии ЭЭ-печати создают потенциальные возможности для уникальных штучных производств.

4. Высокий потенциал роста рынка содержится в аутсорсинго-вой модели использования ЭЭ-пе-чати «дистанционное производство по требованию» (Distance Manufacturing on Demand, DMD). Отпадает необходимость содержания больших количеств некоторых запасных частей, которые можно делать на месте по мере необходимости.

5. Развитие технологий трехмерной печати формирует предпосылки возможности сократить расходы, снизив логистические издержки, а также устранив излишних посредников. Отпадает необходимость перемещений, часто из одного города в другой, материалов, полуфабрикатов и изделий. ЭЭ-печать в перспективе позволит кардинально изменить условия мелкосерийных производств, а в отдаленном будущем и массового производства. По-видимому, такие производства смогут широко внедрить ЭЭ-пе-чать на мелкосерийных и высоко кастомизированных рынках.

6. Процесс производственного прототипирования может быть в разы ускорен благодаря применению ЭЭ-принтеров.

7. Производственные факторы связываются с увеличением ко-

личества производителей, экспансией производств в различные регионы мира.

8. Продолжающиеся процессы совершенствования принтеров через определенное время позволят заметно повысить их производительность.

9. Научно-технические факторы позитивного влияния на данный рынок связываются с поиском новых технологий, которые смогут обеспечить более дешевое производство как самих 3D-принтеров, так и их эксплуатацию для потребителей. Важным фактором позитивного влияния на рынок является вовлечение в разработку и производство 3D-принтеров отечественных разработчиков и производителей. Замещение старых технологий (литье, выдавливание, лазерная обработка, механическая обработка заготовок и других) повышает производительность труда и снимает многие ограничения на создание сложных форм изделий. В настоящее время согласно оценкам EADS (Европейского аэрокосмического консорциума) до 90% материалов в процессе изготовления деталей утилизируется.

10. Экономические факторы роста производства 3D-принтеров и сокращение их себестоимости за счет «эффекта обучения», рост конкуренции в отрасли, способствуют снижению розничных цен на принтеры для домашнего применения с текущих 90 тыс. до уровня 20—30 тыс. рублей.

11. Важным фактором роста является формирование инфраструктуры рынка на основе расширения представленности устройств в розничной торговле, появления специализированных сервис-центров и ресурсов компьютерных моделей. В 2013 году предложения о продаже 3D-принтеров ста-

ли регулярными в российских интернет-магазинах, а в магазинах США такие предложения появились более 7 лет назад.

12. Маркетинговые факторы влияния на рынок, в том числе рост уровня знания потребителей о существовании ЭЭ-принтеров и их возможностях, способствуют росту рынка. При вовлечении значительного количества компаний и предпринимателей в орбиты взаимодействия с ЭЭ-печатью, может проявиться синергетический эффект, дающий толчок росту рынка посредством роста спроса.

13. В мире активно обсуждаются перспективы взаимодействия производителей изделий и потребителей, когда последние, имея доступ к ЭЭ-принтерам, не ожидают доставки изделия от производителя, а, получив ЭЭ-макет, загружают его в принтер и сами «печатают» требуемое. ЭЭ-принтеры смогут удовлетворить потребности в запчастях и изделиях для потребителей в удаленных местах (водителю-дальнобойщику на трассе, морякам во время выходов в море, ученым в экспедициях, жителям населенных пунктов, удаленных от сервисов).

14. Формируется новая ценность для потребителей ЭЭ-прин-теров в виде программных комплексов по созданию электронных моделей. Существенным является развитие компьютерного моделирования в двух направлениях: формирование баз данных компьютерных моделей для ЭЭ-печати, а также разработка программных продуктов, доступных пользователям по цене и несложных в применении. Их использование упростит многие процедуры, в том числе апгрейд самой модели и создание модификаций изделия. Перспективным является направление по созданию «открытых» ресурсов

компьютерных моделей для конечных пользователей.

15. Определенные надежды можно возлагать на применение технологий восстановления вышедших из строя деталей с помощью ЭЭ-печати. Очевидны достоинства такой технологии, однако имеются и ограничения на используемые материалы.

16. В научно-исследовательской области ЭЭ-принтеры позволяют существенно сократить временные и другие сопутствующие издержки на создание прототипов новых изделий, а также внедрить новые технологии в дизайн.

