Научная статья на тему 'РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ'

РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ / ФАКТОРЫ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко И.С.

Статья посвящена исследованию природы возникновения и формам проявления рыночной власти. Автором также были раскрыты основные факторы, влияющие на возникновение рыночной власти. Были отражены социальные и экономические аспекты влияния рыночной власти на общество. Отражена роль и позиция государства в регулировании процессов проявления рыночной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET POWER AND FACTORS OF ITS CAUSES

The article investigates the nature of the occurrence and forms of market power. The author also shows the main factors affecting the appearance of market power. They reflected the social and economic aspects of the impact of market power in the society. It reflects the role and position of the state in regulating During development of market power.

Текст научной работы на тему «РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ»

http://провэд.рф/analytics/research/25833-gpuzopepevozki-v-pepvom-kvaptale-2015-goda-statistika-i-tendentsii.html (дата обращения 04.11.2015 г.) 5. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики, Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 04.11.2015 г.)

Левченко И. С. студент 1 курса факультет «Экономический» Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ

Статья посвящена исследованию природы возникновения и формам проявления рыночной власти. Автором также были раскрыты основные факторы, влияющие на возникновение рыночной власти. Были отражены социальные и экономические аспекты влияния рыночной власти на общество. Отражена роль и позиция государства в регулировании процессов проявления рыночной власти.

Ключевые слова: рыночная власть, факторы, государство, фирма,

цены

Levchenko I.S student

Kuban State Agrarian University 1 course, School of "economic" Russia, Krasnodar Market Power and factors of its causes

The article investigates the nature of the occurrence and forms of market power. The author also shows the main factors affecting the appearance of market power. They reflected the social and economic aspects of the impact of market power in the society. It reflects the role and position of the state in regulating During development of market power. Keywords: market power, factors, the state, the firm prices

В настоящее время в России с развитием рыночных отношений актуальнее становятся вопросы теоретического объяснения природы экономического поведения рыночных агентов, динамики рыночных процессов и факторов, влияющих на них. Устойчивое развитие экономики в нашей стране зависит, в первую очередь, от степени развития отдельных рынков и отраслей, их технологического развития и конкуренто-способности [2]. Рыночная власть фирм, действующих на различных рынках, является одним из ключевых факторов, которые определяют состояние отраслевого рынка.

Рыночная власть позволяет фирмам, которые действуют на конкретном отраслевом рынке, влиять на других участников рыночных отношений и, следовательно, определять направление развития самого

рынка в дальнейшем. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке [1]. Степень рыночной власти отражает возможности фирмы оказывать влияние на рынок. Данная ситуация может привести к ущемлению интересов других участников рынка, что, в свою очередь, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.

Если посмотреть на данную ситуацию с другой стороны, то рыночная власть позволяет фирмам использовать ресурсы для дополнительных вложений в производство, способствуя росту в экономике и развитию инноваций, прогрессу в технологической сфере и введению новейших разработок, а, следовательно, к росту благополучия населения в целом. Устойчивые позиции отечественного производителя на мировом рынке укрепляют позиции страны на международной арене, укрепляют авторитет России в глазах мирового сообщества. Таким образом, неотъемлемой и обязательной частью экономической политики являет поддержание конкурентных позиций отечественных компаний [3].

На большей части существующих рынков имеются предпосылки для формирования рыночной власти отдельных фирм. Это обосновывает увеличение интереса экономистов к природе рыночной власти и определяет актуальность темы исследования.

Несмотря на широкую известность рассматриваемого явления, в экономических науках присутствует множество определений рыночной власти, что приводит к неустойчивости ее формулировки. Нужно дать четкое и не противоречивое определение, которое наиболее полно отражает сущность рыночной власти, для дальнейших исследований. Уровень теоретической сущности рыночной власти, который существует в данное время, не отвечает потребностям практики и требует более глубокой проработки.

Недостаточная глубина разработки и актуальность данной проблемы обусловили выбор тематики моей статьи. Круг научных сфер, которые занимались и занимаются исследованием рыночной власти и факторов, обуславливающих ее, начинаются с философии и заканчиваются современными теориями о конкурентоспособности.

