Научная статья на тему 'Рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития'

Рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА / СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ СТОИМОСТЬ КАПИТАЛА / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Михайлова Любовь Викторовна, Колосова Валерия Валерьевна

В статье обосновывается идея, что реализация конкурентной стратегии развития инновационно активного предприятия предполагает обеспечение перспективного роста рыночной капитализации и стоимости предприятия. В качестве главного критерия оценки рыночной стоимости капитала предприятия используется его средневзвешенная стоимость. По итогам исследования сделан вывод, что при формировании конкурентной стратегии предприятия, работа которого имеет сильно выраженный инновационный характер, крайне важно обеспечить оптимальное соотношение динамики развития отдельных составных элементов капитала. Доказано, что реализация конкурентной стратегии, обеспечивающей максимальное сохранение уникальности предприятия, возможна только при помощи развития интеллектуального капитала, создающего концепцию долгосрочного инновационного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сазонов Андрей Александрович, Михайлова Любовь Викторовна, Колосова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MARKET VALUE OF A COMPANY’S CAPITAL AS A BASIS FOR ITS COMPETITIVE STRATEGY REALIZATION UNDER INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article states that the introduction of a competitive development strategy of an innovatively active enterprise ensures a prospective growth of market capitalization and enterprise value. The average cost is used as the main criterion for the estimation of the market value of a company’s capital. Based on the research the authors make a conclusion that it is extremely important to provide an optimum ratio of dynamics in the development of capital components while modelling a competitive strategy of an innovatively active enterprise. It is proved that the only way to perform the competitive strategy allowing of the maximum uniqueness for a company is the development of its intellectual capital which guarantees the company’s long-term innovative development.

Текст научной работы на тему «Рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития»

раздел III. финансы, денежное обращение

и кредит

УДК 338.4

DOI: 10.18384/2310-6646-2017-4-118-125

рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития

Сазонов АА, Михайлова ЛВ, Колосова ВВ.

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация

Аннотация. В статье обосновывается идея, что реализация конкурентной стратегии развития инновационно активного предприятия предполагает обеспечение перспективного роста рыночной капитализации и стоимости предприятия. В качестве главного критерия оценки рыночной стоимости капитала предприятия используется его средневзвешенная стоимость. По итогам исследования сделан вывод, что при формировании конкурентной стратегии предприятия, работа которого имеет сильно выраженный инновационный характер, крайне важно обеспечить оптимальное соотношение динамики развития отдельных составных элементов капитала. Доказано, что реализация конкурентной стратегии, обеспечивающей максимальное сохранение уникальности предприятия, возможна только при помощи развития интеллектуального капитала, создающего концепцию долгосрочного инновационного развития предприятия.

Ключевые слова: конкурентная стратегия предприятия, интеллектуальный капитал, рыночная стоимость капитала, средневзвешенная стоимость капитала, управление инновационным развитием предприятия.

© Сазонов А.А., Михайлова Л.В., Колосова В.В., 2017.

\V\8J

the market value of a company's capital as a basis

for its competitive strategy realization under innovative

development

A. Sazonov, L. Mikhailova, V. Kolosova

Moscow Aviation Institute (National Research University) 4, Volokolamskoe highway, Moscow, 125080, Russian Federation

Abstract. The article states that the introduction of a competitive development strategy of an innovatively active enterprise ensures a prospective growth of market capitalization and enterprise value. The average cost is used as the main criterion for the estimation of the market value of a company's capital. Based on the research the authors make a conclusion that it is extremely important to provide an optimum ratio of dynamics in the development of capital components while modelling a competitive strategy of an innovatively active enterprise. It is proved that the only way to perform the competitive strategy allowing of the maximum uniqueness for a company is the development of its intellectual capital which guarantees the company's long-term innovative development.

Key words: competitive strategy of an enterprise, intellectual capital, market value of the capital, average cost of the capital, management of company's innovative development.

Отечественные предприятия практически всех отраслей промышленности в настоящее время работают в атмосфере рыночной экономики, когда социально-экономическая система развивается на основе частной собственности в условиях товарно-денежных отношений, а значит, доминирующим фактором развития машиностроительного предприятия должна выступать конкурентная стратегия.

Задача любой конкурентной стратегии заключается в установлении конкурентных преимуществ, которыми располагает предприятие или производимая им продукция, а также определение способов поддержания превосходства. Комплексная реализация стратегии предполагает обеспечение роста рыночной капитализации и стоимости предприятия в перспективном развитии. Тенденция будущего роста будет зависеть от совокупности различных факторов, входящих во внешнюю и внутреннюю среды предприятия. При рассмотрении конкурентной стратегии с позиции стоимостного подхода появляется необходимость в создании инновационной профессиональной модели управления стоимостью, где главный акцент должен делаться на росте конечной стоимости предприятия. Для отечественных промышленных предприятий выбор в пользу данной модели способствует «удорожанию» будущей стоимости предприятия при грамотной реализации стратегии эффективного стоимостного роста. Поэтому, с точки зрения стоимостного подхода, конкурентную стратегию необходимо рассматривать как стратегию, направленную на увеличение рыночной стоимости капитала предприятия, т. е. стоимости реализуемого им бизнеса [6, с. 98].

