Научная статья на тему 'Рыночные подходы к ценообразованию в текстильной промышленности'

Рыночные подходы к ценообразованию в текстильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галочкина Л.Н., Полева И.В., Андреева О.Б.

Сегодня в непростых для текстильных предприятий условиях важным фактором их выживаемости является своевременное предложение потребителем качественной и разнообразной продукции по лучшей цене. Рынок тканей при всей его широте все еще недостаточно насыщен льносодержащими тканями, интерес к которым со стороны потребителей постоянно растет, что обусловлено высокими потребительскими свойствами льна и изделий из него. Рынок льняных и полульняных тканей представлен простынными, портьерными, костюмно-плательными и другими тканями достаточно широкого ассортимента тканей, отличающихся большой цветовой гаммой, рисунками и видорисунками, отделочными эффектами и т.д. Внутривидовое многообразие тканей при отсутствии заметных различий в показателях их качества вызывает определенные затруднения в формировании цен на них. Цена должна учитывать интересы производителей, т.е. покрывать затраты на производство, и соответствовать требованиям потребителей к качественным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночные подходы к ценообразованию в текстильной промышленности»

15 (96) - 2007

Ценообразование

рыночные подходы к ценообразованию в текстильной промышленности

Л.Н. ГАЛОЧКИНА,

заведующая кафедрой, кандидат экономических наук, профессор

И.В. ПОЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент

О.Б. АНДРЕЕВА,

кандидат экономических наук, доцент Костромской государственный технологический университет

Сегодня в не простых для текстильных предприятий условиях важным фактором их выживаемости является своевременное предложение потребителям качественной и разнообразной продукции по лучшей цене. Рынок тканей при всей его широте все еще недостаточно насыщен льносодер-жащими тканями, интерес к которым со стороны потребителей постоянно растет, что обусловлено высокими потребительскими свойствами льна и изделий из него. Рынок льняных и полульняных тканей представлен простынными, портьерными, костюмно-плательными и другими тканями достаточно широкого ассортимента, отличающимися большой цветовой гаммой, рисунками и видори-сунками, отделочными эффектами и т. д.

Внутривидовое многообразие тканей при отсутствии заметных различий в показателях их качества вызывает определенные затруднения в формировании цен на них. Цена должна учитывать интересы производителей, т. е. покрывать затраты на производство и соответствовать требованиям потребителей к качественным характеристикам.

В настоящее время большинство текстильных предприятий пользуется затратным методом ценообразования. Однако эти методы малоэффективны в рыночных условиях экономики, так как не учитывают спроса на продукцию и не стимулируют производителя снижать издержки производства.

На наш взгляд, в современных условиях наиболее отвечают требованиям рынка параметрические

методы ценообразования, а наибольший интерес представляет балловый метод. Суть этого метода заключается в определении цены на основе экспертных оценок значимости потребительских характеристик ткани для их производителей и потребителей.

Расчет цены параметрическим методом был выполнен с помощью блок-схемы ценового маркетинга, разработанной авторами данной статьи (см. рисунок).

В ходе маркетинговых исследований из всей гаммы льносодержащих тканей были отобраны кос-тюмно-плательные, которые характеризуются набором высоких потребительских свойств и большим спросом на рынке, эффективны и технологичны в производстве. Представителями производителей, потребителей и исследователей означенной проблемы были выбраны и обоснованы потребительские характеристики тканей, которые в большей степени определяют спрос на рынке и жизненный цикл продукции. Была построена иерархическая структура параметров качества. Все показатели объединены в 8 основных групп (рангов): назначение, гигиеничность, комфорт, формоустойчивость, износостойкость, эстетичность, технические параметры ткани, технологические параметры изготовления. Каждая группа показателей содержала несколько единичных показателей (31 подранг).

Для оценки ценообразующих факторов кос-тюмно-плательных тканей были созданы четыре группы экспертов: ведущие преподаватели кафед-

ЭкономичЕский анализ: теория и практика

31

Блок-схема ценового маркетинга

ры ткачества, кафедры технологии и материаловедения швейного производства Костромского государственного технологического университета, руководители и специалисты льнокомбината им. И. Д. Зворыкина и Большой Костромской льняной мануфактуры, а также покупатели (всего 30 чел.).