Ряд исследователей рыночной власти отмечают, что «цены, даже в условиях юридической свободы, обусловлены не автоматическим механизмом, а скорее действиями определенных организаций, и закон единства цены значительно менее обеспечен (если вообще обеспечен) конкуренцией, чем некоторыми другим организациями типа картелей» [3].

В процессе изучения и обработки данных нами были выделены следующие факторы, влияющие на рыночную власть: использование дифференциации товара; -■ использование ценовой дискриминации; -■ выбор размера предприятия; -■ концентрация производства;

■ олигополистическая взаимозависимость и координация; -■ использование «входных барьеров», ограничивающих конкурентную борьбу на товарных рынках;

-■ государственное регулирование рыночной власти. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Под дифференциацией товара подразумевают процесс придания товару особенностей и черт, которые отличают его от характеристик товаров конкурентов. Также дифференциация означает способность отдельного предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность производимого товара или услуг для покупателя, с точки зрения качества, методов продажи и послепродажного обслуживания, которые важны для покупателей [4].

Ценовая дискриминация предполагает продажу товара одинакового качества и количества по разной цене, что вызвано факторами, которые не связаны с различием затрат на производство и реализацию данного товара. Ценовая дискриминация является неотъемлемым элементом ценовой политики абсолютно любого предприятия.

Монополизация рынка, которая наносит определенный вред обществу, является негативной стороной стремления предприятий к увеличе-нию рыночной власти. Государство, с целью уменьшения этого вреда, может использовать различные формы регулирования, такие как ограниче-ние уровня цен на товары фирм-монополистов, контроль за качеством товаров, запрещение различного рода картельных соглашений, созданий объединений предприятий, обуславливающих монополизацию рынка [6].

Таким образом, рыночная власть фирмы - это многостороннее, сложное явление, которое требует дальнейшего изучения и оценки. В исследовании этой проблемы еще много пробелов, которые связаны как с разработкой самого понятия, так и с факторами, которые ее обуславливают, с источниками возникновения и методами ее оценки.

Использованные источники:

1 Андреев С.Ю. Анализ современного состояния рынка мяса кроликов в Краснодарском крае / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2009. - №01(045). - С. 71 - 90.

2 Андреев С.Ю. Анализ современного состояния кролиководства в личных подсобных хозяйствах Краснодарского края / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №08(032). - С. 1 - 12.

3 Андреев С.Ю. К вопросу о государственном регулировании конъюн-ктуры рынка зерна / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ,

2010. - №02(056). - С. 22 - 32. - Режим доступа: http://ej .kubagro.ru/2010/02/pdf/03.pdf

4 Андреев С.Ю. К вопросу о перспективах развития производства консервов из мяса кроликов в Краснодарском крае / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(036). - С. 1 - 12.

5 Дьяков, С.А. Современное состояние и основные детерминанты воспроизводственных процессов в плодоводстве Краснодарского края / С.А. Дьяков, Н.Н. Яроменко, А.О. Кириченко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №6 (35). - С. 101-113.

6 Ткаленко А.А. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014 - 2015 годов в России / А.А. Ткаленко, С.Ю. Андреев // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2015 г., г. Уфа). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - 220 с. - С. 6671

Лиджи-Горяева А.Д. Антюфеева М.Д. Пономарева В.В. Левошич Н.В., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Маркетинг и логистика» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТУРИЗМА Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема маркетинговых исследований в туризме на примере конкретной компании. Проанализированы особенности и перспективы развития маркетинговых исследований в туризме.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые исследования, туризм, туристические операторы.

Annotation: In this article we have considered the problem of marketing research in the tourism sector and the example of a particular company. Different features and development prospects of marketing research have been investigated. Key words: marketing, marketing research, tourism, tour operators. В настоящее время туризм играет важную роль в развитии экономики любой страны. Туристическая индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для успешного функционирования любого туристического агентства, предприятия необходима достоверная информация о предпочтениях потребителей в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.