Для расчёта рыночной стоимости капитала предприятия в настоящее время применяется модель средневзвешенной стоимости капитала Weight Average Cost Of Capital (WACC). Данная модель представляет собой средневзвешенную

\\Y9J

стоимость капитала,которая испольлуется прифмамированиилкшенанонл -обходимости инвестирования в различные ценные бумаги или в проекты, сопряжённые со значит ельным риск ом [2,с.123] . Эконооочески й смыслсредне-взвешенной стотмостидапиталв накяючаотся овозмопаности аредпуиятия реализовывать н>ап2ичсые решения.в том числерешенил по вложеозюсредств в различные гр^пыамкивов, прлусловии.ото показатель их рентабельности находится не ниже текущего значения показателя средневзвешенной стоимости капитала. Модкль скеднеьзвешенной стоимостикосиьила ОЬАССнокззырьзт стоимость капитала, субсидированного в деятельность предприятия, с учётом затрат на альтертзтивлот инммстировааие(влосоние денежным нродагв не в ма-вый проект, а в ужес2щосвонющий)и расмчитывается как [7, с. 47]:

WACC = Kdxpi-T)Xj^ + KeXjH— (Я

где, Kd - рыночная ставка по заёмному капиталу, %; T - ставка налога на прибыль, доли ед.; D — сумма заёкнаноиппиталиден . ею-; Е — яуима соПалвениоск капитала, ден. ед.;Ке — рыночнаяставкадоходности собственного капитала, %.

Если финанси^еиниев деятелнитоть предприятия вндедсяпвдеуо ис^еч^^^с^д, собственных и заОашакфкдстокЛ ормула (1) принимает следующий вид [1, с. 6]:

WACC н ИИ5 и Ws -2 И0в и WB и (Н- CT (2)

где, Ks — стоимостьсобственногокапитала,%;'Ш8 — долясобственногокапи-тала, %; Kd — стоимость заёмного капитала, %;Wd — долязаёмногокапитала, %; T — ставка налоганаприбыль,%.

В настоящее время стоимостной подходнаиболееактуаленвпроцессе разработки стратегий для промышленных предприятий, деятельность которых неразрывно связана с дополнительным риском, вызванным необходимостью разработки, освоенияипримененияразличныхгрупп инноваций.Поэтомуна уровне промышленногопредприятия егоконкурентная стратегияможетпред-ставляться в видеопределённойсовокупности управленческихрешений,векто-ром которых служат формирование инновационной деятельности и формирование конкурентных преимуществ [3, с. 284].

Реализуемаяпромышленнымпредприятиемконкурентнаястратегиязаклю-чается в совокупности комплекса программ и мероприятий, включающих создание, приобретение ипродажу отдельныхбизнесов,технологических инноваций и т. д. В результате создаётся стратегия, в основе которой заложен максимизирующий эффект стоимости инновационного бизнеса, при этом эффект представляет собойитог,получаемый отобъединения отдельных функциональных и инновационных стратегий предприятия[8,с. 134].

При создании конкурентнойстратегиипромышленного предприятия необходимо учитывать, что она представляет собой сумму мероприятий, от успеха реализации которых ибудетзависеть, насколькоуспешно сформируютсяры-

ме^

ночные преимущества предприятия. Предприятия работают в условиях жёсткой конкуренции, и поэтому именно полученные преимущества должны дать возможность реализовать целый комплекс проектов, в т. ч. инновационных, по разработке концептуально новой продукции и технологии, что создаст положительное значение экономической добавленной стоимости в перспективе. При разработке конкурентной стратегии промышленного предприятия особое внимание необходимо уделить тщательному анализу рынка, определение количества материальных и нематериальных активов и капитала, в состав которого входит также интеллектуальный капитал.

Для стабильного и устойчивого развития, а также функционирования промышленного предприятия, работа которого имеет сильно выраженный инновационный характер, крайне важно обеспечить оптимальное соотношение динамики развития отдельных составных элементов капитала [5, с. 159]. Это относится не только к финансовому капиталу, когда превышение заёмного капитала над собственным приводит к значительному снижению финансовой устойчивости предприятия, но и в полной мере относится к интеллектуальному капиталу, в состав которого входят: человеческий, организационный, клиентский и ряд других составляющих. К примеру, неравномерное развитие отдельных элементов в составе интеллектуального капитала за счёт неоправданного роста затрат чаще всего приводит к значительному снижению показателей эффективности и, как следствие, результативности деятельности предприятия вместо запланированного роста значений данных показателей.

