Научная статья на тему 'Рыночно ориентированная трансформация процесса стимулирования природопользования в рекреационных системах'

Рыночно ориентированная трансформация процесса стимулирования природопользования в рекреационных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / STIMULATION / MARKET SELF-REGULATION / NATURE OF USER / RECREATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медяник Н. В.

В статье рассматривается рыночно ориентированная трансформация форм стимулирования природопользования в рекреационных системах, предполагающая выработку кооперативной стратегии природопользования между его участниками на основе методов слияния, социальных конвенций, переговоров при условии четкой спецификации имущественных прав на природные ресурсы и блага рекреационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market-oriented transformation of nature stimulating process in the recreational systems

The paper deals with market transformation the forms stimulation of the nature of user in the recreational systems. There were given methods of the merging, social conventions and talks for the making co-operative strategy be-tween for natural users in the conditions of specification property rights on the natural resources of recreational system.

Текст научной работы на тему «Рыночно ориентированная трансформация процесса стимулирования природопользования в рекреационных системах»

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций

Н. В. Медяник, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Россия, [email protected]

РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Для рекреационных систем природные ресурсы, условия и экологические блага (климат, акватории, минеральные воды, лечебные грязи, растительные, горные ландшафты, пр.) являются ведущими факторами производства рекреационных услуг, а природопользование — важной частью рекреационной деятельности со свойственной ему спецификой. Очевидно, что качественные и количественные параметры природопользования определяют как специализацию рекреационных систем, так и их функциональную роль в общественном разделении труда.

Хозяйственный механизм природопользования в рекреационных системах, адекватным образом отражая сложную структуру и функционирование современной экономики, должен осуществляться в рамках государственного регулирования и рыночного саморегулирования.

Как известно, рыночное саморегулирование и государственное регулирование предполагают различные формы стимулирования, классифицируемые автором как государственные и рыночно ориентированные. При этом следует согласиться с точкой зрения, согласно которой под стимулированием понимается процесс реализации и согласования экономических интересов, адресуемый субъектам экономических отношений посредством внешнего воздействия на эти субъекты1.

В рамках государственных форм стимулирования речь идет об активном вме-

шательстве государства в процесс согласования и реализации экономических интересов, которые правомерно трактовать как социально обусловленную и исторически определенную объективную необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей субъектов экономических отношений2. Рыночно ориентированные формы предполагают «самореализацию» экономических интересов как в силу необходимости удовлетворения потребностей субъектов экономики, так и под воздействием экономических законов рынка, а также стремления к собственной (субъектов) выгоде.

Очевидно, что в рыночных условиях согласование интересов по поводу природопользования в рекреационных системах затрудняется, прежде всего, двумя обстоятельствами: принадлежностью природных компонентов рекреационной системы к общественным благам и ресурсам совместного применения (РСП), а также наличием внешних отрицательных экологических эффектов (экстерналий), снижающих рекреационную ценность природных ресурсов и благ, а, следовательно, эффективность функционирования рекреационной системы.

Теоретический анализ указанных проблем в аспекте стимулирования природопользования в рекреационных системах предпринимался автором ранее3, здесь же обратимся к механизму их решения на практике, имея в виду рыночно ориентированные формы стимулирования.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Использование рыночно ориентированных форм в изучаемом аспекте, несмотря на ограниченность рыночного саморегулирования в процессе рационального использования, охраны общественных благ и ресурсов совместного применения, а также в решении проблемы экстерналий в сфере природопользования, в ряде случаев представляется вероятным.

Так, в литературе отмечается, что рыночное регулирование экстерналий возможно в рамках методов слияния, социальных конвенций и переговоров4.

Метод слияния предполагает согласование интересов источника внешнего эффекта и его реципиента (субъекта, на благосостояние которого влияет внешний эффект в виде ущерба, связанного с загрязнением и истощением рекреационной экосистемы. — Прим. автора) посредством объединения их деятельности в рамках единого экономического модуля, в результате чего внешние эффекты автоматически становятся внутренними для субъекта, их производящего. В аспекте стимулирования природоохраны этот метод может быть реализован по опыту зарубежных стран в границах рыноч-но регулируемой системы продажи прав на загрязнение окружающей среды, включающей две категории субъектов — источников загрязнения и реципиентов5.

