Научная статья на тему 'Рыночная экономика России: идеал и реальность'

Рыночная экономика России: идеал и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
6493
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМЫ И СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ И КОМАНДНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИК / COMMAND ECONOMY / MARKET / MARKET ECONOMY / NORMS AND PATTERNS OF BEHAVIOR AT THE MARKET AND COMMAND ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич, Пратусевич Виктор Роальдович

На основе экономического и социологического анализа исследуется природа ментальности российского общества в условиях перехода к рыночным отношениям. Предпринята попытка поиска ответа на ключевой вопрос развития современной экономики: «Какова природа сил и условий, препятствующих переходу российской экономике к современной рыночной системе хозяйства?».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market economy of Russia: Ideal and reality

It is the research of the nature of the mentality of Russian society during the transition to a market economy on basis of economical and sociological analysis. Attempt to find answers to the key question of modern economic development: "What is the nature of forces and conditions that impede the transition of the Russian economy to a modern market economic system?"

Текст научной работы на тему «Рыночная экономика России: идеал и реальность»

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ИДЕАЛ И РЕАЛЬНОСТЬ

Д.А. Шевченко, В.Р. Пратусевич

На основе экономического и социологического анализа исследуется природа ментальности российского общества в условиях перехода к рыночным отношениям. Предпринята попытка поиска ответа на ключевой вопрос развития современной экономики: «Какова природа сил и условий, препятствующих переходу российской экономике к современной рыночной системе хозяйства?».

Ключевые слова: административно-командная экономика, рынок, рыночная экономика, нормы и стереотипы поведения в рыночной и командной системе экономик.

ствование.

...90 лет назад в нашей стране зародилась, а затем победила точка зрения о том, что деньги, власть, разделение людей на бедных и богатых не соответствуют моральному закону, согласно которому все люди рождаются равными и возможность быть счастливым у каждого, такая же, как и у другого человека. Почему же тогда несколько сотен людей живут припеваючи, а подавляющее большинство живет в нищете и бесправии что-либо изменить к лучшему в своей жизни?

Ответ нашли большевики, а затем развили коммунисты - во всем виноваты деньги и власть бюрократии. Надо уничтожить деньги и установить власть большинства над меньшинством, а затем совсем отказаться от власти и заменить ее волей совета трудового коллектива.

Рыночные отношения основываются на эгоизме, погоней за прибылью и богатством, порождают конкуренцию, зависть и вражду

© Шевченко Д.А., Пратусевич В.Р, 2011

Виртуальная экономика к 2001 г. закончила свое суще-

между людьми. Рынок - это порождение капитализма. Капитализм - это несправедливый, наемный труд, где одни управляют и распределяют, а другие трудятся и получают то, что им дадут. Надо построить справедливое общество, где не будет ни конкуренции, ни бедных, ни богатых. На такой философии была установлена в 1918 г. советская власть. Складывалась не виданная до сих пор в мире новая форма хозяйства. Новая экономика, основу которой составляла общественная собственность и административно-командное распределение производимых благ. От каждого по способностям - каждому по потребностям. Рынок и все отношения, основанные на стоимостном обмене товаров и услуг, заменялись «справедливым» распределением. Залогом совести и чести этой уникальной работы был ЦК КПСС, на местах парткомы.

Россия перешла к рыночной экономике, этот факт признали все мировые эксперты.

Рынок - совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Под рынком понимается место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок. По виду продаваемого товара выделяют: рынок сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, машин и оборудования, продовольственных товаров. Сюда относятся: рынки услуг (рекламных, строительных, туристских и прочих); валютный, фрахтовый, кредитный, рынок потребительских товаров, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, государственные рынки. Применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистиче-ские, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынок ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг. На каждом товарном рынке складываются центры торговли (так называемые основные рынки), цены которых являются базисными при определении уровня цен на соответствующие товары.

Становление и особенности развития рыночных отношений в российской экономике и обществе в целом требуют постоянного исследовательского анализа. Социально-экономический анализ развития рынка и рыночных отношений в России является главной целью настоящей статьи.

Для того чтобы приблизиться к пониманию особенностей формирования и развития рыночных отношений в экономике, обратимся к описанию ее идеальной модели.

Рыночная экономика.

Рыночная экономика - экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой решения потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Главным элементом рыночного механизма саморегуляции является ценовой механизм, который уравновешивает спрос и предложение на рынках обычных товаров.

Это означает:

1. Личный выбор имеет приоритет над коллективным выбором.

2. Товары и услуги распределяются рынком, а не политической волей партий и отдельных лиц.

3. Каждый может свободно выйти на рынок и конкурировать на нем.

