4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от
24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».
7.Шамликашвили Ц.А.Секреты медиации // Право и экономика. 2008. №2. С. 23-29.
Евдокимова О.В. исторический
факультет
Научный руководитель: д.и.н., проф. А.В. Черных.
Рыболовство в традиционном мировоззрении коми-пермяков
Человек в своей активной деятельности постоянно соприкасается с миром природы. Хозяйственные занятия формируют направление творческой народной мысли, развитие и трансформацию мифических представлений. В этнокультурной традиции деятельность общества складывается из ряда норм и ритуалов, примет и запретов, а также из своеобразного диалога с мифологическими персонажами.
Христианизация коми-пермяков привела к практически полному исчезновению и забвению некогда бытовавших в среде коми-пермяцкого народа религиозных воззрений. Тем не менее, образы низшей мифологии (лешие, водяные, домовые) в отличие от языческих божеств высшего ранга сумели сохранить свое первоначальное естество, они продолжали нести у коми-пермяцкого промыслового населения древнюю функцию духов -хозяев мест.
Результативность рыбного промысла коми-пермяки связывали с настроениями водяного духа - вакуля. Куль по отношению к рыбакам выступает в разных ролях: он может быть их помощником, одаривающим рыбой, регулятором количества улова и злобным существом, пугающим рыбаков, портящим их снасти. В большинстве случаев та или иная функция духа зависит от действий самого человека.
Судя по опубликованным источникам и рассказам старожилов, Водяной показывался из воды в виде огромного человека с большой головой, с темно-зелеными глазами илистыми волосами, одетого в зеленый кафтан. Крупных старых щук часто принимали за живое воплощение этого духа, особенно тогда, когда щуки стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака. У коми-пермяков было зафиксировано поверье, что в оз. Адты обитает огромная щука - хозяин всех рыб. Она позволяет рыбачить на озере всем желающим,
но время от времени взамен забирает то лодку, то сеть, то собаку, а иногда даже и человеческое дитя (Климов, 1971, с.124).
Встреча с кулем всегда представлялась предупреждением о грозящем несчастье. Чтобы куль и кульпияны не вышли из воды, на берегу ставили крест или звонили в колокол.
Учитывая свои сложные отношения с кулем, коми-пермяки приурочивали к началу рыболовства обряд жертвоприношения воде - дарили воду: задабривали водяного яйцами, блинами, хлебом и даже деньгами и кусками ситца (Смирнов, 1891, с.289).
В качестве дара оставляли сигареты, а также пойманную рыбу. При строительстве запруды для промысловых целей один из рыболовов, слывущий в народе тодюь, признался, что обещал человечью «голову» водяному взамен на ее прочность (Голева, 2011, с.86). Вера в необходимость и эффективность приношения жертвы бытует и в настоящее время.
Другим выражением почитания водоемов и вакуля является устная форма благодарения, произносимая после удачного улова.
Для подчинения себе водяных и «приманивания» рыбы рыболовы использовали «наговоры». В День Св. Петра и Павла они обращались к Петру с молитвами об успешном лове рыбы. Однако раскрывать их содержание старожилы отказываются. Провожая мужа на промысел, хозяйка приговаривала: «Сет, Петр-Павел, чери». («Дай, Петр-Павел, рыбу») (Кирьянов, Коренюк, Чагин, 2007, с.127-130). Перед рыболовным процессом «наговаривали»: «Ловись рыбка большая и маленькая». Если первый клев был удачным, вновь наживали на крючок приманку и говорили: «Дай бог не последнюю» (ПМ: Кочевский район, д. Кузьмино, 2007).
Великий четверг был для коми-пермяка знаменательным днем, когда проводили магические действия удачной ловли рыбы в течение года. В этот день бросали мерёжу посреди двора, при этом что-то наговаривали. Спустя некоторое время мерёжу убирали, клали на место, показав, что порыбачили (ПМ: Юсьвинский район, 2004).
Ильин день также считался благоприятным днем для ловли рыбы. В этот день применялся один из самых распространенных способов рыболовства - лучение рыбы (ПМ: Косинский район, д. Кривцы, 2006).
Рыболовы округа особое внимание обращали на время года и погоду. Когда цвели черемуха и рябина хорошей добычей рыболова были окунь, лещ, красноперики. Когда цвела рожь - пескари, аргыши, караси. Если цвел шиповник - шаклей (ПМ: Юсьвинский район, д. Андроново, 2003).