Например, в перспективе в рекреационном природопользовании подобная система может объединять, с одной стороны, промышленные предприятия, генерирующие загрязнения, с другой — субъекты санаторно-курортной сферы, население рекреационной территории, заинтересованные в высоком качестве природной среды. Последние, скупая часть прав на загрязнение, имеющих хождение между промышленными предприятиями, изымают их из обращения, тем самым повышая цену прав и стимулируя хозяйствующие субъекты к природоохране.

Есть основания полагать, что подобная рыночно регулируемая модель позволяет, на основе паритетности, разделить меру экономической ответственности между производителями и потребителями экстерналий за высокое качество окружающей среды рекреационной системы. Кроме того, она спо-

Субъект загрязнений и его жертва могут выработать определенные договоренности, позволяющие учесть экстерналии.

собствует реализации известных принципов экономического стимулирования в природопользовании — принципа «загрязнитель платит» в форме платы за сокращение выбросов, необеспеченных правами, и принципа «жертва платит» в форме платы за экологическую безопасность как благо, по аналогии с тем, как каждый индивид оплачивает деятельность государства, публичных структур, обеспечивающих общественную, военную и прочие виды безопасности.

Имея в виду трудности в организации реципиентов, а также нежелание ряда из них нести расходы по выкупу прав, целесообразно скупку прав реципиентами осуществлять через специализированные фонды (например, территориальный экологический фонд) за счет средств, образующихся от специальных экологических налогов (сборов), распространяемых на население рекреационной территории, предприятия санаторно-курортной сферы, равно как и налогов, взимаемых с непосредственных загрязнителей окружающей среды.

Однако на начальном этапе внедрения этого метода требуется участие государственных (муниципальных) структур, состоящее в эмиссии ценных бумаг (лицензий на право загрязнения), их перераспределении между промышленными предприятиями и привлечении реципиентов к участию в рыночных сделках.

Кроме того, метод слияния может быть перспективен в согласовании экономических интересов природопользователей по поводу совместного использования рекреационных ресурсов из категории общественных благ и РСП.

Так, например, в целях охраны и воспроизводства качественного состояния рекреационных водных объектов как общественного блага (например, реки, моря) целесообразно образование водных, морских ассоциаций, членство в которых обязательно для каждого хозяйствующего субъекта, оказывающего влияние на состояние водного объекта.

Как показывает зарубежный опыт, в рамках подобных ассоциаций реализуется кооперативная стратегия водопользователей, происходит согласование их интересов по поводу практических действий, обе-

спечивающих качество водных ресурсов, необходимых объемов инвестиций, оборудования, текущих затрат, распределения расходов между членами пропорционально уровню их воздействия на водную систему, что также стимулирует водопользователей к сокращению объемов водопотребления и сбросов6.

Иным примером кооперативной стратегии природопользователей в рамках единого экономического модуля могут являться ассоциации санаторно-курортных учреждений, активно использующих общественные рекреационные блага, например, курортные парки в организации отдыха и лечения ре-креантов.

Подобные ассоциативные объединения весьма важны, например, в рекреационной системе Кавказских Минеральных Вод (КМВ), где проблема сохранения природных благ и ресурсов лечебных парков городов-курортов остается по-прежнему актуальной7.

Метод социальных конвенций основан на предположении, что под действием общественных обычаев (моральных норм, традиций, пр.) происходит корректировка поведения рыночных субъектов — источников экстерналий, реализация их экономических интересов по поводу природопользования, поскольку, в этом случае, для подобного рода субъектов издержки на устранение причин экстерналий оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, «зеленого» имиджа, потерей конкурентного преимущества в рыночной борьбе.

В перспективе в рекреационной системе реализации данного метода могут способствовать организуемые рыночными структурами (выставочными центрами, рекламными агентствами, центрами сертификации) экологические реклама, сертификация, презентации и выставки с привлечением субъектов, обеспечивающих экологическую безопасность рекреационной системы, равно как и информация об экологически ненадежных агентах.

Целесообразно участие рыночных структур (коммерческих образовательных центров, колледжей, вузов, специализированных курсов, семинаров и др.) в пропаганде среди субъектов рекреационной системы этических принципов ведения бизнеса с учетом экологических требований (например, принципов CEREC (Коалиции за

экологически ответственный бизнес), принципов Хартии деловых кругов за устойчивое развитие, принципов EMAS (Схемы управления и экологического аудита в области окружающей среды), серии стандартов ISO 14000. — Прим. автора) и в формировании на их основе экологически ответственного поведения.