17. Поддержка развития данного направления со стороны государственных структур желательна на высоком уровне. Принципиальные изменения в характере производственных процессов сформируют положительные импульсы в экономической политике страны и мира. Например, в 2012 году власти США создали институт National Additive Manufacturing Innovation Institute (NAMII)), запустили программу внедрения ЭЭ-печати в 1 000 американских школ, а в Великобритании декларировано решение инвестировать 7 миллионов фунтов в ЭЭ-принтинг.

18. Существует потенциал роста малого предпринимательства в предоставлении услуг ЭЭ-печа-ти. Такие примеры уже имеются за рубежом, например ЭЭ-принтеры устанавливаются в вендинговых автоматах, которые по моделям «печатают» изделия. Примером может служить существующий в США проект вендингового автомата Dreambox, который подключен к интернету и в режиме удаленного доступа позволяет клиенту оформить заказ на изделие. Однако после изготовления изделия возникают затраты на его доставку клиенту.

19. Экспертное сообщество сходится во мнении, что имеется значительное количество сегментов, в которых могут применяться ЭЭ-принтеры: в научных и учебных заведениях, в автомобильной промышленности, авиационной отрасли, в медицине, в военном производстве, в ювелирном деле, в архитектуре, в строительстве, в дизайне, в производстве потребительских продуктов и других. Широта применения ЭЭ-печати позволяет рассчитывать на кумулятивный эффект от взаимовлияния отраслей и сегментов друг на друга.

20. Наиболее перспективным сточки зрения существенного развития рынка видится сегмент, связанный с использованием ЭЭ-принтеров в домашних условиях. Объективным условием широкого проникновения принтеров в домашнее использование является снижение цен на них, снижение цен на картриджи и на сервисное обслуживание.

21. Расширение сфер применения устройств связывается с поиском новых рыночных ниш и их развитием до полноценных сегментов. Одним из перспективных направлений является сегмент DIY (Do It Yourself) как наиболее массовый. Эксперты видят перспективные возможности использования ЭЭ-принтеров для самостоятельного изготовления некоторых деталей на замену вышедшим из строя в домашних условиях или по индивидуальному заказу. Автоматически данный сегмент вызовет повышенную активность в сегменте разработок ЭЭ-моделей.

22. Видимо, для бизнеса открывается «окно возможностей» совместного с потребителями создания изделий, которые те намерены приобрести. Участие потребителя в процессе создания продукта —

современный тренд рыночной ка-стомизации, который позволит создавать продукт с заданными потребителем характеристиками.

Приведенный выше набор факторов, позитивно влияющих на развитие рынка 3D-печати, будет неполным, если не принимать во внимание целый спектр существенных проблем, мешающих широкому внедрению 3D-принте-ров. Можно выделить следующие технические проблемы 3D-печа-ти, которые замедляют или ограничивают скорость принятия этих аппаратов рынком:

♦ Аддитивное производство требует больше времени, особенно с высоким разрешением элементов, чем традиционное при вырезании детали лазером или фрезой. Например, в настоящее время для «печати» изделия размером с футбольный мяч потребуется до 10 часов. В 3D-пе-чати имеет место «закон кубических затрат»: при кратном увеличении объема в расчетах денежных затрат количество необходимого времени и материалов необходимо возвести в третью степень. Это означает, что при печати объекта в два раза большего по размеру, пропорционально увеличивается в 8 раз время и требующийся объем материалов. Задача масштабного увеличения размера изделия в 3 раза повлечет рост расходов ресурсов в 27 раз.

♦ Создать комбинированную деталь, состоящую из нескольких материалов, весьма проблематично в рамках имеющихся технологий, т. к. для этого потребуется несколько разных картриджей, что технически трудно реализуемо при использовании

разных по свойствам материалов и технологий их нанесения. Отметим, что в настоящее время 3D-принтеры разных производителей, использующие разные технологии печати, не способны взаимно заменять друг друга. Произвести деталь, состоящую из разных материалов тем не менее возможно, но при этом необходимо иметь доступ к разным принтерам,использу-ющим разные технологи нанесения материалов, а также обеспечить необходимое сцепление (адгезию) материалов между собой.

♦ Наличие технических ограничений на массу «печатаемой» детали — не более 18 кг, именно такие принтеры-рекордсмены эксплуатируются в США.