4. Граждане и их собственность защищены от агрессии со стороны других.

Государство для этого должно сделать главное. А именно:

а) обеспечить работу денежной и судебной систем для функционирования рынка;

б) обеспечить обязательное для всех агентов сделки выполнение контрактов (договоров);

в) защитить граждан и их собственность от грабителей и мошенников;

г) продажа товаров должна осуществляться по свободным рыночным ценам;

д) предприятия имеют возможность свободно выходить и уходить с рынка;

е) среди предприятий не должно быть фаворитов. Фаворит определяется только рынком.

В 2005 г. Россия была на 115 месте из 127 стран, переходящих к рыночной экономике. Согласно другому Индексу экономической свободы-2009 (Index of Economic Freedom), публикуемому совместно организацией Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal, в 2009 г. Россия вошла в более высокую категорию по уровню экономической свободы, перейдя из разряда стран с «подавляемой экономикой» к странам, описываемым как «главным

образом несвободные». Россия заняла 146-е место среди 179 стран, поднявшись на один пункт по сравнению прошлым годом.

Уже в 1990-е годы начался активный поиск путей перехода России к новой форме рыночного хозяйствования. Появились работы, в которых предпринималась попытка найти теоретические обоснования для этого перехода1. Необходимо было сформулировать параметры новой экономической жизни. В реальном виде ни одна страна не имеет совершенной конкуренции. К критериям совершенной конкуренции относятся:

1. Наличие большого, бесконечного числа участников сделки (продавцов и покупателей), доля каждого из них должна быть умерена в совокупном объеме сделок.

2. Обмен осуществляется однородными и стандартными товарами.

3. Покупатели обладают полной информацией о товарах, которыми они интересуются;

4. Вход и выход с рынка свободен, а у его участников отсутствуют стимулы для слияний.

В условиях чистой конкуренции продавцы и покупатели должны:

- быть свободными в выборе целей и средств для их достижения;

- выстраивать свое поведение на принципе разумного эгоизма;

- должны испытывать чувство эмпатии (уметь поставить себя на место другого человека) в отношении друг друга и других участников сделок;

- участники сделки на рынке должны доверять друг другу в отношении выполнения своих обязательств и обещаний.

Совершенная конкуренция как идеал рыночного хозяйствования предполагает долгий путь для России.

Обратимся к некоторым аспектам несоответствия реального состояния рыночных отношений в России идеальной модели.

Поведение людей строится на двух древних привычках:

Инстинкт соперничества - желание опередить других, выделиться на общем фоне и инстинкт мастерства - это предрасположение к добросовестному и эффективному труду.

Инстинкт соперничества лежит в основе собственности и конкуренции на рынке.

Этот же инстинкт лежит в основе стремления людей к «демонстративному потреблению». Когда индивид ориентируется не на максимизации собственной полезности, а на максимизации своего престижа в глазах других. Выбирая часы или машину, человек ориентируется не на технические характеристики вещей, а на пре-

стижность, их репутацию в том обществе, в котором он живет. Это прекрасно понимали идеологи коммунизма и исключительно ставили на инстинктивное стремление человека к добросовестному и эффективному труду, при этом игнорируя другой инстинкт - соперничества и стремления к престижу2.

Рынок представляет собой совокупность структурно связанных продавцов и покупателей определенного товара/у слуги, деятельность которых регулируется сходными правилами и разделяемыми большинством участников концепциями контроля3.

Взаимодействия между субъектами рынка осуществляется на основе сделок, договоров, соглашений.

Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление только в середине 1980-х годов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа - соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между участниками.

Интерес для анализа представляет то, как индивид может действовать в рамках всех соглашений.

В экономической и социальной жизни индивид выполняет различные роли: роль рационального покупателя (рыночное соглашение); квалифицированного специалиста (индустриальное соглашение); гражданина (согласие быть избирателем); примерного семьянина; творческой личности; человека, заботящегося о безопасности, об экологии и, наконец, человека, имеющего свое собственное мнение.

Рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам4.

Рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается.

Сделка не состоится в силу отсутствия понимания одной из сторон, например, отката, так как понимание существа дела, складывающееся в этих условиях, ведет к рассогласованию интересов сторон. В этой ситуации договор не будет заключен сторонами -сделка не состоится.

Норма становится главным связующим звеном между микро-и макро-уровнями. Переход от сделок между индивидами, преследующими свои частные интересы, к макроэкономическим процессам осуществляется через нормы рыночного поведения.5

Что препятствует усвоению экономическими агентами норм и правил поведения, соответствующих рыночным отношениям?