Организованные подобным образом экологическое воспитание и образование позволяют не только осознать хозяйствующим субъектам, населению рекреационной территории последствия экстернальных эффектов, но и на практике решать указанную проблему при участии таких рыночных структур, как информационные центры, обладающие банком данных об экологичных технике, технологиях, продукции, инжиниринговые, консалтинговые фирмы и др. Например, практика подобных образовательных систем реализуется на базе Государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина в рамках Центра чистого производства, учрежденного рядом коммерческих структур (НК «ЛУКОЙЛ», РАО «Газпром», ЗАО «Ресурсы и технологии предприятия», др.).

Наконец, еще одной возможной формой рыночного регулирования экстерналий является организация взаимодействия заинтересованных сторон — производителей и потребителей экстерналий посредством переговоров.

В работах институционалистов и, прежде всего, Рональда Коуза высказывается мнение о возможности рыночного регулирования экстерналий8. В соответствии с теоремой Коуза, субъект загрязнений и его жертва могут выработать определенные договоренности, позволяющие учесть экстер-налии.

Между тем, в рекреационной системе подобная рыночно регулируемая форма согласования интересов производителей и потребителей, например, отрицательных экологических экстерналий имеет ограниченное применение.

Это связано, прежде всего, с принадлежностью многих природных ресурсов и благ рекреационной системы к категории общественных (горный воздух, целебный климат, растительный мир, солнечная радиация и пр.), с наличием крупных промышленных загрязнителей окружающей природной среды, занимающих монопольное

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

положение на рынке (например, в рекреационной системе КМВ — это Кисловодская ТЭЦ, предприятия ЖКХ городов-курортов, машиностроительные предприятия г. Пятигорска, аэропорт и железнодорожный узел г. Минеральные Воды и др.).

Кроме того, затрудняет использование переговорного процесса в решении экстер-нальных проблем множественность жертв загрязнения, к которым могут быть отнесены население рекреационной территории, субъекты санаторно-курортной сферы и потребители их услуг, а также объективные сложности в стоимостном выражении экс-терналий, оценке ущерба.

Вместе с тем, в аспекте стимулирования природопользования переговоры могут быть действенны в согласовании интересов природопользователей в процессе использования природных ресурсов и благ рекреационной системы, относимых к категории общественных благ и РСП, а также в выработке между ними кооперативной стратегии природопользования. При этом теоретико-игровой подход следует рассматривать в качестве методологической базы для анализа принимаемых хозяйствующими субъектами решений по использованию природных благ и ресурсов рекреационной системы, относимых к общественным благам и РСП9.

Например, в сфере природопользования переговорный процесс получил широкое применение, в частности, в рамках международных договоренностей, определяющих режим совместного использования водоемов, устанавливающих квоты на вылов морских биоресурсов (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и др. материалов (Лондон, 1972), Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1974), Международная Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992). — Прим. автора) или на выбросы загрязняющих веществ, создающих глобальные экологические проблемы (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979), Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (Киото, 1997). — Прим. автора).

В РФ положительным примером кооперативной стратегии природопользования в рекреационных системах является «Байкальский меморандум», согласующий экономические интересы регионов, в частности

Республики Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области по поводу охраны и рационального использования природных ресурсов уникальной экосистемы озера Байкал.

Между тем, практика рекреационного природопользования демонстрирует очевидные факты преследования рыночными субъектами своих собственных целей и максимизации индивидуальных выигрышей за счет нерегламентированного использования природных общественных благ и РСП, что противоречит экономическим интересам в изучаемом аспекте. Подтверждением этому, например, в рекреационной системе КМВ является кризисное состояние многих природных объектов (лечебных парков, гидроминеральных месторождений, озера Тамбукан, реки Подкумок, воздушного бассейна и др.).

Средством разрешения указанной ситуации, в аспекте стимулирования природопользования в рекреационных системах могли бы явиться переговоры и соглашения между природопользователями, позволяющие сбалансировать их интересы, касающиеся выработки «правил игры» по поводу совместного присвоения рекреационных благ и ресурсов, относящихся к категории общественных благ и РСП (водных объектов, гидроминеральных месторождений, ассимиляционного потенциала среды, лечебных парков и др.).

