УДК 331.104
РЫЧАГИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К ПОКОЛЕНИЮ МИЛЛЕНИУМА
© Чеховская С. А., 2015
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрены особенности поколения Миллениума. Предложены наиболее эффективные формы мотивации сотрудников, принадлежащих данному поколению.
Ключевые слова: миллениум, рычаги воздействия.
В ближайшее десятилетие поколение Y постепенно заменит поколение X. Совершенно новые люди с другими ценностями и изменившимися взглядами на мир. Как работодателю вести себя с молодыми подчиненными? Как наиболее эффективно использовать потенциал нового поколения? Попробуем разобраться в данном вопросе.
Давайте для начала выясним, что же означает термин «поколение Миллениума». Миллениумы (millennials) — люди, которые родились в период с 1980 по 2000 года. Также имеются другие названия: поколение Y (следующее после поколения X, предшествующее поколению Z), поколение Next, «эхо-бумеры», поколение Сети (так как данное поколение много времени проводят в интернете), поколение Питера Пена (представители данного поколения не спешат вступать во взрослую жизнь, стараясь как можно дольше оттягивать переход во взрослую жизнь) [1].
Как и любое поколение, миллениумы имеют свои ценности. «Эхо-бумеры» ценят психологический комфорт во всех сферах своей жизни. Работа не является исключением. Проведенные научными сотрудниками исследования, с результатами которых вы можете ознакомиться на рис. 1, подтверждают этот факт. Выбирая между высокооплачиваемой престижной работой и невысокой должностью, которая приносит удовольствие, скорее всего средний представитель миллениумов выберет второе. В систему ценностей включены гражданский долг, мораль и ответственность. Они ориентируются не на материальные ценности и власть, а на ощущение собственной важности в компании. Это очень важный пункт, который должен помнить руководитель. Также необходимо помнить следующие предпочтения Игреков: равноправная конкуренция, лидерство (не руководство), партнерство (не подчинение), обмен информацией (они хотят знать все, что их касается), возможность самостоятельного принятия решений.
Еще одной важной особенность молодого поколения является то, что в работе они нацелены на личную выгоду. Большинство из них составляют бизнесмены, основатели или участники новых проектов и, конечно же, фрилансеры (англ. freelancer — свободный наёмник, частный специалист, внештатный работник). Так как фрилансер не входит в постоянный штат определенной компании, он может
выполнять заказы нескольких клиентов одновременно) [2]. На данный момент ученые выделяют две причины, объясняющие это явление. Первая — нежелание работать вместе со старшим поколением. Поколения X и Y, как уже было сказано, имеют различные ценности и взгляды на жизнь. Следовательно, молодое поколение неуютно чувствует себя среди людей «старой закалки». Вторая причина — формирование рыночной экономики и новых законов, способствующих развитию бизнеса. Эти изменения новое поколение наблюдает с детства и спокойно реагируют на происходящее в данной сфере [3].
Рис. 1. Что выбирает поколение Y [8]
Несомненно, стоит обратить внимание на плюсы поколения Y: технологическая грамотность, оптимизм, глобальная информированность, общительность, быстрая обучаемость, уверенность в себе, амбициозность, гибкость, адаптивность.
Немаловажно отметить и минусы данного поколения: ожидание немедленного вознаграждения (Большинство работодателей отмечают, что молодые работники ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения. Более того, они постоянно требуют внимания: каждый их шаг должен быть одобрен), желание получить все и сразу (Игреки хотят получить уважение, статус и денежные поощрения еще до того, как приложат какие-либо усилия и реально заслужат желаемое), излишняя самоуверенность, лень и пассивность, страх со-
134 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 1 • 2015
вершения ошибки (страх быть неуспешным, «лузе-ром»), пренебрежение субординацией [6].
Итак, мы получили представление о том, кто такие миллениумы и какие характеристики им присущи. Теперь мы можем рассмотреть способы управления представителями поколения миллениума. В настоящий момент, учтя особенности поколения Y, специалисты выделили несколько способов мотивации сотрудников. В данной статье мы приведем 6 наиболее эффективных способов управления.
