Рыночные отношения в зерновом подкомплексе Самарской области
Н.Н. Шингалиева, д.э.н., Т.П. Соколова, соискатель, Самарская ГСХА
В условиях рыночной экономики для устойчивого развития зерновой отрасли важно не только произвести необходимый обществу товар с минимальными издержками, но и реализовать его с прибылью, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства. В связи с этим важное значение приобретает стабилизация рыночных отношений в зерновом подкомплексе, то есть отношений в системе продвижения товаров от производителей к потребителям.
Развитие региональных зерновых рынков характеризуется их долей в общероссийском рынке. Так, на долю Самарской области приходится 3% зернового производства, вынесенного на рынок, то есть реализованного зерна. Кроме того, Самарская область обладает высоким зерновым потенциалом, так как она дает 2,1% всего валового производства зерна.
Одним из показателей рынка зерна является его производство на душу населения, где Самарская область не является лидером как в Поволжском экономическом районе, так и Приволжском федеральном округе. Так, показатели производства в 2003 г. на душу населения составили 465 кг, хотя это и выше, чем в среднем по России, но нормативный показатель в 1000 кг заполнен лишь на 47%, а отставание от Саратовской области и Татарстана на 33% и 38%, хотя по экономическому развитию территории Самарская область схожа с ними. Причина отставания зернового рынка Самарской области от других регионов Поволжского экономического района: прослеживается тенденция сокращения посевных площадей, но незначительная. По сравнению с 1994 г. они
с;
та
ш
♦ 2748,4
2206,9 / \ 2004,7 2029,6
/ \ У*~~ 1711М * 1529 3 1407,8
1264 5 \ /1404,6 \ * 1385,8
647,5
Л о}Х ЛЬ » ^ ф4 ^ Ч41 V V ф5 ^ Годы ф ф
-Самарская область I
Рис. 1 - Валовой сбор зерна в 1993-2004 гг.
сократились на 300 тыс.га. Риск потерь зерна составил 2500 тыс. ц.
Что касается валового сбора, то он имеет неустойчивую тенденцию.
График представляет собой параболу второго порядка, что означает нестабильное производство. Наибольший валовой сбор соответствовал за 10-летний период 1997, 2001, 2002 гг. Это годы с относительно хорошими климатическими факторами. Однако, сопоставляя 1997 и 2002 гг. по погодным условиям одинаковым, размер валовой продукции в 2002 г. был снижен на 718,8 тыс.т., или при тех же факторах недополучено продукции на сумму 1,8 млн.руб., что свидетельствует о неустойчивости отрасли.
Колебания валового сбора обеспечиваются снижающейся урожайностью зерновых культур. Значительные колебания урожайности вызваны не только погодными условиями, но и незащищенностью отрасли экономическими (производственно-техническими) факторами. Так, внесение минеральных удобрений под зерновые культуры сократилось в 2003 г., по сравнению с 2001 г., с 16,7 до 9,8 тыс.т. Кроме того, следует отметить и неэффективность использования субсидий, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на покрытие затрат по удобрениям. Предприятия не используют и внутренние источники химизации полей, такие, как, например, внесение органических удобрений.
Важным стратегическим направлением по повышению продуктивности зернового поля является переход на новые технологии — ресурсосберегающие. Но уровень распространения их крайне незначителен. Если по отчету министерства финансов площади с минимальной обработкой составляют 47% всего зернового поля, то показатель применения полных технологических проектов ресурсосбережения распространен не более, чем на 3% площадей, что не может повлиять на рынок зерна. Значительные потери урожая хозяйства несут из-за растяжения сроков проведения работ, что связано с низкой обеспеченностью техникой.
Снижение устойчивости зерна сказалось и на результатах деятельности отрасли. Так, конкурентоспособность зерна на рынке определяется не только качеством, но и затратами на его производство. Средняя себестоимость зерна составила 166 руб. за 1 ц при цене реализации в 220 руб. Опережающий рост себестоимости над ценой реализации приводит к снижению рентабельности отрасли. Так, если в 2000 г. рентабельность отрасли была 56,2%, то уже в 2002 г. — 10,4%, а в 2005 г. — 4,6%. Одной из причин низкой рентабельности зернового рынка является неразвитость рыноч-
ных отношений, о чем свидетельствует сужение каналов сбыта продукции, чему способствует неразвитость производственной инфраструктуры в самих предприятиях и рыночных инфраструктур на региональном рынке.