Однако, прежде, переговорный процесс следует применить на уровне муниципалитетов или регионов, на территории которых осуществляется рекреационное природопользование хозяйствующими субъектами. Например, в рекреационной системе КМВ сохранению природных ресурсов и благ, в частности, гидроминеральных месторождений и лечебной грязи озера Тамбукан, способствуют заключаемые раз в пять лет на двухсторонней основе соглашения в области природопользования и охраны окружающей среды между администрациями Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиками. Подобная форма согласования региональных интересов создает рамочные условия для стимулирования природопользования в рекреационной системе КМВ между сопредельными территориями, а также способствует согласованию экономических интересов хозяйствующих субъ-

ектов-природопользователей в выработке между ними кооперативной стратегии.

Между тем, эффективность переговорного процесса как рыночно регулируемой формы стимулирования, равно как и других форм, напрямую зависит от четкой определенности имущественных прав на природные ресурсы и блага.

Для рекреационного природопользования это тем более правомерно, поскольку положения ныне действующего законодательства, устанавливающие режим государственной собственности (без разделения на федеральную и региональную) на природные лечебные ресурсы10, а в ее рамках — совместное (федерации и субъектов федерации) владение, пользование и распоряжение указанными ресурсами11, порождают противоречия в процессе использования и охраны природных ресурсов и благ рекреационной системы.

Данная ситуация особенно очевидна, например, в рекреационной системе КМВ, с одной стороны, имеющей федеральную принадлежность, а с другой — являющейся частью известных субъектов РФ. Поэтому с учетом статуса курортов, целесообразно к федеральным отнести все природные ресурсы и блага, имеющие общенациональное оздоровительное и рекреационное значение, а также те, которые не поддаются индивидуализации в качестве определенных объектов (атмосферный воздух, ассимиляционный потенциал рекреационной экосистемы).

Общераспространенные полезные ископаемые, обособленные водоемы, земли селитебных территорий и сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к собственности субъектов федерации или муниципалитетов, территориальную принадлежность к которым имеют рекреационные системы.

Следствием указанных преобразований в рекреационной системе должна стать организация Бюро по управлению природными ресурсами (благами). Осуществляя спецификацию имущественных прав на природные рекреационные ресурсы и блага посредством лицензирования, квотирования, учета и паспортизации природных объектов, их рентной оценки в целях налогообложения природопользователей и др., Бюро не только сможет стимулировать в рыночных условиях природопользователей к рациональному ис-

пользованию и охране природных благ и ресурсов рекреационной системы, относимых к категории общественных благ и РСП, но и, придавая последним «черты» частных товаров путем ограничения указанными выше мерами свободы доступа к ним, создаст условия для применения рыночно ориентированных форм стимулирования.

Таким образом, рыночную трансформацию процесса стимулирования природопользования в рекреационных системах следует ориентировать на выработку кооперативной стратегии природопользования между его участниками, используя на практике методы слияния, социальных конвенций, переговоров при условии четкой спецификации имущественных прав на природные ресурсы и блага. ^ i)

1. Гершкович Б. Я. Экономические интересы, стимулы и мотивы. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 169.

2. Там же. С. 28.

3. Стратегические перспективы развития Кавказских Минеральных Вод / Под общей ред. Б. Я. Герш-ковича; редакторы-составители Н. В. Медяник, О. В. Михайлюк. Научное издание. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С. 125-138.

4. Иванов Ф. А. Негативные экстерналии и проблемы государственного регулирования // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1998. № 3. С. 86; Мэн-кью Н. Г. Принципы Экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 226-227.

5. Howe C. W, Lee D. R. Organizing the receptor side of pollution right market //Australian economic papers. 1983. Vol. 22. №. 41. P. 286.

6. Шевчук А. В., Сидорин И. Л. Платежи за природные ресурсы // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2002. № 1. С. 88.

7. Демиденко С. В. Организационно-правовые аспекты сохранения и развития Кисловодского ку-рортно-лечебного парка // Сб. докладов Второй международной конференции «Состояние и сохранение воздушного бассейна и водно-минеральных ресурсов курортно-рекреационных регионов». Кисловодск, 2001. С. 290-294.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.

9. Hanley N., Shorgen J., White B. Environment economics: in theory and practice. New York, 1997; Ostrom E. Governing the commons. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

10. Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (гл. 3, ст. 9, п. 1) // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

11. Там же. Гл. 3, ст. 9, п. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.