Личное развитие. Поколение Миллениум всегда открыто новому, любознательно и любит учиться. В этом случае руководитель может помочь своему сотруднику с развитием, став для него Учителем с большой буквы. При таком контакте отношения становятся более доверительными. Если человек чувствует, что вы готовы вкладывать в него, он не станет задумываться о переходе в другую компанию при первой же возможности.
Управление работой. Игреки многозадачны: они способны выполнять несколько задач одновременно. Но, как мы уже выяснили, главным фактором для них по-прежнему остается получение удовольствия от работы. Они не способны длительное время выполнять монотонную однообразную деятельность. Опираясь на эти знания, работодатель может заранее позаботиться о предоставляемой сотруднику информации. Ему следует обеспечить сотрудника четкими указаниями (что и как должно быть выполнено), но при этом дать возможность проявить себя, сделать что-то по-своему (Уже было сказано ранее, что одним из важнейших предпочтений, которые ценят игреки, является свобода выбора) [5].
Геймификация. Что это такое? Идеолог геймифи-кации — Gabe Zichermann дает следующее определение: «Это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру. Превращение офисной работы в игру получило название «производственная геймификация» [6]. Поколение Y или поколение Сети выросло на компьютерных играх, следовательно, превращая обычные дела в игру, вы погружаете их в знакомую атмосферу, где все правила ясны, и им легко работать. Все процессы разбиты на этапы. Каждый этап оценивается, например: выставляются баллы. Набрал больше всех баллов — получил приз. Подобный способ ведения работы способствует увеличению мотивации и вовлеченности в процесс [7]. На наш взгляд, это весьма необычный способ, но, несмотря на это, очень эффективный. Признание достижений. Учитывая тот факт, что игреки настроены на быстрый результат и одобрение каждого своего действия, руководителю следует больше обращать внимание на оценивание деятельности сотрудника. Регулярно проводите со-
брания, отмечайте выделившихся. Желательно проговаривать как успехи, так и недочеты. Видя, что работа оценивается по достоинству, сотрудник будет легче контактировать с вами и спокойнее воспринимать критику.
Поощрение. Миллениумам важно чувствовать, что они нужны этой компании, она их ценит и уважает. Всяческое проявление организацией благодарностей сотрудникам укрепляет в них веру в то, что они не пустое место для фирмы, в которой они работают. Социальное взаимодействие. Мы уже знаем, что миллениумы очень коммуникабельны. Молодое поколение сильно ориентировано на командную работу. Специалисты советуют не лишать своих подчиненных возможности общаться с коллегами. Работая над проектом в команде, работники сплачивают коллектив, укрепляют корпоративный дух. В результате вы получаете не только дружный коллектив, но и качественно выполненную работу [8].
Подводя итоги, нам хотелось бы отметить, что, как и любое другое поколение, поколение Next имеет свои преимущества и свои недостатки. Они легко приспосабливаются к современному, быстроменяющемуся миру, поэтому не стоит недооценивать это поколение. При правильном подходе можно достичь колоссальных успехов, ведь «эхо-бумеры» умеют и любят усердно работать, если перед ними стоит цель, которая заслуживает таких усилий. ■
1.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
2.Там же.
3.URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/.
4.URL: http://abireg.ru/sb/print/n_1291.html.
5.URL: http://vkurse.obs.ru/node/458.
6.URL: http://www.trainings.ru/library/dictionary/.
7.URL: http://www.osp.ru/cio/.
8.URL: http://vkurse.obs.ru/node/458.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
URL: http://abireg.ru/sb/print/n_1291 .html. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/. URL: http://vkurse.obs.ru/node/458. URL: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/. URL: http://www.trainings.ru/library/dictionary/. URL: http://www.osp.ru/cio/.
How to Influence Subordinates of Millennium Generation
© Chekhovskaya S., 2015
The article touches upon peculiar features of the Millennium generation. Offered are the most effective methods of motivation of workers who belong to the Millennium generation. Keywords: millennium, key factor.
№ 1 • 2015
Бизнес-образование в экономике знаний 135