Когда цвел шиповник, ар становился красным. Цветение миновало - он принимает обыкновенный вид, не красный (ПМ: Кудымкарский район, д. Балкачи, 2006).
Рыбу ловили круглый год, но основной промысел падал на летние и первые осенние месяцы. Использовали невод, применяли ветель. Тихая солнечная погода считалась наиболее удачной для клева. Дождь мешал удачной рыбалке. Зимой ставили морды (ставились или по течению, или
напротив: если рыба вверх поднимается, по течению, тогда морды к верху надо ставить, и наоборот. В ноябре вверх идет налим и хариусы).
Уяснение причинной связи между подготовкой к рыбалке и результатами лова приводило к появлению многих поверий и примет.
Юсьвенские рыболовы готовились к дождливой погоде, если вылавливали кровянистую рыбу, а к солнечной - вёдру, если пойманная рыба не кровила (Кирьянов, Коренюк, Чагин, 2007, с.143).
Бытовало поверье в «капризные» озера, в таких озерах нельзя было ловить рыбу в грязной и сырой одежде, употреблять сети, не просохшие еще после лова в другом месте, бросать мусор в воду или на берегу, воспрещались ссоры или вражда между участниками рыбной ловли. При не соблюдении правила вместо рыбы в сети попадался конский навоз или же под «нечистым» рыбаком лодка вдруг начинала погружаться в воду.
Рыбаки Косинского района перед уходом на промысел, подкидывали вверх рукавицы, при этом произносили: «ну-ка, рыба попадет или нет мне?» Если рукавица падала пальцем вниз - попадет, и наоборот (если пальцем вверх - не попадет). Если человека наполняли злые мысли, он предпочитал не ходить на рыбную ловлю (ПМ: Косинский район, с. Пуксиб, 2006).
Информанты рассказывали, что утром перед рыболовством не рекомендовалось топить печь, труба должна оставаться закрытой, чтобы несчастья не было (ПМ: Косинский район, с. Пуксиб, 2006).
Бытовало и такое поверье: когда рыба начинала метать икру (об этом свидельствовали птицы, растения: шиповник зацветает, значит окунь нерестится начинает. Кукушка начинает куковать, плотва начинает нереститься), колокола не звенели, чтобы не испугать рыбу (ПМ: Кочевский район, с. Большая Коча, 2009).
Среди населения было принято уважительно относится к пойманной рыбе. Нельзя было ее оскорблять, мять руками, отдавать собакам, позволять детям играть с ней. Особенно оскорбительным для рыбы считалось выбросить ее на улицу (Конаков, 1983, с.184-210).
В запретных действиях можно проследить остатки бытового полового табуирования. Поскольку, промысловая деятельность считалась мужским занятием, прикосновение женщин к орудиям промысла могло повлечь за собой неудачу на промысле. Перед рыбной ловлей после интимного общения с женщиной необходимо было пройти очищение путём омовения тела; во время критических дней женщинам не позволяли ловить рыбу сетями, иначе вода и сеть становились «нечистыми»; запрещалось срезать удочки вблизи муравейника, чтобы не ловить одну мелочь; нельзя было плевать или наступать на сети и удочки, перешагивать через них женщинам; не вырезалось удилище из дерева, наклонившегося на полдень, чтобы рыба не срывалась с крючка; нельзя было брать на рыбалку еду из рыбы, не мели полы и не выносили мусор из дома, если кто-то уходил на рыбную ловлю; было запрещено курить, когда идёшь на рыбалку, считалось, что рыба чует запах (Конаков, 1983, с.213).
Важное место в традиционном рыболовстве занимали магические действия и предметы, наделяемые сверхъестественными силами. Например, дыму приписывалась очистительная сила. Этот обряд получил название окуривание. Рыбаки на Иньве, если рыба переставала попадаться в невод, верили, что подействовала сверхъестественная сила. В этом случае поступали так: вытаскивали невод на берег, разводили костер и забрасывали его травой, направляя дым на невод. Потом и сами рыбаки очищались, проходя через дым. Большое магическое значение придавали зубам щуки. В деревне Чажегово Гайнского района рыбаки обрезывали из бересты щучью челюсть, объясняя это тем, что щука - рыба святая, и любит, когда ее поминают, что означало - рыбалка будет удачной (Кирьянов, Коренюк, Чагин, 2007, с.140).