Главным ресурсом для достижения этого уровня потребления был доступ к редким дефицитным ресурсам, а не производительный труд и предприимчивость, позволяющая легально получать за это денежное вознаграждение и формировать собственный капитал. Попытка изобрести иной экономический эквивалент, чем деньги, представляет собой жуткий эксперимент, который длился в нашей стране на протяжении 80 лет. Доступ к ресурсам могли позволить себе только определенные категории экономических субъектов: работники торговли, выезжающие за рубеж, работники бюрократического аппарата, работники авиационного и железнодорожного транспорта.

Действия экономических агентов в командной экономике не являются рациональными, как в рыночной. Они скорее были ценностно-рациональными.

КПСС, партийный аппарат служил преобразователем ценностей, переводя идеологические установки в конкретные административные и хозяйственные задачи.

Доверие к государству становилось нормой, без нее невозможно было совершить никакого экономического действа. Государство гарантировало успех сделки (снабжение, выполнение плана).

На микроуровне доверие было нормой среди хорошо знающих друг друга лиц. Эта норма актуальна и по сей день.

Взаимодействие осуществлялось не просто с врачом, парикмахером, а со знакомым врачом и парикмахером. Также и на предприятиях устанавливались доверительные отношения партнерства на личностном уровне.

Еще одна норма командной экономики: «ты - мне, я - тебе» или соглашение о взаимном оказании услуг. Потребитель и поставщик время от времени менялись ролями: «я тебя сегодня выручу сталью, завтра ты мне поможешь с болтами». Это бартер, но бартер на доверии к определенному лицу сделки. В общественном сознании и психологии общества периода застоя царило двоемыслие: публично голосовали - «за», а реально - «нет».

Мы-сознание предполагает осознание себя как одного из многих. Не обладая ценностным центром, оно функционирует в ценностных границах «своего» («нашего») и «чужого».

Поведенческий стереотип человека с таким сознанием - следование по вектору покоя: устранения факторов риска, тревоги, озабоченности, движение к конформизму, сопровождающееся мистической мотивацией.

У ролевой личности нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Мера

дружбы, преданности в отношении к другому человеку определяется степенью полезности в деле.

Первая норма рыночной конституции - сложный утилитаризм. Ориентация индивида - на максимизацию своей полезности и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью. Нарушение этого равновесия приводит к поиску ренты, на поиск непродуктивной максимизации прибыли. Это простой утилитаризм6.

Норма рынка - доверие. Доверие к государству в 1990 г. равно было 0%, а с 1998 равнялась 10%, но затем откатилось к 4% (1999).

Идеальный тип рынка в России 1996 г. составил 35%, в то время как критический уровень, на котором возможны рыночные сделки - 33%7.

Как нами уже отмечалось, эмпатия - одна из основополагающих норм рыночного взаимодействия участников рынка. Индивид действует на основе эмпатии, когда он ставит себя на место контрагента и пытается понять его ощущения, интересы и намерения. В этом случае важен не факт личного знакомства, а факт зависимости индивида в достижении его собственных целей от позиции контрагента.

Важнейшей нормой рынка является свобода. Действия человека, говорил Спиноза, тем свободнее, чем лучше он понимает и предсказывает действия окружающих8. Наличие множества свобод не является достаточным, чтобы считать человека свободным. Для обществ с развитой демократией необходимо наличие таких важнейших свобод, как свобода слова, свобода в выборе профессии и свобода потребительского выбора.

Нормой рынка является также легализм и уважение прав собственности. Она выражается готовностью экономических агентов добровольно подчиняться законам государства в надежде, что сделки между контрагентами будут им защищены9.

В отличие от норм командной экономики, которые стабилизировали неравновесное состояние системы, рыночные нормы стабилизируют равновесие на рынке10.

Примечания

1 Бьюкенен Дж. Минимальная политизация рыночного порядка // От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. М.: Са1а11аху, 1993; Яковлев А. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. М., 1998; Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. М.: ГУ-ВШЭ,

1999; Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Авто-комп, 1992; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994; Нуреев Р. Курс микроэкономики. М.: Норма-ИНФРА-М., 1998.

2 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 75, 231.

3 Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.:

ГУ-ВШЭ, 2003. С. 22-23.

4 А. Шюц стремился выполнить задачу восстановления связи абстрактных науч-

ных категорий с «жизненным миром», понимаемым как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, мир культуры. См.: Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

5 Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 95

6 Там же. С. 99.

7 Там же. С. 209-210.

8 Ильенков Э. Философия и культура. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. С. 105.

9 Олейник А. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 103.

10 Шевченко Д.А. Рынок и рыночные отношения в России: экономический и социологический анализ // Журнал практического маркетинга. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.