♦ Для ускорения процесса 3D-пе-чати разрабатываются устройства с гибкой регулировкой скорости печати: для нанесения большого количества однородного материала — быстро, для малых доз — медленно. Такой процесс печати отражает возможности в некоторой степени оптимизировать время производства изделия, но не на порядки.

♦ Несовершенство имеющихся технологий 3D-печати приводит к повышенному уровню потребления электричества на килограмм материала в сопоставлении с литьем и механической обработкой материалов*.

♦ Качество применяемых материалов нестабильно, зависит от партии, от производителя картриджа.

♦ Принципиальные ограничения технического свойства, которые не позволяют на 3D-принтерах сформировать изделие, имею-

щее вышерасположенный слой нанесения большей площади, чем нижний, т. е. с выступающими кромками.

Поэтому, в продолжение анализа ограничений технологических факторов, рассмотрим рыночные факторы, которые отрицательным образом сказываются на развитии индустрии 3D-печати, сдерживая ее и сужая сферы применения.

БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА 30-ПРИНТЕРОВ

1. Несколько лет назад было распространено мнение, что 3D-печать сформирует новый облик промышленности. Возможно, но эта перспектива, по крайней мере, среднесрочной отдаленности, а скорее весьма отдаленная. Имеющиеся на сегодняшнем этапе развития технические, технологические, финансовые, организационные, кадровые и иные проблемы не позволяют предприятиям внедрять 3D-печать в производственный процесс.

2. Внедрение 3D-принтеров в производственные процессы влечет за собой их перестроение и видоизменение. Такие изменения проходят не быстро, болезненно для экономики компаний. Думается, что, по существующей в России традиции, очень небольшое количество производственных предприятий воспользуется этой возможностью. Требующиеся существенные финансовые инвестиции по перестроению процессов на использование новых технологий в текущий момент времени нереа-лизуемы для большинства отечественных производителей.

3. Социальные проблемы внедрения 3D-печати будут связываться с сокращением персонала. Большое количество существую-

* Согласно расчетам Tim Gutowski, возглавляющего экологически безопасные производства Массачусетского технологического института, затраты 3D-печати во много раз превышают традиционные.

щих предприятий в нашей стране, низкопроизводительных и держащихся на ручной работе квалифицированных мастеров-умельцев, попадает в зону повышенных рисков.

4. В перспективе производство картриджей к принтерам будет осуществляться разными независимыми производителями. Это приведет к снижению доходов производителей ЭЭ-принтеров, что негативно повлияет на инвестиции разработчиков в исследования и разработку новых технологий.

5. Высокая стоимость принтеров, которая для производственного назначения достигает нескольких миллионов долларов* определяет очень ограниченный круг потенциальных компаний, применяющих технологии ЭЭ-пе-чати.

6. Высокая стоимость печати во многом обусловливается стоимостью материала: приблизительно от 0,1 доллара до Э—5 долларов за кубический сантиметр готового изделия. Некоторые пластики на сегодняшний день стоят Э5—45 долларов за килограмм, что для большинства потенциальных потребителей чрезмерно дорого.

7. Структура рынка, включающая дистрибуцию, розничные продажи, сервис, гарантийное обслуживание, поддержку клиентов не сформирована, что тормозит развитие рынка ЭЭ-печати в мире и в России.

8. Кадровая проблема, заключающаяся в необходимой подготовке персонала, который эксплуатирует принтеры, обслуживает его, выполняет ремонт, также сдерживает развитие рынка.

9. Невооруженным взглядом видны проблемы, связанные с обеспечением поставок и логистики, как принтеров, так и рас-

ходных материалов к ним. Небольшие объемы, дополнительные затраты и низкие валовые доходы не добавляют привлекательности этому рынку для всех его участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Обеспечение простоты и надежности применения конечными потребителями ЭЭ-принтеров в домашних условиях — сложная задача, которая должна быть решена в совместной работе межфункциональных групп компаний-производителей, к которой необходимо привлекать разработчиков, инженеров-конструкторов, технологов, дизайнеров и маркетологов.

11. Для практического использования ЭЭ-принтеров в изготовлении объектов требуется наличие их компьютерной электронной модели. В некоторой степени это может сдерживать развитие данного рынка, если поддержка со стороны информационныхтехно-логий по разработке моделей и цена покупки электронной модели, не будет соответствовать спросу.