В Коми-Пермяцком округе рыба входила в состав не только будничных, но и праздничных, и поминальных блюд. Важную роль играл рыбный пирог, включавшийся, коми-пермяками в различные обрядовые действия. Обоснование подобной значимости рыбного пирога можно найти в одном из коми-пермяцких преданий, согласно которому чудские люди для того, чтобы ублажить Висела, лесного царя у леших, стряпали рыбный пирог из окуней, любимое его кушанье (Заветный клад, 1997, с.219).
Связывая щуку с кулем, коми-пермяки избегали выпекать поминальные пироги с этой рыбой, подчас и вовсе отказывались употреблять ее в пищу.
Рыбным пирогом обязательно угощались во время трапезы, которой отмечалась установка матицы - важной конструкции потолка жилища. Перед тем как поднять матицу, коми-пермяки поясами привязывали к ней рыбный пирог, завернутый в белый холст как символ будущего довольства хозяина дома. Рыбный пирог выпекался на здоровье людям и для благополучной жизни в новом доме (Кирьянов, Коренюк, Чагин, 2007, с.157-164).
Такой пирог был существенной частью родильного обряда. Навещая роженицу, как русские, так и коми-пермяцкие женщины обязательно приносили рыбный пирог, игравший важную роль в ритуалах, направленных к благополучию семьи.
Итак, рыболовство в значительной мере зависело от природного фактора, поэтому культура рыболовного промысла отличается большим природоцентризмом. Нормы, ритуалы, приметы и запреты, а также своеобразный диалог с мифологическими персонажами существенная часть в этнокультурной традиции деятельности общества, в том числе и рыболовства коми-пермяков.
Список источников и литературы
1.Голева Т.Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков.
2.СПб.: Издательство «Маматов», 2011. 272 с.
3.Заветный клад: Избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия. Кудымкар, 1997. 219 с.
4.Кирьянов И.К., Коренюк С.Н., Чагин Г.Н. Рыболовство в Пермском крае в стародавние времена. Пермь: «Книжный мир», 2007. 168 с.
5.Климов В.В. О чем говорят названия Пармы. Кудымкар, 1971. 156 с.
6.Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19 - начале 20 в. М., 1983.
248 с.
7.Смирнов И.Н. Пермяки: историко-этнографический очерк. Казань, 1891. Т. IX. Вып.2.
289 с.
Сокращения
ПМ - Полевые материалы.
ПМ - 2007. Петров Николай Николаевич, 1938 г.р., д. Кузьмино Кочевского района.
ПМ - 2004. Ошмарина Евдокия Филипповна, 1926 г.р., д. Б.Они Юсьвинского района.
ПМ - 2006. Колегова Мария Трофимовна, 1925 г.р., д. Кривцы Косинского района.
ПМ - 2003. Климова Александра Алексеевна, 1935 г.р., д. Андроново, Юсьвинского района.
ПМ - 2006. Рыбъяков Николай Матвеевич 1930 г.р., д. Балкачи Кудымкарского района.
ПМ - 2006. Голева Ирина Александровна 1928 г.р., с. Пуксиб Косинского района.
Новоселецкая Н. В., исторический факультет.
Научный руководитель: ст. преподаватель Лукьянова Л. А.
Пермская Независимая коммунистическая партия обновления (НКПО) в контексте событий и явлений послевоенного времени.
Великая Отечественная война явилась мощным фактором изменения сознания людей. Послевоенные надежды на демократический путь развития не оправдались. Миллионы советских людей в годы ВОВ побывали за границей, что резко расширило их кругозор. В глаза резко бросалось несоответствие идеологической пропаганды с действительностью. Примитивные идеологические стереотипы перестали срабатывать.
Заметным явлением послевоенного периода стало возникновение по всей России подпольных молодежных кружков и организаций, ставивших своей целью борьбу с недостатками в стране.
Так, в Воронеже в 1947-1949 годах существовала организация «Коммунистическая партия молодежи» (КПМ), история которой описана в автобиографической повести ее члена известного поэта Анатолия Жигулина. Главной задачей партии было «восстановление в стране ленинских норм партийной демократии и демократии вообще путем внедрения этих идей в массы» (Жигулин, 1989).
В 1950 году в Москве несколько месяцев просуществовала организация «Союз борьбы за дело революции». Группа студентов и школьников ставила своей целью «создание партии трудящихся для возглавления революционной борьбы против диктатуры Сталина и возвращение страны к ленинским принципам построения общества» (Печуро, 1999).
Главной формой деятельности для всех этих организаций была агитация и пропаганда. Ребята пытались найти единомышленников, и