Научная статья на тему 'Рязанский народный костюм из собрания учебного музея славянских культур ГАСК'

Рязанский народный костюм из собрания учебного музея славянских культур ГАСК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1606
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
PONEVA (HOMESPUN WOOLLEN SKIRT) / РЯЗАНСКИЙ КОСТЮМ / СКОПИНСКИЙ УЕЗД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ / РУБАХА / ПОНЁВА / ШУШКА / ПЕРЕДНИК / ПОЯС / RYZAN COSTUME / SKOPINSK AREA OF RYZAN REGION / APRON / BELT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Замышляева Александра Алексеевна

В статье описываются особенности женского народного костюма Скопинско-го района Рязанской области из собрания учебного музея ГАСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Costume of Ryzan Region in the Funds of Museum of State Academy of Slavic Culture

The article describes the features of woman folk costume worn at Skopinsk area of Ryzan region as represented in the Funds of Museum of State Academy of Slavic Culture.

Текст научной работы на тему «Рязанский народный костюм из собрания учебного музея славянских культур ГАСК»

Публикация одного памятника

РЯЗАНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ИЗ СОБРАНИЯ УЧЕБНОГО МУЗЕЯ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР ГАСК

А. А. Зсшышляееа

Традиционный костюм всегда был неотъемлемой частью народной культуры. В нём нашли отражение многовековые наблюдения человека, его мировоззрение, опыт, стремление к красоте.

Русский народный костюм традиционно разделяют на северный и южный. Каждая группа имеет свои характерные особенности. Отличия лучше всего прослеживаются в женском костюме, в составе его комплекса. Северным областям соответствует комплекс с сарафаном, южным — поневный комплекс. Считается также, что менее всего был подвержен изменениям и внешним влияниям северный костюм1, а в формировании южного сказались влияния художественной культуры соседних регионов.

Внутри основного регионального деления костюма на северный и южный можно проследить более мелкое деление. Выделяются отличия по губерниям (областям), уездам (районам), по сёлам и деревням. Такое разнообразие часто становится препятствием на пути изучения народного костюма, его атрибуции (особенно в том случае, когда история поступающих в музей вещей неизвестна).

В собрании Музея ГАСК есть несколько комплексов женского костюма Рязанской губернии, а также его отдельные элементы — рубахи, понёвы, украшения. Предварительные исследования показывают, что происходят они из разных районов Рязанской области.

При поступлении в музей практически все элементы костюма были сформированы по комплексам. Но, поскольку поступили они не из первых рук, то есть не от прямых владельцев костюма, есть основания предполагать, что составлены они не всегда верно. Также мало известно, из каких именно районов Рязанской области происходят костюмы.

Традиционный рязанский костюм обладает рядом характерных особенностей. Практически всегда он многослойный, элементы одеваются один на другой, за счёт чего создаётся значительный объём. Комплексы очень декоративны, благодаря сочетанию разных орнаментов и специфическому цветовому решению. В рязанском костюме в большей степени, чем в одежде других областей, преобладает красный цвет. При этом в одном комплексе может присутствовать 3-4 и более оттенков красного2.

Один из комплексов состоит из длинной рубахи, понёвы, верхней наплечной одежды — шушки, передника и широкого пояса. Он дополнен головным убором и украшениями. При поступлении в музей костюм был отнесён к Скопинскому уезду Рязанской губернии. Похожего покроя шушка и широкий шерстяной пояс-кушак

есть в коллекции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, где эти элементы также отнесены к Скопинскому уезду.

Город Скопин — заметный город в истории Рязанского края. Он был построен как пограничный форпост для обороны от кочевников и впервые упоминается в письменнных источниках в 1597 г. В XIX в. город стал одним из крупнейших торговых центров Рязанской области. Известность ему принёс гончарный промысел, возникший в XVI в. Археологические раскопки показывают, что местные жители с XII в. использовали богатые залежи светлых глин для изготовления различной утвари: гончарной посуды для крестьянского быта, печных труб, кирпича, черепицы3. Пластические свойства глины способствовали развитию скульптурных навыков у мастеров. Во второй половине XIX в. в Скопине появилась отрасль, прославившая его на всю страну, — это производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных. Простые гончарные изделия, дополненные лепными деталями, сделали скопинский промысел выдающимся явлением русской народной культуры.