12. Ограниченный выбор применяемых материалов, мешающий полномасштабному росту производства изделий, по мере развития технологий перестанет быть сдерживающим фактором. Но в настоящее время он оказывает существенное негативное влияние.

13.Публикации 201Э года о фактах «печати» огнестрельного оружия на ЭЭ-принтерах могут вызвать реакцию со стороны государственных органов, нацеленных на необходимость установления контроля над отраслью и принятия законодательных норм, регулирующих производство с применением ЭЭ-печати, а также постановки на строгий учет всего оборудования.

14. Экспертное сообщество опасается роста пиратства в производстве деталей и компонент известных брендов. Эта глобальная проблема, с которой придется разбираться международным сообществом в целом, может негативно сказаться на развитии индустрии. Контрафактное производство на ЭЭ-принтерах будет содержать следующие составляющие: пиратские модели производства трехмерных объектов, неправомерное использование запатентованных визуальных объектов и собственно контрафактное производство.

15. Видимо, проблемы, обусловленные необходимостью сертификации изделий, произведенных на ЭЭ-принтерах, будут негативно влиять на рост рынка. В зависимости от использованной технологии печати готовое изделие может не выдерживать нагрузки, расслаиваться, разрыхляться. Материалы, из которых предполагается производить изделия, также должны быть протестированы соответствующими организациями и сертифицированы.

ВЫВОДЫ

Выявленные в проведенном исследовании факторы, способствующие развитию рынка и его сдерживанию, в основном сосредоточены в области эффективного производства ЭЭ-принтеров, формировании инфраструктуры рынка ЭЭ-печати и роста количества и качества сегментов потребителей. Полученные результаты свидетельствуют о значительном потенциале, имеющемся на данном рынке. Разнообразие сфер применения ЭЭ-печати и широкий спектр сегментов позволяют позитивно оценивать перспективы рынка.

* Отметим, что на ряде промышленных предприятий в РФ 3D-принтеры уже эксплуатируются.

ИСТОЧНИКИ

1. Токарев Б.Е., Токарев Р.Б. Анализ рынка ЭЭ-печати: технологии и игроки // Практический маркетинг. № 2. 2014. С. 10-16.

2. Токарев Б.Е. Анализ рынка ЭЭ-принтеров: состояние и перспективы // Практический маркетинг. № Э. 2014.

3. Там же.

4. Мур Дж. Внутри торнадо / Пер. с англ. СПб.: Best Business Book, 2010. 290 с.

5. http://www.idtechex.com/research/reports/Эd-printing-201Э-2025-technologies-markets-players-000Э52.asp.

6. Токарев Б.Е., Токарев Р.Б. Анализ рынка ЭЭ-печати: технологии и игроки // Практический маркетинг. № 2. 2014. С. 10-16.

3D Printing Market: Drivers and Barriers ^karev Boris E.,

Associate Professor of Marketing, Department of Marketing, State University of Management, Riazanskii prosp, 99, Moscow, 109542, Russia (tokarevboris@gmail.com)

The analysis of possibilities of development of the market of 3D printers proposed in this article is a logical continuation of 3D printing technologies and current market status reviews. The author was made desk research that shows forces for market development, and that oppose it. The article identified and grouped drivers and barriers of the market. Determination of influence forces on further market situation of 3D printing can be the next goal of the studу.

Keywords: technology, 3D printing, market, segment, drivers, barriers. REFERENCES

1. Tokarev, B.E., Tokarev, R.B. Market analysis of 3D Printing: Technologies and Participants. Practical Marketing, no. 2, 2014, pp. 10-16.

2. Tokarev, B.E. Market analysis of 3D Printers: State and Perspectives. Practical Marketing, no. 3, 2014.

3. Tokarev, B.E. Market analysis of 3D Printers: State and Perspectives. Practical Marketing, no. 3, 2014.

4. Moore, G.A. Inside the tornado. HarperCollinsPublishers, 2004, 290 p.

5. Available at: http://www.idtechex.com/research/reports/3d-printing-2013-2025-technologies-markets-players-000352.asp.

6. Tokarev, B.E., Tokarev, R.B. Market analysis of 3D Printing: Technologies and Participants. Practical Marketing, no. 2, 2014, pp. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.