Для Самарской области, как и в целом по России, характерно то, что государство как крупный оптовый покупатель ушло с зернового рынка. Если в 1995—1997 гг. государству реализовывалось 25% зерна, то в настоящее время — лишь 0,1%. По уровню средних реализационных цен зерновых культур Самарская область находится на 13 месте (из 15 возможных) в Приволжском федеральном округе, так как цены в области на 10—15% ниже, чем в среднем по округу. За 2001—2004 гг. сельскохозяйственными предприятиями области в среднем было реализовано 53,1% зерна по рыночным каналам, 20% — по бартерным сделкам. По данным каналам цены складывались выше среднеобласт-ных на 8,3% и 3,3% соответственно. Около 21% зерна реализуется населению по льготным ценам.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема развития зернового производства в Самарской области как многоплановая, так и многофакторная. Чтобы выделить основные из них в целях увеличения валового сбора, нами была составлена корреляционнорегрессионная модель, в которую вошли основные факторы, обеспечивающие наибольшую тесноту связи с валовым сбором:
Y = 589,138 + 3,447Хі + 2,319Х2 + 6,247Х3 +
+ 17,283Х4 + 18,706Х5,
где Х0 — валовой сбор зерновых за период 1995— 2003 гг. = X тыс.т.;
Х: — урожайность за 1995—2003 гг., ц/га;
Х2 — доля зерновых в площади посевов за 1995-2003 гг., %;
Х3 — удобрения на 1 га под зерновые за 1995— 2003 гг., кг;
Х4 — энергообеспеченность, л.с.;
Х5 — среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, тыс.ч.
Самой высокой теснотой связи обладает энергообеспеченность и уровень использования трудовых ресурсов. Что касается соотношения доли зерновых в площади посева — это наименьший фактор, при этом он принимает ограниченное распространение в силу принятых севооборотов.
Таким образом, государству необходимо активизировать свою деятельность на зерновом рынке. Самарская электронная биржа должна стать ключевым звеном в формировании цивилизованного рынка зерна в области, так как лишь в результате биржевых торгов, в процессе реальной конкуренции формируется объективная цена зерна. И именно биржи могут предложить сель-скохозяйственным товаропроизводителям то, чего им крайне не хватает в настоящее время:
информацию о реализационных ценах на производимую ими продукцию и связь с потенциальными покупателями. Сотрудничество с биржей избавляет товаропроизводителя от поиска покупателя и значительных дополнительных издержек. Биржа дает возможность реализовывать продукцию по ценам крупного индустриального центра, которые, как правило, выше, чем в глубинке. Компенсационный процент биржи ниже, чем прибыль посредника, который скупает товар в провинции и реализует в крупных городах. То есть товаропроизводитель, реализуя зерно через биржу, получит дополнительную прибыль, которая может быть направлена на воспроизводственный процесс. Стимулировать участие сельскохозяйственных товаропроизводителей Самарской области в биржевых торгах смогут государственные интервенции, осуществляемые через зерновую биржу.
В настоящее время развитие биржевой торговли зерном в Самарской области связано с рядом проблем, касающихся механизма взаимодействия между продавцом и покупателем. Биржевые торги предполагают гарантированное наличие сертифицированного товара на складе, откуда покупатель выводит товар на основании биржевого контракта. Поэтому необходимо создание сети складов, на которые товаропроизводители сдают свою продукцию и тут же сертифицируют ее, и внедрение механизма оборота складских свидетельств. Биржа должна заключать договоры с этими складами о признании выдаваемых складских расписок, а склады должны признавать заключаемые на биржах контракты в качестве основания для выдачи товаров покупателям. Введение складских расписок будет способствовать становлению цивилизованного зернового рынка и выводу зерна из теневого оборота. Исчезнет необходимость продажи зерна сразу после урожая по невыгодным для сельхозтоваропроизводителей ценам, сгладятся сезонные колебания цен на зерно, появится возможность наладить работу зерновой биржи, через которую путем проведения продовольственных интервенций может осуществляться влияние государства на конъюнктуру цен.
Таким образом, необходимо совершенствовать механизм государственного регулирования рыночных отношений, усилить деятельность информационной службы и активизировать деятельность Самарской электронной зерновой биржи.
Литература
1. Борхунов, Н. Зерновой рынок и стабилизация аграрной экономики // АПК: экономика, управление. 1999. № 11. С. 41—49.
2. Клюкач, В.А. Государственное регулирование зернового рынка страны / В.А. Клюкач, А.И. Алтухов, Н.А. Пролыгина // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2000. № 11. С. 10-13.
3. Корчагин, В.А. Пути обеспечения устойчивого производства зерна // Земледелие. 2000. № 4. С. 13-14.