В процессе разработки конкурентной стратегии промышленного предприятия необходимо принимать во внимание его специфику, в первую очередь тех исключительных прав интеллектуальной собственности, которыми оно владеет. На практике именно уникальные компетенции, которыми обладает персонал предприятия, чаще всего и определяют наполнение составляющих интеллектуального капитала [9, с. 382].

Формирования и сохранения уникальности промышленного предприятия на конкурентном рынке возможно достичь только при помощи соответствующей стратегии управления интеллектуальным капиталом, которая должна учитывать и обеспечивать сбалансированность развития составляющих интеллектуального капитала. Реализация стратегии управления интеллектуальным капиталом в первую очередь повлияет на создание новой стоимости, реализованной в различных инновационных продуктах или услугах, персонале и бизнес-процессах, реализуемых высокотехнологичным предприятием. Разработанная стратегия должна являться барьером, защищающим предприятие от конкурентов с их новыми и уникальными продуктами, т. к. составные элементы интеллектуального капитала достаточно сложно воспроизвести даже в долгосрочном периоде. Следовательно, конкурентная стратегия, обеспечивающая максимальное сохранение уникальности предприятия, при помощи развития интеллектуального капитала создаёт концепцию долгосрочного инновационного развития машиностроительного предприятия.

V12y

В современной практике бизнеса используются различные типы стратегий управления интеллектуальным капиталом предприятия. В основе этих стратегий находится модель, которая описывает существующие взаимосвязи между человеческим, организационным, клиентским и потребительским капиталами. При этом целый ряд стратегий разрабатывается с использованием знаний, полученных на базе только одной из составляющих интеллектуального капитала. Другие стратегии разрабатываются на основе синергии различных видов интеллектуального капитала, аккумулируя их составляющие в одно целое. Существует также стратегия, которая характерна для машиностроительных предприятий с высоким уровнем управляемости, т. к. она реализуется только при одновременном взаимодействии и равномерном развитии всех составляющих интеллектуального капитала.

На сегодняшний день известен целый ряд различных подходов к созданию стратегии управления интеллектуальным капиталом [4, с. 65]. Успешная апробация этих подходов в значительной степени расширяет спектр возможностей современного менеджмента в сфере повышения качества интеллектуального капитала. Предприятия, работающие в условиях рыночной экономики, могут успешно применять две основные стратегии управления интеллектуальным капиталом, основной которых является высокий творческий потенциал персонала.

Стратегия управления и контроля над интеллектуальным капиталом предприятия на основе применения сценарного подхода. В практической деятельности успешная реализация конкурентной стратегии промышленного предприятия достигается при помощи эффекта синергии, получаемого от применения различных стратегий управления интеллектуальным капиталом.

Эти стратегии разрабатываются при помощи карты стратегий, которая может быть сведена к определению варианта, обеспечивающего значительное качественное развитие конкретных элементов интеллектуального капитала. При этом разработка модели управления интеллектуальным капиталом и строительство на её основе карты стратегий дают возможность определить вектор перераспределения потока корпоративных знаний, а также сформировать процессы закрепления индивидуальных компетенций на уровне организационного знания и, как следствие, организовать процессы передачи знаний от клиентов и конкурентов во внутреннюю структуру предприятия. Особое внимание в данном случае уделяется процессу обеспечения рационального обмена знаниями, а также процессу переноса знаний из одного компонента интеллектуального капитала в другой.

Декомпозиционный подход к формированию и разработке управления интеллектуальным капиталом предприятия с учётом процессных инноваций.

Разработанная модель интеллектуального капитала подвергается декомпозиции с целью изменения структуры существующей модели. Процесс декомпозиции модели может осуществляться в двух направлениях по горизонтали (предполагается определение составляющих интеллектуального капитала) и по вертикали (происходит выборка элементов интеллектуального капитала). Декомпозиционный подход даёт возможность определить тактически и стратегически важные

аспекты в деятельности предприятия, провести анализ бизнес-процессов, а также провести подвидовую классификацию элементов по степени их важности.

Все эти стратегии направлены: во-первых, на обмен знаниями в рамках одной составляющей; во-вторых, на развитие активных элементов этих составляющих; в-третьих, на эффективный и результативный перенос знаний от одной составляющей интеллектуального капитала к другой. При этом сложность выбранной модели управления интеллектуальным капиталом зависит от уникальности предприятия и определяется особенностями его деятельности.