Обработка данных экспертных оценок осуществлялась с помощью авторской программы, разработанной на кафедре экономики отраслей КГТУ. Цель обработки — определение значимости рангов и подрангов параметров тканей.

С помощью метода ранговой корреляции было установлено, что для костюмно-плательных тканей наиболее значимыми ценообразующими параметрами являются:

— для производителей — «технологические параметры изготовления» (1-е место) и «назначение ткани» (2-е место);

— для потребителей — «гигиеничность, эстетичность и формоустойчивость» (соответственно 1-е, 2-е и 3-е места).

Для единичных показателей, выбранных производителями и потребителями, были определены коэффициенты их весомости (табл. 1).

Определение цены костюмно-плательных тканей является заключительным этапом маркетинговых исследований. Расчет цены новой ткани осуществляется по формуле:

Цн = Цб Ъ • Бн,./Бб,., 1

где Цн — цена новой ткани, руб.;

Таблица 1

Коэффициенты весомости (уг) ценообразующих параметров ткани

Ранг Подранги

Ранги и подранги Значи- Расчетная Удельный Значи- Расчетная Сумма Удельный

мость значимость вес (коэф. мость значимость баллов с учетом вес (коэф.

(3) (100-3,) весом.) (3) (100-3,) весомости ранга весом.)

1 2 3 4 5 6 7 = 3*6 8

1. Технологические парамет- 16 84 0,275

ры изготовления ткани

1.1. Расход сырья 12 88 7 392 0,2

2. Назначение 25 75 0,245

2.1. Переплетение 21 79 5 925 0,16

2.2. Волокнистый состав 22 78 5 850 0,16

3. Гигиеничность 43 57 0,186

3.1. Воздухопроницаемость 34 68 3 876 0,11

3.2. Гигроскопичность 34 66 3 762 0,10

4. Эстетичность 48 52 0,170

4.1. Оформление 20 80 4 160 0,11

5. Формоустойчивость 62 38 0,124

5.1. Усадка 24 76 2 888 0,08

5.2. Несминаемость 26 74 2 812 0,08

Итого 306 1,0 36 665 1,0

экономический анализ: теория и практика

Цб — цена базовой ткани, руб.;

у1 — коэффициент весомости i-го параметра;

Бн/. — сумма баллов /-го параметра новой ткани;

Бб(. — сумма баллов /-го параметра базовой ткани.

Изложенная выше методика была апробирована на Большой Костромской льняной мануфактуре на примере ткани артикула 06277 с оптовой ценой 35,76 руб. за 1 м. Предварительно была проведена балловая оценка обеих тканей путем опроса той же группы экспертов (табл. 2).

Из таблицы видно, что у новой ткани по сравнению с базовой несколько повысился балл параметра «воздухопроницаемость» и существенно возрос балл параметра «усадка». Остальные параметры остались на прежнем уровне и даже несколько снизились.

Повышение балловой оценки всего двух параметров новой ткани позволяет поднять ее цену до 39,48 руб. за 1 м, что обеспечивает дополнительный доход

Таблица 2

Балловая оценка параметров базовой и новой тканей

Единичные Количество баллов по ткани

параметры Базовой Новой

1. Расход сырья на единицу 6 5 '

продукции

2. Переплетение 8 6

З. Волокнистый состав 5 4

4. Воздухопроницаемость 5 6

5. Гигроскопичность 8 8

6. Оформление 5 5

7. Несминаемость 5 5

8. Усадка 3 10

на 1 000 м реализуемой ткани в размере 3 720 руб.

Таким образом, использование ценового маркетинга дает возможность предприятию своевременно совершенствовать ассортимент продукции, улучшая ее качественные характеристики, оперативно менять цены и повышать эффективность производства.

Литература

1. Комплексная оценка качества текстильных материалов / Л. Е. Чайковская, Л. В. Полищюк, И. С. Галык и др. — Киев: Техника, 1989. — 254 с.

2. Кирюхин С. М., Никитин А. В. Оценка качества и ценообразования тканей // Текстильная промышленность — 1990. — № 1.

3. Методические указания по применению экспертных методов для оценки качества продукции с использованием ЭВМ. - М.: ВНИИС - 1973. - 135 с.

Подписка

на электронную версию

■ Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

eLIBRARy.RU

экономический анализ: теория и практика

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.