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Сосуды живописно украшали богатой лепниной с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Изделия были цветными: глазуровались поливами различных оттенков коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета, которые создавали оригинальную переливчатую цветовую гамму, построенную на тонких тоновых переходах4.

Таким же оригинальным в общем ряду рязанских костюмов представляется и традиционный женский костюм Скопинского района. Он обладает рядом общих особенностей (многослойность, сочетание разных тонов красного цвета), но выделяется своей пластичностью и изяществом силуэта.

Основа костюма — белая рубаха, украшенная тонкими полосами красной вышивки по краю рукава, ворота, по подолу. Низ рубахи к тому же украшен полосой вязаного кружева из красных и белых шерстяных нитей. Изготовлением подобного цветного кружева издавна занимались многие крестьянские семьи Рязанской губернии. В настоящее время древние традиции продолжают жить в работах мастериц

ООО «Михайловская кружевница».

На рубаху одета клетчатая чёрная шерстяная понёва, глухая, с прошвой красного цвета. Сзади она украшена широкой полосой красной ткани, отделанной тесьмой. По подолу идут узкие полосы сиреневого, бирюзового, тёмно-синего цветов.

Наплечная одежда, выделяющая скопинский из всех рязанских костюмов, — шушка, сшитая из белой домотканой шерстяной материи туникообразного покроя, длиной чуть ниже пояса. Рукава обшиты по краю чёрной шерстяной тканью, а край ворота — тесьмой красного цвета с чёрным обрамлением. Традиционно шушки носили девушки, поверх рубахи, в некоторых деревнях их вместе с понёвой одевали пожилые женщины. Именно шушка придаёт скопинскому костюму оригинальность.

Мягкие складки ткани пластичны, а силуэт изящен, благодаря повязанному поверх широкому чёрному шерстяному поясу, украшенному на концах тремя полосами ромбовидного узора. Между ними — полоски зелёного и кораллового цвета ткани, обрамлённые жёлтой тесьмой и украшенные металлическими блёстками. Концы пояса завершаются бахромой.

На пояс повязан короткий передник из белой хлопчатобумажной ткани с мелким рисунком (синий горох). Снизу он украшен полосой красной ткани, на которую нашиты рядами тонкие разноцветные ленты, тесьма и пуговицы. Завершается полоса чёрной бахромой. Различная степень сохранности передника и идущей по краю полосы, а также несовпадение по размеру позволяют предположить, что последняя была взята от более раннего по времени запона. Очевидно, ранее комплекс был дополнен другим передником или занавеской.

Шейные и нагрудные украшения, входящие в состав комплекса — разметка (в виде ажурной сетки из белого и золотисто-коричневого бисера и стекляруса) и ожерёлок или жарёлок (узкая лента ткани, украшенная тесьмой, к нижнему краю которой пришивалась полоса снизанного геометрическим узором бисера). Ещё одно шейное украшение представляет собой две вертикальные полосы красной ткани, отделанные зелёной тесьмой, между которыми в несколько рядов протянуты нити с крупными розовыми бусинами и бисером.

Головной убор выполнен в коричневатых тонах, расшит спереди серебряными нитями и украшен по всей поверхности тонкой геометрической вышивкой. На висках пришиты чёрные помпоны из шерстяных ниток, а сзади, на затылке, — кисти, также из чёрных шерстяных нитей.

Можно предположить, что рассмотренный комплекс скорее всего принадлежал замужней, возможно уже немолодой, женщине. Сомнение вызывает длина шушки, предположительно укороченная в процессе носки (нижний край никак не оформлен и не подшит). Также сомнительно выглядит передник, имеющий более раннюю по времени, чем основная часть, полосу ткани, украшенную лентами. Если учитывать празднично украшенную понёву, пояс и другие детали костюма, можно предположить, что передник был добавлен к костюму позднее.

Комплекс, находящийся в музее ГАСК, имеет некоторое сходство (покрой шушки, техника, узор и цвет пояса) с элементами костюма Рязанской губернии, Скопинского уезда, находящимися в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Это сходство не может точно указывать на происхождение костюма, но может подсказать направление для дальнейших исследований.

1 Пармой Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Легпромбытиздат, 1994. - С. 187-188.

2 Там же.-С. 220-221.

3 Скопинская керамика. История Скопинского гончарного художественного промысла. // http:// skorpin.ru (дата обращения: 25.01.2010).

4 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.