1. Арсеньева Н.В., Джамай Е.В., Зинченко А.С. Исследование теоретических аспектов управления ресурсами предприятия машиностроения // Вестник университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 5-7.

2. Внучков Ю.А., Углова Л.А., Комонов Д.А. Совершенствование системы финансового

планирования на предприятии машиностроения // Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 4. С. 122-124.

3. Внучков Ю.А., Хмелевой В.В. Формирование продуктового портфеля предприятия на

основе показателей рыночной эффективности изделий // Научные труды (Вестник МАТИ). 2013. № 21 (93). С. 283-290.

4. Джамай Е.В., Повеквечных С.А. Методы оценки интеллектуального потенциала пред-

приятия наукоёмкой отрасли экономики России // Насосы. Турбины. Системы. 2012. № 4. С. 60-67.

5. Желтенков А.В. Формирование инновационного механизма развития системы управ-

ления промышленной организацией // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 158-162.

6. Основы управления интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / под ред. Ю.П. Ани-

скина. М.: Московский институт электронной техники, 2012. 136 с.

7. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом:

учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 140 с.

8. Симонов С.В., Желтенков А.В. Теоретические основы формирования механизма раз-

вития системы управления промышленной организацией: монография. М.: ИИУ МГОУ, 2009. 123 с.

9. Татаркин А.И. Инновационное развитие экономики знаний: монография. Екатерин-

бург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2011. 647 с.

1. Arsen'eva N.V., Dzhamai E.V., Zinchenko A.S. [The Study of the Theoretical Aspects of Enterprise Resource Management Engineering]. In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitetupravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2015, no. 12, pp. 5-7.

2. Vnuchkov Yu.A., Uglova L.A., Komonov D.A. [Improving the System of Financial Planning at

Mechanical Engineering Enterprises]. In: Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2016, no. 4, pp. 122-124.

3. Vnuchkov Yu.A., Khmelevoi V.V. [The Formation of a Company's Product Portfolio Based

on the Indicators of Market Performance Products]. In: Nauchnye trudy (Vestnik MATI) [Scientific Works (Bulletin of the MATI)], 2013, no. 21 (93), pp. 283-290.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

4. Dzhamai E.V., Povekvechnykh S.A. [Methods of Assessment of Intellectual Potential of Enterprises of Knowledge-Based Sectors of the Russian Economy]. In: Nasosy. Turbiny. Sistemy [Pumps. Turbines. Systems], 2012, no. 4, pp. 60-67.

5. Zheltenkov A.V. [The Formation Mechanism of Innovative Development of Industrial Company's Management System]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2011, no. 4, pp. 158-162.

6. Aniskin Yu.P., ed. Osnovy upravleniya intellektual'nym kapitalom [Basics of Intellectual Capital

Management]. Moscow, MIET Publ., 2012. 136 p.

7. Panikarova S.V., Vlasov M.V. Upravleniye znaniyami i intellektual'nym kapitalom [Knowledge

Management and Intellectual Capital]. Yekaterinburg, Publishing House of the Ural University Publ., 2015. 140 p.

8. Simonov S.V., Zheltenkov A.V. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya mekhanizma razvitiya

sistemy upravleniya promyshlennoy organizatsiyey [Theoretical Bases of the Formation of the Mechanism of the Development of Industrial Enterprise System of Management]. Moscow, MRSU Ed. Off. Publ., 2009. 123 p.

9. Tatarkin A.I. Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki znaniy [Innovative Development of Knowl-

edge Economy]. Yekaterinburg, Institute of Economics, Ural Branch of RAS Publ., 2011. 647 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сазонов Андрей Александрович - доцент кафедры производственного менеджмента и маркетинга Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: [email protected]

Михайлова Любовь Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и маркетинга Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e-mail: [email protected]

Колосова Валерия Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и маркетинга Московского авиационного института (Национального исследовательского университета); e- mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey A. Sazonov - associate professor at the Department of Production Management and Marketing, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: [email protected]

Lubov V. Mikhailova - PhD in Economics, associate professor at the Department of Production Management and Marketing, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: [email protected]

V12V

Valeria V. Kolosova - PhD in Economics, associate professor at the Department of Production Management and Marketing, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Сазонов А.А., Михайлова Л.В., Колосова В.В. Рыночная стоимость капитала предприятия как основа реализации его конкурентной стратегии в условиях инновационного развития // Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Экономика. 2017. № 4. С. 118-125 DOI: 10.18384/2310-6646-2017-4-118-125

FOR CITATION

Sazonov A.A., Mikhailova L.V., Kolosova V.V. The Market Value Of A Company's Capital As A Basis For Its Competitive Strategy Realization Under Innovative Development. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2017, no. 4, рp. 118-125

DOI: 10.18384/2310-6646-2017-4-118-125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.